Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Функционально-технологическое представление таможенной системы




Деятельный подход к структуризации объекта управления примени­тельно к таможенной службе проявляется в согласованности следующих тех­нологий деятельности (рис. 6.8): технологии ВЭД, единой технологии тамо­женной деятельности, процедур технологического обеспечения таможенной деятельности.

По сути это совокупность вложенных технологий деятельности. При этом нижний или первый уровень представляется системой технологического обес­печения единой системы таможенных органов. Это открытая распределенная многоуровневая система технических и информационных сред и средств, обеспечивающих деятельность личного (кадрового) состава таможенных ор­ганов. Иногда данная совокупность называется производственно-технической сферой.

ТЕХНОЛОГИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ 1. Д;., Г".'У„л,ьЕнСаСДИ РФ #

СХНОЛОГИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ

I.. jj* 1§, II "4- % ш Ф I

ПРОЦЕДУРЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЮ

ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.......

ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ

'.". ".... -....... — -.у.: ■■...........

Рис. 6.9. Таможенная служба России как совокупность вложенных технологий — технологический аспект

Второй уровень вложенности представлен инфраструктурными и со­циальными компонентами единой системы таможенных органов. В рамках та­кой системы специалисты таможенной службы решают поставленные перед ними задачи, используя возможности технологического обеспечения по пред­писанным процедурам и операциям таможенной деятельности (в общем слу­чае — по единой таможенной технологии). Не менее известное наименование данной системы — социально-производственная сфера.

Как уже показано, в свою очередь, единая система таможенных органов является одним из элементов системы внешнеэкономической деятельности,

обеспечивающей достижение своих целей на основе соответствующей стра­тегии по соответствующей технологии.

Пример функциональной структуры деятельности гипотетического таможенного органа представлен на рисунке 6.10.

СИСТЕМА СИСТЕМА ВНЕШНИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ Рис. 6.10. Функциональная структура деятельности гипотетического таможенного органа Такая структура сформирована на основе деятельного подхода. В рамках структуры определены: - деятельность таможенной службы России как процедурно-техноло­гическое выражение таможенной политики государства; - виды деятельности (оперативная, экономическая, правовая и др.) как направления реализации системных таможенных функций;


- управление (управленческая деятельность) как совокупность процедур оперативного управления и контроля, программно-целевого планирования и управления;

- информационно-аналитическая деятельность как направление деятель­ности и информационная платформа для реализации всех видов деятельности таможенных органов, а также эффективная обратная связь, обеспечивающая органы управления материалами оперативной диагностики и рекомендациями по корректировке процессов управления и развития;

- система внешних факторов и система показателей деятельности как основные характеристики условий и результатов таможенной деятельности.

Для любого из видов таможенной деятельности и для всей их сово­купности могут быть выделены следующие квазинезависимые направления: деятельность в интересах государства, деятельность в интересах участника ВЭД, деятельность в собственных интересах.

Таможенное дело — это сфера государственной политики, особая об­ласть государственных интересов, специфическое направление деятельности системы государственной власти по регулированию и контролю эконо­мических процессов России, в первую очередь ее внешнеторговой деятель­ности. Понятие «таможенное дело» является самым общим, самым широким понятием и представляет собой в определенном отношении собирательный термин, охватывающий весь спектр вопросов теории и практики таможенного строительства и деятельности таможенных органов в России. Этот термин определяет конкретное направление деятельности государства по успешному решению задач государственного управления экономикой России, прежде всего в одном из основных ее секторов — в секторе внешней торговли.

С позиций системного подхода таможенное дело можно представить как целостную систему, которая структурно и функционально раскрывается через следующие компоненты:

• таможенную политику — идеологический аспект;

• условия и порядок таможенного регулирования и контроля — функ­ционально-технологический аспект;

• федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в обла­сти таможенного дела — институциональный и организационный аспекты.

В данной конструкции все компоненты находятся во взаимосвязях друг с другом и составляют органически целостную совокупность разноуровневых элементов и называемую таможенным делом. В зависимости от целей управ­ления и принятия управленческих решений, любой из компонентов таможен­ного дела, и таможенное дело в целом, могут быть представлены таможенной системой. В такой системе, с одной стороны, выделяют структурный аспект и характеризуют ее организационной структурой. В таком представлении си­стемные таможенные функции реализуются в единой системе таможенных органов России. Такой подход к структуризации принято называть органи­зационно-функциональным. С другой стороны, выделяют деятельный или технологический аспект: таможенная служба России представляется единой технологией реализации системы таможенных функций. При этом вы­полнение функций таможенных органов по направлениям деятельности обес­печивается соответствующими таможенными технологиями — техно­логиями деятельности таможенных органов. Структуризацию по направле­ниям деятельности принято называть также функционально-технологи­ческой, а соответствующий подход — деятельным.

Представленные особенности структуризации позволяют рассматривать таможенную службу в виде организационной, технологической или организа- ционнотехнологической систем. Речь идет о таможенной службе как о едином нормативно-правовом и информационно-технологическом комплексе, о целостной организации. Этот вариант является наиболее полным представлением системы, но и наиболее сложным для изучения и управления.

____________________ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ _______________________

Вопросы для самопроверки

1. В чем сущность морфологической модели таможенного дела?

2. Какова иерархия таможенной системы?

3. В чем сущность полимодельного представления таможенной си­стемы?

4. Какое организационно-структурное и функционально-техно­логическое представление таможенной системы опредлеяет ее функцио­нирование?

Кейс ситуация

Фрагмент Федерального закона Российской Федерации от 27 ноября 2010 года № 311 -ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»:

«...Статья 2. Таможенное регулирование и таможенное дело в Российской Федера­ции.

1. Таможенное регулирование в Российской Федерации в соответствии с тамо­женным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Феде­рации заключается в установлении порядка и правил регулирования таможенного дела в Российской Федерации. Таможенное дело в Российской Федерации представляет собой совокупность средств и методов обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, а также запретов и ограничений при ввозе товаров в Российскую Феде­рацию и вывозе товаров из Российской Федерации.

Статья 3. Руководство таможенным делом в Российской Федерации.

1. Общее руководство таможенным делом в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации. Непосредственную реализацию задач в области таможенного дела обеспечивает федеральный орган исполнительной власти, уполномо­ченный в области таможенного дела.

Статья 4. Правовое регулирование отношений в области таможенного дела.

1. Правовые отношения, связанные с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, регулируются в соответствии с таможенным законода­тельством Таможенного союза.

3. Отношения в области таможенного дела в Российской Федерации регулируются таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле. Законодательство Российской Федерации о таможенном деле состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним иных федеральных законов. Порядок фактического пересечения товарами и транспорт­ными средствами Государственной границы Российской Федерации регулирует­ся законодательством Российской Федерации о Государственной границе Российской Федерации, а в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации о Государственной границе Российской Федерации, — законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

6. Правовые отношения в области таможенного дела в Российской Федерации мо­гут регулироваться также указами Президента Российской Федерации.

7. На основании и во исполнение федеральных законов в области таможенного дела в Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации Правитель­ство Р,Зоссийской Федерации издает постановления и распоряжения в области тамо­женного дела в Российской Федерации.,.».

ЗАДАНИЕ. Проведите анализ принципиальной модели управления таможенным делом.__


Тема 7. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА И ЗАДАЧИ ТАМОЖЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...