Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Волканевский С.В. , Карпов А.В.




 

Проблема рефлексии, являясь комплексной и междисциплинарной, выступает одновременно и как фундаментальная общепсихологическая психологическая проблема. Рефлексивность при этом рассматривается и как профессионально-важное каче­ство для широкого спектра видов деятельности. Особенно она важна для «субъект-субъектных» видов деятельности и, прежде всего, - управлен­ческой, организационной, педагогической, адми­нистративной [2]. Сле­довательно, исходя из значимости и уникальности данного парамет­ра, можно было бы ожидать и аналогичного — комплексного и всеобъемлющего его проявления в системе закономерностей организации деятельности, поведения, структуры личности. Это­го, однако, не наблюдается, а современная психология (и общая, и социальная, и управленческая) располагает пока непропорционально малым объемом конкретных закономерностей, обусловленных параметром рефлексивности и связывающих его с иными харак­теристиками деятельности, поведения, личности.

Другая и также очень важная психологическая проблема – проблема «психического выгорания», наряду с ее теоретической значимостью, чрезвычайно актуальна и в собственно прикладном плане. В частности, очень важным ее аспектом является исследование синдрома «психического выгорания» во взаимосвязи с личностными качествами, т.е. выявление индивидуальных факторов возникновения данного синдрома (так называемых «катализаторов» выгорания) и факторов тормозящих этот процесс («ингибиторов» выгорания) [4, 5].

Итак, и проблема рефлексии, и проблема «психического выгорания» личности являются фундаментальными и чрезвычайно важными проблемами современной психологической науки. Однако, несмотря на актуальность и теоретическую разработанность данных проблем до настоящего времени не проводились специальные и систематические исследования, находящиеся на стыке проблематики рефлексии и синдрома выгорания личности. Проведенное нами эмпирическое исследование взаимосвязи рефлексивности и синдрома психического выгорания личности, в ходе которого была выявлена тесная связь между изучаемыми явлениями, показывает, что данные феномены не являются независимыми и обусловливает необходимость исследования закономерностей детерминации синдрома выгорания параметром рефлексивности.

В наших исследованиях установлена значимая корреляционная связь между показателями рефлексивности и синдрома психического выгорания личности. Данная связь характерна как для общих значений рефлексии и выгорания, так и для отдельных составляющих данных психологических конструктов (см. табл. 1).

Таблица 1

Ранговые корреляции показателей рефлексии и психического выгорания в выборке профессионалов экономистов (N=100)

 

  Индекс выгорания Эмоц. истощение Деперсонали- зация Проф. самооценка
Общ. показ. рефлексивности 0,71** 0,70** 0,35** 0,55**
Рефлексия наст. д-ти 0,52** 0,60** 0,30** 0,34**
Перспект. рефлексия 0,25** 0,31** 0,22* 0,18
Ретроспект. рефлексия 0,42** 0,44** 0,13 0,37**
Рефлексия общения 0,51** 0,60** 0,40** 0,27**

* - связь значима при α = 0,05;

** - связь значима при α = 0,01;

Тем не менее, для понимания характера и детерминации выявленной зависимости измерения только ранговой корреляции между показателями оказывается недостаточным. Необходимо определить «описательную меру связи», позволяющую предсказать, как изменение значения по одному показателю отразится на значении связанного с ним другого показателя. Данная задача была решена с помощью метода корреляционного отношения между общими показателями рефлексивности и синдрома выгорания. Было установлено, что рефлексия является значимым фактором формирования синдрома психического выгорания личности (см. табл. 2).

Таблица 2

Таблица значений корреляционных отношений

  Методика ОПВ Методика MBI-GS
ηy/x 0,731 0,846
ηx/y 0,438 0,698

Примечание: x – рефексивность, y уровень психического выгорания.

Полученные результаты показывают, что рефлексивность в большей степени детерминирует уровень выгорания, хотя оба значения довольно высоки, что говорит о значимом и сильном взаимовлиянии двух факторов. Наличие значимого корреляционного отношения обоих типов (ηрф/пв и ηпв/рф) показывает, что в действительности связь уровня рефлексивности и показателя психического выгорания достаточно сложна. Она является двухсторонней - взаимной. С одной стороны, уровень развития рефлексивности как личностного свойства является значимым фактором синдрома выгорания. Но, с другой стороны, сам развивающийся сидром выгорания может оказывать обратное влияние на рефлексивные процессы и качества. Поскольку и синдром выгорания и рефлексия являются очень сложными и комплексными феноменами, то и связь между ними очень сложна. Помимо взаимного влияния изученных факторов друг на друга, на эту связь воздействуют и многие другие факторы среды, деятельности, личности. Данная проблема, конечно, нуждается в дополнительных исследованиях, а факторы, обуславливающие влияние рефлексии на уровень психического выгорания (и наоборот), должны стать предметом последующих работ. Доказательство существования такой связи, проведенное выше, открывает реальные возможности для этого. Оно показывает, что проблема рефлексии и изучение синдрома психического выгорания тесно связаны между собой.

Результаты, полученные нами в первой работе, посвященной проблеме взаимосвязи рефлексии и «психического выгорания» личности выступили одновременно и предпосылкой дальнейших исследований. Известно, что закономерности взаимосвязи сложных интегральных психических явлений, установленные в итоге реализации единичного эмпирического исследования, требуют верификации. Данное положение справедливо и по отношению к нашему исследованию. Причем, полученные нами закономерности крайне целесообразно исследовать на материале такого качественно специфического и очень сложного вида профессиональной деятельности, каковой является управленческая деятельность. В связи с этим, исходя из установленной выше детерминационной роли рефлексии в развитии синдрома выгорания личности, мы предприняли еще один цикл исследований, основной целью которого являлось изучение влияния рефлексивности как личностного свойства на формирование синдрома психического выгорания в структуре личности руководителя.

По итогам реализации данного исследования была выявлена следующая закономерность. По отношению к управленческой деятельности корреляционная связь между показателями рефлексивности и синдрома выгорания нивелируется. Она становится менее значимой, хотя зависимость на уровне общих показателей сохраняется (см. табл. 3).

Таблица 3

Ранговая корреляция показателей рефлексии и психического выгорания в выборке руководителей (N=50)

  Индекс выгорания Эмоц. истощение Деперсонали- зация Проф. самооценка
Общ. показ. рефлексивности 0, 34* 0, 16 0, 09 0, 27*
Рефлексия акту- альной деятель- ности - 0, 03 - 0, 20 - 0, 01 0, 10
Перспективная рефлексия - 0, 04 - 0, 23 - 0, 05 0, 16
Ретроспективная рефлексия 0, 03 - 0, 03 0, 02 0, 06
Коммуникативная рефлексия - 0, 01 - 0, 12 - 0, 03 0, 17

* - связь значима при α = 0,05;

** - связь значима при α = 0,01;

Данная тенденция характерна и для корреляционных взаимоотношений общих показателей рефлексивности и психического выгорания личности руководителей (см. табл. 4).

Таблица 4

Таблица значений корреляционных отношений

 

ηy/x 0, 615
ηx/y 0, 321

Примечания: х – рефлексивность; y уровень психического выгорания.

Детерминирующее воздействие уровня выгорания на изменение рефлексивности здесь можно рассматривать как слабо значимое. Иными словами, в данном случае в меньшей степени проявляется тенденция обратного влияния развивающегося синдрома выгорания на рефлексивные процессы. Детерминирующая роль рефлексивности сохраняется, хотя для руководителей данная закономерность проявляется менее выражено. Как показывают исследования проблемы «психического выгорания», негативному воздействию данного синдрома часто подвергаются высококвалифицированные, добросовестные работники, которые рассматривают свою деятельность как личностно и общественно значимую и, как правило, в большей степени включены в ее выполнение. Можно предположить, что многоаспектная включенность в деятельность, которая характеризует высокорефлексивных руководителей, может привести к разочарованию, связанному с реальной оценкой содержания работы или осознанию недостаточной ее значимости в контексте деятельности всей организации. Анализируя коммуникативный аспект рефлексии, можно предположить что высокорефлексивный индивид изначально склонен рассматривать проблемы клиентов как свои собственные и уровень психологических и эмоциональных затрат, который при этом существенно повышается, может привести к профессиональной деформации, связанной с циничным отношением к окружающим.

Таким образом, проведенный в данной работе анализ влияния рефлексивности на формирование синдрома психического выгорания личности позволяет сделать два основных вывода:

1. Рефлексия является важным фактором, обусловливающим формирование синдрома выгорания. Профессионалы с высоким показателем общей меры выраженности рефлексивности более склонны к развитию психического выгорания личности.

2. Влияние рефлексии на формирование синдрома выгорания менее выражено в условиях управленческой деятельности. Возможно, такая закономерность связана со спецификой управленческой деятельности. Качественное своеобразие деятельности руководителя, синтезирующее в себе два других типа деятельности (индивидуальную и совместную), нивелирует детерминационное влияние рефлексии.

Рефлексия как интегральный процесс является закономерной организацией ряда «вторичных» - метакогнитвиных и метарегулятивных процессов [3]. Такой психологический статус рефлексии обусловливает ее влияние на все сферы личности. Установленная нами закономерность служит подтверждением этой - комплексной детерминационной роли рефлексии.

Проблема синдрома выгорания является относительно новой и малоизученной, особенно в отечественной психологии. Для понимания психологической сущности, «природы» возникновения выгорания крайне важной задачей является выявление индивидуально-психологических факторов формирования данного синдрома. Проведенное нами исследование позволяет рассматривать рефлексию как один из факторов развития выгорания. В исследованиях выгорания отмечается необходимость учета всего спектра индивидуальных факторов при определении причин возникновения данного синдрома. В связи с этим установленная нами закономерность позволяет более глубоко понять психологические детерминанты выгорания.

Проблема влияние рефлексии на формирование синдрома выгорания, безусловно, нуждается в дополнительных исследованиях. Во многом это связано со сложным интегральным психологическим содержанием изучаемых нами конструктов.

Перспективной областью изучения данной проблемы является установление особенностей детерминации синдрома выгорания отдельными (коммуникативными, регулятивными, когнитивными) параметрами рефлексии. Решение этой задачи позволит выявить те аспекты рефлексии, которые вносят наибольший вклад в развитие синдрома выгорания.

Литература:

1. Карпов А.В Психология рефлексивных механизмом деятельности. М.: Институт психологии РАН, 2004. 450 с.

2. Карпов А.В. Рефлексия как интегратор системы психических процессов // Ярославский психологический вестник. Ярославль, 2005. Выпуск 16, с. 5-9.

3. Карпов А.В. Закономерности структурной организации рефлексивных процессов // Психологический журнал. 2006. Т. 27. № 6. с. 18-28

4. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы // Психологический журнал. Т. 22, №1, 2001. с. 90-91.

5. Орел В.Е. Синдром психического выгорания личности. М.: Институт психологии РАН, 2005. 330 с.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...