Теоретические задачи таможенного дела
Результативность таможенного менеджмента непосредственно связана с решением следующих взаимосвязанных задач. Первой — задачи формирования оптимального механизма регулирования внешнеэкономической и администрирования таможенной деятельности. Второй — задачи формирования рациональной или оптимальной стратегии регулирования. Для данного этапа формального представления механизмов и процессов регулирования указанные задачи могут быть сформулированы только в общем виде: без детализации факторного пространства, без явно выраженного целевого функционала, без структуризации и соответствующей параметризации объектов и механизмов регулирования. Однако такая постановка является, несомненно, необходимой, поскольку ее отсутствие не позволяет осуществить целенаправленную декомпозицию решаемой проблемы регулирования внешнеэкономической и администрирования таможенной деятельности, не дает возможности представить ее в виде комплекса практически значимых задач, и, соответственно, не позволяет разработать адекватную методологию их решения. Кроме того, попытка решить любую частную задачу регулирования внешнеэкономической и администрирования таможенной деятельности без понимания ее взаимосвязи с общей, как правило, не эффективна и ведет к неоправданной трате временных и финансовых ресурсов. Задача синтеза механизма регулирования ВЭД. Задача такого класса формулируется как задача проектирования механизма, обеспечивающего иерархическое воздействие на систему финансово-товарных потоков внешнеэкономической деятельности в целях оптимизации этой системы на любом из уровней воздействия. Решение данной задачи сводится к определению принципов, мер и инструментов воздействия на систему финансово-товарных потоков, их взаимосвязей и характеристик, а в общем случае — к проектированию механизма регулирования.
В математической постановке формулировка задачи выглядит следующим образом. В условиях проблемной ситуации Рх (x=t,s,m) сформировать механизм регулирования внешнеэкономической деятельности Мх, воздействие которого на систему финансово-товарных потоков Gx в виде стратегии Rx на временном интервале т обеспечит оптимальность структуры системы Gx° по некоторому критерию extW(Sx°,Rx,x), где ext — экстремальное значение показателя W. Представим такую постановку следующей формальной записью: Px[Gx{Sx,Rx,Wx)\^ extWxjSx0,Rx,r) MX°,ZX,T Л> В записи три блока. Первый — проблемная ситуация в системе финансово-товарных потоков, второй — содержание задачи — преобразовать механизм регулирования ВЭД (числитель) с учетом его состояния, целей и рассматриваемого временного интервала (знаменатель), третий — цель решения задачи: сформировать систему финансово-товарных потоков Gx°, оптимальную по критерию Wx. Задача синтеза стратегии регулирования ВЭД. В рамках решения данной задачи необходимо ответить на вопрос, в каком объеме и в какой последовательности использовать возможности выбранного механизма регулирования, чтобы оптимизировать параметры системы финансово- товарных потоков в условиях его эволюции. Другими словами, как рационально использовать механизм регулирования. Задачу синтеза стратегии будем формулировать как задачу проектирования алгоритма, обеспечивающего иерархическое воздействие механизма регулирования на систему финансово-товарных потоков внешнеэкономической деятельности в целях оптимизации этой системы на любом из уровней воздействия. Постановку задачи сформулируем следующим образом. В условиях проблемной ситуации Рх (x=t,s,m) определить алгоритм воздействия механизма регулирования внешнеэкономической деятельности Мх на товаропотоки Gx в виде стратегии Rx с целью оптимизации структуры системы Sx° по критерию extW(Sx°,Rx,x) на временном интервале т. Формальная запись постановки задачи имеет следующий вид:
Р гс Р w extWxjSx,Rx,T) ^ о Px[Sx, Rx, Wx I -», — ------------------------------------- >Gx (д\ Mx,Zx,r Принципиальное отличие выражений (3) и (4) заключается в том, что в первом случае проектируется механизм регулирования, а во втором — стратегия его применения в реальных условиях. Соответственно, первая задача решается при создании или развитии механизма, вторая — в процессе его применения. Весь комплекс теоретических задач таможенного менеджмента, ранжированный в соответствии с уровнями регулирования и адми-нистрирования, сведен в таблице 5.1. Здесь представлены общие постановки задач синтеза механизмов и стратегии международного, государственного и таможенного уровней регулирования и администрирования. Важно заметить, что решение задач параметрической или структурно- параметрической оптимизации системы финансово-товарных потоков сопряжено с серьезными проблемами. Две из них основные: теоретическая и технологическая. Первая вызвана необходимостью разработки сложных математических моделей системы финансово-товарных потоков и применения адекватных методов оптимизации. Решение такой задачи можно осуществить в два этапа: на первом провести оптимизацию системы на упрощенных, например аналитических, моделях, на втором — использовать более адекватные модели, например имитационные или генетические. Вторая проблема определяется потребностью в создании технологии для решения задач оптимизации в режиме контроллинга. На наш взгляд, решение таких проблем достижимо и наиболее результативно в рамках предложенной концептуальной парадигмы регулирования на основе единой информационно-аналитической технологии таможеннного менеджмента сферы внешнеэкономической деятельности России и сферы таможенной деятельности. Разработка такой технологии является центральным направлением исследований в области таможенного менеджмента. Ее создание связано с административными и научно-методическими решениями. В первом случае речь идет о возложении на таможенную службу России общегосударственной функции информационно-аналитического обеспечения ВЭД. Во втором — о разработке методической и технологической базы таможенного менеджмента.
Теория развивается циклично по направлению от понятий (определений) к их формальным представлениям — абстракциям, к идеализированному объекту — теоретической модели с последующим уточнением понятий и далее — к адекватной формализации, к корректировке модели. Модель взаимоотношений, согласованного взаимодействия сфер внешнеэкономической и таможенной деятельности, абстрактный образ такого взаимодействия представлены как объект теории таможенного менеджмента. Формализация и исследование такой научной абстракции позволит решать вопросы теории и практики таможенного дела, сформировать принципы и разрабатывать прикладные методы управления. Теоретическая модель построена с позиций повышения эффективности внешнеэкономической и таможенной деятельности за счет согласованного воздействия на эти процессы всех существующих регуляторов. Основное содержание парадигмы регулирования-контроля — формирование и реализация эффективной стратегии реструктуризации сфер внешнеэкономической и таможенной деятельности для достижения политических, социально- экономических и других явно или неявно выраженных целей группы государств или конкретного государства.
Алгоритмическая последовательность регулирования определяется исходным состоянием сферы ВЭД, этапами (направлениями) решения проблемы регулирования и условиями перехода между этапами. Наличие критического рассогласования между целями и результатами внешнеэкономической деятельности рассматривается как проблема. Основная идея управления сводится к исследованию структурно- параметрической модели системы финансово-товарных потоков ВЭД России, разработке требований к механизму регулирования с позиций оптимальности системы, созданию и внедрению результативного согласованного иерархического механизма регулирования внешнеэкономической и таможенной деятельности. Решение проблемы осуществляется на основе имеющегося информационно-аналитического обеспечения по следующим направлениям: • анализ системы финансово-товарных потоков; ® адаптация существующей или синтез более эффективной модели такой системы; • реструктуризация механизма регулирования внешнеэкономической деятельности; • корректировка существующей или формирование новой стратегии регулирования ВЭД; • локальная или глобальная реструктуризация системы финансовых, информационных и товарных потоков. Результативность таможенного менеджмента непосредственно связана с решением задачи формирования оптимального механизма регулирования внешнеэкономической и администрирования таможенной деятельности и задачи формирования рациональной или оптимальной стратегии регулирования. Вопросы для самопроверки 1. Какие условия направлены на формирование теоретической модели таможенного менеджмента? 2. Какова структура и алгоритм теоретической модели таможенного менеджмента? 3. Каковы задачи таможенного менеджмента? Кейс ситуация Фрагмент Рамочных стандартов безопасности и облегчения мировой торговли ВТО: «...Одним из основных направления Рамочных стандартов является создание системы соглашений между таможенными администрациями с целью содействия непрерывному прохождению грузов по надежным международным цепям поставки товаров. Такая система соглашений даст возможность, в частности, обеспечить обмен своевременной и точной информацией, что позволит таможенным администрациям более эффективно управлять рисками. Это не только расширит возможности таможенных администраций по обнаружению отправок повышенного риска, но и позволит им усилить контроль международной цепи поставок и более оптимально и эффективно распределять таможенные ресурсы. Система соглашений между таможенными службами позволит укрепить сотрудничество между таможенными администрациями и даст им возможность на более раннем этапе осуществлять контроль международной цепи поставок товаров, например в том случае, когда администрация страны-импортера обращается к администрации страны-экспортера с просьбой произвести досмотр груза от ее имени. Кроме того, Рамочные стандарты предусматривают в определенных обстоятельствах взаимное признание контроля. Применение Рамочных стандартов позволит таможенными администрациям получить более широкую и полную картину международной цепи поставок товаров и создаст возможности для устранения дублирования и многочисленных требований в отношении отчетности.
Как указывалось выше, Рамочные стандарты позволят таможенным администрациям справляться с вызовами новой международной торговой среды, заложив фундамент для реформирования и модернизации таможенных служб. Рамочные стандарты построены гибко с тем, чтобы дать таможенным администрациям возможность двигаться с различной скоростью. Это позволит таможенным администрациям применять Рамочные стандарты сообразно собственному уровню развития, условиям и требованиям...». ЗАДАНИЕ. Расскажите, какие принципы функционирования модели таможенно- го менеджмента определяются Всемирной таможенной организацией? ________________________________________________________________________________ Тема 8. ТРАДИЦИОННАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ РОССИИ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|