Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теоретические задачи таможенного дела




Результативность таможенного менеджмента непосредственно связана с решением следующих взаимосвязанных задач.

Первой — задачи формирования оптимального механизма регули­рования внешнеэкономической и администрирования таможенной деятель­ности.

Второй — задачи формирования рациональной или оптимальной стра­тегии регулирования.

Для данного этапа формального представления механизмов и процессов регулирования указанные задачи могут быть сформулированы только в общем виде: без детализации факторного пространства, без явно выраженного целевого функционала, без структуризации и соответствующей параметризации объектов и механизмов регулирования.

Однако такая постановка является, несомненно, необходимой, поскольку ее отсутствие не позволяет осуществить целенаправленную декомпозицию решаемой проблемы регулирования внешнеэкономической и админист­рирования таможенной деятельности, не дает возможности представить ее в виде комплекса практически значимых задач, и, соответственно, не позволяет разработать адекватную методологию их решения. Кроме того, попытка решить любую частную задачу регулирования внешнеэкономической и администрирования таможенной деятельности без понимания ее взаимосвязи с общей, как правило, не эффективна и ведет к неоправданной трате временных и финансовых ресурсов.

Задача синтеза механизма регулирования ВЭД. Задача такого класса формулируется как задача проектирования механизма, обеспечивающего иерархическое воздействие на систему финансово-товарных потоков внешнеэкономической деятельности в целях оптимизации этой системы на любом из уровней воздействия. Решение данной задачи сводится к определению принципов, мер и инструментов воздействия на систему финансово-товарных потоков, их взаимосвязей и характеристик, а в общем случае — к проектированию механизма регулирования.

В математической постановке формулировка задачи выглядит следую­щим образом. В условиях проблемной ситуации Рх (x=t,s,m) сформировать механизм регулирования внешнеэкономической деятельности Мх, воздейст­вие которого на систему финансово-товарных потоков Gx в виде стратегии Rx на временном интервале т обеспечит оптимальность структуры системы Gx° по некоторому критерию extW(Sx°,Rx,x), где ext — экстремальное значение показателя W.

Представим такую постановку следующей формальной записью:

Px[Gx{Sx,Rx,Wx)\^ extWxjSx0,Rx,r)

MX°,ZX,T Л>

В записи три блока. Первый — проблемная ситуация в системе фи­нансово-товарных потоков, второй — содержание задачи — преобразовать механизм регулирования ВЭД (числитель) с учетом его состояния, целей и рассматриваемого временного интервала (знаменатель), третий — цель решения задачи: сформировать систему финансово-товарных потоков Gx°, оптимальную по критерию Wx.

Задача синтеза стратегии регулирования ВЭД. В рамках решения данной задачи необходимо ответить на вопрос, в каком объеме и в какой последовательности использовать возможности выбранного механизма регулирования, чтобы оптимизировать параметры системы финансово- товарных потоков в условиях его эволюции. Другими словами, как рационально использовать механизм регулирования.

Задачу синтеза стратегии будем формулировать как задачу проектирования алгоритма, обеспечивающего иерархическое воздействие механизма регулирования на систему финансово-товарных потоков внешнеэкономической деятельности в целях оптимизации этой системы на любом из уровней воздействия.

Постановку задачи сформулируем следующим образом. В условиях проблемной ситуации Рх (x=t,s,m) определить алгоритм воздействия механизма регулирования внешнеэкономической деятельности Мх на товаропотоки Gx в виде стратегии Rx с целью оптимизации структуры системы Sx° по критерию extW(Sx°,Rx,x) на временном интервале т. Формальная запись постановки задачи имеет следующий вид:

Р гс Р w extWxjSx,Rx,T) ^ о

Px[Sx, Rx, Wx I -», — ------------------------------------- >Gx (д\

Mx,Zx,r

Принципиальное отличие выражений (3) и (4) заключается в том, что в первом случае проектируется механизм регулирования, а во втором — стратегия его применения в реальных условиях. Соответственно, первая задача решается при создании или развитии механизма, вторая — в процессе его применения. Весь комплекс теоретических задач таможенного менеджмента, ранжированный в соответствии с уровнями регулирования и адми-нистрирования, сведен в таблице 5.1. Здесь представлены общие постановки задач синтеза механизмов и стратегии международного, государственного и таможенного уровней регулирования и админист­рирования.


Важно заметить, что решение задач параметрической или структурно- параметрической оптимизации системы финансово-товарных потоков сопряжено с серьезными проблемами.

Две из них основные: теоретическая и технологическая. Первая вызвана необходимостью разработки сложных математических моделей системы финансово-товарных потоков и применения адекватных методов оптимизации. Решение такой задачи можно осуществить в два этапа: на первом провести оптимизацию системы на упрощенных, например аналитических, моделях, на втором — использовать более адекватные модели, например имитационные или генетические. Вторая проблема определяется потребностью в создании технологии для решения задач оптимизации в режиме контроллинга.

На наш взгляд, решение таких проблем достижимо и наиболее результативно в рамках предложенной концептуальной парадигмы ре­гулирования на основе единой информационно-аналитической технологии таможеннного менеджмента сферы внешнеэкономической деятельности России и сферы таможенной деятельности.

Разработка такой технологии является центральным направлением исследований в области таможенного менеджмента. Ее создание связано с административными и научно-методическими решениями. В первом случае речь идет о возложении на таможенную службу России общегосударственной функции информационно-аналитического обеспечения ВЭД. Во втором — о разработке методической и технологической базы таможенного мене­джмента.


Формализованная запись постановки задачи 0 1ч А U f\ К* t\ 0 $ ч»/ к к U А N 1 0* S3 t 1—1 IN t\ ез w Чч ез i_ i Oi О to ез А •к» А О Л со ч^ ■К, (о Й к; t | t g4 Со w £ Ж ^ ч-Г 4 £ 5 ^ t % И ^ 0 si t I I 1 <1 1 Ig о, оо 0 Чч А Г\ Й 1 Чч 8 с Чч о fts S3 Г а; % t 1—1 *\ * Л 0»3 А 4si r\ А со ч^ £ 4s> £ Is <4 Чч So Nj C\ «\ Co CS * i t i—i i 4 t\ to i_ i о" 0 £ А § £ to 1 В «§ §1 ^ 1 т I Г\ Со I
Задачи Синтез механизма та­моженного админи­стрирования ВЭД Синтез механизма государственного ре­гулирования ВЭД Синтез механизма межгосударственного регулирования ВЭД Синтез стратегии та­моженного админи­стрирования ВЭД Синтез стратегии гос­ударственного регу­лирования ВЭД Синтез стратегии межгосударственного регулирования ВЭД

Теория развивается циклично по направлению от понятий (опреде­лений) к их формальным представлениям — абстракциям, к идеали­зированному объекту — теоретической модели с последующим уточнением понятий и далее — к адекватной формализации, к корректировке модели.

Модель взаимоотношений, согласованного взаимодействия сфер внеш­неэкономической и таможенной деятельности, абстрактный образ такого вза­имодействия представлены как объект теории таможенного менеджмента. Формализация и исследование такой научной абстракции позволит решать вопросы теории и практики таможенного дела, сформировать принципы и разрабатывать прикладные методы управления.

Теоретическая модель построена с позиций повышения эффективности внешнеэкономической и таможенной деятельности за счет согласованного воздействия на эти процессы всех существующих регуляторов. Основное со­держание парадигмы регулирования-контроля — формирование и реализация эффективной стратегии реструктуризации сфер внешнеэкономической и та­моженной деятельности для достижения политических, социально- экономических и других явно или неявно выраженных целей группы госу­дарств или конкретного государства.

Алгоритмическая последовательность регулирования определяется ис­ходным состоянием сферы ВЭД, этапами (направлениями) решения пробле­мы регулирования и условиями перехода между этапами. Наличие критиче­ского рассогласования между целями и результатами внешнеэкономической деятельности рассматривается как проблема.

Основная идея управления сводится к исследованию структурно- параметрической модели системы финансово-товарных потоков ВЭД России, разработке требований к механизму регулирования с позиций оптимальности системы, созданию и внедрению результативного согласованного иерархи­ческого механизма регулирования внешнеэкономической и таможенной дея­тельности.

Решение проблемы осуществляется на основе имеющегося информа­ционно-аналитического обеспечения по следующим направлениям:

• анализ системы финансово-товарных потоков;

® адаптация существующей или синтез более эффективной модели та­кой системы;

• реструктуризация механизма регулирования внешнеэкономической деятельности;

• корректировка существующей или формирование новой стратегии регулирования ВЭД;

• локальная или глобальная реструктуризация системы финансовых, информационных и товарных потоков.

Результативность таможенного менеджмента непосредственно связана с решением задачи формирования оптимального механизма регулирования внешнеэкономической и администрирования таможенной деятельности и за­дачи формирования рациональной или оптимальной стратегии регулиро­вания.

Вопросы для самопроверки

1. Какие условия направлены на формирование теоретической моде­ли таможенного менеджмента?

2. Какова структура и алгоритм теоретической модели таможен­ного менеджмента?

3. Каковы задачи таможенного менеджмента?

Кейс ситуация

Фрагмент Рамочных стандартов безопасности и облегчения мировой торговли

ВТО:

«...Одним из основных направления Рамочных стандартов является создание си­стемы соглашений между таможенными администрациями с целью содействия непре­рывному прохождению грузов по надежным международным цепям поставки товаров. Такая система соглашений даст возможность, в частности, обеспечить обмен своевре­менной и точной информацией, что позволит таможенным администрациям более эф­фективно управлять рисками. Это не только расширит возможности таможенных адми­нистраций по обнаружению отправок повышенного риска, но и позволит им усилить контроль международной цепи поставок и более оптимально и эффективно распреде­лять таможенные ресурсы. Система соглашений между таможенными службами позво­лит укрепить сотрудничество между таможенными администрациями и даст им воз­можность на более раннем этапе осуществлять контроль международной цепи поставок товаров, например в том случае, когда администрация страны-импортера обращается к администрации страны-экспортера с просьбой произвести досмотр груза от ее имени. Кроме того, Рамочные стандарты предусматривают в определенных обстоятельствах взаимное признание контроля. Применение Рамочных стандартов позволит таможен­ными администрациям получить более широкую и полную картину международной це­пи поставок товаров и создаст возможности для устранения дублирования и многочис­ленных требований в отношении отчетности.

Как указывалось выше, Рамочные стандарты позволят таможенным администра­циям справляться с вызовами новой международной торговой среды, заложив фунда­мент для реформирования и модернизации таможенных служб. Рамочные стандарты построены гибко с тем, чтобы дать таможенным администрациям возможность двигать­ся с различной скоростью. Это позволит таможенным администрациям применять Ра­мочные стандарты сообразно собственному уровню развития, условиям и требовани­ям...».

ЗАДАНИЕ. Расскажите, какие принципы функционирования модели таможенно- го менеджмента определяются Всемирной таможенной организацией? ________________________________________________________________________________


Тема 8. ТРАДИЦИОННАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ РОССИИ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...