Психосемантика черт личности 10 глава
Таблица 12 Матрица коэффициентов конгруэнтности между англоязычными факторами В5 Голдберга (F1) И факторам КСП-240 (F2)
В целом мы видим, что четыре фактора из Большой Пятерки воспроизвелись с достаточной степенью однозначности, хотя опять же в несколько своеобразном порядке (на второе место «поднялся» фактор «Сознательного Самоконтроля», на четвертое — фактор «Интеллектуальной свободы»). Уровень полученных коэффициентов конгруэнтности оказался для этих факторов не так высок, так как в КСП-240 мы использовали сложные дескрипторы, не соответствующие буквально определенным пунктам из русско-английского перечня. Кроме того, как мы это увидим ниже, сказалась специфика выборки наших испытуемых. Опять же бросается в глаза слабая воспроизводимость фактора В5.4 «Эмоциональная стабильность». Уровень его сходства-конгруэнтности с фактором номер 5 из КСП-240 оказался всего 0,32, что практически не отличается от «сцепленности» с «побочными» факторами КСП-240 (например, фактор 4 КСП-240 коррелирует не только с фактором В5.5 «Ин- теллектуальной свободы», но и с В5.2 «Доброжелательностью», а фактор 3 КСП-240 коррелирует не только с В5.2 «Доброжелательностью», но и с В5.3 «Сознательным самоконтролем»). Показательно, что фактор «Эмоциональной стабильности» не удается воспроизвести и при вращении 6, 7, 10 и 15 главных компонент. Анализ содержания фактора номер 5 из КСП-240 по табл. 11 показывает, что этот фактор можно интерпретировать как «Инфантильно-романтическое самопринятие»: черты романтизма, чувствительности и импульсивности оказываются окрашенными в сознании школьников и молодых студентов-психологов положительно, тогда как эмоциональная зрелость воспринимается как «убожество». Весьма симптоматично, что именно этот фактор заменил собой фактор «Эмоциональной стабильности» в составе Большой Пятерки. В том, что в данном случае явно сказалась специфика выборки (и, по-видимому, особенности социализации московской молодежи начала 90-х годов, склонной к инфантильной стратегии социального приспособления), нас убедили данные другого меж культурного исследования, проведенного нами с использованием «экстернальных суждений».
Пятифакторная структура в сознании учитепей В 1993 году совместно с Д. Дигманом1 (Орегонский университет, США) и А. С. Кондратьевой (Центр социологии образования, Москва) было проведено исследование восприятия учителями личности учащихся младших классов. 20 учителей московских школ оценивали каждый по 24 ученика, используя шестьдесят 7-балльных униполярных шкал. В эксперименте участвовали только женщины — классные наставники первых классов. Список из 60 качеств был составлен на основе подбора русскоязычных эквивалентных личностных прилагательных для англоязычного списка, разработанного для аналогичного исследования Д. Дигманом. Поиск эквивалентов облегчался наличием развернутых поведенческих определений для каждого качества (полностью материал этого эксперимента приведен в приложении к учебному пособию «Основы психодиагностики, Шмелев и др., 1996). Таким образом, в данном исследовании факторизации подвергался массив 60 * 480 (где 480 — общее число оцененных учеников). Очевидно, что имеется существенное отличие параметров данного эксперимента от предыдущего и по психологическому статусу субъектов и объектов оценивания (учителя и дети), и по характеру взаимоотношений между ними (дети являются объектами заинтересованного профессионального познания в ходе активного педагогического воздействия).
Таблица 13 Таблица факторных нагрузок для 60 личностных черт, приписанных 480 ученикам первого класса 20 учителями г. Москвы. (Совместный эксперимент с Д. Дигманом и А. С. Кондратьевой.) 1 Джэк Дигман — видный американский психолог из Орегонского исследовательского института — оказал большую профессиональную, моральную и материальную поддержку нашему проекту в самые грудные годы (начало 90-х годов), успел подготовить англоязычную публикацию по материалам нашего совместного исследования (Digman, Shmelyov, 1996) до своей безвременной кончины в 1998 голу.
Таблица 14
Конгруэнтность факторов В5 Голдберга (по строкам) и пяти факторов, полученных на оценках учеников учителями (по столбцам). Тем не менее, полученные в этом эксперименте 5 вари макс-факторов (табл. 13) оказались даже более точно соответствующими англоязычным факторам Большой Пятерки, чем факторы КСП-240. Данные о конгруэнтности этих «русскоязычных» факторов англоязычным факторам, взятым нами в качестве стандарта из исследования Голдберга, приведены в табл. 14.
Фактор «Эмоциональной стабильности» воспроизвелся опять же слабее остальных (конгруэнтность 0,58), но все же существенно лучше, чем на материале КСП-240. Можно предполагать, что учителя значительно объективнее оценивают детей, чем наши испытуемые в КСП-240 самих себя (и «Идеал-Я» во второй инструкции), и фактор «Эмоциональной стабильности» не искажен психологической защитой. Показательно, что в личностном семантическом пространстве учителей фактор «Сознательности» выходит уже на первое место, а на второе — фактор «Интеллектуальности». Это вполне очевидно связано со спецификой профессионального сознания и деятельности учителей и их отношения к ученикам, при котором наиболее важными оказываются качества, обеспечивающие «дисциплинарную управляемость» (обращает на себя внимание тот факт, что по первому фактору более высокую нагрузку, чем качество «организованный», получают качества «прилежный» и «послушный), а также «обучаемость». Национальные стереотипы Третьим источником сведений о межкультурной универсальности Большой Пятерки для нас явился материал исследования, проведенного нами по методике Д. Пибоди (Пибоди, Шмелев и др., 1993; Peabody, Shmelyov, 1996). 50 испытуемых (студенты, школьники, слушатели Военной академии Москвы) описывали с помощью 32 семибалльных биполярных шкал 9 национальных стереотипов (см. табл. 15) и особый стимульный объект «Я-сам». Таким образом, факторизация производилась для 32 шкал по 50 * 10 = 500 наблюдениям (примерно тот же порядок числа наблюдений, что и в двух предыдущих исследованиях). Интеркорреляции между 32 шкалами в этом исследовании, так же как и в предыдущих, подсчитывались после стандартизации данных по столбцам прямоугольного массива (вычитание среднего и деление на стандартное отклонение).
Таблица 15 Нации глазами русских. Усредненные значения семибалльных оценок 10 стимульных объектов по шкалам и факторам. Данные 50 русскоязычных испытуемых. Масштаб шкалы — от 1 до 7 (середина — 4). Высокий балл 7 соответствует левому полюсу шкалы.
4.8
| 5.5
| 4,4
| 5,1
| 5.5
| 5,7
| 4.3
| 5,3
| 4,1
| 5,6
| Приятный+
| Неприятный-
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | Таблица 156 Оценки национальных стереотипов, интегрированные по факторам.
В табл. 16 приведены 5 варимакс-факторов, полученных путем вращения 5 главных компонент на материале 32 биполярных шкал. Устойчивость «Большой четверки» факторов «Самоконтроль», «Уверенность-Активность», «Альтруизм» и «Интеллект», очевидна. Опять же мы не находим среди пятерки фактора «Эмоциональной стабильности» (вместо него особый фактор с максимальной нагрузкой по шкале «гибкий-негибкий»). Однако при вращении 6 главных компонент второй фактор резко распадается на два независимых варим икс-фактора — «Уверенности» и «Активности» (см. факторы в табл. 16), и первый из них уже гораздо ближе по своему содержанию приближается к фактору «Эмоциональной стабильности», Таблица 16 Результаты факторизации биполярных шкал, использованных при семибалльном шкалировании 10 национальных стереотипов 50 испытуемыми (Пибоди, Шмелев и др., 1993) 5 варимакс-факторов.
Таким образом, фактор номер 4 из Большой Пятерки В5.4 «Эмоциональная стабильность» оказывается в проведенных нами русскоязычных исследованиях в максимальной степени зависимым от специфики выборки испытуемых, шкалируемых объектов и метода шкалирования. Природа этой неустойчивости данного фактора на сегодняшний день не может быть проинтерпретирована до конца однозначным образом. Здесь можно рассматривать три возможных предположения:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|