Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Структура ценностей и индекс агрессивности-враждебности




Индекс агрессивности и индекс враждебности – это производные показатели, используемые в тесте Басса-Дарки. Индекс агрессивности представляет собой сумму показателей физической, косвенной и вербальной агрессивности. Индекс враждебности – это сумма «обиды» и «подозрительности».

В исследовании все шкалы теста были переведены в нормированные стандартные Т-оценки, поэтому и эти индексы было решено выразить в Т-баллах. Это позволяет судить не только о том, какую роль они играют в различных экспериментальных группах, но и сравнивать эти индексы между собой.

Точно так же, как и в предыдущих сравнениях, показатели индексов агрессивности и враждебности стали критерием для разделения всех участников экспериментального исследования на две группы по каждому из индексов. Высоко-агрессивные подростки – это те, у которых индекс агрессивности превышает значение 50 Т-баллов, низко-агрессивные – те, у кого индекс агрессивности меньше 50 Т-баллов. У высоко-враждебных подростков индекс враждебности превышает 50 Т-баллов, у низко-враждебных этот индекс меньше 50 Т-баллов.

На гистограмме 28 представлена структура ценностно-потребностной сферы личности высоко-агрессивных по индексу агрессивности и низко-агрессивных подростков. И у тех, и у других в структуре ценностно-потребностной сферы личности самыми личностно значимыми ценностями являются «здоровье», «любовь», «успех», «свобода» и «справедливость». Кроме того, для высоко-агрессивных сильно значимыми являются ценности «честь» и «карьера».

Внутриличностный конфликт в группе высоко-агрессивных и низко-агрессивных подростков проявляется практически в одних и тех же зонах ценностно-потребностной сферы личности (Гистограмма 29), но имеет значительные количественные различия. Прежде всего, это касается ценностей «карьера», «здоровье», «богатство», «успех», «власть» и «любовь». При этом у высоко-агрессивных подростков внутриличностный конфликт преобладает в зонах ценностей «карьера» (+3,47), «здоровье» (+1,67) и «власть» (+1,33), у низко-агрессивных – в зоне ценности «успех» (1,49), «любовь» (+1,82) и «богатство» (+2,53).

Список ценностей

1. Общение 6. Творчество 11. Свобода
2. Уверенность 7. Богатство 12. Успех
3. Безопасность 8. Справедливость 13. Любовь
4. Вера 9. Здоровье 14. Власть
5. Карьера 10. Красота 15. Честь

Отрицательный внутриличностный конфликт, то есть отсутствие побуждений, наиболее представлено в зонах следующих ценностей: «творчество», «вера», «общение», «красота». При этом в наибольшей степени этот «вакуум» характерен для высоко-агрессивных подростков: «творчество» (-2,41), «вера» (-2,32), «общение» (-2,42).

Список ценностей

1. Общение 6. Творчество 11. Свобода
2. Уверенность 7. Богатство 12. Успех
3. Безопасность 8. Справедливость 13. Любовь
4. Вера 9. Здоровье 14. Власть
5. Карьера 10. Красота 15. Честь

В группах высоко- и низко-враждебных подростков сильно значимые ценности те же, что и в только что рассмотренном сравнении. Прежде всего, это «здоровье», «любовь», «успех», которые являются жизненно важными как для тех, так и для других. У «высоко-враждебных» подростков сильно значимыми ценностями являются также «справедливость» (этот показатель статистически достоверно выше по сравнению с низко-враждебными). У низко-враждебных подростков – «карьера» и «свобода» (Гистограмма 30).

Внутриличностный конфликт более всего выражен в зонах ценностей «карьера», «богатство», «здоровье», «успех». При этом в зоне ценности «карьера» внутриличностный конфликт выражен в обеих рассматриваемых группах; «здоровье», «богатство» и «власть» более конфликтогенны для низко-враждебных подростков, а «любовь» – для высоко-враждебных (Гистограмма 31).

Отрицательный внутриличностный конфликт обнаруживается в зоне ценностей «творчество», «вера», «общение» и «красота», то есть в тех же самых зонах, которые были выявлены в предыдущих сравнениях.

Таким образом, показатели индексов агрессивности и враждебности у подростков тесно связаны с наличием внутриличностного конфликта в зоне таких ценностей, как «карьера», «власть», «богатство», «справедливость», «свобода», а также «творчество», «вера» и «общение». При этом, первая группа ценностей провоцирует положительный ВЛК, а вторая – отрицательный, указывающий на низкую мотивацию в этих зонах ЦПСЛ. Отсюда можно предположить, что агрессивность и враждебность вторичны по отношению к ценностно-потребностной сфере личности. Их проявления зависят от того, какие ценности доминируют в структуре ценностно-потребностной сферы личности подростка и определяют характер внутриличностного конфликта. Если эта ценность «карьера» или, например, «власть», то высока вероятность агрессивного поведения. Тем не менее, с общественной точки зрения такое поведение будет трактоваться как просоциальное, потому что эти ценности являются социально разрешенными. Если же в основе агрессивного поведения окажется такая ценность, как «справедливость», то поведение подростка будет квалифицировано не только как агрессивное, но и как асоциальное.

Обращает на себя внимание, что конфликт в зоне ценностей «здоровье» и «власть» связан с агрессивным и невраждебным поведением, а в зоне ценности «любовь», наоборот, с низко-агрессивным, но враждебным поведением.

У низко-агрессивных и одновременно высоко-враждебных подростков гораздо менее выражен отрицательный внутриличностный конфликт в зоне ценностей «вера» и «общение».

По-видимому, между агрессивностью и враждебностью все-таки есть некоторая связь, которая указывает, что высокая агрессивность и низкая враждебность ведет к одним и тем же конфликтам в ценностно-потребностной сфере личности, прежде всего, связанных с личной карьерой. Однако такое состояние качеств говорит скорее не об агрессивности, а высокой жизненной активности, которая внешне вполне может быть похожа на проявления агрессивности.

Наоборот, низко-агрессивные подростки в сочетании с высокой враждебностью имеют внутриличностный конфликт в зоне ценности «любовь», что указывает на возможную причину такого поведения. Конфликт в этой зоне ценностно-потребностной сферы личности может свидетельствовать о действительном ее недостатке у этих подростков, что соответствующим образом отражается на их поведении.

Итак, вся подростковая выборка в итоге разделилась на четыре группы:

1. Высоко-агрессивные и высоко-враждебные – 42 подростка.

2. Низко-агрессивные и высоко-враждебные – 25 подростков.

3. Высоко-агрессивные и низко-враждебные – 24 подростка.

4. Низко-агрессивные и низко-враждебные – 32 подростка.

С помощью дисперсионного анализа были проанализированы различия в структуре ценностно-потребностной сферы личности этих подростковых групп.

Ценности «здоровье», «любовь» и «успех» являются сильно значимыми для всех выделенных групп. Другими словами, эти ценности жизненно важны для любых подростков, независимо от характера их поведения.

Список ценностей

1. Общение 6. Творчество 11. Свобода
2. Уверенность 7. Богатство 12. Успех
3. Безопасность 8. Справедливость 13. Любовь
4. Вера 9. Здоровье 14. Власть
5. Карьера 10. Красота 15. Честь

Для низко-агрессивных и одновременно низко-враждебных подростков личностно значимой является также ценность «свобода», она важна и для высоко-агрессивных и низко-враждебных подростков. В структуре ценностно-потребностной сферы личности подростков с низкой агрессивностью и высокой враждебностью доминирует ценность «справедливость».

Для высоко-агрессивных невраждебных подростков сильно значимой ценностью становится «карьера», а для высоко-агрессивных и враждебно настроенных детей – «справедливость» и «честь» (Гистограмма 32).

Внутриличностный конфликт более всего выражен в зоне ценности «карьера», причем в значительно большей степени это характерно для агрессивных подростков; в группе агрессивных, но не враждебных этот показатель самый высокий (+3,79). Это же самое относится к ценности «богатство» – у агрессивных низко-враждебных подростков он значительно выше (+3,08). В меньшей степени такая же тенденция проявляется и в отношении ценностей «здоровье» (+2,63) и «власть» (+2,29) (Гистограмма 33).

Подобная закономерность характерна для этой группы подростков, но с обратным знаком, в отношении ценностей «творчество» и «общение». По сравнению с остальными группами в этих зонах ценностно-потребностной сферы личности у агрессивных и невраждебных подростков значительно более выражено отсутствие мотивации в этих сферах (-3,46 – «творчество» и -2,67 – «общение»). Они же статистически достоверно отличаются и по показателям ценности «безопасность», где у них намечается внутриличностный конфликт, по крайней мере, вероятность его появления положительна (+0,71).

Подробный анализ взаимоотношений ценностей в структуре ценностно-потребностной сферы личности позволяет предположить, что отсутствие агрессивности и враждебности связано с привлекательностью для подростков ценности «свобода», агрессивность связана с привлекательностью и значимостью ценности «карьера», враждебность положительно связана с ценностью «справедливость», а одновременное проявление агрессивности и враждебности – с ценностью «честь».

Из гистограммы 34 очевидно, что у высоко-агрессивных подростков гораздо сильнее выражен суммарный внутриличностный конфликт, который вычисляется как сумма абсолютных величин разностей между личностной значимостью и доступностью по каждой ценностной шкале. Другими словами, ценностно-потребностная сфера личности таких подростков содержит в себе гораздо больше противоречий, чем у низко-агрессивных подростков. По-видимому, степень разбалансированности и напряженности ценностно-потребностной сферы личности – показатель сугубо индивидуальный и у каждого подростка он поддерживается на определенном, оптимальном для него уровне. У агрессивных людей он больше, у низко-агрессивных меньше. С одной стороны, высокий суммарный показатель внутриличностного конфликта свидетельствует о повышенной вероятности его возникновения, а с другой – эти противоречия – двигатель человеческой активности. Поэтому у высоко-агрессивных подростков высоко значимы такие ценности, которые подразумевают высокую личную активность: «карьера», «власть», «честь», «свобода», а у низко-агрессивных преобладают относительно «спокойные» ценности – «вера» и «творчество».

У агрессивных невраждебных подростков общая конфликтность ценностно-потребностной сферы личности значительно более выражена, чем в остальных трех группах. Это говорит о том, что эти подростки проявляют свое отношение к себе и к другим более открыто. То же, что связано с враждебностью – скрыто. Поэтому неагрессивные, но враждебно настроенные подростки имеют минимальный суммарный внутриличностный конфликт.

Другими словами, то качество, которое в концепции А. Басса и А. Дарки обозначено термином «агрессивность», в поведении подростка всегда активно проявляется, в то время как враждебность – скрытая потенциальная, но все-таки тоже агрессивность.

«Агрессивные» подростки из специализированной школы проявляют «открытую агрессию», потому что ярлык «агрессивного подростка», приклеенный к ним обществом как бы обязывает их вести себя соответствующим образом. «Просоциальные» подростки из колледжа потенциально агрессивны, о чем свидетельствует доминирующий в структуре их социального поведения индекс враждебности, хотя внешне они никакой агрессии не проявляют. Еще одним аргументом в пользу такой точки зрения можно считать то, что в основе поведения «просоциально настроенных» подростков лежат общественно разрешенные ценности – «карьера», «богатство», «успех», «власть», в то время как «агрессивными» подростками движут ценности социально запрещенные – «справедливость», «свобода».

Внешне активность и скрытность могут проявляться в различных формах агрессивности и враждебности, но если они мотивированы такими ценностями, как «карьера» и «справедливость», то не должны рассматриваться как общественно опасные формы агрессивного или враждебного поведения.


Заключение

Анализ агрессивности как определенного личностного отношения к жизни и особенностей его поведенческих проявлений показал существование принципиально различных теоретических подходов к этой проблеме, что серьезно затрудняет понимание реальных психологических причин подростковой агрессивности.

Наиболее продуктивным представляется подход, исходящий из обусловленности агрессивности и агрессивного поведения подростков не только органическими, но и ценностными причинами. Их действие наиболее ярко проявляется у детей подросткового возраста, когда особенно интенсивно происходит формирование ценностно-потребностной сферы личности подростка и системы его отношений, которое зависит не только от генетической предрасположенности, но и от качественного содержания его личности.

Стремление подростка к самостоятельности нередко встречает противодействие взрослых, а это приводит к появлению своеобразного психологического барьера, преодолевая который многие подростки прибегают к агрессивным формам поведения. Однако глубинный анализ этих форм показывает, что это не всегда агрессивность или враждебность по отношению к окружающим, это, скорее, по-детски проявляемая активность и попытка скрыть свои подростковые комплексы и проблемы.

Общими ценностями, занимающими центральное место в структуре ценностно-потребностной сферы личности учащихся специализированной школы, студентов лицея и колледжа являются «здоровье» и «любовь». У «девиантных» школьников специфически значимыми ценностями становятся, кроме этого, «справедливость», «общение», «успех», у лицеистов – «свобода», «общение», «уверенность», у студентов колледжа – «успех», «карьера» и «богатство». Ценности «здоровье» и «любовь» – вообще личностно значимы для индивидов любого возраста.

Самыми конфликтогенными зонами ценностно-потребностной сферы личности у подростков являются «карьера», «богатство», «любовь», «успех» и «власть».

Физическая агрессия, негативизм, раздражение и подозрительность – эти формы агрессивного поведения более характерны для школьников с отклонениями в поведении и гораздо реже встречаются у студентов лицея и колледжа. Однако у школьников в более глубокой форме проявляются угрызения совести и чувство вины. Другими словами, вина – это психологическая плата за агрессию.

Исследования физической, косвенной и вербальной форм агрессивности подростков показали, что агрессивные формы поведения существенно отличаются у подростков мужского и женского пола, что связано не только с биологическими особенностями, но и с социальными, культурными стереотипами маскулинности и феминности. Для юношей более характерна физическая агрессия, подозрительность и негативизм, у девушек легче проявляется вербальная и косвенная агрессия, раздражение, а также обида. Девушки глубже переживают свое агрессивное поведение, но, тем не менее, самыми агрессивными по всем шкалам теста агрессивности и враждебности Басса-Дарки являются девушки-школьницы.

Наиболее «уравновешенный» тип агрессивности наблюдается у девушек-лицеисток, но для них характерна высокая склонность к вербальной агрессии; в то же время они наименее подозрительны.

Таким образом, складывается довольно сложная картина проявлений подростковой агрессивности. По-видимому, надежно и точно проанализировать бессознательные агрессивные тенденции в этом возрасте с помощью опросников невозможно, необходимы более тонкие экспериментальные и проективные методы. Однако сам факт полового диморфизма в агрессивном поведении свидетельствует о том, что пол – сильный фактор, влияющий на ее проявление.

Кроме того, общественная оценка агрессивности и измеренный с помощью психологических методов ее уровень – не одно и то же. Если подростку «приклеивается» ярлык агрессивного, то он просто вынужден вести себя соответствующим образом, расплачиваясь за такое поведение переживанием чувства вины. С другой стороны, агрессивны все подростки, однако если агрессивное поведение реализуется в русле общественно разрешенных ценностей, таких как «карьера», «богатство», «успех», «власть», то это поведение окружающие склонны рассматривать как активное, но просоциальное. Если же эта активность реализуется в рамках ценностей «справедливость» или «свобода», то с общественной точки зрения такое поведение однозначно квалифицируется как агрессивное. Таким образом, оценка агрессивности со стороны общества всегда обусловлена теми ценностными приоритетами, которые доминируют в нем, поэтому она и не совпадает с ее психологической оценкой.

В структуре ценностно-потребностной сферы личности подростков независимо от уровня их агрессивности ведущее место занимают такие ценности, как «здоровье», «любовь», «успех». Но для высоко-агрессивных значимыми являются также ценности «честь» и «карьера».

Примечательно, что для всех подростков характерна низкая личностная значимость ценности «творчество», однако для низко-агрессивных она все-таки гораздо более значима, чем для высоко-агрессивных. У последних более личностно значимой становится ценность «власть». Однако ни «творчество», ни «власть» пока еще не входят в число сильно значимых ценностей.

Внутриличностный конфликт в группах высоко- и низко-агрессивных подростков проявляется практически в одних и тех же зонах ценностно-потребностной сферы личности, однако есть значительные количественные различия. У высоко-агрессивных внутриличностный конфликт преобладает в зоне ценности «карьера», «здоровье», «власть» у низко-агрессивных – это зона ценности «любовь».

Отрицательный внутриличностный конфликт (отсутствие побуждений) в зоне ценностей «творчество» и «общение» наиболее характерен для высоко-агрессивных подростков.

Агрессивность и враждебность с точки зрения ценностной теории можно трактовать как различные свойства, относительно независимые друг от друга. «Агрессивный» подросток может быть настроен как враждебно, так и дружелюбно; в то же время «враждебный» подросток может вести себя как агрессивно, так и совершенно спокойно. Это подтверждает гипотезу о вторичности агрессивности и враждебности по отношению к ценностно-потребностной сфере личности. Их проявления зависят от того, какие ценности доминируют в ее индивидуальной структуре.

Скорее всего, то свойство, которое в теории агрессивности и враждебности А. Басса и А. Дарки трактуется как агрессивность – это своеобразно проявляемая подростковая активность, а то, что авторы теста называют враждебностью скорее похоже на скрытность. Эти по-подростковому проявляемые активность и скрытность в различных сочетаниях и обусловливают то многообразие поведенческих проявлений, которые часто трактуются как агрессивные и враждебные. Другими словами, враждебность – это тоже агрессивность, но скрытая, потенциальная, которая может проявиться в поведении подростка как одна из форм разрешения внутриличностного конфликта.

Агрессия иногда бывает необходима для самозащиты в ситуации, когда подросток не видит иного выхода, кроме физического воздействия или вербальных угроз. Поэтому для некоторых подростков участие в драках – это способ утверждения себя в глазах окружающих, особенно в тех случаях, когда это становится устоявшейся линией поведения, отражающей нормы, принятые в определенных референтных группах. Однако такое поведение оценивается обществом, особенно педагогами, только по его внешним проявлениям, без анализа внутренних причин, поэтому, получив ярлык «агрессивного подростка», ребенок воспринимается окружающими как девиантный и стремится, как бы оправдать это «высокое» звание. Тем не менее, общественная оценка агрессивности и реальная склонность к агрессивному поведению – это разные вещи; первая – результат отношения к ребенку конкретных взрослых, в первую очередь, педагогов, вторая – это самооценка ребенком своего собственного поведения, которая осуществляется с помощью специальных психологических опросников.


Выводы

1. Теоретико-методологический анализ проблемы подростковой агрессивности показал наличие принципиально различных теоретических подходов к этой проблеме. Наиболее продуктивным представляется подход, исходящий из обусловленности агрессивности и агрессивного поведения подростков не только социально-биологическими, но и ценностными причинами.

2. В структуре ценностей подростков, склонных к различным формам социального поведения, есть как общие личностно значимые ценности, так и специфические. Общие – «здоровье» и «любовь»; у «девиантных» школьников, кроме этого, личностно значимыми являются «справедливость», «общение», «успех», у лицеистов – «свобода», «общение», «уверенность», у студентов колледжа – «карьера», «богатство» и «успех».

3. Конфликтогенные зоны ценностно-потребностной сферы личности подростков – «карьера», «богатство», «любовь», «успех» и «власть». Внутриличностный конфликт в зоне этих значимых для подростка ценностей может провоцировать либо просоциальное, либо агрессивное поведение. И в том, и в другом случае это может повлечь за собой временную социальную дезадаптацию.

4. По показателям личностной значимости и конфликтогенности зон ЦПСЛ, определенных с помощью «интеллектуального конфирматорного анализа», группа студентов колледжа также резко отличается от учащихся специализированной школы и лицея, что обусловлено различной направленностью (просоциальной и агрессивной) их поведения.

5. Есть социально одобряемые и социально запрещенные ценности, и реализация агрессии в этих зонах может квалифицироваться либо как просоциальное, либо как агрессивное поведение. Кроме того, существует специфическая форма инструментальной агрессии, которая отражает потенциальные возможности ее проявления. Этот вид агрессии косвенно выражается в показателях враждебности.

6. Физическая агрессия, негативизм, раздражение и подозрительность – эти формы агрессивного поведения характерны для школьников с отклонениями в поведении и гораздо реже встречаются у студентов лицея и колледжа. Однако у школьников в более глубокой форме проявляются угрызения совести и чувство вины. Таким образом, вина – это психологическая плата за агрессию.

7. В старшем подростковом возрасте более агрессивны в своем поведении девушки. Можно предположить, что эти проявления в значительной степени демонстративны и обусловлены повышенной внушаемостью девочек в этом возрасте. Переживание вины за свои агрессивные поступки у них также самые сильные.

8. Агрессивность и враждебность – относительно независимые друг от друга характеристики. Они вторичны по отношению к ценностно-потребностной сфере личности – их проявления зависят от того, какие ценности доминируют в ее индивидуальной структуре. Вероятно агрессивность – своеобразно, по-подростковому реализуемая активность, а враждебность больше похожа на скрытую, потенциальную агрессивность, не проявленную в какой-либо ценностной зоне до тех пор, пока в ней не созреет внутриличностный конфликт. Впоследствии эта энергия может быть реализована либо в социально одобряемой зоне ЦПСЛ, и тогда это поведение будет квалифицировано как просоциальное, либо в общественно запрещенной ценностной зоне – в этом случае поведение подростка будет рассматриваться как агрессивное.

9. Ярлык «агрессивного подростка» является дополнительным побудителем агрессивного поведения, которое с этого момента начинает приобретать демонстративный характер. По этой причине «агрессивные» школьники в большей степени по сравнению с «просоциально ориентированными» подростками могут «позволить» себе открытое проявление агрессии. Но «психологическая плата» за проявленную агрессию – чувство вины.

10. Общественная оценка агрессивности и реальная склонность к агрессивному поведению – это разные психологические феномены; первая – результат отношения к ребенку конкретных взрослых, вторая – это самооценка ребенком своего собственного поведения, которая осуществляется с помощью специальных психологических опросников. Однако надежно и точно проанализировать бессознательные агрессивные тенденции в этом возрасте с помощью опросников очень сложно – необходимы более тонкие экспериментальные и проективные методы.


Литература

1. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. – М.: МГУ, 1990.

2. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии / Пер. с англ. – М., Фонд «За экономическую грамотность», 1995. – 296с.

3. Айхорн А. Трудный подросток. – М.: Эксмо-пресс, 2001. – 304с.

4. Альбуханова К.А. Деятельность и психология личности. – М.: Наука, 1980.

5. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб.: Питер, 2001. – 288с.

6. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. – М.: Мысль, 1988.

7. Ансимова Н.П., Урухина М.В. Личность несовершеннолетнего правонарушителя как объект психологического исследования // Профориентация и психологическая поддержка молодежи и незанятого населения. Материалы научно-практической конференции. – Томск, 2002.

8. Артемьева Е.Ю., Мартынов Е.М. Вероятностные методы в психологии. – М.: МГУ, 1975.

9. Асмолов А.Г. Психология личности. – М., 1990. – 367с.

10. Бандура А. Теория социального научения. – СПб.: Питер, 2000.

11. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений / Пер. с англ. – М., Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс, 1999. – 512с.

12. Березин Ф.Б. Психодиагностические личностные опросники: некоторые принципы и аспекты применения // Психологическая диагностика при нервно-психических и психосоматических заболеваниях (Республиканский сборник научных трудов). – Л., 1985. – С.16-22.

13. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. – 512с.

14. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1968. – 464с.

15. Божович Л.И. Проблемы формирования личности // Избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М., 1995.

16. Большой толковый психологический cловарь. – М., 1995.

17. Братусь Б.С. Аномалии личности. – М., Мысль, 1988. – 301с.

18. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб.: Питер, 1997. – 336с.

19. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. – М.: Педагогика, 1991. – 144с.

20. Василюк Ф.Е. Психология переживания. – М.: МГУ, 1984. – 200с.

21. Выготский Л.С. Детская психология // Собрание сочинений. Том 4. – М.: Педагогика, 1984. – 433с.

22. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. – М.: Педагогика, 1982-1984.

23. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента / Пер. с англ. – М.: МГУ, 1982. – 463с.

24. Грищенко Л.А., Алмазов Б.Н. Психология отклоняющегося поведения и задачи педагогической реабилитации. – Свердловск: СИПИ, 1987. – 48с.

25. Гублер Е.В. Вычислительные методы анализа и распознавание патологических процессов. – Л.: Медицина, 1978. – 180с.

26. Даль В. Толковый словарь. – М., 1956.

27. Дельгадо Х. Мозг и сознание. – М., 1971.

28. Джидарьян И.А. О месте потребностей, эмоций и чувств в мотивации личности. // Теоретические проблемы психологии личности. – М., 1974. – С.146-169.

29. Джидарьян И.А. Эстетическая потребность. – М., 1976. – 191с.

30. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. – М., 1978.

31. Драгунова Т.В. Подросток в кругу сверстников: особенности взаимоотношений // Семья и школа, 1975. – №1. – С.19-23.

32. Драгунова Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте // Вопросы психологии, 1982. – №2. – С.25-38.

33. Дружинин В.В. Введение в теорию конфликта. – М.: Радио и связь, 1989.

34. Залевский Г.В. Психическая ригидность в норме и патологии. – Томск: ТГУ, 1993. – 270с.

35. Ильин А.В. Мотивы человека. – М., 1995.

36. Кенрик Д., Нейберг С., Чалдини Р. Социальная психология. Пойми себя, чтобы понять других! (Агрессия. Лидерство. Альтруизм. Конфликты. Группы.) / Научный редактор профессор А.Л. Свенцицкий. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002.

37. Климов Е.А. Психология труда как область знания, отрасль науки, учебная дисциплина и профессия // Вопросы психологии, 1989. – №1.

38. Климов Е.А. Как выбрать профессию. – М., 1990. – 158с.

39. Кондратьев М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения. – М.-Воронеж, 1997. – 336с.

40. Краткий психологический словарь. – М., 1985.

41. Кубарев Е.Н. Развитие ценностно-потребностной сферы личности в процессе ее творческой самореализации // Автореферат дисс … кандидата психол. наук. – Новосибирск, 2002. – 20с.

42. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. – СПб.: Питер, 2001.

43. Левитов Н.Д. От фрустрации к агрессии // Психологический журнал, 1990. – №5. – С.116-120.

44. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. – М.: Просвещение, 1964. – 344с.

45. Левитов Н.Д. Психическое состояние агрессии // Вопросы психологии, 1976. – №6. – С.159-163.

46. Левитов Н.Д. Фрустрация как один из видов психических состояний // Вопросы психологии, 1967. – №6. – С.118-129.

47. Леонгард К. Акцентуированные личности / Пер. с нем. – Киев: Вища школа, 1981. – 390с.

48. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. – М., 1971.

49. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1977. – 304с.

50. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М.: МГУ, 1981. – 584с.

51. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. – М.: Педагогика, 1983.

52. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. – М.: Смысл, 1993.

53. Личко А.Е. Основные типы нарушений поведения у подростков // Патологические нарушения поведения у подростков / Под ред. А.Е. Личко. – Л., 1973. – С.5-16.

54. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – М.: Медицина, 1983. – 255с.

55. Личко А.Е. Эти трудные подростки: записки психиатра. – Л.: Лениздат, 1983. – 126с.

56. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М.: Наука, 1984. – 448с.

57. Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло»). – М.: Прогресс, Универс, 1994. – 272с.

58. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. – М., МГУ, 1982. – С.108-118.

59. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы / Пер. с англ. – М.: Смысл, 1999. – 425с.

60. Маслоу А. Психология бытия / Пер. с англ. – М.: Рефл-бук&К, Ваклер, 1997. – 304с.

61. Маслоу А. Г. Мотивация и личность. – СПб.: Евразия, 1999. – 478с.

62. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. – М.: Просвещение, 1985. – 320с.

63. Можинский Ю.Б. Агрессия подростков: эмоциональный и кризисный механизмы. – СПб., 1999. – 128с.

64. Морогин В.Г. Экспериментально-психологическое исследование ценностно-потребностной сферы личности (теория и практика). // Автореферат дисс … доктора психол. наук. – Новосибирск, 1999. – 45с.

65. Морогин В.Г. Ценностно-потребностная сфера личности. – Томск: ТГПУ, 2003. – 357с.

66. Морогин В.Г. Теория и методы экспериментального исследования ценностно-потребностной сферы и самоактуализации личности // Профориентация и психологическая поддержка. Теория и практика. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 28-29 сентября 2005 года. – Томск, 2005. – С.157-169.

67. Морогин В.Г., Кубарев Е.Н. Динамика ценностно-потребностной сферы личности в процессе творческой самореализации // Вестник ТГПУ. Серия «Психология». Вып.1. – Томск, 2002. – С.92-107.

68. Морогин В.Г., Никитина И.И. Деятельностные деформации и отклоняющееся поведение подростков // Профориентация и психологическая поддержка. Теория и практика. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 14 мая 2004 года. – Томск, 2004. – С.232-244.

69. Морогин В.Г., Никитина И.И. Исследование ценностно-потребностной сферы личности девиантных подростков // Профориентация и психологическая поддержка. Теория и практика. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 14 мая 2004 года. – Томск, 2004. – С.221-232.

70. Морогин В.Г., Смольникова Л.В. Структура ЦПСЛ старших подростков, склонных к различным формам социального поведения // Всероссийская научная конференция «Психологическая теория и практика в изменяющейся России». – Челябинск, 2006. – С.175-180.

71. Мясищев В.Н. Проблема потребностей в системе психологии. // Ученые записки ЛГУ, 1957. – №244.

72. Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии. // Психология личности в трудах отечественных психологов. – СПб.: Питер., 2000. – С.34-39.

73. Невский И.А. Трудный успех (Без «трудных» работать можно). Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1981. – 128с.

74. Немчин Т.А. Состояния нервно-психического напряжения. – Л.: ЛГУ, 1983. – 166с.

75. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология: учебник. – М., 1996. – 372с.

76. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1993.

77. Ольшанский Д.В. Психология масс. – СПб.: Питер, 2001.

78. Паренс Г. Агрессия наших детей. – М.: Форум, 1997. – 160с.

79. Петровский А.В. История советской психологии. – М.: Просвещение, 1967.

80. Петровский В.А. Личность в психологии. – Ростов-на-Дону. «Феникс»., 1996.

81. Постоева В.А. Ценностно-потребностная сфера личности социально-депримированных подростков // Автореферат дисс … кандидата психол. наук. – Ярославль, 2004. – 20с.

82. Психологический словарь. – М.: Педагогика, 1983.

83. Раттер М. Помощь трудным детям. – М., 1978. – 193с.

84. Рогов Е.И. Учитель как объект психологического исследования. – М.: Владос, 1998.

85. Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. – М.: Универс, 1994. – 480с.

86. Росс Л. Нисбетт Р. Человек и ситуация. Уроки социальной психологии. – М.: Аспект Пресс, 2000.

87. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. 3-е изд. – М., 1979. – 416с.

88. Рубинштейн С. П. Основы общей психологии. – СПб..: Питер, 1998. – 688с.

89. Рудик П.А. Игры детей и их педагогическое значение. – М., Изд-во АПН РСФСР, 1948. – 64с.

90. Савенко Ю.С. Вопросы нарушения структуры личности и проблема компенсаторных механизмов // Проблемы социальной психологии. – Тбилиси, 1976. – С.212-217.

91. Семенюк Л.М. Проявление агрессивности в поведении подростков // Открытая школа, 2002. – № 3. – С.43-46.

92. Семенюк Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. – М.: Московский психолого-социальный институт; Флинта, 1998. – 96с.

93. Симонов П.В. Эмоции и воспитание // Вопросы философии, 1981. – №5.

94. Симонов П.В., Ершов П.М. Темперамент, характер, личность. – М.: Наука, 1984. – 160с.

95. Смольникова Л.В., Морогин В.Г. Содержание ценностно-потребностной сферы личности студентов колледжа бизнеса // Первый Международный Конгресс «Психология и социология в бизнесе: актуальные проблемы современности». – Минск, 2005. – С.144-151.

96. Современный словарь по психологии. – М., 2000.

97. Солдатова Г.У. Психология межэтической напряженности. – М.: ЭКСМО-Пресс, 1998.

98. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. – М., 1996. – 321с.

99. Тимофеева О.М., Морогин В.Г. Ценностная реформа в школьном и профессиональном

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...