Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Исследование тревожности у детей-сирот




Винарчик Е.А. (Владимир)

 

Статистика свидетельствует: по числу детей-сирот, приходящихся на каждые 10 тысяч детского населения (а по данным государственного комитета России по статистике сейчас в Российской Федерации проживает 30 миллионов детей), Россия занимает первое место в мире. Почти 50% детского населения страны (около 14 млн.) находится в зоне социального риска. Сегодня в России 1 млн. беспризорных, 330 тыс. преступлений совершено подростками, 2 тыс. детей в год заканчивают жизнь самоубийством. Только в Московские больницы ежегодно попадает 1800 детей, совершивших попытку суицида. В нашей стране 573 тыс. детей-сирот, 422 дома ребенка для 35 тыс. детей; 745 детских домов для 84 тыс. детей, 237 школ-интернатов для 71 тыс. детей. Ежегодно в России выявляется около 100 тыс. детей, нуждающихся в опеке.

С каждым днем в России растет число детей – сирот. Причем более 90% этих сирот являются социальными, то есть физически не утратили родных отца и мать. Основными причинами, способствующими распространению социального сиротства, являются рост числа детей, рождающихся вне брака, социальная дезорганизация семей, материальные и жилищные трудности родителей, нездоровые отношения между ними, слабость нравственных устоев и негативные явления, связанные с деградацией личности взрослого человека (алкоголизм, наркомания, злостное уклонение от обязанностей по воспитанию ребенка). Значительная часть детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях, имеет негативную наследственность. Многие родители, чьи дети попадают в сиротские учреждения, являются алкоголиками. В последнее время увеличивается число родителей-наркоманов. В большинстве своем родители оказываются лишенными родительских прав в связи с неоказанием необходимого ухода и плохим обращением с детьми. До того, как эти дети оказались под опекой государственных, общественных организаций или приемных родителей, они постоянно находились в ситуации отсутствия заботы, нередко подвергались наказаниям и злоупотреблениям, в том числе, сексуальному насилию.

Как известно, детство – это период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, нравственные ориентации, жизнеспособность и целеустремлённость. Эти духовные качества личности не развиваются спонтанно, а формируются в условиях выраженной родительской любви, когда семья создаёт у ребёнка потребность быть преданным, способность сопереживать и радоваться другим людям, нести ответственность за себя и других, стремление научиться самому.

Чтобы ребёнок комфортно себя чувствовал в эмоциональном плане, необходимы социальные условия, которые определяют его быт, его физическое здоровье, характер его общения с окружающими людьми, его личные успехи. К сожалению, почти во всех учреждениях, где воспитываются дети-сироты, среда обитания, как правило, сиротская, приютская, казарменная, что, несомненно, отражается на психическом и психологическом здоровье детей, растущих в таких условиях. Впоследствии выпускники-сироты испытывают большие трудности, оказавшись один на один с самостоятельной жизнью. Среди показателей готовности к самостоятельной жизни важнейшими для воспитанников являются готовность и умение устанавливать продуктивные социальные контакты, принятие моральных корм и требований общества, реальные жизненные планы, способность адаптироваться к изменяющимся условиям, адекватное профессиональное самоопределение. Однако, у выпускников детских домов и интернатов данные показатели имеют низкий уровень развития по сравнению с развитием таковых у выпускников детских садов и общеобразовательных школ. Одной из причин данного феномена являются некоторые психологические особенности детей социальных сирот, воспитывающихся в детских домах. Чтобы свести к минимуму те проблемы, с которыми сталкиваются выпускники сиротских учреждений необходимо исследовать особенности психологического портрета детей социальных сирот и выявить, является ли повышенная тревожность одним из факторов возникновения проблем социализации и становления личности социальной сироты.

В столь юном возрасте ребенку необходимо полноценное внимание взрослого и не просто как к человеку, а как к личности, индивидуальности. В сиротских домах подобного внимания дети не получают, вследствие чего у них развивается деструктивная агрессия, неуверенность в себе, непринятие своего Я, а так же нарушение становления психологического пола и эмоциональная тупость. Не имея в детстве примера семьи, отношений родителей, выпускники подобных учреждений чаще всего бывают несчастливы в личной жизни не умея правильно построить общение и отношения с противоположным полом.

В основе искаженного психологического развития детей-сирот (нарушения эмоциональной сферы, появления агрессии и заниженной самооценки) лежит повышенная тревожность воспитанников детских домов. У детей из сиротских учреждений психическое развитие протекает намного медленнее и с более выраженными нарушениями, чем у детей из детских садов. Следовательно, и уровень тревожности у воспитанников детских домов выше.

Основной причиной возникновения повышенной детской тревожности является нарушение эмоционального контакта с матерью, что в 100% случаев наблюдается у социальных сирот в виде отрыва ребенка от матери и семьи в целом. При этом дети становятся более восприимчивы к происходящему вокруг них, поэтому авторитарность и неправильный подход воспитателей к общению с детьми вызывает у них намного более сильную тревогу и страх, чем у детей в подобных условиях, но находящихся в них временно – в детском саду. Страхи и внутренне напряжение детей сказывается на их поведении, то есть внешнем проявлении тревожности. В одних случаях – это деструктивная агрессия, в других «уход в себя», замыкание ребенка в себе, в третьих - избегание тревожащих ситуаций всеми возможными способами. Если повышенную тревожность детей оставлять без внимания и не исправлять с помощью коррекционных программ, то она становится устойчивым свойством личности, которое неблагоприятно влияет на становление личности и ее психическое развитие. Одним из пагубных последствий наличия повышенной тревожности является заниженная самооценка ребенка.

Наслоение практически всех факторов, условий возникновения и развития повышенной тревожности у детей сирот делает их более уязвимыми к отрицательным воздействиям окружающего мира. Поэтому психологический портрет ребенка, воспитывающегося в детском доме, практически всегда отличается от психологического портрета ребенка из полной семьи повышенными показателями по критериям враждебности, агрессивности, тревожности, конфликтности и т.д., а так же заниженной самооценкой.

Нами было проведено эмпирическое исследование, целью которого стало исследование уровня тревожности детей социальных сирот и выявление связи между уровнем тревожности и особенностями семейного положения этих детей. Исследование проводилось на базе детского дома им. К. Либкнехта г. Владимира и детского сада № 109 г. Владимира в период с 01.02.2006г. по 01.06.2007г. Собранный эмпирический материал позволил сделать следующие выводы:

1. У детей дошкольного возраста тревожность возникает вследствие фрустрации потребности в надежности, защищенности, теплом эмоциональном контакте со взрослым, внимании со стороны ближайшего окружения и отражает неудовлетворен­ность именно этой потребности, которую можно рас­сматривать в этом возрасте как ведущую. Одним из факторов, влияющих на её разрастание, являются особенности родительского отношения к ребёнку: строгого, жестокого отношения, стили воспитания, позиция родителей по отношению к ребёнку, отсутствие эмоционального контакта с ребёнком, ограниченность в общении с ним, незнание возрастных и индивидуальных особенностей малыша. Фрустрация рассматриваемой потребности усугубляется у детей социальных сирот, полностью лишенных эмоционального контакта, общения с родителями. В эти пе­риоды тревожность еще не является собственно лично­стным образованием, она представляет собой функ­цию неблагоприятных взаимоотношений с близкими взрослыми.

2. Семейное положение ребенка, наличие конфликтов в семье и других нарушений внутрисемейных отношений влияют на уровень общей тревожности дошкольников. Нами зафиксирована следующая закономерность – чем серьезнее нарушения внутрисемейных отношений, тем выше уровень тревожности ребенка.

3.Уровень тревожности детей социальных сирот выше уровня тревожности детей, воспитывающихся в полных семьях.

4. Тревожность детей социальных сирот и детей, воспитывающихся в полных семьях, носит разный характер. Ситуация наибольшего проявления тревожности у детей сирот – ситуация общения ребенок – ребенок, у детей, воспитывающихся в полных семьях – ситуация совершения обыденных, повседневных, действий.

В качестве методов коррекции тревожности у детей социальных сирот могут быть предложены: групповая и индивидуальная работа по преодолению тревожности; проведение разъяснительных бесед и обучающих программ для воспитателей детских домов на тему «Особенности тревожности ребенка социальной сироты и методы ее преодоления». В качестве методов коррекции тревожности у детей, воспитывающихся в полных семьях, так же могут быть предложены групповая и индивидуальная работа по преодолению тревожности, проведение родительских собраний на тему тревожности; составление рекомендаций для воспитателей при работе с группой.

 

Рефлексивность как детерминанта «психического выгорания» личности*

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...