Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психосемантика черт личности 10 глава




Таблица 12

Матрица коэффициентов конгруэнтности

между англоязычными факторами В5 Голдберга (F1)

И факторам КСП-240 (F2)

F1\F2 I        
1: -0.67*** -0,12 0.09 -0,10 -0,20
2: -0,16 -0.08 0,77*** -0,30* -0,23
3: -0,06 -0,68*** 0,26* -0,12 0,05
4: -0,10 -0,22 0.08 -0,14 0,32*
5: -0,17 -0.21 0,09 -0,63*** -0.23

В целом мы видим, что четыре фактора из Большой Пятерки воспро­извелись с достаточной степенью однозначности, хотя опять же в несколь­ко своеобразном порядке (на второе место «поднялся» фактор «Созна­тельного Самоконтроля», на четвертое — фактор «Интеллектуальной сво­боды»). Уровень полученных коэффициентов конгруэнтности оказался для этих факторов не так высок, так как в КСП-240 мы использовали слож­ные дескрипторы, не соответствующие буквально определенным пунктам из русско-английского перечня. Кроме того, как мы это увидим ниже, сказалась специфика выборки наших испытуемых.

Опять же бросается в глаза слабая воспроизводимость фактора В5.4 «Эмоциональная стабильность». Уровень его сходства-конгруэнтности с фактором номер 5 из КСП-240 оказался всего 0,32, что практически не отличается от «сцепленности» с «побочными» факторами КСП-240 (на­пример, фактор 4 КСП-240 коррелирует не только с фактором В5.5 «Ин-

теллектуальной свободы», но и с В5.2 «Доброжелательностью», а фактор 3 КСП-240 коррелирует не только с В5.2 «Доброжелательностью», но и с В5.3 «Сознательным самоконтролем»). Показательно, что фактор «Эмо­циональной стабильности» не удается воспроизвести и при вращении 6, 7, 10 и 15 главных компонент.

Анализ содержания фактора номер 5 из КСП-240 по табл. 11 показы­вает, что этот фактор можно интерпретировать как «Инфантильно-роман­тическое самопринятие»: черты романтизма, чувствительности и импуль­сивности оказываются окрашенными в сознании школьников и молодых студентов-психологов положительно, тогда как эмоциональная зрелость воспринимается как «убожество». Весьма симптоматично, что именно этот фактор заменил собой фактор «Эмоциональной стабильности» в составе Большой Пятерки. В том, что в данном случае явно сказалась специфика выборки (и, по-видимому, особенности социализации московской молоде­жи начала 90-х годов, склонной к инфантильной стратегии социального приспособления), нас убедили данные другого меж культурного исследова­ния, проведенного нами с использованием «экстернальных суждений».

Пятифакторная структура в сознании учитепей

В 1993 году совместно с Д. Дигманом1 (Орегонский университет, США) и А. С. Кондратьевой (Центр социологии образования, Москва) было про­ведено исследование восприятия учителями личности учащихся младших классов. 20 учителей московских школ оценивали каждый по 24 ученика, используя шестьдесят 7-балльных униполярных шкал. В эксперименте уча­ствовали только женщины — классные наставники первых классов. Спи­сок из 60 качеств был составлен на основе подбора русскоязычных экви­валентных личностных прилагательных для англоязычного списка, разра­ботанного для аналогичного исследования Д. Дигманом. Поиск эквивален­тов облегчался наличием развернутых поведенческих определений для каждого качества (полностью материал этого эксперимента приведен в приложении к учебному пособию «Основы психодиагностики, Шмелев и др., 1996). Таким образом, в данном исследовании факторизации подвер­гался массив 60 * 480 (где 480 — общее число оцененных учеников).

Очевидно, что имеется существенное отличие параметров данного эк­сперимента от предыдущего и по психологическому статусу субъектов и объектов оценивания (учителя и дети), и по характеру взаимоотношений

между ними (дети являются объектами заинтересованного профессиональ­ного познания в ходе активного педагогического воздействия).

Таблица 13

Таблица факторных нагрузок для 60 личностных черт,

приписанных 480 ученикам первого класса 20 учителями г. Москвы. (Совместный эксперимент с Д. Дигманом и А. С. Кондратьевой.)

1 Джэк Дигман — видный американский психолог из Орегонского исследова­тельского института — оказал большую профессиональную, моральную и матери­альную поддержку нашему проекту в самые грудные годы (начало 90-х годов), успел подготовить англоязычную публикацию по материалам нашего совместного исследо­вания (Digman, Shmelyov, 1996) до своей безвременной кончины в 1998 голу.

Фактор эр 1. Вес 13,9%
1. 54 (76). ПРИЛЕЖНЫЙ
2. 58 (73). ПОСЛУШНЫЙ
3. 24 (71). ОРГАНИЗОВАННЫЙ
4. 21 (66). БЕРЕЖЛИВЫЙ
5. 53 (-64). НЕРЯХА
б. 2 (62). СОЗНАТЕЛЬНЫЙ
7. 23 (-62). НЕПОСЕДА
8. 31 (61). СОСРЕДОТОЧЕННЫЙ
9. 26 (-59). БЕЗОТВЕТСТВЕННЫЙ
10. 32 (-59). ВОЗБУДИМЫЙ
11. 30 (-58). СУМАТОШНЫЙ
12. 43 (58). СДЕРЖАННЫЙ
13. 47 (-58). ШАЛЬНОЙ
Фактор 2. Вес 13,3%
1. 7 (-80). СООБРАЗИТЕЛЬНЫЙ
2. 12 (-80). ОРИГИНАЛЬНЫЙ
3. 9 (-77). ЭРУДИРОВАННЫЙ
4. 11 (-72). НАХОДЧИВЫЙ
5. 5 1(72). НЕСАМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ
  (подражающий)
6. 13 (-67). ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫЙ
7. 16 (63). КОСНЫЙ (плохо переключающийся)
В.1 28 (-63). ВДУМЧИВЫЙ (глубокий)
9. 14 (-57). ФАНТАЗЕР (изобретательный)
10. 25 (-54). УПОРНЫЙ (дотошный)
11. 44 (-54). НАСТОЙЧИВЫЙ
12. 8 (-49). ЗДРАВЫЙ (разумный)
13. 26 (48). БЕЗОТВЕТСТВЕННЫЙ
Фактор 3. Вес 12,5%
1. 27 (79). ОБЩИТЕЛЬНЫЙ
2. 17 (-77). ОТГОРОЖЕННЫЙ
  (необщительный)
3. 15 (71). ЖИЗНЕРАДОСТНЫЙ
4. 35 (-69). ХОЛОДНЫЙ (сухой в общении)  
5. 37 (-69). ГРУСТНЫЙ  
6. 38 (68). ВЕСЕЛЫЙ (шаловливый)  
7. 55 (68). КОЛЛЕКТИВИСТ  
8. 45 (-65). СКОВАННЫЙ  
9. 33 (62). РАЗГОВОРЧИВЫЙ  
10. 10 (60). ЭНЕРГИЧНЫЙ  
11. 56 (-59). СКРЫТНЫЙ  
12. 39 (-51). ТИХИЙ (скромный)  
13. 22 (49). ОТКРОВЕННЫЙ  
14. 20 (46). КОМАНДИР (властный)  
Фактор 4. Вес 9,3%  
1. 46 (74). НЕЖНЫЙ (чувствительный)  
2. 4 (-73). ЗЛОВРЕДНЫЙ (мстительный)  
3. 1 (71). ЧУТКИЙ  
4. 59 (69). ДОВЕРЧИВЫЙ  
5. 3 (-64). ГРУБЫЙ  
6. 29 (-64). ГНЕВЛИВЫЙ  
7. 57 (-61). ХИТРЫЙ  
8. 5 (-60). ЗАВИСТЛИВЫЙ  
9. 22 (52). ОТКРОВЕННЫЙ  
10. 41 (51). ОТХОДЧИВЫЙ  
11. 52 (-41). ВЫСКОЧКА (зазнайка)  
12. 39 (40). ТИХИЙ (скромный)  
13. 40 (-37). РАЗДРАЖИТЕЛЬНЫЙ  
14. 58 (36). ПОСЛУШНЫЙ  
Фактор 5. Вес 5,5%  
1. 34 (-63). СМЕЛЫЙ  
2. 36 (61). ПЛАКСИВЫЙ  
3. 6 (56). ОБИДЧИВЫЙ  
4. 48 (50). ТРУСЛИВЫЙ  
5. 49 (-50). СТОЙКИЙ  
6. 18 (46), ЖАЛОБЩИК  
7. 5 (41). ЗАВИСТЛИВЫЙ  
8. 41 (-36). ОТХОДЧИВЫЙ  
9. 19 (33). МНИТЕЛЬНЫЙ (зависимый от других)  
       

Таблица 14

Конгруэнтность факторов В5 Голдберга (по строкам) и пяти факторов, полученных на оценках учеников учителями (по столбцам).

Тем не менее, полученные в этом эксперименте 5 вари макс-факторов (табл. 13) оказались даже более точно соответствующими англоязычным факторам Большой Пятерки, чем факторы КСП-240. Данные о конгруэнт­ности этих «русскоязычных» факторов англоязычным факторам, взятым нами в качестве стандарта из исследования Голдберга, приведены в табл. 14.

F1/F2          
1: -0,16 -0,27 0,77** -0,07 -0.42
2: 0,27 -0,03 0,14 0.70** -0.12
3: 0,78** -0,33 -0,12 0,18 -0,10
4: 0.20 -0.17 0.15 0.40 -0,58*
5: 0,13 -0,75** 0.15 0,03 -0,15

Фактор «Эмоциональной стабильности» воспроизвелся опять же слабее остальных (конгруэнтность 0,58), но все же существенно лучше, чем на материале КСП-240. Можно предполагать, что учителя значительно объ­ективнее оценивают детей, чем наши испытуемые в КСП-240 самих себя (и «Идеал-Я» во второй инструкции), и фактор «Эмоциональной ста­бильности» не искажен психологической защитой.

Показательно, что в личностном семантическом пространстве учителей фактор «Сознательности» выходит уже на первое место, а на второе — фактор «Интеллектуальности». Это вполне очевидно связано со специ­фикой профессионального сознания и деятельности учителей и их отно­шения к ученикам, при котором наиболее важными оказываются качест­ва, обеспечивающие «дисциплинарную управляемость» (обращает на себя внимание тот факт, что по первому фактору более высокую нагрузку, чем качество «организованный», получают качества «прилежный» и «по­слушный), а также «обучаемость».

Национальные стереотипы

Третьим источником сведений о межкультурной универсальности Боль­шой Пятерки для нас явился материал исследования, проведенного нами по методике Д. Пибоди (Пибоди, Шмелев и др., 1993; Peabody, Shmelyov, 1996). 50 испытуемых (студенты, школьники, слушатели Военной акаде­мии Москвы) описывали с помощью 32 семибалльных биполярных шкал 9 национальных стереотипов (см. табл. 15) и особый стимульный объект «Я-сам». Таким образом, факторизация производилась для 32 шкал по 50 * 10 = 500 наблюдениям (примерно тот же порядок числа наблюдений, что и в двух предыдущих исследованиях). Интеркорреляции между 32 шкалами в этом исследовании, так же как и в предыдущих, подсчитывались после стандартизации данных по столбцам прямоугольного массива (вычитание среднего и деление на стандартное отклонение).

Таблица 15

Нации глазами русских. Усредненные значения семибалльных оценок

10 стимульных объектов по шкалам и факторам.

Данные 50 русскоязычных испытуемых. Масштаб шкалы — от 1 до 7 (середина — 4). Высокий балл 7 соответствует левому полюсу шкалы.

 

 

  а   а                  
  н г   м е       и т     Стимульные объекты    
  л   Р   Ф э а   Р      
я Н   и   Р с л г у      
II Ч н к Я а г ь Р с      
о а е а   н   я У с      
н н м и   с н и ч к      
е и е е а У е е и и Личностные шкапы  
У !| и ц VI   ц ц н й      
5,6 5,8 5,4 4,0 4,8 3.4 5,5 3,1 3,4 2,9 Критичный+ Легковерный-  
    5,1 4,1 3,6 1 1 5,0 3,1   2,6 Недоверчивый- Доверчивьй+  
3,8 3,6   3.9 3.2 1 1 4,2 4.3 5.7 2.8      
4,8 4,1 5.1 5,5 4,0 5,1 4,0 5,8 6,0 3,9 Боевитый+ Пассивный-  
3,8 3,5   6,1   6,0 3,5 6,1 5,8 4,5 Веселый*- Угрюмый-  
1,9 7 1 ? i 3,8 3,7 5,2 2,4       Легкомысленный - Серьезный+  
2.0 1,8 3,2 4,8 3,5 3,3 3,0 5,0 4,8 5,0 Бестактный- Тактичный+  
3,2 3.7 4,0 4,3 5.0 4,5 3,6 4,8 4,0 5,7 Откровенный+ Лицемерный-  
5,0 4,2 3,7 4,8   5,4 3,5 4,9   3,3 Гибкий+ Негибкий-  
2,0 2,9 2,2 3,4 4,5 5.2 2,8 5,4 4.2 4,3 Переменчивый- Упорный+  
2,4 2,1 3,0 4,6 4.0 5.5 2,4 6,4 6.5 3.6 Возбужденный- Спокойный+  
5,7   5,2 5,9   5,6 3,9 5,7 5,5   Активный+ Инертный-  
4,5 4 0   2,4 4,5 2,7 3,6 2,5 2,1 4.4 Скромный+ Претенциозный-  
5.2 4.9 5,5 4,4 3.2 3,4 5,1 3,1 2,8 2,3 "Скупой- Щедрый+  
4,6 5,4 5.7 6,2 4,0 5,3 4,8 5.5 6.1 3,7 • Самоуверенный - Застенчивый+  
5,7 5,8 6,0 6.0 4.3 5,3 4,8 5,2 5.6 3.3 *Уверенный+ Неуверенный-  
4,7 5,5   3,7   3,8 4ft     4,2 Принципиальный+ Приспособленный-  
1,7 2.0 1.5 2.1 4,0 3,7 2,7 4.2 3,6 5,6 Непрактичный- Практичный+  
4.9 4,8 5,4 4,1 3,3 3,5 4,9 4.1 4,5 2,4 Придирчивый- Прощающий+
5.9   5,8   4,9   5,3   3,9 3.4 Избирателъный+ Неразборчивый-Бесшабашныи-
6.4 5.7 5.8 4.2 4.9 3.2 5,4 2,6 3,0 2..1 Осторожныи+
3.2 3.1 2.6 2,6 3,8 2.8 3,6 2,7 2,2 2.8 *Робкий- Смелый-
2.7 2.9   1.2 3,9   3,3 4,1 2,9   Мягкотелый- Твердый+
3.3   2.4 3,5 4.6 4.7 3.4 4,2 3.0 4.8 Мягкий+ Жесткий-
5.1 5,0 5,0 5,5 5,3 5,3 1 7 5,1   5,0 Сотрудничающии+ Несотрудничающий-
3,5   2,9 2,2   3,0   3,2 3,1 4.7 *Зависимый- Hезависимый +
4,5 4.1 4.0 1,9 3,7 2,1 4.6 2,0 2,6 4.6 'Заторможенный- Pacкрепощенный+
6.3 5.7 6.3 4,6 3,9 2,8 5.0 2,1 1,9 1.0 Организованный+ Импульсивный-
2.7 3.1 3.1 4,8 3.9 5.4 2.8 5.9 4,9 3.8 *Восторженный+ Озабоченный-
1.4 2,5 1 7 ?9   3,4   3,8 3,9 4.2 Ленивый- Трудолюбивый+ Умный+
2.4 2.1 2,7 3,6 2,5   1 4 3,9 3,9 3,5 Глупый-
4.8 5.5 4,4 5,1 5.5 5,7 4.3 5,3 4,1 5,6 Приятный+ Неприятный-
                                               

Таблица 156 Оценки национальных стереотипов, интегрированные по факторам.

  а   а              
  н   м       и     Стимульные
      с       т     объекты
  Л   р   Ф э а   Р  
я и   и   Р с л г У  
п Ч и к Я а т ь Р с  
С) а   а   к   я у с  
И н м н ц с и и i к  
С и с е а У е е и I! Факторные шкалы
ц н ц ц м з ц ц н Й  
5,8 5.7 5.7 4.2 4,3 3.3 5.4 3,1 4.5 4,7 Ф. Организованность
5,1 5,0 5,3     5,5 4.2 5.6 5.8 3,9 Ф. Боевитость, оптимизм
3.5 3,7 3.2 4,0 4,7 5,6 3,3 4,7 4.1 5,4 Ф. Приятность, моральность
5,9 5,9 5.6 4,2 5.0 4,2 5,1 3,7 3.8 3.9 Ф. Интеллект
5.2 4,1 4.7 4,8 4,6 5.1 4.7 4.9 4,1 4,0 Ф. Гибкость
3.8 3.4 .3.2 2,3 3,9 2,7 3,8 2.5 2,5 4,2 *Ф. Неуверенность
                    Количество дезадаптивных черт
    6,5           5S   Интегральная «Гармоничность»

В табл. 16 приведены 5 варимакс-факторов, полученных путем враще­ния 5 главных компонент на материале 32 биполярных шкал. Устойчи­вость «Большой четверки» факторов «Самоконтроль», «Уверенность-Актив­ность», «Альтруизм» и «Интеллект», очевидна. Опять же мы не находим среди пятерки фактора «Эмоциональной стабильности» (вместо него осо­бый фактор с максимальной нагрузкой по шкале «гибкий-негибкий»). Однако при вращении 6 главных компонент второй фактор резко распада­ется на два независимых варим икс-фактора — «Уверенности» и «Активно­сти» (см. факторы в табл. 16), и первый из них уже гораздо ближе по своему содержанию приближается к фактору «Эмоциональной стабильности»,

Таблица 16

Результаты факторизации биполярных шкал, использованных

при семибалльном шкалировании 10 национальных стереотипов

50 испытуемыми (Пибоди, Шмелев и др., 1993) 5 варимакс-факторов.

Фактор 1. Вес 21,8%    
1. 31 (84). Организованный — Импульсивный  
2. 20 (78). Серьезный — Легкомысленный  
3. 7 (76). Спокойный — Возбужденный  
4. 12 (76). Осторожный — Бесшабашный  
5. 22 (72). Упорный — Переменчивый  
6. 27 (70). Избирательный — Неразборчивый  
7. 26 (67). Практичный — Непрактичный  
8. 5 (64). Тактичный — Бестактный  
9. 32 (57). Трудолюбивый — Ленивый  
Фактор 2. Вес 12,9%    
1. 23 (68). Активный — Инертный  
2. 25 (67). Уверенный — Неуверенный  
3. 19 (66). Боевитый — Пассивный  
4. 28 (63). Смелый— Робкий    
5. 30 (63). Независимый — Зависимый  
6. 15 (61). Раскрепощенный — Заторможенный  
7. 9 (53). Самоуверенный — Застенчивый  
8. 4 (48). Веселый — Угрюмый  
Фактор 3. Вес 12,8%    
1. 3 (69). Агрессивный — Миролюбивый  
2. 18 (65). Недоверчивый — Доверчивый  
3. 1 1(63). Придирчивый — Прощающий  
4. 17 (62). Неприятный — Приятный  
5. 29 (61). Жесткий — Мягкий  
6. 21 (59). Лицемерный — Откровенный  
7. 14 (53). Несотрудничающий — Сотрудничающий  
8. 24 (-46). Щедрый — Скупой  
Фактор 4. Вес 5,9%  
1. 1 (79). Умный — Глупый
2. 2 (47). Критичный — Легковерный
3. 10 (42). Принципиальный — Приспособленец
Фактор 5. Вес 4,7%  
1. 6 (64). Негибкий — Гибкий
2. 10 (-47). Принципиальный — Приспособленец
3. 21 (-45). Откровенный — Лицемерный
4. 15 (-34). Заторможенный - Раскрепощенный
       

Таким образом, фактор номер 4 из Большой Пятерки В5.4 «Эмоци­ональная стабильность» оказывается в проведенных нами русскоязыч­ных исследованиях в максимальной степени зависимым от специфики выборки испытуемых, шкалируемых объектов и метода шкалирования. Природа этой неустойчивости данного фактора на сегодняшний день не может быть проинтерпретирована до конца однозначным образом. Здесь можно рассматривать три возможных предположения:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...