Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности инфузионной терапии в педиатрии




МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РФ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЧИТИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

 

Особенности инфузионной терапии в педиатрии

 

Учебное пособие для студентов

Чита – 2016

УДК 616 – 08 – 039. 74 – 053. 2

Особенности инфузионной терапии в педиатрии. Учебное пособие для студентов / Под ред. И. Н. Гаймоленко, Н. А. Миромановой. Составители:, Вишнякова Т. М., С. Г. Гаймоленко Н. А. Мироманова, А. Л. Матафонова. - Чита: РИЦ ГБОУ ВПО ЧГМА, 2016. – 38 с.

 

Учебное пособие соответствует примерной учебной программе по дисциплине «Государственная итоговая аттестация» для специальности «Педиатрия». Учебный материал адаптирован к образовательным технологиям с учетом специфики обучения на педиатрическом факультете; представлены особенности составления программ инфузионной терапии при наиболее часто встречающихся ситуациях в педиатрии.

Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Педиатрия».

        

 

        

Рецензенты:

Шаповалов К. Г. – д. м. н., доцент, заведующий кафедройанестезиологии, реанимации и интенсивной терапии ГБОУ ВПО ЧГМА


 

Список сокращений

АД артериальное давление

ГЭК гидроксиэтилкрахмал

ЖВО жидкость возмещения объема

ит ретикуло-эндотелиальная система

КОД колоидно-онкотическое давление

Кос кислотно-основное состояние

ОД объем дефицита жидкости

ОПН острая почечная недостаточность

ОСН острая сердечно-сосудистая недостаточность

оцк объем циркулирующей крови

ОЦП объем циркулирующей плазмы

ОЖ объем жидкости

РЭС ретикуло-эндотелиальная система

СММ средняя молекулярная масса

СПОН синдром полиорганной недостаточности

ТПП текущие патологические потери

ФП физиологическая потребность

ЦВД центральное венозное давление

ЧД частота дыхания

ЧСС частота сердечных сокращений


 

Введение

В предлагаемом учебном пособии представлены особенности проведения инфузионной терапии при наиболее часто встречающихся клинических ситуациях в педиатрии, не затрагивая принципов трансфузионной терапии (переливание крови и ее компонентов) и организации парентерального питания. На основании обобщенной информации доступной литературы и собственного опыта, авторами представлены особенности составления программ инфузионной терапии в практике врача-педиатра при терапии наиболее распространенных заболеваний детского возраста.

Учебное пособие предназначено для подготовки студентов педиатрического факультета к междисциплинарному экзамену в рамках государственной итоговой аттестации.


Оглавление

Список сокращений ………………………………………………………………3

Введение ………………………………………………………………………….. 5

1. Общие принципы составления программ инфузионной терапии ……. 6

2. Классификация и характеристика основных инфузионных сред …….. 10

3. Методы контроля за инфузионной терапией …………………………. 16

4. Особенности проведения инфузионной терапии при инфекционных заболеваниях у детей ……………………………………………………………17

5. Особенности проведения инфузионной терапии при хирургическойпатологии у детей ………………………………………………………………23

6. Особенности проведения инфузионной терапии при соматической патологии детского возраста. …………………………………………………. 32

Список рекомендуемой литературы ………………………………………….. 37


1. Общие принципы составления программ инфузионной терапии.

Инфузионная терапия (ИТ) – метод лечения, заключающийся парентеральном чаще в внутрисосудистом введении водных растворов различных веществ с целью управления внутренней средой организма. ИТявляется важнейшим элементом комплексной терапии, особеннопри критических состояниях различнойприроды.

Проведение ИТ обеспечивает выполнение конкретных клинических задач, например, восстановление и поддержание всех водных секторов организма - сосудистого, интерстициального и внутриклеточного; восполнение и поддержание нормального объема циркулирующей крови (ОЦК); коррекция кислотно-основного (КОС) и водно-электролитного баланса; обеспечение организма пластическими и энергетическими субстратами; проведение детоксикации, нормализация реологических свойств крови.

Известно несколько способов ИТ (внутривенный, внутриартериальный, внутрикостный), однако основным путем введением инфузионных сред является внутривенное.

Составление программы ИТ предусматривает определенную последовательность действий:

1. Сбор анамнеза, оценка состояния пациента (волемического статуса, функции сердечно-сосудистой и выделительной систем, гидроионого обмена), принятие решение о необходимости проведения ИТ.

2. Выбор и обеспечение доступа к сосудистому руслу.

3. Определение объема ИТ.

4. Выбор стартового раствора ИТ.

5. Контроль за проведением ИТ и коррекция объемов ИТ.

При условии, что ребенок не получает никакой энтеральной нагрузки, ИТ должна обеспечивать его физиологические потребности в воде, электролитах и иных веществах, восполнять их дефицит и текущие патологические потери. При необходимости в программу ИТ включают вещества для коррекции КОС и поддержания нормального уровня осмолярности жидкостных сред организма.

Обеспечение физиологических потребностей (ФП). Самым популярным и удобным в педиатрической практике остается способ определения потребностей в воде относительно массы тела ребенка (табл. 1).

Таблица 1

Физиологическая потребность в жидкости в зависимости от возраста ребенка

Возраст Потребность в воде, мл/кг/сут. Возраст Потребность в воде, мл/кг/су. т
1 сут. 60-80 9 мес. 125-145
2 сут. 80-100 1 год 120-135
3 сут. 100-120 2 года 115-125
4-7 сут. 120-150 4 года 100-110
2-4 нед. 130-160 6 лет 90-100
3 мес. 140-160 10 лет 70-85
6 мес. 130-155 14 лет 50-60

 

Кроме того, для расчета ФП (мл/кг/сут. ) у детей старше 1 года жизни можно использовать формулуВаллачи: 100 - (3 х возраст в годах). Для практического использования удобен расчет ФП по номограмме Абердина (табл. 2. ).

Таблица2

Физиологическая потребность в жидкости (номограмма Абердина в модификации Ю. Б. Жидкого, Л. В. Колотилова, 2005)

Вес, кг/ возраст Потребность в воде Возраст Потребность в воде
< 6 кг 150 мл/кг/сут. 3-5 лет 1, 6л/сут.
7 кг 140 мл/кг/сут. 5-9 лет 2, 0л/сут.
8 кг 130 мл/кг/сут. 9-11 лет 2, 2л/сут.
10 кг 120 мл/кг/сут. 11-13 лет 2, 4л/сут.
1-2 года 1, 2л/сут. 13-14 лет 2, 5л/сут.
2-3 года 1, 4л/сут. Взрослые 2, 5–3, 0 л/сут.

 

Ограничение ФП необходимо в следующих случаях:

- Отек головного мозга. Общий объем жидкости не должен превышать 2/3 – ¾ ФП, при этом внутривенная часть должна составлять не более ½ ФП.

- Острая дыхательная недостаточность. Объем внутривенной жидкости необходимо ограничить до ½ ФП, при ОДН 3 степени – не более 1/3 ФП.

- Острая или хроническая сердечная недостаточность. Максимальный объем внутривенной инфузии не должен превышать ½ -1/3 ФП, а в ряде случаев требуется временное прекращение инфузионной терапии.

- Острая или хроническая почечная недостаточность (за исключением преренальной). Объем внутривенной инфузии не должен превышать объемов нерегистрируемых потерь (25 мл/кг/сут. – у детей младшего возраста и 20 мл/кг/сут. – у детей старшего возраста) и диуреза за предыдущие сутки.

Устранение дефицита воды. Наиболее простым и самым точным (при остро возникшей патологии) способом определения дефицита объема воды (ОД) является вычисление разницы массы тела ребенка до заболевания и на момент обследования (весовой метод). Разница масс в килограммах соответствует дефициту жидкости (или ЖВО – жидкости возмещения объема) в литрах. При невозможности применения весового метода ОД (или ЖВО) определяется по клинической картинев зависимости от степени дегидратации (табл. 3).

Таблица3

Количество жидкости, необходимое для восполнения объема дефицита в зависимости от степени дегидратации

Степень дегидратации Дефицит массы тела Объем восполнения дефицита
I (легкая, компенсированная) ≤ 5%  до 50 мл/кг
II(средняя, субкомпенсированная) 5-10% до 100 мл/кг
III (тяжелая, декомпенсированная) > 10% 100 мл/кг

 

При изотоническом и гипотоническом типах дегидратации можно воспользоваться формулой, позволяющей определить ОД по гематокриту:

k (коэффициент, отражающий содержание внеклеточной жидкости)- у детей до года 1/3, в возрасте 1-10 лет – 1/4, у старших детей - 1/5

При гипертоническом типе дегидратации можно воспользоваться формулой, позволяющей определить ОД с использованием величины уровня натрия в сыворотке крови:

 

k(коэффициент, отражающий содержание внеклеточной жидкости)- у детей до года 1/3, в возрасте 1-10 лет – 1/4, у старших детей - 1/5

Восполнение текущих патологических потерь. Расчет текущих патологических потерь (ТПП/ЖТПП) основан на основании точных измерений фактических потерь (путем взвешивания пеленок, сбора мочи и фекалий, рвотных масс) – это так называемые регистрируемые потери, которые происходят с рвотой, жидкими каловыми массами, по желудочному зонду, дренажами. Регистрируемые потери должны быть количественно учтены и восполнены. Нерегистрируемые потери (неощутимые, скрытые) осуществляются через легкие, кожу и так же, как регистрируемые потери, требуют возмещения. Ориентировочные объемы жидкости для возмещения ТПП приведены в табл. 4.

Таблица 4

Количество жидкости, необходимое для восполнения объема текущих патологических потерь

Потери Количество жидкости, мл/кг/сут.
Тахипноэ (увеличение ЧД на каждые 20% свыше нормы)
Повышение температуры тела на каждый градус выше 37°С 8-10
Рвота
Диарея 20-60 (при профузной диарее -100)
Парез кишечника (2-3 степень) 20-40

Таким образом, с учетом конкретных клинических задач о бщий объем жидкости (ОЖ) на текущие сутки рассчитывается по следующим формулам:

- Для поддержания водного баланса: ОЖ=ФП;

- При дегидратации: ОЖ=ФП+ТПП+ДО (со вторых суток ОЖ=ФП+ТПП)

- При ОПН и олигоанурии: ОЖ=ФД+ОП, где ОП – объем перспирации за сутки и ФД – фактический диурез за предыдущие сутки;

- При ОСН1 степени ОЖ=2/3 ФП; 2 степени ОЖ=1/3 ФП; 3 степени ОЖ=0.

Общие правила составления алгоритма ИТ:

1. Коллоидные препараты содержат соль натрия, их следует учитывать при определении объема солевых растворов. В сумме коллоидные препараты не должны превышать 1/3 ОЖ.

2. У детей раннего возраста соотношение растворов глюкозы и солей составляет 2: 1 или 1: 1, старшего возраста – меняется в пользу солевых растворов (1: 1 или 1: 2).

3. Выбор стартового раствора определяется диагнозом нарушения водно-электролитного обмена.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...