Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные термины и понятия, характеризующие систему




№ п/п Термины и понятия ■J] |1|; ■■ 1............................... —......................... 11........................ 1 Ир Определение термина (понятия)
1. Элемент Наименьшее звено в структуре системы, внутреннее, строение ко­торого не рассматривается на выбранном уровне анализа
2. Связи Различные технические, технологические, коммуникационные, транспортные и другие каналы, объединяющие элементы, входя­щие и не входящие в систему
3. Структура системы Совокупность элементов и связей, определяющих внутреннее стро­ение и таможенную систему объекта как целостной системы
4. Подсистема Часть системы, внутреннее строение которой рассматривается на выбранном уровне анализа
5. Внешняя среда системы Макросреда (макро-, метасистема), с компонентами которой систе­ма имеет прямые или косвенные связи

 

В основе общего подхода к любой сложной системе (например, орга­низации, бизнес-процесса) лежат системная концепция и системный подход.

Системная концепция отвечает на вопрос: какую систему мы строим? Главные компоненты концепции:

• видение системы;

• цель построения системы;

• идеи и принципы построения системы;

• модель системы и ее системные характеристики;

• стратегия достижения цели;

• механизм реализации стратегии.


Системный подход отвечает на вопрос: как мы строим систему? Он способствует адекватной постановке научных и прикладных проблем, а также выработке эффективной стратегии их решения.

Системный поход — это общенаучная концепция, реализующая фило­софский npumfun системности в подходах и методах решения сложных междисциплинарных проблем. Системный подход — это методология иссле­дования, проектирования и конструирования объектов как систем.

На основе системного подхода формируются целостная концепция си­стемы и системного исследования, представляемые:

• философскими основаниями исследования;

• теоретическими положениями для определения и формализации объ­екта или процесса как системы;

• условиями интеграции методов различных научных теорий в струк­туру системных исследований, логикой обеспечения целостности и раз­носторонности процесса исследований от постановки задачи до получения и анализа результатов ее решения;

• системной технологией исследования.

Основные положения системного подхода:

• любой объект (например, таможенная система или бизнес-процесс) — это открытая система, активно взаимодействующая с внешней средой (макросистемой);

• эффективность системы определяется не только ее системными каче­ствами, но и условиями окружающей среды;

• элементы системы рассматриваются в их взаимосвязи и в развитии.

Методология системного подхода определяет уровни декомпозиции и

процедуры анализа и/или синтеза систем, удовлетворяющих тем или иным, заранее сформулированным требованиям.

Отбор удовлетворительных вариантов производится на каждом рас­сматриваемом уровне представления системы (концептуальном, функцио­нальном, технологическом) поэтапно (отбор структур, параметров, режимов).

На каждом уровне-этапе действует свой набор критериев, учитывается своя априорная информация, которая меняется при переходе от уровня к уровню и от этапа к этапу, пополняясь за счет промежуточных системных решений. Вариант схемы декомпозиции представлен на рисунке 5.16.


С И С

т

Е

м

А П

ho

Комплекс задач
Комплекс инструментальных
Комплекс технологических процедур
Комп л екс фи зи ческнх средств и кадровое обеспечение
Рис. 5.16. Схема декомпозиции на основе системного подхода
средствТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕДУРЫ

К А 3 А Т Е Л Е й


 

 


Все методологические процедуры системного подхода могут быть све­дены к следующим трем:

• процедура, реализующая анализ (синтез) системы от частного к об­щему;

• процедура, реализующая анализ (синтез) системы от общего к част­

ному;

• процедура гибридного типа.

Первый случай связан с первичной разработкой элементов системы и с последующим конструированием на их основе обобщенных структур и си­стемы в целом для решения главных функциональных задач.

Преимущество подхода — в уменьшении риска (ошибок, неадекватно­сти цели) при построении системы за счет ее постепенного пошагового раз­вития в соответствии с предъявленными к ней требованиями.

Недостаток подхода — необходимость большого числа проработок, предшествующих непосредственной разработке системы.

Во втором случае предполагается первоначальная разработка кон­цепции или концептуальной модели системы. Последующие шаги — это де­тализация элементов модели и их взаимосвязей.

Достоинство — строгая логичность процедуры синтеза системы.

Недостаток — сложность разработки обобщенных моделей систем, большая вероятность риска, что система не будет полностью удовлетворять предъявляемым к ней требованиям.

Третий случай предполагает наличие нескольких интерактивных шагов, на каждом из которых может использоваться одна из вышеописанных проце- ДУР-



5.5. Ситуационный подход [24]

Ситуационный подход внес большой вклад в теорию управления, ис­пользуя возможности прямого приложения науки к конкретным ситуациям и условиям. Центральным моментом ситуационного подхода является ситуа­ция, ситуационный сценарий, т.е. конкретный набор фактров-обстоятельств, которые сильно влияют, например, на таможенную систему в данное кон­кретное время.

В ситуационном подходе принятие решений ставится в прямую зави­симость от анализа факторов внешней среды. Сочетание системного и си­туационного подхода значительно усиливает значение последнего в процессе принятия управленческих решений.

Из-за того, что в центре внимания оказывается ситуация, ситуационный подход подчеркивает значимость «ситуационного мышления». Используя этот подход, руководители могут лучше понять, какие приемы будут в боль­шей степени способствовать достижению целей организации в конкретной ситуации.

Ситуационный, как и системный подход не является простым набором предписываемых руководств. Это скорее способ мышления об органи­зационных проблемах и их решениях. В нем содержится концепция процесса управления, применимая ко всем таможенным системам. Но ситуационный подход признает, что, хотя общий процесс одинаков, специфические приемы, которые должен использовать руководитель, могут значительно варьиро­ваться.

Например, все организации должны создавать организационные струк­туры для того, чтобы добиться своих целей. Однако существует множество различных способов построения таких структур. Может быть создано много или мало уровней управления. Руководители среднего и низового звеньев мо­гут получить большую долю участия в принятии решений, или, наоборот, ру­ководители высшего звена могут резервировать за собой право принимать самые ответственные решения.

Если определенный род деятельности может логически соответствовать двум различным подразделениям, руководство должно решить, кто же из них будет конкретно заниматься этим.

Ситуационный подход пытается увязать конкретные приемы и концеп­ции с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь це­лей организации наиболее эффективно.

Ситуационный подход концентрируется на ситуационных различиях между организациями и внутри самих организаций. Он пытается определить, каковы значимые переменные ситуации и как они влияют на эффективность организации.

Методологическую процедуру ситуационного подхода можно пред­ставить следующими основными этапами.

1. Руководитель должен быть знаком со средствами профессионального управления, которые доказали свою эффективность. Это подразумевает по­нимание процесса управления, теоретических основ управления, системного анализа, методов планирования и контроля и количественных методов приня­тия решений.

2. Каждая из управленческих концепций и методик имеет свои сильные и слабые стороны или сравнительные характеристики в случае, когда они при­меняются к конкретной ситуации. Руководитель должен уметь предвидеть вероятные последствия — как положительные, так и отрицательные — от применения данной методики или концепции.

3. Руководитель должен уметь правильно интерпретировать ситуацию. Необходимо правильно определить, какие факторы являются наиболее важ­ными в данной ситуации и какой вероятный эффект может повлечь их воз­действие.

4. Руководитель должен уметь увязывать конкретные приемы принятия решений с конкретными ситуациями, тем самым обеспечивая достижение це­лей организации самым эффективным путем в условиях существующих и прогнозируемых обстоятельств.

Успех или неуспех ситуационного подхода в значительной степени зиждется на третьем шаге, определяющем сценарий развития ситуаций. Если такой сценарий не будет адекватным, то и формируемое управленческое ре­шений не будет эффективным.

Невозможно, однако, определить все факторы, влияющие на тамо­женную систему. Буквально каждая грань человеческого характера и лич­ности, каждое предыдущее управленческое решение и все, что происходит или будет происходить во внешнем ее окружении, определенным образом влияет на управленческие решения. Для практических целей руководители могут рассматривать только те факторы, которые наиболее значимы для си­стемы, и те, которые, скорее всего, могут повлиять на ее успех. Устранив ма­лозначимые различия между ситуациями, мы сокращаем число переменных до разумных пределов без ощутимой потери точности.

В данной дисциплине предлагается комплексное применение систем­ного, процессного и ситуационного подходов для решения задач управления. Системный и процессный подходы в большей степени применимы для си­стемного представления и описания таможенных объектов, ситуационный — для описания ситуационных сценариев.


a vo

ca

Л


5.6. Целостно-эволюционный подход19

В основе целостно-эволюционного подхода — целостное представление системы (объекта, процесса или явления) и когнитивная технология ее позна­ния.

Целостное представление системы есть представление ее как вложен­ной системы, выделенной из макро- и метасистем по целям, функциям, эле­ментам, связям и параметрам динамики эволюции. Когнитивная технология — это технология формирования, накопления и использования знаний о си­стеме в условиях ее эволюции.

Содержание подхода определяется следующими положениями:

«любая сложная система представляет собой вложенную систему, вы­деленную из макро- и метасистем по целям, функциям, элементам, связям и параметрам динамики эволюции;

• процессы в структурированной макросистеме отображаются согласо­ванной многоуровневой системой информационных потоков (системой зна­ний);

® система знаний формируется в процессе познания изменений и пре­образований в макро-, метасистеме и в системе.

На базе такого подхода формируется иерархическая система знаний о таможенной системе и ее окружении как о макросистеме в виде комплекса моделей; создаются методическое обеспечение и технологическая платформа для эффективного решения задач управления.

Основное содержание целостно-эволюционного подхода к управлению та­моженным делом раскрывается на рисунке 5.17.

Здесь таможенное дело как объект управления еще больше детализировано. Оно представляется в виде таможенного института, таможенной организации и таможенной деятельности.

Такой объект непрерывно эволюционирует, находясь на различных стадиях институционализации: создания, применения, развития.

При этом требуется осуществлять управление как таможенным делом в це­лом (таможенным институтом, организацией, деятельностью), так и процессом институционализации таможенного дела (созданием, применением, развитием).

Классификация видов управления таможенным делом в рамках целост­но-эволюционного подхода предложена на рисунке 5.18.

В данном разделе курса основное внимание уделено вопросам управления та­моженными органами. Основные из них следующие:

• управление таможенными институтами;

• механизм управления таможенными органами;

• оперативное управление таможенными органами;

• тактическое управление таможенными органами (управление мо­дернизацией);

• стратегическое управление (управление развитием) таможенными органами.

В каждом конкретном случае речь идет о том, что цели применения таможен­ных органов (краткосрочные, среднесрочные или долгосрочные) достигаются за счет реорганизации существующей системы или ее качественных изменений.

Оперативное управление применением таможенных органов рассчитано на краткосрочную перспективу (например, год) и осуществляется преимущественно за счет структурно-организационных изменений в системе таможенных органов.



Рис. 5.18. Классификация видов управления таможенным делом на основе целостно-эволюционного подхода

 

Центральное место в целостно-эволюционном представлении занимает идея «вложенных» систем. Рассмотрим ее на примере решения проблемы ин­форматизации макросистемы.

В таком примере «вложенность» систем следующая (рис. 5.15): макро­система (М) — объект информатизации, метасистема (S) — лицо, принима­ющее решение (ЛПР), и система (Т) — информационные технологии и сред­ства (ИТиС) — интегрированная база знаний (ИБЗ).

продуктивное взаимодействиее Рис. 5.19. Структура вложенных систем и процессов приобретения знаний в общем К-канале

 

Основная цель информатизации — сохранить целостность процесса при­обретения знаний в условиях эволюции макросистемы. При этом элементар­ной ячейкой приобретения знаний является когнитивный канал (К-канал) — система, состоящая из интегрированной базы знаний и программно- технических средств, которые обеспечивают формирование нового знания и продуктивные действия в соответствии с проблемной ситуацией.

Структуре «вложенных» К-каналов (макро-, метасистемного и системно­го) соответствует структура реализуемых в них процессов приобретения зна­ний — когнитивных процессов (К-процессов). В свою очередь в рамках каж­дого К-процесса реализуется одна или несколько интеллектуальных функций. Их место и роль в процессе приобретения знаний представлены на рисун­ке 5.20.

Структура К-процессов в макросистемном К-канале отражена на рисунке 5.3. Формирование нового знания (в пределах К-канала) осуществляется на основе процессов интеллектуальной интеграции и интеллектуализации. В первом случае канал под воздействием К-канала более высокого уровня настраиваются на выполнение того или иного К-процесса. Во втором — вы­полняется конкретный К-процесс и результаты передаются в интегрирован­ную базу знаний данного К-канала.

Эффективная конфигурация моделей, методического обеспечения и тех­нологической платформы информатизации для различных вложенных систем и условий их совместной эволюции в целом определяется мета-технологией информатизации, называемой когнитивно-продуктивной.


Рис. 5.20. Интеллектуальные функции в когнитивных каналах

 

Базовый алгоритм когнитивно-продуктивной метатехнологии пред­ставлен на рисунке 5.21. Он включает три уровня реализации: Y, I, D.

На информационном уровне (Y) осуществляется идентификация и фор­мулирование проблемной ситуации (проблемы).

На когнитивном уровне (I) реализуются интеллектуальные функции, в зависимости от характера проблемной ситуации, и формируются знания, а на продуктивном (D) — актуализируется адекватная парадигма продуктивной технологии.

Такая процедура предполагает: коррекцию продуктивной технологии, адаптацию продуктивной технологии или смену ансамбля продуктивных тех­нологий.

Нетрудно заметить, что реализация как когнитивной, так и продуктивной технологий предполагает всеобъемлющую системную интеграцию методи­ческого и информационного обеспечения и программно-технических средств в целях решения широкого спектра задач анализа или синтеза. Пред­полагается, что такая интеграция осуществляется с учетом эволюции струк­туры макросистемы, то есть является целостно-эволюционной.

Основным инструментальным средством когнитивно-продуктивной ме­татехнологии является автоматизированное слежение (мониторинг) за эволю­цией макросистемы, имитация дерева эволюции информационных потоков и выбор его прогрессивных ветвей, имитация и поиск приемлемого варианта архитектуры ИТиС в пределах выбранной ветви, коррекция когнитивного и продуктивного ресурсов ИТиС.

Рис. 5.21. Алгоритм функционирования когнитивно- продуктивной метатехнологии

 

Таким образом, целостно-эволюционный подход предлагает следующие возможности по информатизации макросистемы:

• работать со знанием в каждой конкретной системе;

• в соответствии со спектром выполняемых интеллектуальных функций и К-процессов учитывать в составе ИТиС сложную структуру иерархии мо­делей макросистемы;

• опираясь на свойства метатехнологии как открытой системы, обеспе­чивать эффективное развитие методического и информационного обеспе­чения макро, матасистемы и системы в целом.

По сути, целостно-эволюционный подход является интегрирующим, объеди-няя в себе процессный, ситуационный и системный подходы на уровне формирования знаний о таможенных процессах и таможенной органи­зации в целом в условиях происходящих изменений.


з 5


Таможенная система во всех ее проявлениях — институт, организация (таможенный орган, структурное подразделение таможенного органа), техно­логия деятельности таможенного органа, таможенные услуги, таможенный персонал — представляет собой сложный объект управления.

Главный методологический принцип подготовки управленческого реше­ния для таможенных органов России следующий: таможенную систему необ­ходимо рассматривать как целое, как систему, существующую в среде и вза­имодействующую с другими системами. Лишь при таких условиях могут быть выявлены причины проблем, возникающих у организации, источники и направления их развития. Только на этой основе могут быть определены це­ли, способы и требуемые ресурсы для всестороннего решения проблемы. При этом весь процесс принятия решения должен быть систематизирован и тех­нологичен.

Известен достаточно широкий спектр подходов, которые внесли су­щественный вклад в развитие теории и практики управления. Таможенный менеджмент в полной объеме опирается на принятую методологию, ва­риативно используя ее в зависимости от особенностей таможенной системы и характера решаемых проблем.

Применительно к таможенной практике в последнее годы все более ши­рокий интерес вызывают процессный, системный, ситуационный и наиболее активно развивающийся в настоящее время целостно-эволюционный (когни­тивный) подходы.

Процессный подход рассматривает деятельность таможенных органов как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций и техно­логических функций — бизнес-процессов.

Системный подход рассматривает таможенную систему как сово­купность взаимозависимых элементов, таких, как люди, структура, задачи и технология деятельности, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды.

Ситуационный подход концентрируется на том, что выбор управ­ленческого решения определяется ситуацией. Поскольку существует большое количество факторов, влияющих на таможенную систему, то не существует единого «лучшего» способа управлять организацией. Самым эффективным в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации.

Целостно-эволюционный или когнитивный подход — это подход к фор­мированию, накоплению и использованию знаний об эволюции ее целост­ности в условиях изменений.

Интеграция таких подходов предоставляет самые широкие возможности в решении проблем, возникающих в таможенном деле на любом уровне ее представления: институциональном, организационном, процессном, ре­сурсном или на уровне предоставляемых услуг — конечном результате дея­тельности. Роль интегратора выполняет целостно-эволюционный подход. Он объединяет в себе процессный, ситуационный и системный подходы на уровне формирования знаний о таможенных процессах и таможенной органи­зации в целом.

_________________ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ ________________________

Вопросы для самопроверки

1. Какой методологический принцип определяет сущность управ­ления?

2. Какие методологичеекие подходы примяется при решении проблем к управленческой деятельности?

3. В чем особенности различных подходов к управлению в таможен­ных органах (,процессий, системный, ситуационный, целостно-эволюцион­ный)?

Кейс ситуация

Одной из стратегических целей функционирования ФТС России является «Повы­шение качества предоставления услуг таможенными органами, сокращение издержек участников внешнеэкономической деятельности и государства, связанных с таможен­ным оформлением и таможенным контролем».

Актуальность цели обусловлена тем, что внедрение новых прогрессивных техно­логий таможенного администрирования, оптимизация таможенных процедур, повыше­ние уровня их транспарентности, расширение практики информирования и консульти­рования участников ВЭД, а также развитие таможенной инфраструктуры и ее техниче­ской оснащенности, увеличение пропускной способности пунктов пропуска через госу­дарственную границу Российской Федерации способствуют формированию благопри­ятных условий внешнеэкономической деятельности, повышению качества предоставле­нии таможенных услуг юридическим и физическим лицам, снижению избыточных ад-

...... истративных барьеров, росту благосостояния населения и оказывают позитивное

влияние на темпы роста экономического развития и активности в сфере бизнеса.

Степень достижения данной стратегической цели ФТС России характеризуется следующими показателями.

1. Время проведения таможенных процедур, необходимое для выпуска товаров при таможенном оформлении в месте их декларирования.

2. Время на выполнение таможенных процедур в автомобильных пунктйх пропус­ки через государственную границу Российской Федерации.

3. Доля государственных услуг и функций, предоставляемых и исполняемых ФТС России в соответствии с административными регламентами, в общем объеме государ­ственных услуг и функций ФТС России.

4. Доля участников ВЭД, положительно оценивающих работу таможенных орга­нов, в общем числе опрошенных.

ЗАДАНИЕ. На основе принципиальной (базовой) модели управления определите основные элементы таможенной системы и методологические подходы к управлению согласно представленным данным._____________________________________________________


Тема 6. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО РОССИИ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...