Системные таможенные функции
ИНФОРМАЦИОННАЯ,
НАУЧНО- ИГГПРЛПНА ТРПЬСКА я
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ^ -ТАМОЖЕННОГОДЕЛА:;; ' таможенное законодательство и нормативно-правовые акты в области таможенного регулирования_______________________________________ : ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА: организация таможенного регулирования в системе государственных органов власти технология и инфраструктура таможенного дела:
технологическое, кадровое и инфраструктурное и другие виды обеспечения таможенного регулирования ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СИСТЕМЫ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИИ Рис. 6.2. Морфологическая модель таможенного дела России В таможенном менеджменте таможенное дело представляется объектом управления и раскрывается в следующих формах: • институциональная — таможенное дело как институт; • организационная (системная) — таможенное дело как иерархия таможенных систем; • процессная — таможенное дело как процесс (процедура) деятельности; • полимодельная — таможенное дело как совокупность моделей институтов, систем, функций, процессов, организаций и т.п. На современном историческом этапе в соответствии с Конституцией России основное содержание таможенного дела раскрывается через понятие «таможенное регулирование»[25]. Под таможенным регулированием будем понимать установление и применение порядка и правил, при соблюдении которых юридические и физиче
Таможенное регулирование в процессе таможенной деятельности реализуется в форме таможенного контроля. И в этой связи целесообразно рассматривать государственные функции регулирования и контроля внешнеэкономической деятельности во взаимосвязи, как единое целое.
Представленный системный взгляд на таможенное дело, структуризация такого понятия позволяют сделать следующие важные обобщения. Понятие «таможенное дело» (рис. 6.3) является самым общим, самым широким понятием и представляет собой в определенном отношении собирательный термин, охватывающий весь спектр вопросов теории и практики таможенного строительства и деятельности таможенных органов в России. Этот термин определяет конкретное направление деятельности государства по успешному решению задач государственного управления экономикой России, прежде всего в одном из основных ее секторов — в секторе внешней торговли. По сути, в этом понятии содержится ответ на один из ключевых вопросов государственного строительства: что делать для достижения политических и социально-экономических целей в этом секторе или еще шире — в сфере внешнеэкономической деятельности. Поэтому это особая сфера интересов, особая форма деятельности государства, особый государственный институт.
ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО с позиций процедурного содержания: порядок и условия (процедура) перемещения через границу товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного оформления, В широком понимании термин «таможенное дело» объединяет в себе следующие направления таможенной теории и практики: • таможенную политику государства — курс действий и систему мер таможенного регулирования и контроля, проводимых государством в области внешнеторговой деятельности; она определяет идеологию, цели и задачи таможенного дела на конкретном историческом этапе;
• общегосударственную функцию, реализуемую в целях обеспечения эффективной политики — таможенное регулирование', • форму реализации таможенного регулирования — таможенный контроль в его широком понимании; • законодательное и нормативно-правовое обеспечение таможенного регулирования и контроля; • организацию таможенного регулирования и контроля в системе государственных органов власти; • вопросы технологического, кадрового, инфраструктурного и других видов обеспечения таможенного регулирования и контроля. В практическом отношении ответ на вопрос: «Что делать?» превращается в следующие два вопроса: как это делать и чем (какими инструментами) это делать. Поскольку наиболее явная форма воздействия государства на экономические процессы — это управление, а государственные институты — это институты управления, то из всего этого вытекают два важных следствия[26]. Процесс управленческого воздействия должен быть соотнесен с одной или несколькими функциями управления. В данном случае, как уже отмечалось, в качестве такой функции конституционно закреплена функция таможенного регулирования. Другими словами, таможенное дело в функционально-процедурном выражении напрямую соответствует одной из функций государственного управления — таможенному регулированию. В процессе таможенной деятельности функция регулирования реализуется в форме таможенного контроля. И в этой связи, учитывая известный исторический опыт, целесообразно рассматривать функции регулирования и контроля внешнеэкономической деятельности во взаимосвязи, как единое целое. Для реализации функции таможенного регулирования необходимы адекватные инструменты. Учитывая то, что речь идет о государственном управлении, то ответ на второй вопрос (какими инструментами реализовать функцию) практически предопределен: инструментами администрирования или административными мерами и средствами. 11 общем случае администрирование — это деятельность по руководству порученным участком работы посредством административных методов vправления. Административные или административно-управленческие мето- ш способы воздействия на управляемый объект в целях обеспечения один ишчмого поведения и действия исполнителей в сложившейся ситуации.
11о аналогии введем следующие определения таможенного администрирования. В широкой постановке таможенное администрирование — специфическая методология управления, система административных методов и и ппологий воздействия на сферу ВЭД, организуемые и управляемые с целью ьк'н'стненной реализации функций таможенного регулирования и контроля, шцгпечепия социально-экономической эффективности этого сектора экономики России. Колее простое, но не менее сущностное определение следующее. Тамо- м'нмое администрирование представляет собой совокупность средств и ме- тдов обеспечения реализации функций таможенного регулирования и кон- I роля. Управленческая сущность таможенного администрирования заклю- чш'и'и в том, что оно представляет собой системное организационно-техно- иннчеекое воздействие таможенных органов России на сферу ВЭД с целью и- >ффективного регулирования. В правовом и организационно-технологическом отношениях таможенное администрирование представляется соответствующими институтами33, а м их системном выражении — системой таможенного администрирования. Дин России в современных условиях организационное «ядро» такого инсти- I v in Федеральная таможенная служба. Казуальная последовательность эволюции понятия «таможенное дело» | чемнтично представленная на рисунке 6.4. Таможенное администрирование осуществляется на двух качественно |ы шичимых организационных уровнях (уровнях администрирования). Па нервом уровне администрирования формируется политика, опреде- iiMioгея идеи, цели, экономические механизмы и стратегия таможенного дела. I l.i втором — создаются и функционируют организационно-технологические инструменты и осуществляется практическая реализация таможенного регу- нпроиапня и контроля. Правовую основу такого подхода составляют: Конституция Российской Фгцерпции, Таможенный кодекс Российской Федерации, другие федеральные Институт (от лат institutum — установление, учреждение) — организация норм права, пчшп.нииощих определенный круг общественных установлений. В контексте данного из- ||ц/Н'
Gt;1 институт рассматривается как определенное учреждение или организация, формируемые и действующие в рамках соответствующей совокупности норм права. В этой | "и hi н дальнейшем будем выделять два основных аспекта: институционально-правовой и иипитуционально-организационный и два соответствующих института: правовой инсти- ц I н организацию. законы и нормативные правовые акты Российской Федерации, а также международные конвенции в области таможенного дела. Рис. 6.4. Казуальная последовательность эволюции понятия «таможенное дело»
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|