Инструментально-методически й регулятор
X Функциональный регулятор
Сфера внешнеэкономической деятельности: потоки товаров и транспортных средств
Рис. 7.4. Пример функционального регулирования (таможенный аспект)
Каждая из представленных моделей позволяет по-своему увидеть регулятор, исследовать и принимать решения с акцентом на инструментально-методическое (рис. 7.3), функциональное (рис.7.4) или процедурно-техноло-гическое регулирование (рис. 7.5). Очевидно, что разработке и применению в практике управления модели процедурно- технолоогического регулирования предшествует создание инструментально- методической и функциональной моделей. Более того, все три типа моделей по своей «конструкции» полностью соответствуют базовой принципиальной модели управления для социально-экономических систем. Алгоритм теоретической модели таможенного Менеджмента Алгоритмическая последовательность регулирования внешнеэкономической деятельности определяется исходным состоянием сферы ВЭД, этапами (направлениями) решения проблемы регулирования и условиями перехода между этапами. В исходном устойчивом состоянии сфера внешнеэкономической деятельности характеризуется: • целями ВЭД — общемировой — Zm, государства — Zs и целью деятельности таможенной службы (ТС) — Zt; • системой финансово-товарных потоков G с соответствующим набором показателей их эффективности — системы финансово-товарных потоков мировой торговли — Gm=<Sm,Wm>, государства — Gs=<Ss,Ws>, таможенной службы — Gt=<St,Wt>, где S — структура финансово-товарных потоков, W — система показателей эффективности торговли или таможенной деятельности;
• информационно-аналитическим обеспечением внешнеэкономической деятельности: 1 и информационными каналами взаимодействия сфер ВЭД: R, Р, М; • составом и структурой механизмов регулирования внешнеэкономической деятельности — межгосударственного — Mm, государственного — Ms и ТС — Mt; • стратегией регулирования внешнеэкономической деятельности (алгоритмом целенаправленной реструктуризации системы финансово-товарных потоков и ее мониторинга) — общемировой — Rm, государства — Rs, ТС — Rt; • т — рассматриваемым интервалом времени. Наличие критического рассогласования между целями и результатами внешнеэкономической деятельности рассматривается как проблема.
Решение проблемы осуществляется на основе имеющегося информационно-аналитического обеспечения по следующим направлениям: анализ системы финансово-товарных потоков; адаптация существующей или синтез более эффективной модели такой системы; реструктуризация механизма регулирования внешнеэкономической деятельности; корректировка существующей или формирование новой стратегии регулирования ВЭД; локальная или глобальная реструктуризация системы финансовых или товарных потоков (рис. 7.6).
результатов воздействия существующего механизма регулирования на экономические или другие показатели внешнеэкономической деятельности. Процедура корректировки модели финансово-товарных потоков сводится к ее параметрической оптимизации, синтез же связан с формированием новой модели и ее структурно-параметрической оптимизацией. Реструктуризация механизма регулирования внешнеэкономической деятельности представляет собой процедуру создания нового механизма, обеспечивающего реализацию модели финансово-товарных потоков. В результате такой процедуры формируются: 1. На международном уровне: - принципы международного права, отраслевые принципы международного экономического права, двухсторонние и многосторонние договоры по регулированию внешнеэкономической деятельности и др.; - комплекс методов обоснования рациональных стратегий регулирования в мировой сфере внешнеэкономической деятельности и рекомендации по их применению; - система информационного мониторинга мировой сферы внешнеэкономической деятельности, включая средства сбора данных, их таможеннного менеджмента и подготовки решений по регулированию ВЭД; - система правовых основ межгосударственного регулирования внешнеэкономической деятельности. 2. На государственном уровне (для России): - система мер тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности России, система таможенных режимов; - комплекс методов обоснования рациональных стратегий регулирования внешнеэкономической деятельности России и рекомендации по их применению;
- состав институтов и организаций государственного регулирования; - система информационного мониторинга внешнеэкономической деятельности России, включая средства сбора данных, их таможеннного менеджмента, прогноза и принятия стратегических решений; - система правовых основ регулирования внешнеэкономической деятельности России. 3. На уровне таможенного администрирования: - система мер регулирования внешнеэкономической деятельности России таможенными методами; - комплекс научно-методического обеспечения для обоснования рациональных методов таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности России; - комплекс таможенных процедур и технологий; - система таможенной информации о внешнеэкономической деятельности России, включающая средства оперативного мониторинга, системного и статистического анализа и прогноза; - система правовых основ регулирования внешнеэкономической деятельности России таможенными средствами. Корректировка или формирование новой стратегии регулирования ВЭД реализуется в виде процедуры локальных изменений в системе финансово- товарных потоков или процедуры синтеза стратегии, обеспечивающей глобальные структурно-параметрические изменения системы. Реализация стратегии регулирования представляет собой процедуру непосредственного или опосредованного воздействия механизма регулирования на систему финансово-товарных потоков. На каждом шаге реализации алгоритма формируется некоторая совокупность моделей, инструментов, данных и знаний, а в целом — система знаний о сфере ВЭД, о внешнеэкономической и таможенной деятельности. В данном случае предметом рассмотрения является, прежде всего, идеальная парадигма внешнеэкономической деятельности. Отметим при этом, что в случае решения проблемы эффективного регулирования ВЭД России требуется учитывать также исходные (главные) факторы, определяющие структуру и параметры ее финансово-товарных потоков: облик российской государственности и ее стабильность, экономическую модель хозяйственного устройства страны и степень ее развития, интересы России в сфере внешнеэкономической деятельности, существующий уровень информационно-аналитического обеспечения и информационных коммуникаций в такой сфере.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|