Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Типы агрессивного поведения «просоциальных» и «делинквентных» подростков




Современный подросток живет в сложном по своему содержанию и тенденциям социализации мире. Все более форсируемый и напряженный ритм современной жизни, насыщенной громадными массивами информации, экономические, политические и экологические кризисы, постоянно сотрясающие общество, утверждают подростка в мысли, что старшие поколения оставляют им в наследство все те проблемы, которые не смогли решить сами. Естественно, у молодых людей возникает протест, часто неосознанный, и вместе с тем ощущение невозможности что-либо изменить в этом мире в лучшую сторону. У современного подростка уже нет того энтузиазма, который был когда-то у их родителей, нет общественной заинтересованности, они сразу начинают свою жизнь по принципу «каждый за себя», что неизбежно делает их черствыми, не способными к состраданию, эгоистичными. Причина такой резкой трансформации в том, что старые ценности и идеалы сознательно разрушены политическим истеблишменом, а новых у представителей современной «демократии» просто нет.

Современный подросток не только не знает, во что верить, но, и убежден, что большинство взрослых просто лгут, что сейчас каждый живет для себя, старается как-то извернуться, обмануть другого [101; 104; 105; 106]. Эту страшную убежденность провоцирует преступная в нравственном отношении деятельность средств массовой информации в лице всяческих познеров, новоженовых, сванидзе, шендеровичей и прочих «шустрых савиков», а также поток кино- и телефильмов, которые можно считать учебными пособиями по агрессивности.

В обществе налицо серьезный дефицит позитивного воздействия на подрастающее поколение. К тому же качественные изменения макросреды спровоцировали еще один негативный фактор – разрушение семьи как ячейки общества, которая перестала выполнять такую важную функцию, как формирование у детей чувства психологического комфорта и защищенности. Сейчас уже не редкость жестокое обращение с подростками, применение по отношению к ним различных наказаний, в том числе физических. Одни родители принуждают детей к послушанию, другие вообще не интересуются проблемами ребенка, третьи переоценивают его и практически не контролируют.

Для современного подростка характерна неразвитость нравственных представлений, потребительская ориентация, ущербность эмоциональной сферы, агрессивный способ самоутверждения. Для многих подростков типично подражание определенным манерам конкретных людей и стереотипам, которые в огромных количествах предлагаются различными средствами информации. Обилие «боевиков», «триллеров», совершенно безнравственной рекламы провоцирует агрессивные формы поведения, которые «помогают» подростку самоутвердиться. Это проявляется и в желании занять определенное место в референтной группе, осознать себя человеком, которого нельзя унижать и подавлять. Ну а референтными для значительной части подростков становятся различные компании с асоциальной направленностью, где агрессивность рассматриваются как атрибут мужественности.

Отрицательный микроклимат во многих современных семьях обусловливает появление отчужденности, грубости, неприязни, стремления делать все назло, вопреки воле окружающих, что создает вполне объективные предпосылки для проявления агрессии, демонстративного неповиновения, разрушительных действий.

Кроме того, подросток обнаруживает противоречия не только в окружающем его мире, но и в собственном представлении о себе, что может проявиться в резком недовольстве собой, в сочетании таких противоречивых качеств, как самоуверенность и робость, черствость и повышенная чувствительность, развязность и застенчивость.

Острота и длительность перестройки прежних отношений к окружающему миру и к самому себе часто приобретает форму психологического кризиса, который к тому же обостряется кризисом системы воспитания, когда в противоречие вступают устаревшие его формы и потребности быстро развивающегося человека в самоутверждении. Расхождение между стремлением подростка осознать свои возможности и его зависимостью от воли взрослого, еще более углубляет этот кризис.

Литературные данные свидетельствуют, что на первой стадии подросткового периода онтогенеза (10-11 лет) ребенок воспринимает себя весьма критично. 34% мальчиков и 26% девочек дают себе негативные характеристики [107], отмечая преобладание отрицательных черт и форм поведения, в том числе грубости, жестокости, агрессивности. Ситуативное отрицательное отношение к себе сохраняется и на второй стадии подросткового возраста (12-14 лет), в значительной мере определяясь оценками как взрослых, так и сверстников. На третьей стадии этого возрастного периода (15-18 лет) подросток уже сознательно сопоставляет свои личностные особенности и формы поведения с определенными нормами, принятыми в референтных группах.

В исследовании различные типы агрессивного поведения, проявляемые участниками эксперимента, оценивались с помощью опросника агрессивности и враждебности Басса-Дарки, подробное описание которого представлено во второй главе диссертации. Однако использование «сырых» оценок, получаемых в результате суммирования набранных по шкалам теста баллов, не совсем удобно, так как каждую шкалу опросника, отражающую какой-то тип агрессивного поведения, нагружает различное количество пунктов: от 5 – «Подозрительность» до 13 – «Вербальная агрессия». При таком построении шкал невозможно выявить ведущий тип агрессии, поэтому полученные, с помощью опросника данные были пронормированы и переведены в T-баллы.

Параметры такого стандартизированного распределения следующие: математическое ожидание 50; среднеквадратическое отклонение 10. Сопоставление показателей агрессивности различных групп с помощью статистического критерия Стьюдента осуществлялось на основе «сырых» данных, так как в этом случае потери информации наименьшие, а для построения диаграмм с целью выявления ведущих типов агрессивного поведения использовались нормированные T-балльные оценки.

В поведении «девиантных» школьников чаще встречается физический тип агрессии, проявляющийся в использовании физической силы против другого лица. Кроме того, в данной группе более выражены такие проявления агрессивности, как раздражение, негативизм и подозрительность. При этом школьники испытывают угрызения совести и чувство вины (Гистограмма 9).

Отмеченная тенденция к преобладанию у школьников физической агрессии, негативизма, который трактуется А. Бассом и А. Дарки как «оппозиционная манера в поведении, имеющая широкий диапазон проявлений от пассивного сопротивления до открытой борьбы против устоявшихся обычаев и законов», раздражения – готовности к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость) и подозрительности, способной проявиться в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и реально приносят вред, не достигает уровня статистической достоверности.

В то же время, как уже было замечено, у них наблюдается более глубокое переживание чувства вины (p < 0,05), которое выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, поступает зло, а также ощущает угрызения совести, то есть, совершая агрессивный поступок, подросток заранее чувствует свою неправоту. Чувство вины часто связывается с комплексом неполноценности, когда человек пытается скомпенсировать его за счет других. Таким образом, вина – это психологическая плата за агрессию (Таблица 4).

Таблица 4. Типы агрессивного поведения в экспериментальных группах

Тип агрессивного Поведения Школа (49) Лицей (41) Колледж (37)
Среднее SD Среднее SD Среднее SD
Физическая 7,20 1,65 6,49 2,30 6,24 1.95
Косвенная* 5,27 1,90 5,24 1,91 4,38 1.16
Раздражение 6,27 2,29 5,44 2,03 5,58 2,05
Негативизм 3,59 1,19 3,34 1,28 2,97 1,36
Обида 4,24 2,37 3,80 1,79 3,89 1,79
Подозрительность 5,39 1,78 4,41 2,12 4,95 1,86
Вербальная 8,73 2,40 8,39 2,67 7,59 2,29
Вина* 6,08 1,87 5,22 2,25 4,84 1,74

* – p<0.05

Кроме этих особенностей агрессивного поведения у школьников обнаруживается некоторая склонность к вербальной агрессии – выражение негативных чувств как через речевую форму (крик, визг), так и через содержание (угрозы, проклятья); к косвенной агрессии, которая окольными путями направлена на другое лицо (сплетни, злобные шутки), а также ни на кого не направленная (битье кулаками по столу, топанье ногами) и к обиде, которая может проявляться в зависти или даже ненависти к окружающим за действительные или вымышленные действия.

У студентов лицея склонность к агрессивным формам поведения выражена значительно слабее, чем у школьников. Ведущий тип агрессии – косвенная, то есть окольным путем направленная на другое лицо или не направленная ни на кого.

Лицеисты склонны к вербальному типу агрессивного поведения путем выражения негативных чувств как в эмоциональной форме (крик, визг, плач), так и через их содержание (проклятия, оскорбления, угрозы), но это не означает, что вербальная форма – единственный способ проявления агрессивности: и у школьников, и у лицеистов этот тип агрессивного поведения выражен примерно одинаково и проявляется не намного чаще, чем остальные формы агрессии.

Физическая агрессия, негативизм, раздражение и подозрительность как формы поведения менее характерны для студентов лицея, чем для «девиантных» школьников.

В целом же практически все типы агрессивного поведения сильнее выражены у делинквентных школьников. Исключение составляет косвенная агрессия, выраженная в обеих группах одинаково.

Сильно отличается от группы школьников и лицеистов группа студентов колледжа, у которых склонность к различным формам агрессивного поведения выражена гораздо слабее. Ведущим типом агрессии для этой группы является подозрительность, которая проявляется в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди могут нанести вред. Кроме этого у них обнаруживается склонность к обиде, которая может проявляться в зависти или даже ненависти к окружающим за действительные или вымышленные действия и к раздражению – готовности к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость). И у лицеистов, и у студентов колледжа данные типы агрессивного поведения выражены примерно одинаково.

Физическая, вербальная и косвенная агрессии, а также негативизм как формы поведения менее характерны для студентов колледжа, чем для учащихся школы и лицея.

Таким образом, все типы агрессивного поведения сильнее выражены у «девиантных» школьников, слабее у студентов колледжа, лицеисты занимают среднюю позицию. Необходимо отметить, что есть определенное сходство по степени выраженности типов агрессивного поведения между группами: у школьников и студентов лицея косвенная агрессия выражена примерно одинаково, у студентов лицея и колледжа – обида и раздражение.

Интересная и очень актуальная проблема – особенности агрессивного поведения подростков мужского и женского пола. В последнее время усилиями лидеров феминистского движения половые различия перестали ограничиваться собственно половыми характеристиками и особенностями психосексуального развития. Появилось понятие социального пола – «гендер».

Анатомически и физиологически девочки созревают гораздо быстрее; в подростковом возрасте процесс психосексуального развития у них начинается приблизительно на 2 года раньше, чем у мальчиков, и длится в течение 3-4 лет [83].

Мальчики, несмотря на то, что физически они гораздо сильнее девочек, оказываются более чувствительными действию как внешних, так и психологических факторов. Поэтому у них чаще, чем у девочек, отмечаются психические нарушения.

Наряду с биологическими предпосылками половых различий в процессе психосексуального развития важную роль играют социальные и культурные стереотипы, связанные с представлениями взрослых о поведении девочек и мальчиков, обусловленные в частности, стереотипами феминности и маскулинности, принятыми в обществе. Результаты исследований психологов разных стран мира свидетельствуют о том, что агрессивное поведение – мальчишеская прерогатива, поэтому оно гораздо чаще должно встречается у мальчиков, а случаи противоправных поступков, совершенных подростками мужского и женского пола, находятся в отношении 10:1.

Но, так как психическое развитие мальчиков и девочек определяется не только половым диморфизмом и общими закономерностями онтогенеза, но и спецификой проявления мужественности и женственности, обусловленных действием различных социальных факторов и уровнем развития общества, то и проявления агрессии нельзя однозначно связывать с полом. В этом плане необходимы крупномасштабные гендерные исследования. Данная работа не претендует на решение этой сложной проблемы, однако половые различия в типах агрессивного поведения кратко будут рассмотрены.

Таблица 5. Типы агрессивного поведения юношей и девушек

Тип агрессивного поведения Юноши (60) Девушки (67)
Среднее SD Среднее SD
Физическая 7,03 1,60 6,38 2,25
Косвенная 4,82 1,97 5,16 1,53
Раздражение 5,65 2,19 5,93 2,13
Негативизм 3,52 1,11 3,16 1,41
Обида 3,72 1,90 4,25 2,12
Подозрительность 4,97 1,92 4,93 1,98
Вербальная 7,95 2,70 8,60 2,25
Вина* 5,02 2,07 5,82 1,91

* – р<0.05

И у юношей, и у девушек доминируют вербальная и физическая агрессия, в меньшей степени выражены негативизм и обида (Таблица 5).

Формы агрессивного поведения у юношей и девушек различаются не очень существенно. Для первых характерно доминирование физической агрессии, негативизма и подозрительности, для вторых – вербальной, косвенной агрессии, раздражения, обиды. Кроме того девушки гораздо глубже переживают эти формы агрессивного поведения: чувство вины выражено у них статистически достоверно сильнее (p < 0,05) по сравнению с юношами. У них обнаруживается также тенденция к более резкому проявлению вербальной агрессии (Гистограмма 10).

Литературные данные [92] свидетельствуют, что у подростков мужского пола с возрастом происходит некоторое «затухание» физической агрессивности, тогда как у девушек, напротив, наблюдается рост этой формы агрессивного поведения. У юношей также отмечено постепенное снижение уровня вербальной агрессивности, тогда как у девушек этот тип агрессии усиливается.

Половые различия в экспериментальных группах также имеют определенные особенности, поэтому помимо общих гендерных тенденций проведем анализ связанных с полом агрессивных форм поведения в группах школьников, лицеистов и студентов колледжа.

Наиболее агрессивными практически по всем шкалам теста Басса-Дарки оказались девушки из школы для «агрессивных» подростков. По сравнению с другими исследованными подгруппами у них самые высокие значения по шкалам косвенной агрессии, раздражения, подозрительности, обиды и даже физической агрессии. В то же время эти девушки наиболее глубоко переживают свои агрессивные поступки. Показатели шкалы чувства вины в этой подгруппе выше, чем во всех остальных (Гистограмма 11).

Юноши – студенты колледжа – самые мирные среди всех участников эксперимента. У них самые низкие показатели по шкалам вербальной и косвенной агрессии, раздражения. (Гистограмма 11).

Наиболее «уравновешенный» тип агрессивности оказался у девушек-лицеисток, но у них выявлена самая высокая склонность к вербальной агрессии (в этом отношении они сравнялись со школьницами); в то же время они наименее подозрительны (Гистограмма 11).

Получается довольно сложная картина агрессивного поведения подростков – учащихся лицея, студентов колледжа и специализированной школы для детей, склонных к агрессии. По-видимому, надежно и точно проанализировать бессознательные агрессивные тенденции подростков с помощью опросников не удастся, для этого нужны более тонкие экспериментальные или проективные методы. Опросники же хорошо диагностируют то, каким подросток хочет быть исходя из общественных экспектаций, но это совсем не то, что он есть на самом деле.

Однако уже сам факт полового диморфизма в проявлениях агрессии свидетельствует о том, что пол – более сильный фактор, влияющий на агрессивность, нежели социальное окружение.

Проведенный анализ агрессивного поведения опирался на интенсивные показатели агрессивности, полученные с помощью теста Басса-Дарки. Однако дополнительную информацию о широте ее распространения в экспериментальных группах можно получить, исследовав экстенсивные параметры агрессии.

Таблица 6. Распространенность типов агрессивного поведения подростков

  Школа Лицей Колледж
Физическая агрессия 71,4% 48,8% 43,2%
Косвенная агрессия 42,9% 46,3% 13,5%
Раздражение 67,3% 46,3% 45,9%
Негативизм 57,1% 48,8% 49,5%
Обида 48,9% 29,3% 37,8%
Подозрительность 75,5% 46,3% 56,8%
Вербальная агрессия 55,1% 56,1% 35,1%
Вина 57,1% 51,2% 32,4%

В целом агрессивные формы поведения более распространены среди «девиантных» школьников, особенно такие его типы, как подозрительность (75,5%), физическая агрессия (71,4%), раздражение (67,3%), негативизм (57,1%), вербальная агрессия (55,1%). Среди лицеистов наиболее распространены вербальная (56,1%), физическая агрессия и негативизм (48,8%). Среди студентов колледжа – подозрительность (56,8%) и негативизм (49,5%). (Таблица 6).

Таким образом, анализ различных типов агрессивного поведения подростков с использованием интенсивных и экстенсивных показателей показывает, что агрессия более широко распространена в среде «девиантных» подростков. При этом первенство по этим показателям принадлежит девушкам – учащимся школы для «агрессивных» подростков (Гистограмма 11). В качестве предположения, объясняющего этот факт, можно выдвинуть гипотезу, что в данном случае агрессия выступает как превентивная мера, механизм защиты от возможного «нападения» со стороны окружающих.

К проявлению физической агрессии склонны 61,7% подростков мужского пола и 50,7% – женского, подозрительности – 60% юношей и 61,2% девушек. Вербальная агрессивность отмечается у 46,7% юношей и 52,2% девушек. Негативизм значительно более распространен у подростков-юношей (55%), и наблюдается только у 43,3% девушек. Раздражение наоборот более характерно для девушек (56,7%), нежели для юношей (51,7%) (Таблица 7).

Таблица 7. Распространенность типов агрессивного поведения у подростков мужского и женского пола

  Юноши Девушки
Физическая агрессия 61,7% 50,7%
Косвенная агрессия 36,7% 34,3%
Раздражение 51,7% 56,7%
Негативизм 55% 43,3%
Обида 33,3% 44,8%
Подозрительность 60% 61,2%
Вербальная агрессия 46,7% 52,2%
Вина 40% 52,2%

Согласно литературным данным [106; 107] наиболее агрессивны подростки 10-11 лет, у 70% которых превалирует физическая агрессивность, у 68% – негативизм, у 62% – вербальная агрессия, Однако к 15-16 годам у большинства подростков-юношей на первый план выходят вербальные формы агрессивности (81%) и негативизм (82%). При этом распространенность физической агрессии снижается до 61%, а косвенной – до 39%.

В отличие от мальчиков у подростков женского пола с возрастом существенно расширяются проявления физической агрессивности – с 30% в 10-11 лет до 56% в 15-16 лет. Резко возрастают экстенсивные показатели косвенной агрессии – с 25% в 10-11-летнем возрасте до 59% в 15-16 лет и агрессии вербальной – с 38% в 10-11 лет до 49% в 12-14 лет и 60% в 15-16 лет. Вместе с тем, при переходе со второй на третью стадию подросткового периода у девушек несколько снижается частота проявления негативизма – с 62% до 52%.

Совершенно очевидно, что за такой сложной динамикой агрессивности юношей и девушек скрывается определенная закономерность, обнаружить которую весьма непросто. За внешней грубостью подростков стоит сложная картина половозрастных изменений, происходящих в ходе их психосексуального и социального развития, проявляющаяся в различных формах агрессивности. При этом агрессия может по-разному проявиться у каждого ребенка, и эти факты ставят еще одну проблему – рассмотрения их индивидуальных различий.

Как показывают исследования [102; 103], агрессивные подростки при всем различии их личностных характеристик и особенностей поведения, отличаются некоторыми общими особенностями. К ним можно отнести неразвитость ценностно-потребностной сферы личности, примитивность наполняющих эти ценности потребностей, отсутствие увлечений, духовных запросов, узость и неустойчивость интересов, особенно творческих и познавательных. У этих подростков, как правило, невысокий уровень интеллектуального развития, повышенная внушаемость, склонность к подражанию, неразвитость нравственных представлений. По этой причине они грубы, озлоблены как на сверстников, так и на окружающих взрослых. У таких подростков практически всегда формируется крайняя самооценка, либо максимально высокая, либо очень низкая; для них характерны высокая тревожность, страх публичных выступлений, трудности в налаживании социальных контактов, эгоцентризм, неумение находить позитивный выход из трудных ситуаций, преобладание защитных механизмов в процессе саморегуляции поведения.

Вместе с тем среди агрессивных подростков встречаются и дети, очень неплохо развитые в интеллектуальном и социальном отношении. У них агрессивность выступает средством поднятия престижа, демонстрации своей самостоятельности и взрослости.

Поиск причин и характера агрессивности подростков требует разработки определенной классификации, типологии проявлений агрессивности. Такие попытки неоднократно предпринимались как в отечественной, так и зарубежной психологии. Одни исследователи предлагают взять за основу психофизиологические особенности детей, другие основываются на критериях психосоциального развития. Существует, например, классификация типов агрессивного поведения, которая подразделяет всех подростков с агрессивными формами поведения на три группы:

· дети с психопатическими чертами характера – искаженный дизонтогенез;

· дети с задержками умственного развития – задержанный дизонтогенез;

· подростки без патологических отклонений, но неправильно воспитанные, безнадзорные, что, вероятно, и породило упрямство, вседозволенность, агрессивность или другие формы социальных отклонений.

И.А. Невский [73], классифицируя трудных подростков, исходил из мотивации их поведения. Он выделял:

· подростков, активно стремящихся удовлетворить элементарные и низменные потребности;

· слабовольных детей, легко поддающихся внушению, подстрекательству;

· действующих под влиянием истерии или других болезненных проявлений.

Он также различает трудных подростков с:

· педагогической запущенностью;

· социальной запущенностью (нравственно испорченных);

· крайней социальной запущенностью.

Развивая эту классификацию, Л.М. Семенюк [91; 92] характеризует первую группу как глубоко педагогически запущенных детей. Их суждения примитивны и поверхностны, психические процессы протекают на самом низком уровне. Этих подростков отличает бравада антисоциальными поступками. Для второй группы детей характерны аффективные нарушения – подростки раздражительны, гневливы, в аффекте злобны. У многих появляются истероидные формы поведения. К третьей группе она относит детей, отличающихся развязным, конфликтным поведением с неуживчивым характером. Их мышление инертно, ассоциации бедны, они трудно сходятся со сверстниками.

Анализируя материалы о половозрастных и индивидуальных особенностях проявления агрессивного поведения подростков, Л.М. Семенюк [92] провела их условное подразделение в соответствии с типом поведения. Но, принимая за основу классификации определенный тип поведения подростков, она учитывала и весь комплекс данных об их личностных особенностях, в том числе ценностно-потребностной сферы личности.

По-видимому, именно такой подход открывает возможности для понимания причин и характера агрессивности подростков, а также путей, по которым в системе личности формируется агрессивность.

В подростковом возрасте происходит интенсивное формирование ценностно-потребностной сферы личности. Подросток стремится занять новую социальную позицию, соответствующую его потребностям и возможностям. При этом социальное признание, одобрение, принятие в мире взрослых и сверстников становится для него жизненно необходимым. Лишь их наличие обеспечивает переживание подростком чувства собственной ценности. Именно поэтому истоки агрессивности подростков находятся, как правило, в семье, в отношениях, которые складываются между ее членами и в гораздо меньшей мере в конфликтах со сверстниками. Семейные ссоры, отторжение ребенка, его принуждение, в том числе страхом наказания – самая благоприятная почва для формирования агрессивности.

Полученные в исследовании материалы дают возможность условно выделить четыре группы подростков на основе преобладания в их поведении определенного типа агрессивности, учитывая при этом особенности ценностно-потребностной сферы их личности. В основу этой классификации положены также данные, полученные Л.М. Семенюк [92].

Первую группу агрессивных подростков характеризует устойчивый комплекс аномальных, аморальных, примитивных потребностей, стремление к потребительскому времяпрепровождению, извращенная ценностно-потребностная сфера личности. Эгоизм, равнодушие к переживаниям других, неуживчивость, открытая неприязнь к авторитетам являются типичными особенностями поведения этих подростков. Они эгоцентричны, циничны, озлоблены, грубы, вспыльчивы, дерзки, драчливы. В их поведении преобладает физическая агрессия.

Вторую группу составляют подростки с деформированной ценностно-потребностной сферой личности. Обладая более или менее широким кругом интересов, они отличаются обостренным индивидуализмом, желанием занять привилегированное положение за счет притеснения слабых и младших. Для них характерна импульсивность, быстрая смена настроения, склонность ко лжи, раздражительность. У этих детей деформированы представления о мужественности, товариществе. Им доставляет удовольствие чужая боль. Стремление к применению физической силы проявляется у них ситуативно и лишь против тех, кто слабее.

Третью группу подростков характеризует конфликт между деформированными и позитивными ценностями и отношениями. Они отличаются односторонностью интересов, приспособленчеством, притворством, лживостью. Эти подростки не стремятся к достижениям, успеху, они безвольны и апатичны. В их поведении преобладают косвенная и вербальная агрессивность.

В четвертую группу входят подростки, у которых ценностно-потребностная сфера личности успела сформироваться в соответствии с социальными требованиями, но характеризуется наличием сильного внутриличностного конфликта в одной или нескольких ее зонах. Этот конфликт обусловливает очень ограниченный круг интересов и общения такого подростка. Для них типична трусливость и мстительность, а в поведении преобладают вербальная агрессивность и негативизм.

Такая ориентировочная классификация агрессивности подростков, основанная на комплексе свойств, типичных для определенной группы детей, позволяет не только оценивать возможные причины отклонений в их личностном развитии и поведении, но и наметить комплекс приемов воспитательной работы, имеющей целью коррекцию агрессивного поведения подростков.

Однако эта классификация агрессивного поведения подростков основывается лишь на общественной оценке их поведения и совершенно не затрагивает его внутренних причин. Кроме того, остается не объясненной скрытая агрессия, которая внешне не проявляется открыто, а реализуется в таких формах социального поведения, как подозрительность и враждебность. В реальной жизни они могут проявиться в социально приемлемых формах, которые мотивированы общественно разрешенными ценностями – «богатством», «карьерой», «успехом», «властью», и поэтому такая скрытая форма агрессивности будет оцениваться обществом как просоциальная.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...