Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Процесс принятия управленческих решений




Последовательность принятия решения (процесс) может быть представ­лена в виде схемы (рис. 8.2). При подготовке решения, прежде всего, необхо­димо: 1) выявить и про-анализировать проблему. Вовремя выявить проблему — это значит на ранней стадии понять основное противоречие между кон­кретной целью деятельности таможенного органа и сложившимися условия­
ми ее реализации. Материалы анализа позволяют объективно взвешивать значимость возникшего противоречия, выявить его причины и, главное, определить его вероятные конечные результаты.

Таким образом, устанавливаются базовые проблемы, за решение кото­рых надо браться в первую очередь, затем производится их ранжирование и выбор стратегического направления их решения, после чего 2) формируются цели.

Базовые проблемы могут выявляться самостоятельно руководителем та­моженного органа на основе анализа разнообразной информации, с которой ему приходится иметь дело, или задаваться извне в результате получения ре­шения вышестоящего уровня (приказ, указание, распоряжение, план работы и т.д.), для исполнения которого требуется применить частное, более конкрет­ное решение на своем уровне; поступления от сотрудников (подразделений), а также из различных ведомств и организаций, участников ВЭД и других частных лиц разнообразных вопросов (запросов), касающихся таможенного дела; постановки объектом управления конкретных практических вопросов и проблем.

Вслед за этим разрабатываются варианты решения, удовлетворяющие заданным ограничениям (по срокам разрешения проблемной ситуации, по формам реализации таможенного дела, по материальным ресурсам, кадрам и др.). Необходимость в разработке одновременно нескольких взаимоза­меняемых вариантов (альтернатив) в разрешении проблемных ситуаций поз­воляет найти наиболее оптимальные пути в деятельности таможенных орга­нов.

Принятие управленческого решения


Подготовка решения
Принятие решения
Реализация решения

 

 


Добывание, поиск, сбор, обработка и анализ информа­ции.

Выявление и

формулирование

проблемы.

Выработка и оценка

вариантов реше­ний.

Отбор критериев \ выбора опти-

N

]/ мальных

N 1/

решений. Выбор и принятие решения.

Меры по конкретизации решения. Доведение ре­шения

до исполнителей. Контроль и вне­сение корректив. Оценка полученного результата.


 

 


Рис. 8.2.. Процесс принятия управленческого решения


Наибольшее применение в таможенной практике находят эвристические приемы определения предпочтительных действий, такие как:

• декомпозиция проблемы;

• выдвижение параллельных задач;

• определение ключевых подзадач;

• соотнесение задач (подзадач) с силами и средствами;

• аналогия;

• использование прогноза развития ситуации;

• учет гипотез о возможных последствиях предполагаемых действий.

Выбор наилучшего варианта и принятие решения проводится на основе

оценки по группе взаимосвязанных критериев, число и содержание которых всякий раз задается конкретной проблемной ситуацией.

К числу наиболее очевидных критериев относятся: количество необхо­димых сил и средств, уровень их подготовленности для данных действий, степень материальных затрат, лимитированный срок решения проблемы и др.

Для выбора окончательного варианта необходимы волевые усилия, как бы стимулирующие и организующие процесс формирования решения и име­ющие особое значение на его конечной стадии.

Воля субъекта управления помогает побороть нерешительность и коле­бание в выборе одного из проектов решения и осуществить его принятие.

Управленческие решения выражаются в письменной или устной форме. Письменная форма обеспечивает лучшую преемственность решений, облег­чает контроль за исполнителями, последующий анализ дел.

В таможенных органах распространено письменное санкционирование различных действий сотрудников, утверждение и подписание подготов­ленных или формализованных и произвольно составленных документов, наложение резолюций на различных материалах, а также устное доведение указаний, распоряжений и др.

Одним из видов управленческого решения является программа (до­кумент долгосрочного и среднесрочного планирования).

Организационное планирование осуществляется на всех уровнях управ­ления: стратегическом (ФТС России); оперативном (РТУ); тактическом (та­можня, таможенный пост); операционном (отдел, отделение); к этому виду решений относятся и личные планы работы должностных лиц.

Кроме того, оно соответствует установившимся календарным циклам функционирования таможенных органов — долгосрочное (от 5 и более лет), среднесрочное (от 1 года до 5 лет) и текущее (до одного года).

В зависимости от направления и решаемых задач организационные пла­ны подразделяются на перспективные и рабочие.

Перспективное планирование — наиболее сложный вид планирования, требующий научных знаний и опыта руководства.

Перспективное планирование связано с разработкой планов, срок дей­ствия которых превышает календарный год, то есть включает долгосрочное и среднесрочное планирование.

Основанием для осуществления перспективного планирования в тамо­женных органах служат:

• требования нормативных актов ФТС России о необходимости пер­спективного планирования;

• задания по реализации долгосрочных планов ФТС России по совер­шенствованию таможенного дела;

• проблемы регионального характера по таможенному делу.

Рабочее планирование охватывает все уровни управления и на­правления работы.

Посредством разработки рабочих планов последовательно и целенаправ­ленно обеспечивается выполнение задач, предусмотренных перспективными планами.

Сами по себе управленческие решения и планы еще не свидетельствуют о том, что они будут реализованы. Для этого нужны соответствующие усло­вия, которые создает общая функция управления «организация».

Эта функция управления реализуется посредством выполнения таких операций (управленческих работ), как постановка задач исполнителям; их подготовка, включающая все формы обучения; организация взаимодействия; организация всестороннего обеспечения управленческих решений (планов) путем расстановки и маневра силами и средствами и др.

Наиболее важными видами обеспечения являются: кадровое, тех­ническое, материальное, информационное, финансовое и ряд других.

В условиях, когда появляются выявленные в ходе контроля отклонения от параметров, заложенных в управленческом решении или плане, а также при изменении цели субъектом управления, появляется необходимость вне­сти коррективы в управленческую деятельность. Это осуществляется реали­зацией общей функции управления «регулирование», включающей исполне­ние таких операций (управленческих работ), как: анализ результатов кон­троля; принятие решения на регулирование; доведение решений в виде задач до исполнителей; организация регулирования; проведение регулирования; проверка действенности регулирования.

Организация процесса принятия управленческих решений является важ­нейшим фактором в обеспечении единства системы управления. Она позво­ляет компенсировать определенные недостатки в реализации других компо­нентов управления таможенными органами, оценить и способствовать реали­зации основных путей совершенствования управления.

Таким образом, процесс принятия управленческих решений — это дея­тельность всех уровней управления по достижению целей управления. Бу­дучи важнейшей стадией управления, процесс принятия управленческих ре­шений является циклическим и повторяющимся.

Общее руководство таможенным делом осуществляет Правительство Российской Федерации. Применительно к таможенному делу термин «общее руководство» включает в себя выбор стратегии и тактики осуществления та­моженного дела, определение его основных направлений, конкретных со­ставных частей, координацию и контроль их развития, акцентирование вни­мания на тех или иных сторонах и участках таможенной деятельности, име­ющих значение для экономического суверенитета и экономической безопас­ности России.

Организационная структура таможенного органа — это совокупность составляющих его структурных подразделений, порядок их подчиненности, а также формы распределения между ними функций и полномочий.

Центральным органом, осуществляющим непосредственное руководст­во таможенным делом в Российской Федерации, является федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела — Федеральная таможенная служба.

Региональные таможенные управления (РТУ) Российской Федерации яв­ляются промежуточным звеном между этим органом и таможнями.

Таможни непосредственно реализуют основную часть задач тамо­женного дела в зоне своей ответственности и управляют деятельностью под­ведомственных таможенных постов.

Функция управления — это конкретный вид управленческой деятель­ности, для реализации которого требуются определенные операции (упра­вленческие работы). Функции управления раскрывают сущность и со­держание управленческой деятельности на всех уровнях и являются рас­пределением обязанностей в сфере управления, требуют определенной оче­редности и единства реализации для получения намеченных результатов.

Все функции управления разделяются на общие, отражающие стадии процесса управления, и специфические — функции управления конкретными видами служебной деятельности таможенных органов.

Общие функции управления раскрывают сущность управления, они уни­версальны, т.к. характеризуют процесс управления любым объектом. К об­щим функциям управления относятся: анализ и прогнозирование, плани­рование, организация, регулирование, учет и контроль.

К специфическим функциям управления в таможенных органах относят­ся функции управления таможенной, финансово-экономической, социальной и административно-хозяйственной деятельностью.

Процесс управления — это деятельность органов и аппаратов управ­ления, направленная на достижение целей таможенных органов путем реали­зации определенных функций с использованием соответствующих методов и принципов управления.


Принятие управленческих решений — отдельная управленческая функ­ция. Управленческое решение — это директивный фиксированный акт субъ­екта управления, организующий, направляющий, координирующий и стиму­лирующий совместные действия должностных лиц таможенных органов для достижения поставленной цели.

В решении формируются цели и задачи, стоящие перед объектами управления, предусматриваются ограничения в их поведении, определяются необходимые ресурсы. Управленческое решение, таким образом, содержит цель и программу действий для управляемой подсистемы (для объекта).

Процесс управления таможенными органами отличается специфическим содержанием, в котором выделяются аспекты: методологический, функцио­нальный, экономический, организационный, социальный и информационный.

____________________ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ_______________________

Вопросы для самопроверки

1. Каковы особенности управления в таможенных органах Россий­ской Федерации?

2. В чем особенности организационной структуры таможенных ор­ганов?

3. В чем особенности принятия управленческого решения в тамо­женных органах?

4. Какие этапы реализуются в процессе принятия управленческого решения?

Кейс ситуация

Фрагмент послания Всемирной таможенной организации мировому сообществу «Таможня в XXI веке»:

«...Общий подход к управлению, принимаемый многими таможенными органами, состоит в расширении сферы деятельности путем сосредоточения внимания на между­народных цепочках поставок, для обеспечения безопасности и облегчения импорта, экспорта и транзитных перевозок грузов. В соответствии с традиционной ориентацией на сбор доходов, большинство таможенных органов сосредоточено на импортном кон­троле. Однако сфера деятельности таможен в настоящее время расширена за счет вклю­чения контроля за экспортом и транзитом, и поэтому некоторые таможенные админи­страции внедряют подход, направленные на видение всей цепочки поставок... Очевид­но, что традиционная роль таможни, в основном обращенная на сбор доходов, меняется, и мандат таможенных администраций расширяется. Хотя цели и приоритеты для управ­ления трансграничным перемещением товаров могут отличаться от страны к стране, по­вышение общей информированности о торговых операциях складывается в том числе из вклада таможенных администраций в социально-экономическое развитие, и. с одной стороны, способствует расширению и содействию законной торговле, а с другой сторо­ны, защищает национальные экономики и общество, за счет применения контроля над трансграничным перемещением товаров. По данным Всемирного банка, в настоящее время признано, что таможенные администрации играют важнейшую роль в реализации целого ряда направлений торгово-экономической и социальной политики и вносят свой вклад в достижение национальных целей развития. Без действенной и эффективной национальной таможенной администрации правительства не смогут достичь их целей политики в отношении сбора доходов, содействия торговле, торговой статистики и за­щиты общества».

ЗАДАНИЕ. Проведите анализ традиционной модели управления таможенными администрациями, представленной ВТО, и представьте традиционную модель управле- ния таможенными органами России.______________________________________________________

Тема 9. ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...