Процесс принятия управленческих решений
Последовательность принятия решения (процесс) может быть представлена в виде схемы (рис. 8.2). При подготовке решения, прежде всего, необходимо: 1) выявить и про-анализировать проблему. Вовремя выявить проблему — это значит на ранней стадии понять основное противоречие между конкретной целью деятельности таможенного органа и сложившимися условия Таким образом, устанавливаются базовые проблемы, за решение которых надо браться в первую очередь, затем производится их ранжирование и выбор стратегического направления их решения, после чего 2) формируются цели. Базовые проблемы могут выявляться самостоятельно руководителем таможенного органа на основе анализа разнообразной информации, с которой ему приходится иметь дело, или задаваться извне в результате получения решения вышестоящего уровня (приказ, указание, распоряжение, план работы и т.д.), для исполнения которого требуется применить частное, более конкретное решение на своем уровне; поступления от сотрудников (подразделений), а также из различных ведомств и организаций, участников ВЭД и других частных лиц разнообразных вопросов (запросов), касающихся таможенного дела; постановки объектом управления конкретных практических вопросов и проблем. Вслед за этим разрабатываются варианты решения, удовлетворяющие заданным ограничениям (по срокам разрешения проблемной ситуации, по формам реализации таможенного дела, по материальным ресурсам, кадрам и др.). Необходимость в разработке одновременно нескольких взаимозаменяемых вариантов (альтернатив) в разрешении проблемных ситуаций позволяет найти наиболее оптимальные пути в деятельности таможенных органов.
Принятие управленческого решения
Добывание, поиск, сбор, обработка и анализ информации. Выявление и формулирование проблемы. Выработка и оценка вариантов решений. Отбор критериев \ выбора опти- N ]/ мальных
решений. Выбор и принятие решения. Меры по конкретизации решения. Доведение решения до исполнителей. Контроль и внесение корректив. Оценка полученного результата.
Рис. 8.2.. Процесс принятия управленческого решения Наибольшее применение в таможенной практике находят эвристические приемы определения предпочтительных действий, такие как: • декомпозиция проблемы; • выдвижение параллельных задач; • определение ключевых подзадач; • соотнесение задач (подзадач) с силами и средствами; • аналогия; • использование прогноза развития ситуации; • учет гипотез о возможных последствиях предполагаемых действий. Выбор наилучшего варианта и принятие решения проводится на основе оценки по группе взаимосвязанных критериев, число и содержание которых всякий раз задается конкретной проблемной ситуацией. К числу наиболее очевидных критериев относятся: количество необходимых сил и средств, уровень их подготовленности для данных действий, степень материальных затрат, лимитированный срок решения проблемы и др. Для выбора окончательного варианта необходимы волевые усилия, как бы стимулирующие и организующие процесс формирования решения и имеющие особое значение на его конечной стадии. Воля субъекта управления помогает побороть нерешительность и колебание в выборе одного из проектов решения и осуществить его принятие.
Управленческие решения выражаются в письменной или устной форме. Письменная форма обеспечивает лучшую преемственность решений, облегчает контроль за исполнителями, последующий анализ дел. В таможенных органах распространено письменное санкционирование различных действий сотрудников, утверждение и подписание подготовленных или формализованных и произвольно составленных документов, наложение резолюций на различных материалах, а также устное доведение указаний, распоряжений и др. Одним из видов управленческого решения является программа (документ долгосрочного и среднесрочного планирования). Организационное планирование осуществляется на всех уровнях управления: стратегическом (ФТС России); оперативном (РТУ); тактическом (таможня, таможенный пост); операционном (отдел, отделение); к этому виду решений относятся и личные планы работы должностных лиц. Кроме того, оно соответствует установившимся календарным циклам функционирования таможенных органов — долгосрочное (от 5 и более лет), среднесрочное (от 1 года до 5 лет) и текущее (до одного года). В зависимости от направления и решаемых задач организационные планы подразделяются на перспективные и рабочие. Перспективное планирование — наиболее сложный вид планирования, требующий научных знаний и опыта руководства. Перспективное планирование связано с разработкой планов, срок действия которых превышает календарный год, то есть включает долгосрочное и среднесрочное планирование. Основанием для осуществления перспективного планирования в таможенных органах служат: • требования нормативных актов ФТС России о необходимости перспективного планирования; • задания по реализации долгосрочных планов ФТС России по совершенствованию таможенного дела; • проблемы регионального характера по таможенному делу. Рабочее планирование охватывает все уровни управления и направления работы. Посредством разработки рабочих планов последовательно и целенаправленно обеспечивается выполнение задач, предусмотренных перспективными планами. Сами по себе управленческие решения и планы еще не свидетельствуют о том, что они будут реализованы. Для этого нужны соответствующие условия, которые создает общая функция управления «организация».
Эта функция управления реализуется посредством выполнения таких операций (управленческих работ), как постановка задач исполнителям; их подготовка, включающая все формы обучения; организация взаимодействия; организация всестороннего обеспечения управленческих решений (планов) путем расстановки и маневра силами и средствами и др. Наиболее важными видами обеспечения являются: кадровое, техническое, материальное, информационное, финансовое и ряд других. В условиях, когда появляются выявленные в ходе контроля отклонения от параметров, заложенных в управленческом решении или плане, а также при изменении цели субъектом управления, появляется необходимость внести коррективы в управленческую деятельность. Это осуществляется реализацией общей функции управления «регулирование», включающей исполнение таких операций (управленческих работ), как: анализ результатов контроля; принятие решения на регулирование; доведение решений в виде задач до исполнителей; организация регулирования; проведение регулирования; проверка действенности регулирования. Организация процесса принятия управленческих решений является важнейшим фактором в обеспечении единства системы управления. Она позволяет компенсировать определенные недостатки в реализации других компонентов управления таможенными органами, оценить и способствовать реализации основных путей совершенствования управления. Таким образом, процесс принятия управленческих решений — это деятельность всех уровней управления по достижению целей управления. Будучи важнейшей стадией управления, процесс принятия управленческих решений является циклическим и повторяющимся. Общее руководство таможенным делом осуществляет Правительство Российской Федерации. Применительно к таможенному делу термин «общее руководство» включает в себя выбор стратегии и тактики осуществления таможенного дела, определение его основных направлений, конкретных составных частей, координацию и контроль их развития, акцентирование внимания на тех или иных сторонах и участках таможенной деятельности, имеющих значение для экономического суверенитета и экономической безопасности России.
Организационная структура таможенного органа — это совокупность составляющих его структурных подразделений, порядок их подчиненности, а также формы распределения между ними функций и полномочий. Центральным органом, осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом в Российской Федерации, является федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела — Федеральная таможенная служба. Региональные таможенные управления (РТУ) Российской Федерации являются промежуточным звеном между этим органом и таможнями. Таможни непосредственно реализуют основную часть задач таможенного дела в зоне своей ответственности и управляют деятельностью подведомственных таможенных постов. Функция управления — это конкретный вид управленческой деятельности, для реализации которого требуются определенные операции (управленческие работы). Функции управления раскрывают сущность и содержание управленческой деятельности на всех уровнях и являются распределением обязанностей в сфере управления, требуют определенной очередности и единства реализации для получения намеченных результатов. Все функции управления разделяются на общие, отражающие стадии процесса управления, и специфические — функции управления конкретными видами служебной деятельности таможенных органов. Общие функции управления раскрывают сущность управления, они универсальны, т.к. характеризуют процесс управления любым объектом. К общим функциям управления относятся: анализ и прогнозирование, планирование, организация, регулирование, учет и контроль. К специфическим функциям управления в таможенных органах относятся функции управления таможенной, финансово-экономической, социальной и административно-хозяйственной деятельностью. Процесс управления — это деятельность органов и аппаратов управления, направленная на достижение целей таможенных органов путем реализации определенных функций с использованием соответствующих методов и принципов управления. Принятие управленческих решений — отдельная управленческая функция. Управленческое решение — это директивный фиксированный акт субъекта управления, организующий, направляющий, координирующий и стимулирующий совместные действия должностных лиц таможенных органов для достижения поставленной цели.
В решении формируются цели и задачи, стоящие перед объектами управления, предусматриваются ограничения в их поведении, определяются необходимые ресурсы. Управленческое решение, таким образом, содержит цель и программу действий для управляемой подсистемы (для объекта). Процесс управления таможенными органами отличается специфическим содержанием, в котором выделяются аспекты: методологический, функциональный, экономический, организационный, социальный и информационный. ____________________ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ_______________________ Вопросы для самопроверки 1. Каковы особенности управления в таможенных органах Российской Федерации? 2. В чем особенности организационной структуры таможенных органов? 3. В чем особенности принятия управленческого решения в таможенных органах? 4. Какие этапы реализуются в процессе принятия управленческого решения? Кейс ситуация Фрагмент послания Всемирной таможенной организации мировому сообществу «Таможня в XXI веке»: «...Общий подход к управлению, принимаемый многими таможенными органами, состоит в расширении сферы деятельности путем сосредоточения внимания на международных цепочках поставок, для обеспечения безопасности и облегчения импорта, экспорта и транзитных перевозок грузов. В соответствии с традиционной ориентацией на сбор доходов, большинство таможенных органов сосредоточено на импортном контроле. Однако сфера деятельности таможен в настоящее время расширена за счет включения контроля за экспортом и транзитом, и поэтому некоторые таможенные администрации внедряют подход, направленные на видение всей цепочки поставок... Очевидно, что традиционная роль таможни, в основном обращенная на сбор доходов, меняется, и мандат таможенных администраций расширяется. Хотя цели и приоритеты для управления трансграничным перемещением товаров могут отличаться от страны к стране, повышение общей информированности о торговых операциях складывается в том числе из вклада таможенных администраций в социально-экономическое развитие, и. с одной стороны, способствует расширению и содействию законной торговле, а с другой стороны, защищает национальные экономики и общество, за счет применения контроля над трансграничным перемещением товаров. По данным Всемирного банка, в настоящее время признано, что таможенные администрации играют важнейшую роль в реализации целого ряда направлений торгово-экономической и социальной политики и вносят свой вклад в достижение национальных целей развития. Без действенной и эффективной национальной таможенной администрации правительства не смогут достичь их целей политики в отношении сбора доходов, содействия торговле, торговой статистики и защиты общества». ЗАДАНИЕ. Проведите анализ традиционной модели управления таможенными администрациями, представленной ВТО, и представьте традиционную модель управле- ния таможенными органами России.______________________________________________________ Тема 9. ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|