Руководство и лидерство в менеджменте. Власть. Формы власти.
Лидерство (Рук-во) - это Z влияния на индивидуумов или групп лиц для достижения поставл-ых целей. Рук-во концентрирует внимание на том, чтобы люди делали вещи правильно, а лидерство - на том, чтобы люди делали правильные вещи. Отличия: -РУК-ВО осущ-ет регулир-е официальных отношений группы, а ЛИДЕРСТВО - межличностных отн-ий в группе -Р-Целенаправленный Z,а Л - Возникает стихийно -Р-Поручает,а Л - Вдохновляет -Р-Явление более стабильное,а Л-Явл-е менее стаб-ое и зав-т в большей степени от настроения группы -Р - Контролирует,а Л-Доверяет Лидерство — это психолог-ая хар-ка поведения отд-х членов группы, а рук-во - это социальная характеристика отношений в группе, и в первую очередь с точки зрения распред-ия ролей упр-ия и подчинения. В отличие от лидерства рук-во выступает как регламентированный общ-ом правовой процесс. Рук-ль - это ч-к, к-ый направляет работу других и несет персональную ответств-ть за ее рез-ты. Лидер воодушевляет людей и вселяет энтузиазм в работников, передавая им свое видение будущего и помогая им адаптироваться к новому, пройти этап изменений. Принято различать понятия лидера и рук-ля как соответственно неформального и формального лидера. Различают 3 основных подхода к опр-ию значимых факторов эфф-го лидерства: - подход с позиции личных качеств т.е. лучшие из руководителей обладают определенным набором общих для всех личных качеств., - поведенческий подход. Этот подход к изучению лидерства сосредоточил свое внимание на поведении руководителя. Согласно поведенческому подходу к лидерству, эффективность определяется не личными качествами руководителя, а скорее его манерой поведения по отношению к подчиненным.
- ситуационный подход. Он предполагал объяснить эфф-ть лид-ва ч/з влияние внешних фак-ов, не принимая во внимание личность лидера. Главное предположение, что повед-е лидера д/б разным и опр-ся ситуацией. Наиболее простой и широко распр-ой класс-ей лидерства в орг-ии явл-ся выд-ие его 3 типов (иногда их называют ролями лидера): 1.Деловое лид-во. Оно хар-но для групп, возник-их на основе произв-ых целей. В его основе лежат такие кач-ва, как выс-ая компетентность, умение лучше других решать организ-ые задачи, деловой авторитет, опыт и т.п. Деловое лидерство наиболее сильно влияет на эфф-ть рук-ва. 2.Эмоц-ое лидерство. Оно возн-ет в соц-но-псих-их группах на основе чел-их симпатий, притягательности межличн-го общения. Эмоц-ый лидер вызывает у людей доверие, излучает теплоту, вселяет уверенность снимает психолог-ую напряженность, создает атмосферу психолог-го комфорта. 3.Ситуативное лидерство. Строго говоря, по своей природе оно м/б и деловым, и эмоц-ым. Однако его отлич-ой чертой явл-ся неустой-ть, временная огранич-ть, связь лишь с опр-ой ситуацией. Ситуационный лидер может повести за собой группу лишь в опр-ой ситуации, например при всеобщей растерянности во время пожара. Лидерство и власть невозможно разделить, поскольку власть выражает реальное лидерство. Власть означает способность проявлять свободу действий согласно своим целям и своей воле. ВЛИЯНИЕ - это «любое повед-е одного инд-да, к-е вносит измен-я в повед-е, отн-ия, ощущения и т.п. др-го инд-да». ВЛАСТЬ - это возмож-ть влиять на повед-е др-х. Власть м/т принимать разнообразные формы, френч и Рэйвен,выдел-ли 5 осн-х форм власти: 1. ВЛАСТЬ, ОСНОВАННАЯ НА ПРИНУЖДЕНИИ. Исп-ль верит, что влияющий имеет возм-ть наказывать т.о, к-ый помешает удовл-ию какой-то насущной потр-ти, или вообще м/т сделать какие-то др-е неприят-ти.Власти, осн-ой на принуждении, соотв-ет ВЛИЯНИЕ ч/з страх. 2. ВЛАСТЬ, ОСНОВАННАЯ НА ВОЗНАГР-ИИ. Исп-ль верит, что влияющий имеет возм-ть удовл-ть насущную потр-ть или доставить удовольствие.Власть, осн-ая на вознагр-ии, оказывает ВЛИЯНИЕ ч/з полож-ое подкр-ие подчиненного с целью добиться от него желаемого повед-я.
3. ЭКСПЕРТНАЯ ВЛАСТЬ. Исп-ль верит, что влияющий обладает спец-ми знаниями, к-ые позволят удовл-ть потр-ть.Власти эксперта соотв-ет ВЛИЯНИЕ через РАЗУМНУЮ ВЕРУ. Исп-ль представляет, что влияющий обладает особым экспертным знанием в отн-ии данного проекта или проблем. Исп-ль принимает на веру ценность знаний рук-ля. В этом случае влияние считается разумным,т.к. реш-е исп-ля подчиниться явл-ся сознат-ым. 4. ЭТАЛОННАЯ ВЛАСТЬ (власть примера). Хар-ки или св-ва влияющего настолько привлекательны для исп-ля, что он хочет быть таким же, как влияющий.Этому типу власти соответствует харизматическое ВЛИЯНИЕ. 5. ЗАКОННАЯ ВЛАСТЬ. Исп-ль верит, что влияющий имеет право отдавать приказания, и что его или ее долг - подчиняться им.Законной власти соотв-ет ВЛИЯНИЕ ч/з традицию. В своей практ-ой деят-ти рук-ль д/н следовать след-ми 2 правилами. Во-первых, нет плохих или хороших форм власти и влияния, их эфф-ть опр-ся управ-ой сит-ей. Во-вторых, нельзя строго исп-ть в орг-ии одну форму влияния на персонал, следует их гибко чередовать, комбинировать в зав-ти от внешней и внутренней среды. Рассмотрим эфф-ые области примен-я разл-ых теорий власти. ВЛИЯНИЕ ч/з страх эфф-но для простых видов работ, при конфликтах менеджера с перс-ом.ВЛИЯНИЕ ч/з полож-ое подкрепление целесообразно исп-ть для упр-ия сложными видами работ, при творч-ом хар-ре труд-й деят-ти, при очень выс-й зав-ти эфф-ти упр-ия от кач-ва работы персонала. ВЛИЯНИЕ ч/з разумную веру более эфф-но при низкой квалиф-ии перс-ла, для упр-ия новаторскими работами выс-ой сложности, при необх-ти жесткой персональной ответст-ти за реализ-ю упр-их реш-й. ВЛИЯНИЕ с помощью примера оптимально для упр-ия персоналом в стрессовых сит-ях, при кризисе с/мы упр-ия, при необх-ти достижения быстрого рез-та любой ценой, для вып-ия работ, где фактор интенсивности труда более важен для успеха, чем квалиф-ия персонала.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|