Структура ценностей и индекс агрессивности-враждебности
⇐ ПредыдущаяСтр 15 из 15 Индекс агрессивности и индекс враждебности – это производные показатели, используемые в тесте Басса-Дарки. Индекс агрессивности представляет собой сумму показателей физической, косвенной и вербальной агрессивности. Индекс враждебности – это сумма «обиды» и «подозрительности». В исследовании все шкалы теста были переведены в нормированные стандартные Т-оценки, поэтому и эти индексы было решено выразить в Т-баллах. Это позволяет судить не только о том, какую роль они играют в различных экспериментальных группах, но и сравнивать эти индексы между собой. Точно так же, как и в предыдущих сравнениях, показатели индексов агрессивности и враждебности стали критерием для разделения всех участников экспериментального исследования на две группы по каждому из индексов. Высоко-агрессивные подростки – это те, у которых индекс агрессивности превышает значение 50 Т-баллов, низко-агрессивные – те, у кого индекс агрессивности меньше 50 Т-баллов. У высоко-враждебных подростков индекс враждебности превышает 50 Т-баллов, у низко-враждебных этот индекс меньше 50 Т-баллов. На гистограмме 28 представлена структура ценностно-потребностной сферы личности высоко-агрессивных по индексу агрессивности и низко-агрессивных подростков. И у тех, и у других в структуре ценностно-потребностной сферы личности самыми личностно значимыми ценностями являются «здоровье», «любовь», «успех», «свобода» и «справедливость». Кроме того, для высоко-агрессивных сильно значимыми являются ценности «честь» и «карьера». Внутриличностный конфликт в группе высоко-агрессивных и низко-агрессивных подростков проявляется практически в одних и тех же зонах ценностно-потребностной сферы личности (Гистограмма 29), но имеет значительные количественные различия. Прежде всего, это касается ценностей «карьера», «здоровье», «богатство», «успех», «власть» и «любовь». При этом у высоко-агрессивных подростков внутриличностный конфликт преобладает в зонах ценностей «карьера» (+3,47), «здоровье» (+1,67) и «власть» (+1,33), у низко-агрессивных – в зоне ценности «успех» (1,49), «любовь» (+1,82) и «богатство» (+2,53).
Список ценностей
Отрицательный внутриличностный конфликт, то есть отсутствие побуждений, наиболее представлено в зонах следующих ценностей: «творчество», «вера», «общение», «красота». При этом в наибольшей степени этот «вакуум» характерен для высоко-агрессивных подростков: «творчество» (-2,41), «вера» (-2,32), «общение» (-2,42). Список ценностей
В группах высоко- и низко-враждебных подростков сильно значимые ценности те же, что и в только что рассмотренном сравнении. Прежде всего, это «здоровье», «любовь», «успех», которые являются жизненно важными как для тех, так и для других. У «высоко-враждебных» подростков сильно значимыми ценностями являются также «справедливость» (этот показатель статистически достоверно выше по сравнению с низко-враждебными). У низко-враждебных подростков – «карьера» и «свобода» (Гистограмма 30). Внутриличностный конфликт более всего выражен в зонах ценностей «карьера», «богатство», «здоровье», «успех». При этом в зоне ценности «карьера» внутриличностный конфликт выражен в обеих рассматриваемых группах; «здоровье», «богатство» и «власть» более конфликтогенны для низко-враждебных подростков, а «любовь» – для высоко-враждебных (Гистограмма 31).
Отрицательный внутриличностный конфликт обнаруживается в зоне ценностей «творчество», «вера», «общение» и «красота», то есть в тех же самых зонах, которые были выявлены в предыдущих сравнениях. Таким образом, показатели индексов агрессивности и враждебности у подростков тесно связаны с наличием внутриличностного конфликта в зоне таких ценностей, как «карьера», «власть», «богатство», «справедливость», «свобода», а также «творчество», «вера» и «общение». При этом, первая группа ценностей провоцирует положительный ВЛК, а вторая – отрицательный, указывающий на низкую мотивацию в этих зонах ЦПСЛ. Отсюда можно предположить, что агрессивность и враждебность вторичны по отношению к ценностно-потребностной сфере личности. Их проявления зависят от того, какие ценности доминируют в структуре ценностно-потребностной сферы личности подростка и определяют характер внутриличностного конфликта. Если эта ценность «карьера» или, например, «власть», то высока вероятность агрессивного поведения. Тем не менее, с общественной точки зрения такое поведение будет трактоваться как просоциальное, потому что эти ценности являются социально разрешенными. Если же в основе агрессивного поведения окажется такая ценность, как «справедливость», то поведение подростка будет квалифицировано не только как агрессивное, но и как асоциальное. Обращает на себя внимание, что конфликт в зоне ценностей «здоровье» и «власть» связан с агрессивным и невраждебным поведением, а в зоне ценности «любовь», наоборот, с низко-агрессивным, но враждебным поведением. У низко-агрессивных и одновременно высоко-враждебных подростков гораздо менее выражен отрицательный внутриличностный конфликт в зоне ценностей «вера» и «общение». По-видимому, между агрессивностью и враждебностью все-таки есть некоторая связь, которая указывает, что высокая агрессивность и низкая враждебность ведет к одним и тем же конфликтам в ценностно-потребностной сфере личности, прежде всего, связанных с личной карьерой. Однако такое состояние качеств говорит скорее не об агрессивности, а высокой жизненной активности, которая внешне вполне может быть похожа на проявления агрессивности.
Наоборот, низко-агрессивные подростки в сочетании с высокой враждебностью имеют внутриличностный конфликт в зоне ценности «любовь», что указывает на возможную причину такого поведения. Конфликт в этой зоне ценностно-потребностной сферы личности может свидетельствовать о действительном ее недостатке у этих подростков, что соответствующим образом отражается на их поведении. Итак, вся подростковая выборка в итоге разделилась на четыре группы: 1. Высоко-агрессивные и высоко-враждебные – 42 подростка. 2. Низко-агрессивные и высоко-враждебные – 25 подростков. 3. Высоко-агрессивные и низко-враждебные – 24 подростка. 4. Низко-агрессивные и низко-враждебные – 32 подростка. С помощью дисперсионного анализа были проанализированы различия в структуре ценностно-потребностной сферы личности этих подростковых групп. Ценности «здоровье», «любовь» и «успех» являются сильно значимыми для всех выделенных групп. Другими словами, эти ценности жизненно важны для любых подростков, независимо от характера их поведения. Список ценностей
Для низко-агрессивных и одновременно низко-враждебных подростков личностно значимой является также ценность «свобода», она важна и для высоко-агрессивных и низко-враждебных подростков. В структуре ценностно-потребностной сферы личности подростков с низкой агрессивностью и высокой враждебностью доминирует ценность «справедливость». Для высоко-агрессивных невраждебных подростков сильно значимой ценностью становится «карьера», а для высоко-агрессивных и враждебно настроенных детей – «справедливость» и «честь» (Гистограмма 32). Внутриличностный конфликт более всего выражен в зоне ценности «карьера», причем в значительно большей степени это характерно для агрессивных подростков; в группе агрессивных, но не враждебных этот показатель самый высокий (+3,79). Это же самое относится к ценности «богатство» – у агрессивных низко-враждебных подростков он значительно выше (+3,08). В меньшей степени такая же тенденция проявляется и в отношении ценностей «здоровье» (+2,63) и «власть» (+2,29) (Гистограмма 33).
Подобная закономерность характерна для этой группы подростков, но с обратным знаком, в отношении ценностей «творчество» и «общение». По сравнению с остальными группами в этих зонах ценностно-потребностной сферы личности у агрессивных и невраждебных подростков значительно более выражено отсутствие мотивации в этих сферах (-3,46 – «творчество» и -2,67 – «общение»). Они же статистически достоверно отличаются и по показателям ценности «безопасность», где у них намечается внутриличностный конфликт, по крайней мере, вероятность его появления положительна (+0,71). Подробный анализ взаимоотношений ценностей в структуре ценностно-потребностной сферы личности позволяет предположить, что отсутствие агрессивности и враждебности связано с привлекательностью для подростков ценности «свобода», агрессивность связана с привлекательностью и значимостью ценности «карьера», враждебность положительно связана с ценностью «справедливость», а одновременное проявление агрессивности и враждебности – с ценностью «честь». Из гистограммы 34 очевидно, что у высоко-агрессивных подростков гораздо сильнее выражен суммарный внутриличностный конфликт, который вычисляется как сумма абсолютных величин разностей между личностной значимостью и доступностью по каждой ценностной шкале. Другими словами, ценностно-потребностная сфера личности таких подростков содержит в себе гораздо больше противоречий, чем у низко-агрессивных подростков. По-видимому, степень разбалансированности и напряженности ценностно-потребностной сферы личности – показатель сугубо индивидуальный и у каждого подростка он поддерживается на определенном, оптимальном для него уровне. У агрессивных людей он больше, у низко-агрессивных меньше. С одной стороны, высокий суммарный показатель внутриличностного конфликта свидетельствует о повышенной вероятности его возникновения, а с другой – эти противоречия – двигатель человеческой активности. Поэтому у высоко-агрессивных подростков высоко значимы такие ценности, которые подразумевают высокую личную активность: «карьера», «власть», «честь», «свобода», а у низко-агрессивных преобладают относительно «спокойные» ценности – «вера» и «творчество».
У агрессивных невраждебных подростков общая конфликтность ценностно-потребностной сферы личности значительно более выражена, чем в остальных трех группах. Это говорит о том, что эти подростки проявляют свое отношение к себе и к другим более открыто. То же, что связано с враждебностью – скрыто. Поэтому неагрессивные, но враждебно настроенные подростки имеют минимальный суммарный внутриличностный конфликт. Другими словами, то качество, которое в концепции А. Басса и А. Дарки обозначено термином «агрессивность», в поведении подростка всегда активно проявляется, в то время как враждебность – скрытая потенциальная, но все-таки тоже агрессивность. «Агрессивные» подростки из специализированной школы проявляют «открытую агрессию», потому что ярлык «агрессивного подростка», приклеенный к ним обществом как бы обязывает их вести себя соответствующим образом. «Просоциальные» подростки из колледжа потенциально агрессивны, о чем свидетельствует доминирующий в структуре их социального поведения индекс враждебности, хотя внешне они никакой агрессии не проявляют. Еще одним аргументом в пользу такой точки зрения можно считать то, что в основе поведения «просоциально настроенных» подростков лежат общественно разрешенные ценности – «карьера», «богатство», «успех», «власть», в то время как «агрессивными» подростками движут ценности социально запрещенные – «справедливость», «свобода». Внешне активность и скрытность могут проявляться в различных формах агрессивности и враждебности, но если они мотивированы такими ценностями, как «карьера» и «справедливость», то не должны рассматриваться как общественно опасные формы агрессивного или враждебного поведения. Заключение Анализ агрессивности как определенного личностного отношения к жизни и особенностей его поведенческих проявлений показал существование принципиально различных теоретических подходов к этой проблеме, что серьезно затрудняет понимание реальных психологических причин подростковой агрессивности. Наиболее продуктивным представляется подход, исходящий из обусловленности агрессивности и агрессивного поведения подростков не только органическими, но и ценностными причинами. Их действие наиболее ярко проявляется у детей подросткового возраста, когда особенно интенсивно происходит формирование ценностно-потребностной сферы личности подростка и системы его отношений, которое зависит не только от генетической предрасположенности, но и от качественного содержания его личности. Стремление подростка к самостоятельности нередко встречает противодействие взрослых, а это приводит к появлению своеобразного психологического барьера, преодолевая который многие подростки прибегают к агрессивным формам поведения. Однако глубинный анализ этих форм показывает, что это не всегда агрессивность или враждебность по отношению к окружающим, это, скорее, по-детски проявляемая активность и попытка скрыть свои подростковые комплексы и проблемы. Общими ценностями, занимающими центральное место в структуре ценностно-потребностной сферы личности учащихся специализированной школы, студентов лицея и колледжа являются «здоровье» и «любовь». У «девиантных» школьников специфически значимыми ценностями становятся, кроме этого, «справедливость», «общение», «успех», у лицеистов – «свобода», «общение», «уверенность», у студентов колледжа – «успех», «карьера» и «богатство». Ценности «здоровье» и «любовь» – вообще личностно значимы для индивидов любого возраста. Самыми конфликтогенными зонами ценностно-потребностной сферы личности у подростков являются «карьера», «богатство», «любовь», «успех» и «власть». Физическая агрессия, негативизм, раздражение и подозрительность – эти формы агрессивного поведения более характерны для школьников с отклонениями в поведении и гораздо реже встречаются у студентов лицея и колледжа. Однако у школьников в более глубокой форме проявляются угрызения совести и чувство вины. Другими словами, вина – это психологическая плата за агрессию. Исследования физической, косвенной и вербальной форм агрессивности подростков показали, что агрессивные формы поведения существенно отличаются у подростков мужского и женского пола, что связано не только с биологическими особенностями, но и с социальными, культурными стереотипами маскулинности и феминности. Для юношей более характерна физическая агрессия, подозрительность и негативизм, у девушек легче проявляется вербальная и косвенная агрессия, раздражение, а также обида. Девушки глубже переживают свое агрессивное поведение, но, тем не менее, самыми агрессивными по всем шкалам теста агрессивности и враждебности Басса-Дарки являются девушки-школьницы. Наиболее «уравновешенный» тип агрессивности наблюдается у девушек-лицеисток, но для них характерна высокая склонность к вербальной агрессии; в то же время они наименее подозрительны. Таким образом, складывается довольно сложная картина проявлений подростковой агрессивности. По-видимому, надежно и точно проанализировать бессознательные агрессивные тенденции в этом возрасте с помощью опросников невозможно, необходимы более тонкие экспериментальные и проективные методы. Однако сам факт полового диморфизма в агрессивном поведении свидетельствует о том, что пол – сильный фактор, влияющий на ее проявление. Кроме того, общественная оценка агрессивности и измеренный с помощью психологических методов ее уровень – не одно и то же. Если подростку «приклеивается» ярлык агрессивного, то он просто вынужден вести себя соответствующим образом, расплачиваясь за такое поведение переживанием чувства вины. С другой стороны, агрессивны все подростки, однако если агрессивное поведение реализуется в русле общественно разрешенных ценностей, таких как «карьера», «богатство», «успех», «власть», то это поведение окружающие склонны рассматривать как активное, но просоциальное. Если же эта активность реализуется в рамках ценностей «справедливость» или «свобода», то с общественной точки зрения такое поведение однозначно квалифицируется как агрессивное. Таким образом, оценка агрессивности со стороны общества всегда обусловлена теми ценностными приоритетами, которые доминируют в нем, поэтому она и не совпадает с ее психологической оценкой. В структуре ценностно-потребностной сферы личности подростков независимо от уровня их агрессивности ведущее место занимают такие ценности, как «здоровье», «любовь», «успех». Но для высоко-агрессивных значимыми являются также ценности «честь» и «карьера». Примечательно, что для всех подростков характерна низкая личностная значимость ценности «творчество», однако для низко-агрессивных она все-таки гораздо более значима, чем для высоко-агрессивных. У последних более личностно значимой становится ценность «власть». Однако ни «творчество», ни «власть» пока еще не входят в число сильно значимых ценностей. Внутриличностный конфликт в группах высоко- и низко-агрессивных подростков проявляется практически в одних и тех же зонах ценностно-потребностной сферы личности, однако есть значительные количественные различия. У высоко-агрессивных внутриличностный конфликт преобладает в зоне ценности «карьера», «здоровье», «власть» у низко-агрессивных – это зона ценности «любовь». Отрицательный внутриличностный конфликт (отсутствие побуждений) в зоне ценностей «творчество» и «общение» наиболее характерен для высоко-агрессивных подростков. Агрессивность и враждебность с точки зрения ценностной теории можно трактовать как различные свойства, относительно независимые друг от друга. «Агрессивный» подросток может быть настроен как враждебно, так и дружелюбно; в то же время «враждебный» подросток может вести себя как агрессивно, так и совершенно спокойно. Это подтверждает гипотезу о вторичности агрессивности и враждебности по отношению к ценностно-потребностной сфере личности. Их проявления зависят от того, какие ценности доминируют в ее индивидуальной структуре. Скорее всего, то свойство, которое в теории агрессивности и враждебности А. Басса и А. Дарки трактуется как агрессивность – это своеобразно проявляемая подростковая активность, а то, что авторы теста называют враждебностью скорее похоже на скрытность. Эти по-подростковому проявляемые активность и скрытность в различных сочетаниях и обусловливают то многообразие поведенческих проявлений, которые часто трактуются как агрессивные и враждебные. Другими словами, враждебность – это тоже агрессивность, но скрытая, потенциальная, которая может проявиться в поведении подростка как одна из форм разрешения внутриличностного конфликта. Агрессия иногда бывает необходима для самозащиты в ситуации, когда подросток не видит иного выхода, кроме физического воздействия или вербальных угроз. Поэтому для некоторых подростков участие в драках – это способ утверждения себя в глазах окружающих, особенно в тех случаях, когда это становится устоявшейся линией поведения, отражающей нормы, принятые в определенных референтных группах. Однако такое поведение оценивается обществом, особенно педагогами, только по его внешним проявлениям, без анализа внутренних причин, поэтому, получив ярлык «агрессивного подростка», ребенок воспринимается окружающими как девиантный и стремится, как бы оправдать это «высокое» звание. Тем не менее, общественная оценка агрессивности и реальная склонность к агрессивному поведению – это разные вещи; первая – результат отношения к ребенку конкретных взрослых, в первую очередь, педагогов, вторая – это самооценка ребенком своего собственного поведения, которая осуществляется с помощью специальных психологических опросников. Выводы 1. Теоретико-методологический анализ проблемы подростковой агрессивности показал наличие принципиально различных теоретических подходов к этой проблеме. Наиболее продуктивным представляется подход, исходящий из обусловленности агрессивности и агрессивного поведения подростков не только социально-биологическими, но и ценностными причинами. 2. В структуре ценностей подростков, склонных к различным формам социального поведения, есть как общие личностно значимые ценности, так и специфические. Общие – «здоровье» и «любовь»; у «девиантных» школьников, кроме этого, личностно значимыми являются «справедливость», «общение», «успех», у лицеистов – «свобода», «общение», «уверенность», у студентов колледжа – «карьера», «богатство» и «успех». 3. Конфликтогенные зоны ценностно-потребностной сферы личности подростков – «карьера», «богатство», «любовь», «успех» и «власть». Внутриличностный конфликт в зоне этих значимых для подростка ценностей может провоцировать либо просоциальное, либо агрессивное поведение. И в том, и в другом случае это может повлечь за собой временную социальную дезадаптацию. 4. По показателям личностной значимости и конфликтогенности зон ЦПСЛ, определенных с помощью «интеллектуального конфирматорного анализа», группа студентов колледжа также резко отличается от учащихся специализированной школы и лицея, что обусловлено различной направленностью (просоциальной и агрессивной) их поведения. 5. Есть социально одобряемые и социально запрещенные ценности, и реализация агрессии в этих зонах может квалифицироваться либо как просоциальное, либо как агрессивное поведение. Кроме того, существует специфическая форма инструментальной агрессии, которая отражает потенциальные возможности ее проявления. Этот вид агрессии косвенно выражается в показателях враждебности. 6. Физическая агрессия, негативизм, раздражение и подозрительность – эти формы агрессивного поведения характерны для школьников с отклонениями в поведении и гораздо реже встречаются у студентов лицея и колледжа. Однако у школьников в более глубокой форме проявляются угрызения совести и чувство вины. Таким образом, вина – это психологическая плата за агрессию. 7. В старшем подростковом возрасте более агрессивны в своем поведении девушки. Можно предположить, что эти проявления в значительной степени демонстративны и обусловлены повышенной внушаемостью девочек в этом возрасте. Переживание вины за свои агрессивные поступки у них также самые сильные. 8. Агрессивность и враждебность – относительно независимые друг от друга характеристики. Они вторичны по отношению к ценностно-потребностной сфере личности – их проявления зависят от того, какие ценности доминируют в ее индивидуальной структуре. Вероятно агрессивность – своеобразно, по-подростковому реализуемая активность, а враждебность больше похожа на скрытую, потенциальную агрессивность, не проявленную в какой-либо ценностной зоне до тех пор, пока в ней не созреет внутриличностный конфликт. Впоследствии эта энергия может быть реализована либо в социально одобряемой зоне ЦПСЛ, и тогда это поведение будет квалифицировано как просоциальное, либо в общественно запрещенной ценностной зоне – в этом случае поведение подростка будет рассматриваться как агрессивное. 9. Ярлык «агрессивного подростка» является дополнительным побудителем агрессивного поведения, которое с этого момента начинает приобретать демонстративный характер. По этой причине «агрессивные» школьники в большей степени по сравнению с «просоциально ориентированными» подростками могут «позволить» себе открытое проявление агрессии. Но «психологическая плата» за проявленную агрессию – чувство вины. 10. Общественная оценка агрессивности и реальная склонность к агрессивному поведению – это разные психологические феномены; первая – результат отношения к ребенку конкретных взрослых, вторая – это самооценка ребенком своего собственного поведения, которая осуществляется с помощью специальных психологических опросников. Однако надежно и точно проанализировать бессознательные агрессивные тенденции в этом возрасте с помощью опросников очень сложно – необходимы более тонкие экспериментальные и проективные методы. Литература 1. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. – М.: МГУ, 1990. 2. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии / Пер. с англ. – М., Фонд «За экономическую грамотность», 1995. – 296с. 3. Айхорн А. Трудный подросток. – М.: Эксмо-пресс, 2001. – 304с. 4. Альбуханова К.А. Деятельность и психология личности. – М.: Наука, 1980. 5. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб.: Питер, 2001. – 288с. 6. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. – М.: Мысль, 1988. 7. Ансимова Н.П., Урухина М.В. Личность несовершеннолетнего правонарушителя как объект психологического исследования // Профориентация и психологическая поддержка молодежи и незанятого населения. Материалы научно-практической конференции. – Томск, 2002. 8. Артемьева Е.Ю., Мартынов Е.М. Вероятностные методы в психологии. – М.: МГУ, 1975. 9. Асмолов А.Г. Психология личности. – М., 1990. – 367с. 10. Бандура А. Теория социального научения. – СПб.: Питер, 2000. 11. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений / Пер. с англ. – М., Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс, 1999. – 512с. 12. Березин Ф.Б. Психодиагностические личностные опросники: некоторые принципы и аспекты применения // Психологическая диагностика при нервно-психических и психосоматических заболеваниях (Республиканский сборник научных трудов). – Л., 1985. – С.16-22. 13. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. – 512с. 14. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1968. – 464с. 15. Божович Л.И. Проблемы формирования личности // Избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М., 1995. 16. Большой толковый психологический cловарь. – М., 1995. 17. Братусь Б.С. Аномалии личности. – М., Мысль, 1988. – 301с. 18. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб.: Питер, 1997. – 336с. 19. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. – М.: Педагогика, 1991. – 144с. 20. Василюк Ф.Е. Психология переживания. – М.: МГУ, 1984. – 200с. 21. Выготский Л.С. Детская психология // Собрание сочинений. Том 4. – М.: Педагогика, 1984. – 433с. 22. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. – М.: Педагогика, 1982-1984. 23. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента / Пер. с англ. – М.: МГУ, 1982. – 463с. 24. Грищенко Л.А., Алмазов Б.Н. Психология отклоняющегося поведения и задачи педагогической реабилитации. – Свердловск: СИПИ, 1987. – 48с. 25. Гублер Е.В. Вычислительные методы анализа и распознавание патологических процессов. – Л.: Медицина, 1978. – 180с. 26. Даль В. Толковый словарь. – М., 1956. 27. Дельгадо Х. Мозг и сознание. – М., 1971. 28. Джидарьян И.А. О месте потребностей, эмоций и чувств в мотивации личности. // Теоретические проблемы психологии личности. – М., 1974. – С.146-169. 29. Джидарьян И.А. Эстетическая потребность. – М., 1976. – 191с. 30. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. – М., 1978. 31. Драгунова Т.В. Подросток в кругу сверстников: особенности взаимоотношений // Семья и школа, 1975. – №1. – С.19-23. 32. Драгунова Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте // Вопросы психологии, 1982. – №2. – С.25-38. 33. Дружинин В.В. Введение в теорию конфликта. – М.: Радио и связь, 1989. 34. Залевский Г.В. Психическая ригидность в норме и патологии. – Томск: ТГУ, 1993. – 270с. 35. Ильин А.В. Мотивы человека. – М., 1995. 36. Кенрик Д., Нейберг С., Чалдини Р. Социальная психология. Пойми себя, чтобы понять других! (Агрессия. Лидерство. Альтруизм. Конфликты. Группы.) / Научный редактор профессор А.Л. Свенцицкий. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. 37. Климов Е.А. Психология труда как область знания, отрасль науки, учебная дисциплина и профессия // Вопросы психологии, 1989. – №1. 38. Климов Е.А. Как выбрать профессию. – М., 1990. – 158с. 39. Кондратьев М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения. – М.-Воронеж, 1997. – 336с. 40. Краткий психологический словарь. – М., 1985. 41. Кубарев Е.Н. Развитие ценностно-потребностной сферы личности в процессе ее творческой самореализации // Автореферат дисс … кандидата психол. наук. – Новосибирск, 2002. – 20с. 42. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. – СПб.: Питер, 2001. 43. Левитов Н.Д. От фрустрации к агрессии // Психологический журнал, 1990. – №5. – С.116-120. 44. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. – М.: Просвещение, 1964. – 344с. 45. Левитов Н.Д. Психическое состояние агрессии // Вопросы психологии, 1976. – №6. – С.159-163. 46. Левитов Н.Д. Фрустрация как один из видов психических состояний // Вопросы психологии, 1967. – №6. – С.118-129. 47. Леонгард К. Акцентуированные личности / Пер. с нем. – Киев: Вища школа, 1981. – 390с. 48. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. – М., 1971. 49. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1977. – 304с. 50. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М.: МГУ, 1981. – 584с. 51. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. – М.: Педагогика, 1983. 52. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. – М.: Смысл, 1993. 53. Личко А.Е. Основные типы нарушений поведения у подростков // Патологические нарушения поведения у подростков / Под ред. А.Е. Личко. – Л., 1973. – С.5-16. 54. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – М.: Медицина, 1983. – 255с. 55. Личко А.Е. Эти трудные подростки: записки психиатра. – Л.: Лениздат, 1983. – 126с. 56. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М.: Наука, 1984. – 448с. 57. Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло»). – М.: Прогресс, Универс, 1994. – 272с. 58. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. – М., МГУ, 1982. – С.108-118. 59. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы / Пер. с англ. – М.: Смысл, 1999. – 425с. 60. Маслоу А. Психология бытия / Пер. с англ. – М.: Рефл-бук&К, Ваклер, 1997. – 304с. 61. Маслоу А. Г. Мотивация и личность. – СПб.: Евразия, 1999. – 478с. 62. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. – М.: Просвещение, 1985. – 320с. 63. Можинский Ю.Б. Агрессия подростков: эмоциональный и кризисный механизмы. – СПб., 1999. – 128с. 64. Морогин В.Г. Экспериментально-психологическое исследование ценностно-потребностной сферы личности (теория и практика). // Автореферат дисс … доктора психол. наук. – Новосибирск, 1999. – 45с. 65. Морогин В.Г. Ценностно-потребностная сфера личности. – Томск: ТГПУ, 2003. – 357с. 66. Морогин В.Г. Теория и методы экспериментального исследования ценностно-потребностной сферы и самоактуализации личности // Профориентация и психологическая поддержка. Теория и практика. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 28-29 сентября 2005 года. – Томск, 2005. – С.157-169. 67. Морогин В.Г., Кубарев Е.Н. Динамика ценностно-потребностной сферы личности в процессе творческой самореализации // Вестник ТГПУ. Серия «Психология». Вып.1. – Томск, 2002. – С.92-107. 68. Морогин В.Г., Никитина И.И. Деятельностные деформации и отклоняющееся поведение подростков // Профориентация и психологическая поддержка. Теория и практика. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 14 мая 2004 года. – Томск, 2004. – С.232-244. 69. Морогин В.Г., Никитина И.И. Исследование ценностно-потребностной сферы личности девиантных подростков // Профориентация и психологическая поддержка. Теория и практика. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 14 мая 2004 года. – Томск, 2004. – С.221-232. 70. Морогин В.Г., Смольникова Л.В. Структура ЦПСЛ старших подростков, склонных к различным формам социального поведения // Всероссийская научная конференция «Психологическая теория и практика в изменяющейся России». – Челябинск, 2006. – С.175-180. 71. Мясищев В.Н. Проблема потребностей в системе психологии. // Ученые записки ЛГУ, 1957. – №244. 72. Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии. // Психология личности в трудах отечественных психологов. – СПб.: Питер., 2000. – С.34-39. 73. Невский И.А. Трудный успех (Без «трудных» работать можно). Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1981. – 128с. 74. Немчин Т.А. Состояния нервно-психического напряжения. – Л.: ЛГУ, 1983. – 166с. 75. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология: учебник. – М., 1996. – 372с. 76. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1993. 77. Ольшанский Д.В. Психология масс. – СПб.: Питер, 2001. 78. Паренс Г. Агрессия наших детей. – М.: Форум, 1997. – 160с. 79. Петровский А.В. История советской психологии. – М.: Просвещение, 1967. 80. Петровский В.А. Личность в психологии. – Ростов-на-Дону. «Феникс»., 1996. 81. Постоева В.А. Ценностно-потребностная сфера личности социально-депримированных подростков // Автореферат дисс … кандидата психол. наук. – Ярославль, 2004. – 20с. 82. Психологический словарь. – М.: Педагогика, 1983. 83. Раттер М. Помощь трудным детям. – М., 1978. – 193с. 84. Рогов Е.И. Учитель как объект психологического исследования. – М.: Владос, 1998. 85. Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. – М.: Универс, 1994. – 480с. 86. Росс Л. Нисбетт Р. Человек и ситуация. Уроки социальной психологии. – М.: Аспект Пресс, 2000. 87. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. 3-е изд. – М., 1979. – 416с. 88. Рубинштейн С. П. Основы общей психологии. – СПб..: Питер, 1998. – 688с. 89. Рудик П.А. Игры детей и их педагогическое значение. – М., Изд-во АПН РСФСР, 1948. – 64с. 90. Савенко Ю.С. Вопросы нарушения структуры личности и проблема компенсаторных механизмов // Проблемы социальной психологии. – Тбилиси, 1976. – С.212-217. 91. Семенюк Л.М. Проявление агрессивности в поведении подростков // Открытая школа, 2002. – № 3. – С.43-46. 92. Семенюк Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. – М.: Московский психолого-социальный институт; Флинта, 1998. – 96с. 93. Симонов П.В. Эмоции и воспитание // Вопросы философии, 1981. – №5. 94. Симонов П.В., Ершов П.М. Темперамент, характер, личность. – М.: Наука, 1984. – 160с. 95. Смольникова Л.В., Морогин В.Г. Содержание ценностно-потребностной сферы личности студентов колледжа бизнеса // Первый Международный Конгресс «Психология и социология в бизнесе: актуальные проблемы современности». – Минск, 2005. – С.144-151. 96. Современный словарь по психологии. – М., 2000. 97. Солдатова Г.У. Психология межэтической напряженности. – М.: ЭКСМО-Пресс, 1998. 98. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. – М., 1996. – 321с. 99. Тимофеева О.М., Морогин В.Г. Ценностная реформа в школьном и профессиональном
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|