Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сущность, цели и задачи менеджмента. Принципы и функции менеджмента. Виды менеджмента.




М-т - самостоятельный вид профессионально осуществляемой деят-ти, направл-ой на достиж-ие намеченных целей путем рацион-го использ-ия материальных и труд-ых рес-ов с примен-ем комплекса п/пов, ф-ий и м/дов.

Слово "м-т" обычно употр-ся по отн-ю к людям, коллективам и орг-ям: м-т означает упр-ие этой орг-ей.

Объектом упр-ия – м/б отрасли (пром-ть, с/х, транспорт), территориальные общности людей (область, район, город), отдельные стадии воспроизводства (произв-во, сбыт, снабжение, НИОКР), аспекты эк-ой деят-ти (кач-во продукции, взаимодействие с потребителем, маркетинг), виды ресурсов (фин-ые, челов-ие и др.), а также хар-ки произв-ва (эфф-ть, отн-ие к работе, кач-во жизни, ур-нь занят-ти).

Субъекты упр-ия – рук-ли различного ур-ня, заним-ие постоянную должность и наделенные полномочиями в области принятия реш-я в опр-ых сферах деят-ти (директор, менеджер, совет директоров, мэр города, городская дума, нач-к отдела, группа кач-ва, городская торгово-промышленная палата, а также любые другие люди или группы людей осущ-ие упр-ое возд-ие на объект упр-ия).

Управление включает три аспекта:

- "Кто" управляет "кем" (институциональный аспект);

- "Как" осуществляется управление и "как" оно влияет на управляемых (функциональный аспект);

- "Чем" осуществляется управление (инструментальный аспект).

Цель – это конечное состояние, желаемый результат, которого стремиться добиться любая организация. Конечная цель м-та состоит в обеспечении прибыльности, или доходности, а деят-ти фирмы путем рац-ой орг-ии производ-го процесса,

Различаются цели общие и глобальные, разрабатываемые для фирмы в целом, и цели специфические, разрабатываемые по основным видам и направлениям деятельности производственно-хозяйственных подразделений на основе общих целей или ориентиров.

Задачи – это цели, достижение к-х, желательно к опред-му моменту времени.

Важнейшей задачей м-та явл-ся орг-ия произв-ва тов-в и услуг с учетом потр-лей на основе имеющихся материал-ых и людских ресурсов и обесп-е рентаб-ти деят-ти предпр-я и его стабильного положения на рынке.

Функции – виды управленческой деят-ти.

Для менеджмента традиционным является выделение следующих функций:

- Функция планирования предпол-ет формулирование целей и выбор путей их достижения на основании разграничения обяз-тей в рамках орг-ой стр-ры упр-ия. Реализуется эта ф-ия ч/з составление балансов, бюджетов и использ-ие нормативов.

- Функция организации предпол-ет необх-ть структурирования объекта упр-ия для разграничения полномочий, опр-ия прав и обяз-тей функциональных подразделений.

- Функция мотивации основывается на деят-ти, направл-ой на реализацию целей. С помощью этой функции м/о опр-ть факторы, влияющие на повед-ие людей и учитывающие их потр-ти. Реализации ф-ии содействует процесс стимулир-ия деловой активности, производ-ти и кач-ва труда. Содерж-ые теории мотивации базируются на потреб-тях и связ-ых с ними факторах, опред-щих повед-е людей. Процессуальные теории рассм-ют, как ч-к распределяет усилия для достиж-ия различных целей в процессе труда.

- Функция контроля - процесс, обеспечивающий достижение организацией поставленных целей или наблюдение с целью проверки

П/пы управления - общие правила, отражающие требования к упр-ию в опр-ых усл-ях общественного разв-ия.

14 п/пов упр-ия:

- разделение труда. Целью разделения явл-ся выпол-ие работы, большей по объему и лучшей по кач-ву при тех же усилиях. Это достигается за счет сокращения числа целей, на к-ые д/б направлены внимание и усилия;

- полномочия и ответств-ть. Полномочия дают право отдавать приказ, ответственность — ее противоположность;

- дисциплина. Предполагает послушание и уважение к достигнутым соглашениям между орг-ей и ее раб-ками. Дисциплина предусм-ет справед-ое применение санкций;

- единоначалие. Раб-к д/н получать приказы только от 1-го непосредственного нач-ка;

- единство направления. Каждая группа, действующая в рамках 1-ой цели, д/б объединена единым планом и иметь одного руковод-ля;

- подчиненность личных интересов общим. Интересы одного раб-ка не д/ны превалировать над интересами компании;

- вознаграждение перс-ла. Для того чтобы обеспечить верность и поддержку раб-ков, они должны получать справедливую з/п;

- централизация. Н/о обесп-ть наиболее правильное соотношение м/у централизацией и децентрализацией в зав-ти от конкретных условий;

- скалярная цепь, то есть ряд лиц, стоящих на руководящих должностях, начиная от лица, занимающего самое высокое положение, — вниз, до рук-ля низового звена. Не следует отказываться от иерархической системы без необх-ти, но поддержание иерархии вредно, когда она наносит ущерб бизнесу;

- порядок. Место — для всего, и все — на своем месте;

- справедливость — сочетание доброты и правосудия;

- стабильность раб.места для персонала. Большая текучесть кадров снижает эфф-ть орг-ии;

- инициатива. Означает разработку плана и обеспечение его успешной реализации;

- корпоративный дух. Союз — это сила, а она является рез-том гармонии персонала

Виды менеджмента - специальные области управленческой деят-ти, связанные с реш-ем опр-ых задач м-та.

Выделяются след-ие осн-ые виды м-та: организационный, стратегический, тактический (текущий) и оперативный.

Объектом организационного менеджмента являются процессы создания орг-ии, разработки структуры и с/мы упр-ия орг-ей, с/мы осущ-ия упр-ких ф-ий. В результате обеспечивается нормальное функционирование орг-ии, успешное достиж-е стоящих перед орг-ей целей.

В рамках стратег-го м-та ставятся долгосрочные цели орг-ии, опред-ся пути их достиж-ия, обесп-ся ее будущая жизнедеят-ть.

Тактический (текущий) м-т связан с деят-тью, имеющей место в данное время; относится к повседневной работе. Он обеспечивает краткосрочное протекание процессов в орг-ии, таких как маркетинговых, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, производ-ных, финн-ых, кадровых, соц-ых; реализацию краткосрочных планов.

Оперативный м-т включает орг-ю и упр-ие процессами реализ-ии оперативных планов. Действия осущ-ся путем распред-ия работ, ресурсов, внесения необх-ых корректировок в производ-ые и финн-ые процессы, ход выполнения текущих заданий.

Стратегический, тактический (текущий), оперативный менеджмент имеют такие объекты упр-ия, как маркетинг, произв-во, материально-техническое снабжение, сбыт продукции, кадры, финансы, нововведения.

Маркетинг.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...