В условиях многостаночного (многоагрегатного) обслуживания
рабочий или группа рабочих выполняют работу одновременно на нескольких станках или агрегатах. Развитию многостаночного обслуживания способствует оснащение предприятий современным высокопроизводительным оборудованием при одновременном сокращении затрат ручного времени по его обслуживанию. При многостаночном обслуживании необходимо: установить оптимальное количество станков, которое будет обслуживать рабочий; определить норму обслуживания и норму времени (выработки). Возможность многостаночного обслуживания определяется: • характером технологического процесса; • структурой совмещаемых операций; • наличием соответствующих соотношений машинно-свободного времени и времени занятости рабочего на других обслуживаемых станках. Машинно-свободное время — это время работы станков (аппаратов, агрегатов), в течение которого рабочий полностью освобожден от функций обслуживания и наблюдения за ними и может не находиться на рабочем месте. Время занятости — это время выполнения вспомогательных не перекрываемых приемов: активного наблюдения, переход от одного станка к другому. Оперативное время для каждого станка рассчитывается с учетом продолжительности машинно-свободного времени и времени занятости: Топ = Тмс + Тз, где Тмс - машинно-свободное время, в течение которого рабочий свободен от работы по обслуживанию данной единицы оборудования; Т3 — время занятости. Машинно-свободное время на одном станке должно быть равно всем затратам (или перекрывать затраты) времени на обслуживание остальных станков, т. е.: Тмс ≥ Тзх(т- 1), где т — количество одновременно обслуживаемого оборудования. Если машинно-свободное время будет больше, то у рабочего возникает свободное время. При:
Тмс < Тз х (т - 1) образуются простои оборудования, так как рабочий не успеет обслужить станки и сделать необходимые переходы. Чтобы определить оптимальное количество обслуживаемых станков, по каждому из них рассчитывают коэффициент занятости рабочего (К3) путем деления времени занятости на оперативное время, т. е.: Кз = Тз/Топ. Сумма коэффициентов занятости рабочего на всех обслуживаемых станках не должна превышать единицу (или 100%): Кз1 + Кз2 + КзЗ +... + Кзп < 1. Бригадная организация труда является наиболее распространенной формой коллективной организации труда и предполагает осуществление трудового процесса группой исполнителей (бригадой), имеющих общую рабочую зону и связанных единым производственным заданием. В условиях бригадной организации труда нормы устанавливаются: •на коллективный трудовой и технологический процесс в целом и на отдельные его элементы; • с учетом совмещения профессий, расширения зон обслуживания, многостаночного (многоагрегатного) обслуживания и других передовых форм организации труда. Для бригад рабочих-сдельщиков применяются укрупненные комплексные нормы времени или выработки. Для бригад рабочих-повременщиков устанавливаются нормированные задания, являющиеся основой планирования и учета объема произведенной продукции и формирования оплаты труда. Нормированное задание содержит перечень работ (операций, деталей), которые должны быть выполнены бригадой рабочих за определенный период; нормы времени на каждый вид работы; объем трудозатрат на каждую операцию и в целом по всем работам. При нормировании труда в бригадах применяются нормы: • затрат рабочего времени на определенный комплекс операций, являющихся составной частью конечной продукции, которые группируются применительно к требованиям производства по времени изготовления продукции, ее объему и комплексности.
Методика их разработки зависит от характера трудовых процессов. Так, для стабильных по объему работ нормированные задания устанавливаются по нормам времени (выработки), рассчитанным на каждую из операций. Если часть работ носит нестабильный характер, то при разработке нормированных заданий необходимо учитывать также время на их выполнение, определяемое на основе фотохронометража; • обслуживания — показывает, какое число работников необходимо для обслуживания единицы оборудования, агрегата или комплекса взаимосвязанных между собой машин в определенных организационно-технических условиях. Нормы обслуживания устанавливаются: •по категориям работников; • на основе данных фотографии рабочего дня, хронометража, фотохронометража и анализа фактической расстановки работников по рабочим местам; • численности — регламентирует численность работников, необходимую для выполнения единицы работы или отдельной, функции с учетом: • установленного объема работы в рациональных организационно-технических условиях производства; • передового опыта работы. Вопрос 40. Нормирование труда по обслуживанию производства 1. Особенности нормирования работ по обслуживанию производства 2. Классификация работ по обслуживанию производства для целей нормирования 3. Методы нормирования труда по обслуживанию производства 1. Особенности работ по обслуживанию производства: • разнообразны по содержанию и методам выполнения; • отличаются нерегулярной повторяемостью; сложностью измерения количества и качества труда; • обеспечивают нормальный ход основного производственного процесса, хотя сами не создают непосредственно товарной продукции; • объем работ и рабочих мест определяется требованиями основного производства. Применяемые методы нормирования труда обслуживающих рабочих зависят от характера трудовых процессов. В зависимости от особенностей нормирования труда все рабочие по обслуживанию производства делятся на две основные категории: • первая категория — рабочие, выполняющие стабильные по составу и содержанию работы, объемы которых могут быть определены заранее и измерены в конкретных единицах (рабочие по изготовлению инструмента, ремонту оборудования, контролю продукции; транспортные рабочие), — их работа подлежит нормированию с помощью:
норм времени; норм выработки и нормированных заданий; вторая категория — рабочие, выполняющие работы, нестабильные по объему, комплексу операций, однородности и повторяемости, объемы которых не могут быть определены заранее, — труд таких рабочих нормируется с помощью: • норм обслуживания; • нормативов численности; • укрупненных нормативов трудоемкости. Работы по обслуживанию производства для целей нормирования классифицируются следующим образом: работы по ремонту и дежурному обслуживанию оборудования (ремонт, чистка, смазка, ремонт технологической оснастки); наладочные работы (наладка и подналадка оборудования); контрольные работы (контроль качества продукции при приемке), включая лабораторные испытания; работы по приему, хранению и выдаче материальных ценностей на складах, в кладовых и хранилищах; транспортные и погрузоразгрузочные работы; работы по уборке производственных помещений и территории предприятия; работы по обслуживанию зданий и сооружений. Методы нормирования труда по обслуживанию производства: дифференцированный метод — применяется для таких работ по непосредственному обслуживанию объектов, которые могут быть разделены на регулярно повторяющиеся элементы, затраты времени на выполнение которых могут быть установлены путем наблюдений. Затраты рабочего времени на выполнение основных и вспомогательных функций обслуживания изучаются с помощью наблюдений, и аналитическим путем устанавливается норма времени обслуживания; укрупненный метод разработки норм обслуживания — применяется в случаях, когда отсутствует стабильность операций по времени и повторяемости, что делает разработку норм дифференцированным методом неэффективной. Норма укрупненным методом устанавливается исходя из всего объема работ по обслуживанию объекта в целом и за определенный период. При этом выявляются факторы, определяющие трудоемкость работ.
Вопрос 41. Нормирование управленческого труда
2.Методы нормирования управленческого труда 1. При нормировании труда административно-управленческого персонала используют следующие виды норм: • времени — используется для нормирования повторяющихся работ, выполняемых специалистами и техническими исполнителями. Например, норма времени на заполнение личной карточки при оформлении приема на работу составляет 10,26 человеко-минут; • выработки — применяется для нормирования труда исполнителей, которые выполняют операции с технологически регламентированным содержанием, объемом и методами выполнения (машинописные, стенографические работы); • обслуживания — применяют для нормирования работ, не стабильных по объему, с повторяющимися элементами. С помощью норм обслуживания нормируют труд кассиров, табельщиков, диспетчеров, бухгалтеров по расчету заработной платы; • управляемости — используют при нормировании труда функциональных и линейных руководителей. Нормой управляемости для директора завода является количество заместителей, а также количество подразделений, находящихся в его непосредственном подчинении; норма управляемости для мастера — количество рабочих или бригадиров; • соотношения — это регламентированное отношение численности различных категорий служащих в определенных организационно-технологических условиях. По этим нормам устанавливают оптимальные соотношения между численностью руководителей, специалистов и технических исполнителей; • численности — разновидностью являются нормы централизации работ, представляющие собой регламентированное отношение численности работников заводоуправления к общей численности служащих по функции управления или в целом по предприятию. • Различают две группы методов нормирования управленческого труда: основанные на изучении затрат рабочего времени (прямое нор мирование) — подразделяется: • на аналитически-расчетный — имеет наибольшее распространение; основан на применении разработанных нормативов численности, управляемости, обслуживания и соотношений и норм времени; • аналитически-исследовательский; основанные на статистическом анализе численности работников (косвенное нормирование) — включает изучение влияния различных факторов на объем и трудоемкость работ по функциям управления.
НИИ труда разработана методика установления нормативов численности служащих методом корреляционно-регрессионного анализа. По этой методике нормативы численности служащих определяют в зависимости от факторов, влияющих на численность и производительность труда. Например, нормативы численности служащих по функции "ремонтное обслуживание" определяются в зависимости от количества потребляемой в год электроэнергии и стоимости основных производственных фондов (кроме зданий и сооружений). Вопрос 42. Заработная плата как экономическая категория 1. Сущность заработной платы 2. Номинальная и реальная заработная плата 3. Факторы, оказывающие влияние на величину заработной платы 4. Принципы организации оплаты труда 1. Заработная плата — сложная социально-экономическая категория. Заработная плата — это выраженная в денежной форме часть стоимости созданного трудом продукта, которая распределяется по количеству и качеству труда, затраченного каждым работником, и поступает в его личное потребление. Для работодателя заработная плата — это часть издержек производства, плата за ресурс. Поэтому закономерным является стремление работодателей минимизировать издержки в целях повышения эффективности производства. Для наемного работника заработная плата служит средством воспроизводства самого работника и его семьи, посредством которой он компенсирует затраты своего труда и обеспечивает удовлетворение своих потребностей. 2. В экономике различают: • номинальную заработную плату — это сумма денег, полученная наемным работником за определенный период (час, день, месяц); • реальную заработную плату — это количество потребительских товаров и услуг, которые можно приобрести на номинальную заработную плату. Иными словами, реальная зарплата является отражением покупательной способности. Реальная заработная плата зависит от двух факторов: • от номинальной заработной платы; • уровня цен на товары и услуги. Поэтому в условиях инфляции возникает проблема сохранения покупательной способности денежной заработной платы, с чем связана необходимость индексации оплаты труда (т. е. корреляции размера номинальной заработной платы и роста цен). 3. Факторы, оказывающие влияние на величину заработной платы: • соотношение спроса и предложения на рынке труда; • эффективность государственного и коллективно-договорного регулирования оплаты труда; • стоимость жизни в регионе и стране; • профессия и квалификация работника;
• степень использования достижений НТП и динамика производительности труда на предприятии; • финансовое положение предприятия. 4. Принципы организации оплаты труда: • заработная плата должна обеспечить удовлетворительное существование работника и его семьи; • равная оплата за равный труд — обеспечение сравнительного уровня оплаты труда в зависимости от профессий, предприятий и отраслей; • материальная заинтересованность работников в достижении высоких конечных результатов труда; • регулярная корректировка заработной платы в зависимости от эволюции экономических условий; опережение темпов роста производительности труда по сравнению с темпами роста заработной платы, обеспечивающее непрерывность процесса воспроизводства на предприятии; ) простота, доступность и гибкость форм и систем заработной платы на предприятиях. Вопрос 43. Функции заработной платы 1. Воспроизводственная функция 2. Стимулирующая функция 3. Регулирующая функция 4. Функция формирования платежеспособного спроса населения 5. Измерительно-распределительная функция 6. Статусная функция 1. Воспроизводственная функция выражается в обеспечении воспроизводства рабочей силы на принятом социально нормальном уровне потребления. В связи с этим экономическая категория заработной платы тесно связана с понятием стоимости рабочей силы, которая определяется стоимостью средств, необходимых для ее воспроизводства. Формы воспроизводства рабочей силы: простое — стоимость рабочей силы оценивается лишь по физиологическим критериям. Оплата труда ориентирована на воспроизводство и удовлетворение потребностей работников в питании, одежде и жилье; • расширенное — стоимость рабочей силы оценивается с учетом социальных критериев. Оплата труда ориентирована на обеспечение расширенного воспроизводства рабочей силы, создающего благоприятные условия для квалификационного роста и развития творческого потенциала работника. 2. Стимулирующая функция заработной платы состоит в повышении заинтересованности работников в трудовой деятельности, в росте производительности труда и улучшении его качества. Она проявляется в установлении дифференциации заработной платы в зависимости от количества, качества и результатов труда. Стимулирующая роль заработной платы: выше — по мере увеличения удельного веса ее тарифной части; ниже — в связи с появлением новых форм уравнительности: это различные компенсационные надбавки, снижающие степень дифференциации оплаты по качеству и результатам труда; доплаты за питание и транспорт; увеличение разницы в оплате труда руководителей предприятий и рядовых работников. 3. Регулирующая функция заработной платы заключается в ее воздействии на соотношение между спросом и предложением на рынке труда, на формирование персонала предприятий и уровень занятости. 4. Функция формирования платежеспособного спроса населения отражает сущность заработной платы как одной из составляющих дохода наемного работника. Эта функция увязывает платежеспособный спрос и производство потребительских товаров, устанавливает необходимые пропорции между ними. 5. Измерительно-распределительная функция предназначена для отражения меры живого труда при распределении фонда потребления между наемными работниками и собственниками средств производства. Посредством заработной платы определяется индивидуальная доля в фонде потребления каждого участника производственного процесса в соответствии с его трудовым вкладом. 6. Статусная функция — заработная плата рассматривается не только как экономическая, но и как нравственная категория, призванная обеспечивать человеку определенный социальный статус. Уровень оплаты труда должен: • выражать стоимость рабочей силы; • обеспечивать удовлетворение физиологических потребностей; • обеспечивать удовлетворение потребностей, вызванных социальными и культурными условиями формирования и развития работников наемного труда. Вопрос 44. Государственное регулирование заработной платы 1. Основы государственного регулирования заработной платы 2. Минимальный размер оплаты труда 3. Налоговое регулирование заработной платы Государственное регулирование заработной платы в странах с развитой рыночной экономикой основано на положениях Всеобщей декларации прав человека. Статья 23 Декларации предусматривает, что каждый человек без какой-либо дискриминации имеет право на равную оплату за равный труд и на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное существование для него самого и для его семьи. В соответствии с этими принципами ст. 37 Конституции РФ провозглашает право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Механизм государственного регулирования заработной платы в настоящее время включает в себя следующие инструменты регулирования: • определение общих условий организации оплаты труда и режима рабочего времени; • установление минимального размера оплаты труда; механизм налогообложения доходов населения; регулирование территориальной дифференциации оплаты труда; • формирование законодательной базы коллективно-договорного регулирования. 2. Минимальный размер оплаты труда (далее — МРОТ) должен обеспечивать простое воспроизводство работника малоквалифицированного труда и его семьи; он является базой, исходя из которой осуществляется дифференциация стоимости труда в зависимости от его качества (квалификации, сложности, интенсивности, условий труда). МРОТ устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом и не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека. Месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже МРОТ. МРОТ. установленный федеральным законом, обеспечивается: п/ в учреждениях, финансируемых из федерального бюджета, — за счет средств федерального бюджета; • в учреждениях, финансируемых из бюджетов субъектов РФ, — [У в учреждениях, финансируемых из местных бюджетов, — за счет средств местных бюджетов; • в других организациях — за счет собственных средств. Величина минимальной заработной платы определяется посредством исчисления прожиточного минимума. Прожиточный минимум — это показатель объема и структуры потребления важнейших материальных благ и услуг на минимально допустимом уровне, обеспечивающем условия активного физического состояния взрослых, социального и физического развития детей и подростков. Прожиточный минимум может быть двух видов: • физиологический прожиточный минимум - рассчитан на удовлетворение только главных физических потребностей и основных услуг. Методологически он представляет собой материальное или стоимостное выражение материальных ценностей, соответствующих его уровню; • социальный минимум, кроме минимальных норм удовлетворения физических потребностей, включает затраты на минимальные духовные и социальные запросы. Он представляет собой совокупность материальных благ и услуг, выраженных в стоимостной форме и предназначенных для удовлетворения потребностей, которые общество признает необходимыми для сохранения приемлемого уровня жизни. 3. Налоговое регулирование заработной платы является частью налоговой политики государства и базируется на положениях Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ). Оно включает следующие элементы регулирования: %/ налог на доходы физических лиц, ставка которого едина для всех и составляет 13% от величины заработной платы (т. е. отсутствует прогрессивная шкала налогообложения доходов). Предусмотрен ряд стандартных налоговых вычетов; • единый социальный налог - представляет собой отчисления от фонда оплаты труда в социальные фонды (пенсионный, обязательного медицинского страхования, социального страхования) и включается в затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг) предприятий. Высокая ставка единого социального налога ограничивает возможности предприятий в повышении заработной платы работников. В свою очередь, снижение ставки налога — один из резервов роста оплаты труда и снижения издержек производства. Вопрос 45. Рыночное регулирование заработной платы 1. Понятие рынка труда и его особенности в России 2. Заработная плата как равновесная цена труда 1. Рынок труда - система экономических отношений, связанных с наймом и предложением рабочей силы или ее куплей и продажей. Субъектами рынка труда являются: работодатели; наемные работники; государство. Структура спроса и предложения рабочей силы зависит от объективных и субъективных факторов: состояния экономической конъюнктуры; демографических процессов; потребностей личности в труде; научно-технического прогресса и др. Из особенностей рынка труда в России можно выделить следующие: низкий уровень цены рабочей силы и ее большой отрыв от величины прожиточного минимума; региональная природа проблем занятости — существование трудоизбыточных районов и районов с дефицитом трудовых ресурсов; функционирование теневого рынка труда — широкое распространение незарегистрированных форм занятости; сверхзанятость населения в результате чрезмерного спроса на труд и неэффективного использования трудового потенциала; дефицит рабочей силы по ряду профессий, недостаток образовательной и профессиональной подготовки. Механизм функционирования рынка труда основан на взаимодействии: спроса на труд; предложения труда. Взаимосвязь между заработной платой и спросом на труд отражается кривой спроса на труд. 2. Рост заработной платы влечет ряд взаимно обуславливающих факторов: •/ увеличение издержек производства; • увеличение цен на производимую продукцию; • снижение спроса на продукцию; • сокращение ее выпуска; • уменьшение спроса на труд; • сокращение занятости населения. Зависимость предложения труда от заработной платы является прямой и отражается кривой предложения труда. При росте заработной платы предложение труда увеличивается (рис. 1).
Предложение труда Спрос на труд Число работников Рис. 1. Кривая предложения труда Точка пересечения кривых спроса и предложения определяет равновесную заработную плату. Если рыночная цена труда устанавливается ниже равновесной: • спрос на труд будет превышать его предложение; • на рынке возникнет дефицит труда; • рост заработной платы. Дели рыночная заработная плата превысит равновесную, то на рынке труда образуется избыток трудовых ресурсов. Вопрос 46. Коллективно-договорное регулирование заработной платы
Коллективно-договорное регулирование заработной платы — это форма реализации принципа социального партнерства в социально-трудовой сфере, предполагающая проведение переговоров между субъектами трудовых отношений и заключение тарифных соглашений на разных уровнях. Социальное партнерство заключается в признании государства, работников и предпринимателей как равноправных партнеров, субъектов переговорного процесса по регулированию трудовых отношений. Формы социального партнерства разнообразны, однако главной из них является коллективный договор работников с работодателями. I. Система коллективно-договорного регулирования трудовых отношений включает ряд договоров: генеральное тарифное соглашение — инструмент коллективно-договорного регулирования, определяющий согласованные позиции сторон по основным принципам проведения социально-экономической политики в указанный период. Такие соглашения заключаются на двух уровнях. • федеральном — Правительство РФ разрабатывает и вносит в Государственную Думу Федерального Собрания РФ проекты федеральных законов по вопросам социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений; принимает нормативные правовые акты по этим вопросам с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии. Решения Российской трехсторонней комиссии, а при наличии неурегулированных разногласий — мнения сторон Российской трехсторонней комиссии в обязательном порядке доводятся до сведения Правительства РФ, Государственной Думы Федерального Собрания РФ. Федеральные органы исполнительной власти при разработке проектов проводят консультации с соответствующими общероссийскими профсоюзами (объединениями профсоюзов) и общероссийскими объединениями работодателей; • субъектов РФ — участниками соглашений могут быть профсоюзы и их объединения, объединения работодателей и орган исполнительной власти субъекта РФ; • отраслевые соглашения — определяют согласованные позиции сторон по основным принципам социально-экономической политики в отрасли. Они ориентируются на интересы работников и работодателей данной отрасли, решении социально-экономических проблем, зафиксированных в генеральном соглашении; • территориальные соглашения — заключаются между территориальными объединениями профсоюзов, объединениями работодателей и территориальными органами исполнительной власти. • коллективный договор — является двусторонним документом и заключается между представительным органом наемных работников (профсоюзным комитетом) и администрацией предприятия. Он дополняет нормы, принятые в отраслевом, территориальном и генеральном соглашениях, и конкретизирует их. При этом учитывается также финансовое положение предприятия. В части оплаты труда работников коллективный договор должен преду сматривать: • конкретные размеры тарифных ставок и окладов, включая минимальный размер оплаты с учетом отраслевого и территориального соглашения; • размеры гарантийных и компенсационных выплат — работа в сверхурочное время, в выходные и праздничные дни, в ночное время и т. п.; • условия получения и размеры стимулирующих выплат (доплат, надбавок, премий); • срок выплаты заработной платы и размеры штрафов, налагаемых на работодателей за задержку заработной платы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|