Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Системные таможенные функции





 

 


ИНФОРМАЦИОННАЯ,

КОНТРОЛЬНАЯ
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ
РЕГУЛИРУЮЩАЯ
ФИСКАЛЬНАЯ

НАУЧНО- ИГГПРЛПНА ТРПЬСКА я


 

 


ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА

^ -ТАМОЖЕННОГОДЕЛА:;; ' таможенное законодательство и нормативно-правовые акты в области таможенного регулирования_______________________________________ :

ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА: организация таможенного регулирования в системе государственных органов власти

технология и инфраструктура таможенного дела:

__;

технологическое, кадровое и инфраструктурное и другие виды обеспе­чения таможенного регулирования

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СИСТЕМЫ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИИ

Рис. 6.2. Морфологическая модель таможенного дела России

В таможенном менеджменте таможенное дело представляется объектом управления и раскрывается в следующих формах:

• институциональная — таможенное дело как институт;

• организационная (системная) — таможенное дело как иерархия та­моженных систем;

• процессная — таможенное дело как процесс (процедура) деятель­ности;

• полимодельная — таможенное дело как совокупность моделей ин­ститутов, систем, функций, процессов, организаций и т.п.

На современном историческом этапе в соответствии с Конституцией России основное содержание таможенного дела раскрывается через понятие «таможенное регулирование»[25].


Под таможенным регулированием будем понимать установление и при­менение порядка и правил, при соблюдении которых юридические и физиче­
ские лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.

ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО

Таможенное регулирование в процессе таможенной деятельности реали­зуется в форме таможенного контроля. И в этой связи целесообразно рас­сматривать государственные функции регулирования и контроля внешне­экономической деятельности во взаимосвязи, как единое целое.

Представленный системный взгляд на таможенное дело, структуризация такого понятия позволяют сделать следующие важные обобщения.

Понятие «таможенное дело» (рис. 6.3) является самым общим, самым широким понятием и представляет собой в определенном отношении собира­тельный термин, охватывающий весь спектр вопросов теории и практики та­моженного строительства и деятельности таможенных органов в России. Этот термин определяет конкретное направление деятельности государства по успешному решению задач государственного управления экономикой России, прежде всего в одном из основных ее секторов — в секторе внешней торгов­ли.

По сути, в этом понятии содержится ответ на один из ключевых вопро­сов государственного строительства: что делать для достижения поли­тических и социально-экономических целей в этом секторе или еще шире — в сфере внешнеэкономической деятельности. Поэтому это особая сфера инте­ресов, особая форма деятельности государства, особый государственный ин­ститут.

ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО

ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО с позиций процедурного содержания:

порядок и условия (процедура) перемещения через границу товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного оформления,


В широком понимании термин «таможенное дело» объединяет в себе следующие направления таможенной теории и практики:

• таможенную политику государства — курс действий и систему мер таможенного регулирования и контроля, проводимых государством в об­ласти внешнеторговой деятельности; она определяет идеологию, цели и зада­чи таможенного дела на конкретном историческом этапе;

• общегосударственную функцию, реализуемую в целях обеспе­чения эффективной политики — таможенное регулирование',

• форму реализации таможенного регулирования — таможенный контроль в его широком понимании;

законодательное и нормативно-правовое обеспечение таможен­ного регулирования и контроля;

организацию таможенного регулирования и контроля в системе государственных органов власти;

• вопросы технологического, кадрового, инфраструктурного и дру­гих видов обеспечения таможенного регулирования и контроля.

В практическом отношении ответ на вопрос: «Что делать?» превра­щается в следующие два вопроса: как это делать и чем (какими инстру­ментами) это делать. Поскольку наиболее явная форма воздействия госу­дарства на экономические процессы — это управление, а государственные институты — это институты управления, то из всего этого вытекают два важ­ных следствия[26].

Процесс управленческого воздействия должен быть соотнесен с одной или несколькими функциями управления. В данном случае, как уже отме­чалось, в качестве такой функции конституционно закреплена функция тамо­женного регулирования. Другими словами, таможенное дело в функцио­нально-процедурном выражении напрямую соответствует одной из функций государственного управления — таможенному регулированию.

В процессе таможенной деятельности функция регулирования реали­зуется в форме таможенного контроля. И в этой связи, учитывая известный исторический опыт, целесообразно рассматривать функции регулирования и контроля внешнеэкономической деятельности во взаимосвязи, как единое це­лое.

Для реализации функции таможенного регулирования необходимы адек­ватные инструменты. Учитывая то, что речь идет о государственном управ­лении, то ответ на второй вопрос (какими инструментами реализовать функ­цию) практически предопределен: инструментами администрирования или административными мерами и средствами.

11 общем случае администрирование — это деятельность по руководству порученным участком работы посредством административных методов vправления. Административные или административно-управленческие мето- ш способы воздействия на управляемый объект в целях обеспечения од­ин ишчмого поведения и действия исполнителей в сложившейся ситуации.

11о аналогии введем следующие определения таможенного администри­рования. В широкой постановке таможенное администрирование — специ­фическая методология управления, система административных методов и и ппологий воздействия на сферу ВЭД, организуемые и управляемые с целью ьк'н'стненной реализации функций таможенного регулирования и контроля, шцгпечепия социально-экономической эффективности этого сектора эконо­мики России.

Колее простое, но не менее сущностное определение следующее. Тамо- м'нмое администрирование представляет собой совокупность средств и ме- тдов обеспечения реализации функций таможенного регулирования и кон- I роля.

Управленческая сущность таможенного администрирования заклю- чш'и'и в том, что оно представляет собой системное организационно-техно- иннчеекое воздействие таможенных органов России на сферу ВЭД с целью и- >ффективного регулирования.

В правовом и организационно-технологическом отношениях таможен­ное администрирование представляется соответствующими институтами33, а м их системном выражении — системой таможенного администрирования. Дин России в современных условиях организационное «ядро» такого инсти- I v in Федеральная таможенная служба.

Казуальная последовательность эволюции понятия «таможенное дело» | чемнтично представленная на рисунке 6.4.

Таможенное администрирование осуществляется на двух качественно |ы шичимых организационных уровнях (уровнях администрирования).

Па нервом уровне администрирования формируется политика, опреде- iiMioгея идеи, цели, экономические механизмы и стратегия таможенного дела. I l.i втором — создаются и функционируют организационно-технологические инструменты и осуществляется практическая реализация таможенного регу- нпроиапня и контроля.

Правовую основу такого подхода составляют: Конституция Российской Фгцерпции, Таможенный кодекс Российской Федерации, другие федеральные

Институт (от лат institutum — установление, учреждение) — организация норм права, пчшп.нииощих определенный круг общественных установлений. В контексте данного из- ||ц/Н'

Gt;1 институт рассматривается как определенное учреждение или организация, фор­мируемые и действующие в рамках соответствующей совокупности норм права. В этой | "и hi н дальнейшем будем выделять два основных аспекта: институционально-правовой и иипитуционально-организационный и два соответствующих института: правовой инсти- ц I н организацию. законы и нормативные правовые акты Российской Федерации, а также меж­дународные конвенции в области таможенного дела. Рис. 6.4. Казуальная последовательность эволюции понятия «таможенное дело»  

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...