Эволюция менеджмента. Научные школы управления. Современная концепция управления.
Стр 1 из 20Следующая ⇒ Менеджмент как вид деятельности. Особенности менеджмента в рыночных условиях. Англ-ое слово «м-т», в переводе на русс-й язык “упр-ие”, происходит от корня латинского слова “рука”. Первоначально оно относилось к сфере упр-ия животными и обозначало – искусство упр-ть лошадьми. Позже это слово перенесли в сферу человеч-ой деят-ти и стали обозначать область науки и практики упр-ия людьми и орг-ями. Термин м-т – аналог термина упр-ие, но упр-ие гораздо шире, т.к. примен-ся к разным сферам деят-ти ч-ка. Термин м-т применяется только к упр-ию соц-эк отноше-ми на ур. фирмы, действующих в условиях рынка. «М-т» можно рассм-ть с разных т.з.: в упрощенном виде - это орг-ия взаимодействий людей, направл-ых на достиж-е целей; м-т‚ это также область знаний, помогающих осуществлять ф-ию упр-я; термин "м-т" как процесс принятия управленческих решений. М-т - самостоятельный вид профессионально осуществляемой деят-ти, направл-ой на достиж-ие намеченных целей путем рацион-го использ-ия материальных и труд-ых рес-ов с примен-ем комплекса п/пов, ф-ий и м/дов. М-т невозможен вне рынка и рыночной эк-ки, он требует: - чтобы фирма ориентир-ась на потр-ти рынка и спрос конкретных потр-лей; - чтобы фирма была ориентир-на на разв-ие‚ рост эфф-ти (а не только на д/ды ее владельцев); - чтобы фирма и соответ-но м-р обладал опр-ой самостоят-тью в принятии реш-ий и нес ответств-ть за их последствия; М-т – это профессионально осуществляемое упр-ие любой хоз-ой деят-тью предпр-я в рыночных усл-ях, направл-ое на получ-е прибыли путем рацион-ого использ-ия рес-ов. Особенностью менеджмента в рыночных условиях хозяйствования выступает четкая ориентация деятельности на конечные результаты. Эта установка распространяется не только на общий результат функционирования деловой организации - прибыль, но что существенно, на все ее структурные подразделения и каждого работника.
Эволюция менеджмента. Научные школы управления. Современная концепция управления. Выделяют несколько этапов становления науки упр-ия, к-ые отражают с/му взглядов в опр-ый п/д времени. 1. Подход с позиций различных научных школ: - школа научного упр-ия. (1885—1920) Основоположник - Ф. Тейлор сформулировал основные принципы управления предприятием в своем главном труде "Принципы научного м-та" (1911 г.). Френк и Лилия Гилберт, Генри Гантт. Создатели школы научного упр-ия первыми стали испол-ть наблюдения, замеры, логику и анализ для усоверш-ия многих операций ручного труда, добиваясь их более эфф-го выполн-ия Хар-ным для школы научного упр-ия было систематическое испол-ие стимулир-ия с целью заинтересовать раб-ков в увел-ии производ-ти и объема произв-ва; - административная школа. (1920—1950) Целью школы было создание универсальных п/пов упр-ия, следование к-ым, приведет орг-ию к успеху. Основоположник А. Файоль первым предложил формальное описание работы управляющих в орг-ии по их функциональным признакам. А. Файоль сформулировал 14 п/пов упр-ия: - разделение труда. Целью разделения явл-ся выпол-ие работы, большей по объему и лучшей по кач-ву при тех же усилиях. Это достигается за счет сокращения числа целей, на к-ые д/б направлены внимание и усилия; - полномочия и ответств-ть. Полномочия дают право отдавать приказ, ответственность — ее противоположность; - дисциплина. Предполагает послушание и уважение к достигнутым соглашениям между орг-ей и ее раб-ками. Дисциплина предусм-ет справед-ое применение санкций; - единоначалие. Раб-к д/н получать приказы только от 1-го непосредственного нач-ка; - единство направления. Каждая группа, действующая в рамках 1-ой цели, д/б объединена единым планом и иметь одного руковод-ля;
- подчиненность личных интересов общим. Интересы одного раб-ка не д/ны превалировать над интересами компании; - вознаграждение перс-ла. Для того чтобы обеспечить верность и поддержку раб-ков, они должны получать справедливую з/п; - централизация. Н/о обесп-ть наиболее правильное соотношение м/у централизацией и децентрализацией в зав-ти от конкретных условий; - скалярная цепь, то есть ряд лиц, стоящих на руководящих должностях, начиная от лица, занимающего самое высокое положение, — вниз, до рук-ля низового звена. Не следует отказываться от иерархической системы без необх-ти, но поддержание иерархии вредно, когда она наносит ущерб бизнесу; - порядок. Место — для всего, и все — на своем месте; - справедливость — сочетание доброты и правосудия; - стабильность раб.места для персонала. Большая текучесть кадров снижает эфф-ть орг-ии; - инициатива. Означает разработку плана и обеспечение его успешной реализации; - корпоративный дух. Союз — это сила, а она является рез-том гармонии персонала М. Вебер создал классическую теорию бюрократии, ввел понятия "власти" и "авторитета" Л. Урвик, Дж. Муни; - школа человеческих отн-ий (1930—1950) Э. Мэйо и его единомышленники в кач-ве осн-го фактора производ-ти рассм-ли челов-ий фактор, подчеркивая важность не только личностных хар-ик индивида, но и взаимоотношений в группе (групповая динамика). Позднее (1950-е) на базе этой школы была создана школа поведенческих наук (А. Маслоу, Мак-Грегор и др.), основной вклад к-ой состоял в разраб-ке и обосновании мотивационных теорий; - количественный подход к принятию упр-их реш-ий опирается на инженерные науки, математику, статистику и позволяет использ-ть колич-ые модели, методы и критерии оценки при принятии упр-их реш-ий. 2. Процессный подход рассм-ет упр-ие как процесс, объед-ий осн-е ф-ии м-та в серию непрерывных взаимосвязанных действий. 3. Системный подход к управлению сформулировал понятие внешней среды предприятия и значение анализа внешней среды для предприятия. 4. Ситуационный подход пытается увязать конкретные методы, технологии с конкретными ситуациями для достижения целей предприятия при рациональном использовании ресурсов, предполагает анализ ситуационных переменных.
Каждая научная школа / научный подход, решая актуальные для своего времени проблемы, формулировали принципы управления, большая часть которых применяется и сегодня. Многие принципы имеют универсальный характер, но эффективность их применения будет зависеть от профессионализма менеджеров в оценке конкретной ситуации. 5. Новые подходы к управлению то, что происходит сегодня в теории и практике управления, называют "тихой управленч-ой революцией". Ее начало совпало со вступлением развитого общ-ва в информац-ую стадию. На смену старому, традиционному направлению в менеджменте, нашедшему отражение в так наз-мой амер-ой модели менеджмента, и относительно новому, бихевиоральному, нашедшему свое отражение в японский модели, приходит направление (неформальное, основанное на лидерстве), которое принято характеризовать как обновленческое, эмпирическое или маркетинговое, индивидуалистическое, «информ-ное».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|