Интегративная танцевально-двигательная терапия.
Веремеенко Н.А. (Москва) Методология. ИТДТ – это новый подход в психотерапии личности, методологической основой которого являются два направления современной психотерапии и практической психологии – интегративная психология и танцевально-двигательная терапия. В самом широком смысле предметом интегративной психологии является процесс самораскрытия, самодвижения, саморазвития, самораспаковывания индивидуального свободного сознания в континууме времени-пространства. Этот подход позволяет объединить телесные переживания (ощущения), эмоции, чувства, мышление и духовные переживания в целостность, в единство системы «Человек», и показать, при каких условиях возможно достижение ею подлинной целостности и аутентичности. Кроме того, одним из важных аспектов работы с танцем и движением является особая роль измененных состояний сознания в процессе исцеления и личного развития. С другой стороны, культура конца ХХ века, культура постмодерна дала новые подходы в науке о человеке и новые явления в танце. ТДТ (танцевально-двигательная терапия) появилась с развитием танца модерн и во многом связана с теми представлениями о мире и человеке, которые сформулированы эпохой modernity. Постмодернистские представления о социально, культурно и исторически конструируемых картинах мира и образах себя, на наш взгляд, еще не полностью «освоены» танцевальными терапевтами, хотя в практике ими используются открытия и техники танца постмодерн. Интегральный подход находит парадигму для соединения ценностей и практик трех этапов развития европейской цивилизации – до-модернистской, модернистской и пост-модернистской (Уилбер, 2002). С третьей стороны, имея знания о ТДТ от американских и европейских школ, мы создали свое направление, опираясь на практический 15-летний опыт работы именно в нашей стране, в этих экономических, культурных и социальных условиях.
Все это позволяет обозначить Интегративную Танцевально-Двигательную Терапию как новое направление, соединяющее замечательный опыт развития ТДТ в Европе и США с психологической практикой в современных российских условиях и методологией и теорией интегративной психологии. Авторы метода – Козлов Владимир, Веремеенко Наталия, Гиршон Александр. Выбор термина «интегративная танцевально-двигательная терапия» обусловлен не только нашей приверженностью теории интегративной психологии. Это название отражает основную цель ИТДТ: вовлечение человека в процесс личностной интеграции и роста с помощью танца и движения. Слово терапия мы выбрали для различения других, не-психологических подходов к танцу, ставящих образовательные и чисто творческие цели. С другой стороны, мы отличаем ИТДТ от направлений физической терапии, ставящих целью работу только с телом человека. Это дань уважения традиции танцевально-двигательной психотерапии, непосредственной предшественницы ИТДТ. Мы понимаем слово «терапия» как сопровождение человека на его уникальном пути развития, обеспечение условий, оптимизация этого развития. Коренное отличие ИТДТ от большинства танцевальных направлений лежит в отсутствии предустановленного языка движения - образа, стиля, словаря движения. Так даже в танцевальной импровизации важны законы композиции (или их нарушение), а в контексте тренинга ИТДТ мы можем совсем не уделять этому внимания. Для танцевальной терапии важнее, ЧТО человек чувствует, когда движется. То, КАК это выглядит, имеет, скорее, диагностическую ценность. ИТДТ открыто любым направлениям и стилям танца, но, в основном, использует принципы танцевальной импровизации и ритуального (сакрального) танца без приверженности конкретной духовной традиции.
Второе отличие - наличие танцтерапевта, т.е. человека имеющего специальное (и танцевальное, и психологическое) образование. На современном уровне развития наличие хореографического опыта и психологического образования может быть лишь стартовой точкой при становлении танцтерапевта. Одна из иллюзий состоит в том, что танцтерапия - это "легкий" вид психологической работы. На самом деле, это поверхностный взгляд, который может привести только к поверхностным результатам и профанации. Третье отличие - соотношение вербальной и танцевальной модальности. Танцевальная терапия всегда связана с установлением, углублением связей в системе "тело-сознание" и, поэтому обращается к разным языкам: как к "языкам" тела, ощущений, чувств, так и к вербальному и символическому языкам. В принципе, соотношение между двумя этими модальностями может быть различным, но "терапевтичность" процесса во многом зависит от создания адекватного контекста, возможности осмысления и интеграции опыта. Сам контекст ИТДТ, ее позиционирование является еще одним различием. Люди могут приходить на танцевальные занятия с не слишком осознанными "терапевтическими" запросами и удовлетворять их, но эти задачи иногда легче решить прямым образом, через ИТДТ. Иными словами, важно понимать, что люди приходят на тренинг ИТДТ не для обучения танцу или улучшению навыков движения, а именно для личного развития, трансформации с помощью движения. Поэтому в фокусе нашего внимания оказывается тот, КТО танцует, уникальное, неповторимое. целостное «Я», трансцендирующее самое себя в процессе развития. Цели ИТДТ. 1. Вовлечение человека в процесс личностной интеграции и роста с помощью танца и движения. Под личностной интеграцией и ростом понимается способность к самовыражению, спонтанность и аутентичность, самоактуализация, креативность, принятие многомерности и уникальности своего опыта, формирование целостного образа «Я». 2. Формирование целостного процессуального восприятия личного опыта через осознание и интеграцию связи движения с чувствами, образами и представлениями, расширение сферы осознания клиентами собственного тела, индивидуального двигательного репертуара, их особенностей и возможностей.
3. Выявление неэффективных стереотипов движения, поведения и взаимодействия; приобретение новых возможностей проявления себя через изменение старых стереотипов. 4. Создание глубинного индивидуального и группового опыта, охватывающего как персональные, межличностные, групповые, так надличностные переживания. Механизмы изменений в ИТДТ. В танцевальном тренинге ИТДТ сочетаются игра, исследование и искусство. Мы выделяем четыре базовых механизма, работающих на пути изменения личности через танец: 1. Первичный танец. Под «первичным танцем» мы подразумеваем естественную, первобытную "радость движения". Этот аспект танца присутствует практически в любом опыте спонтанного танца. Это опыт тотального «присутствия» в движении. 2. Экспрессия. Это способность танца быть выражением разнообразных человеческих чувств, состояний и отношений. Танец позволяет человеку без риска высказать все, что может и не может быть выражено словами; это движения тела, которые индивидуальны для каждого человека; танец может как стимулировать, так и придавать форму глубоко скрытым фантазиям, символически выражая таким образом человеческие возможности и конфликты. Этот механизм реализуется двумя способами: а) танец как психоэмоциональная разрядка, катарсис. б) танец как творческое (символическое и целостное) самовыражение. 3.Переобучение включает в себя: а) перестраивание и трансформация дисфункциональных паттернов движения и взаимодействия; б) получение нового опыта. 4. Измененные состояния сознания в танце. В танцевальных практиках примером суженных ИСС являются трансовые танцы. Механизм возникновения – длительная монотония: движений, ритма музыки и дыхания. Могут дать опыт «отпускания тела», но имеют смысл только в контексте работы с концептуальными моделями и вербальными техниками осознавания (по принципу маятника или контраста). Вне включения в больший контекст они будут только разновидностью психоэмоциональной разрядки, облегчающей сиюминутное состояние, но не приводящие к трансформационным изменениям.
В техниках импровизации РСС возникает за счет расширения поля внимания: необходимо одновременно удерживать внимание на телесных импульсах, чувствах и образах, на действиях и реакциях партнеров, внимании зрителей, пространстве сцены как целом, развитии перформанса во времени… и при этом действовать (и иногда быть неподвижным). Можно назвать это разновидностью uptime-транса. При этом часто изменяется восприятие времени. Чаще всего оно «расширяется», но иногда появляется двойное изменение времени: оно и длительно, протяжеенно и вместе с тем – мгновенно, моментально, «пролетает незаметно». В техниках Аутентичного Движения одним из основных механизмов возникновения ИСС является регрессия к превербальным стадиям развития. Джоан Чодороу пишет, что «танец и движение являются наиболее прямым способом возврата к самым ранним переживаниям. Особую роль для возникновения ИСС в танцевальных практиках играют экстатические переживания. В танце движется, «выходит-из-себя» весь человек – его тело, чувства, память, воображение. Таким образом, либо через монотонию трансовых танцев, либо через деконструкцию стереотипов и отпускание тела в импровизации, мы можем обратиться к этому древнейшему экстазу движения. Наряду с общепринятым понятием экстатичных танцев, существуют ин-статические танцы – углубленная медитация на движении, самопорождающий поток тела на грани появления/исчезновения, подвижное сосредоточение. Целью использования ИСС в танце является нахождение и освоение ресурсных (потоковых) состояний сознания. Еще раз напомним, что эти механизмы задействованы не только в ИТДТ. Они работают в любой танцевальной практике, но их значение меняется в зависимости от целей и контекста этой конкретной практики. Формы работы. Методы ИТДТ применяются в двух формах работы: индивидуальной и групповой. Индивидуальная форма заключается в исследовании клиентом с помощью психолога (психотерапевта, социального работника) спектра своих движений, мышечных напряжений, двигательных стереотипов, спонтанно возникающих эмоций и чувств, их проявление, осознание и освоение новых движений (замена старых, неадекватных форм реагирования).Групповая форма заключается в том, что групповой процесс с применением танцевально-двигательных методов основан на том, что психолог (психотерапевт, социальный работник) направляет спонтанность движений участников, развивает их с учетом поставленных целей и задач.
Основные методы ИТДТ. Среди основных методов ИТДТ мы рассматриваем: 1. Кинестетическая эмпатия 2. Аутентичное движение 3. Системный анализ движений (Поток-Структура-Присутсвие) 4. Трансформация движения в коммуникацию 5. Развитие темы в действие, импульса – в историю 6. Использование ритма 7. Освобождение от напряжения 8. Работа с реквизитом 9. Преувеличение 10. Целенаправленный выбор музыки 11. Круговые групповые танцы 12. Специфически использованные техники танцевальной импровизации 13. Трансовые танцы 14. Контекстуальные танцевально-двигательные психотехники Кроме базовых танцевально-двигательных методов разработано множество контекстуальных психотехник (техник-форматов), которые могут быть легко включены в контекст многих тренингов. Это такие упражнения как «Танец четырех стихий» А. Гиршона, «Танец четырех сторон света» Н. Веремеенко, «Танец птицы» В. Козлова и др.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|