Практика сказкотерапии с детьми дошкольного
Стр 1 из 11Следующая ⇒ П 69 Практика сказкотерапии / Под ред. Н. А. Сакович. — СПб.: Речь, 2004. — 224 с.
Издание представляет собой сборник сказок, игр и сказко-терапевтических программ, разработанных психологами-практиками. Представленные коррекционно-развивающие программы предназначены для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, подростками, педагогами и родителями. Одна из программ может быть использована в работе психологического школьного театра. Предлагаемые программы имеют подробное описание, что позволит специалистам включать их в свою практику как целиком, так и в качестве отдельных занятий. Издание адресовано психологам, социальным педагогам, воспитателям, классным руководителям. Содержание Введение........................................................................... 15 Практика сказкотерапии с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. ....................................... 17 Первые шаги в сказочном мире......................................... 17 Игры для сказочного путешествия................................ 20 «Волчьи игры»........................................................... 20 «Стойкий оловянный солдатик»................................ 21 «Водный карнавал»................................................... 21 «Тень»....................................................................... 21 «Волшебники»........................................................... 22 Сказочные задачи......................................................... 22 «Спаслание» (по сказке А. Милна «Винни-Пух и все-все-все»)....... 23 «Лиса и тетерев» (по одноименной русской народной сказке)............. 23 «Сказка без конца» (по мотивам восточных сказок)..... 23 «Семимильные сапоги» (М. Мэнделл)....................... 24 «В лесу» (М. Мэнделл)............................................... 24 «Четверо братьев» (М. Мэнделл)............................... 25
«Кормушки» (М. Мэнделл)......................................... 25 «Друг или враг? » (М. Мэнделл).................................. 25 Работа с куклами........................................................... 26 Кукла из коробочки................................................... 26 Кукла из поролоновой губки..................................... 26 Веерная кукла........................................................... 27 Медитации.................................................................... 27 Статическая медитация «Путешествие на облаке» (К. Фопель)............................................................... 28 Психодинамическая медитация «Заколдованная фигура» (Н. Сакович)................................................. 28 Добро пожаловать в сказочный мир (Ю. С. Шиманович)..... 29 Занятие 1. «Волшебная поляна».................................... 29 Занятие 2. «Язык прикосновений»................................. 32 Занятие 3. «Игры с Изюминкой».................................... 35 Процесс изготовления пальчиковой куклы............... 36 Занятие 4. «За Репкой».................................................. 37 Занятие 5. «Чудо-остров».............................................. 39 Занятие 6. «Злостики, Боязливики и Грустишки»........... 40 Занятие 7. «В стране Чувств»......................................... 43 Я — единственный на планете (Е. В. Белинская) Коррекционно-развивающая программа для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, имеющих негативное самоотношение............................... 45 Занятие 1. «Я — единственный на планете»................... 46 «Снежный ком» (игра)............................................... 47 Занятие 2. «Ассоциации»............................................... 48 «Ассоциации» (игра)................................................. 50 Занятие 3. «Наши имена— 1»........................................ 51 Занятие 4. «Наши имена— 2»........................................ 56 Занятие 5. «Волшебная страна Чувств»......................... 57 Занятие 6. «Волшебные маски»..................................... 58 Занятие 7. «Мальчик, который не умел играть».............. 59 Занятие 8. «Слоненок с шариками»............................... 62 Занятие 9. «Ссора»........................................................ 64 День за днем в стране Фантазия (Н. А. Сакович) Программа развития самосознания детей 6-9 лет............ 68
Занятие 1. «Путешествие начинается»........................... 68 Ритуал входа в сказку............................................... 68 «Страна Фантазия» (групповой коллаж).................... 69 «Болото» (игра)......................................................... 70 «Встреча с Морлой».................................................. 71 «Волшебный Лес» (разминка)................................... 71 Ритуал выхода из сказки............................................ 72 Занятие 2. «Свет мой, зеркальце, скажи... »................... 72 Ритуал входа в сказку............................................... 72 Повторение материала............................................. 72 «Встреча с Зеркальным Оракулом» (упражнение)..... 73 «Рисование в зеркалах» (упражнение)...................... 73 «Зеркала»(игра)....................................................... 74 «Улыбка» (релаксация).............................................. 74 Ритуал выхода из сказки........................................... 75 Занятие 3. «Свет и тень»................................................ 75 Ритуал входа в сказку.............. '................................. 75 Повторение материала............................................. 75 «Мои свет и тень» (упражнение)................................ 76 «Паутина» (упражнение)............................................ 76 «Четыре стихии» (разминка)..................................... 77 Ритуал выхода из сказки........................................... 77 Занятие 4. «Навстречу везению»................................... 77 Ритуал входа в сказку............................................... 77 Повторение материала............................................. 77 «Значимый человек» (упражнение)........................... 77 «Поймай хвост дракона» (игра)................................. 79 «Подарок» (упражнение)........................................... 79 Ритуал выхода из сказки........................................... 79 Занятие 5. «Голос тишины»............................................ 80 Ритуал входа в сказку............................................... 80 Повторение материала............................................. 80 «Тишина» (игра)........................................................ 80 «Драконьи прятки» (игра).......................................... 81 Импровизации с музыкальными инструментами и другими материалами............................................ 81 Ритуал выхода из сказки........................................... 82 Занятие 6. «Ворота сфинксов»...................................... 82 Ритуал входа в сказку............................................... 83 Повторение материала............................................. 83 «Мои достижения» (упражнение).............................. 83 «Сказочные загадки» (игра)...................................... 84 «Счастливый танец» (упражнение)............................ 84
Ритуал выхода из сказки........................................... 85 Занятие 7. «Рудник сновидений»................................... 85 Ритуал входа в сказку............................................... 85 Повторение материала............................................. 85 «Лабиринт» (игра)..................................................... 85 «Рудник сновидений» (групповая инсталляция)........ 86 Ритуал выхода из сказки........................................... 87 Занятие 8. «Ворота Без Ключа»..................................... 87 Ритуал входа в сказку............................................... 87 Повторение материала............................................. 87 «Ключи» (упражнение)............................................... 87 «Волшебная Река» (игра).......................................... 88 «Говорящие вещи» (упражнение).............................. 88 Ритуал выхода из сказки........................................... 89 Занятие 9. «Многоликая королева»................................ 89 Ритуал входа в сказку............................................... 89 Повторение материала............................................. 89 «Сказочный бал» (упражнение)................................. 90 «Имя королевы» (упражнение).................................. 90 Ритуал выхода из сказки........................................... 91 Занятие 10. «Бесконечная Фантазия»............................ 91 Ритуал входа в сказку............................................... 91 Повторение материала............................................. 91 «Измени Фантазию» (групповой коллаж).................. 92 «Мелодия группы» (упражнение)............................... 92 Изготовление амулетов............................................ 93 «Спасибо за прекрасное путешествие» (упражнение)............................................................ 93 Ритуал выхода из сказки........................................... 94 Мой друг— мультик (Т. В. Кунигель).................................. 94 Занятие 1. Мультфильм «Ореховый прутик».................. 96 «Закончи предложение» (упражнение)...................... 96 «Расскажи! » (упражнение)......................................... 97 «Кто больше соберет? » (игра)................................... 97 «Позовем потерявшегося» (упражнение).................. 97 «Возвращение силы» (этюд)..................................... 98 «Превращения» (упражнение)................................... 98 «Страшный замок» (рисование)................................ 98 Занятие 2. Мультфильм «Ореховый прутик» (окончание)................................................................... 98
«Сердитый— радостный» (этюд).............................. 99 «Доброта» (беседа)................................................... 99 «Найди самое маленькое» (игра).............................. 99 «Кот и мыши» (игра).................................................. 99 Игры на внимание, память, мышление.................... 100 «Угадай по запаху» (игра)........................................ 100 «Великаны и колдуньи» (игра)................................. 100 Заключительная беседа.......................................... 100 «Замок для великана» (рисование)......................... 101 Занятие 3. Мультфильм «Варежка».............................. 101 «Изобрази чувство» (упражнение).......................... 101 «На поводке» (этюд)................................................ 101 «Дразнилка» (игра).................................................. 102 «Необыкновенный хор» (упражнение)..................... 102 «Придумаем клички собакам» (упражнение)........... 102 «Придумай продолжение» (упражнение)................. 103 «Картинка к мультфильму» (рисование).................. 103 Занятие 4. Мультфильм «Приключения Хомы»............. 103 «Угадай, как выглядит хозяин домика» (упражнение).......................................................... 103 «Начало дня» (упражнение)..................................... 104 «Два образа» (этюд)................................................ 104 «Поход за горохом» (упражнение)........................... 105 Заключительная беседа.......................................... 105 «Придумай продолжение» (упражнение)................. 105 «Мои друзья» (рисование)....................................... 105 Занятие 5, Мультфильм «Он попался»......................... 105 «Белочка» (этюд)..................................................... 106 «Закончи фразу» (упражнение)............................... 106 «Перетягивание каната» (игра)................................ 107 «Рыболов» (игра)..................................................... 107 «Построимся» (игра)............................................... 107 Заключительная беседа.......................................... 108 «Все вместе» (игра)................................................. 108 Практика сказкотерапии с подростками. ........................ 110 Общие принципы сказкотерапии подростков.................. 110 Особенности подросткового возраста........................ 110 Игры и упражнения...................................................... 111 «Сказочная поляна» (упражнение)........................... 112 «Свиток правил» (игра)........................................... 112 Упражнения с зеркалами: общие принципы............ 113 «Зеркальный Оракул» (упражнение)........................ 114 «Волшебные зеркала троллей» (упражнение)......... 114 «Замок героя» (игра)............................................... 115 «Ослиная шкура» (упражнение)............................... 116 «Сон героя» (упражнение)....................................... 117 Лабиринты Я (Н. А. Сакович) Коррекционно-развивающая программа для подростков................................................................ 118 Занятие 1. «Встреча со сказкой детства».................... 119 «Имя» (игра)............................................................ 119 Принятие групповых норм...................................... 119
«Ассоциации» (разогрев)........................................ 120 «Рисунок на сказочную тему» (основное задание).. 120 «Первое впечатление» (завершение работы).......... 121 Занятие 2. «Удивительные существа».......................... 121 «Воздушные шарики» (разогрев)............................ 121 «Существа из шариков» (основное задание)........... 122 «Первое впечатление— 2» (завершение работы)... 122 Занятие 3. «За маской»................................................ 123 «Общий признак» (разогрев)................................... 123 «Создай маску» (основное задание)....................... 123 «Сильные стороны» (завершение работы).............. 124 Занятие 4. «Театр масок»............................................. 124 «Путаница» (разогрев)............................................ 124 «Драматизация с масками» (основное задание)..... 124 «Покажи пальцем» (завершение работы)................ 125 Занятие 5. «Многогранное „Я" »................................... 125 «Шеренга» (разогрев)............................................. 125 Коллаж «Грани моего „Я" » (основное задание)....... 126 «Комплименты» (завершение работы).................... 126 Занятие 6. «Люди и куклы»........................................... 127 «Атомы» (разогрев)................................................. 127 Изготовление марионетки (основное задание)...... 127 «Представление марионеток» (завершение работы) 129 Занятие 7. «Весь мир — театр».................................... 129 «Стул» (разогрев).................................................... 129 Импровизация с марионеткой (основное задание) 130 «Комплименты— 2» (завершение работы)............. 130 Занятие 8. «Цвета жизни»............................................ 131 «Броуновское движение» (разогрев)....................... 131 «Волшебные краски» (основное задание)............... 131 «Прощание» (завершение работы).......................... 132 Занятие 9. «Ярмарка идей».......................................... 132 «Невербальное приветствие» (разогрев)................ 132 «Создание групповой композиции» (основное задание)................................................. 132 «Подарок» (завершение работы)............................. 133 Занятие 10. «Окна в будущее»..................................... 133 «Лабиринт» (разогрев)............................................ 133 Подростковый триптих «Окно» (основное задание)..... 134 «Ожерелье пожеланий» (завершение работы)........ 134 Подведение итогов................................................. 135 Мои сильные и слабые стороны (Т. В. Кунигель) Коррекционно-развивающие занятия для подростков.... 135 Занятие 1. «Знакомство»............................................. 137 Знакомство с ведущим........................................... 137 Знакомство друг с другом...................................... 137 «Каракули» (упражнение)........................................ 137 «Ритмическое эхо» (разминка)................................ 137 «Круг воли»(упражнение)....................................... 138 «Окно» (завершающее упражнение)....................... 138 Занятие 2. «Начало путешествия»........................... 138 «Ритмическое эхо» (разминка)................................ 138 Продолжение знакомства....................................... 138 «Как мозг воспринимает то, что мы видим? » (эксперимент)......................................................... 139 «Путешествие на планету Творчества» (игра).......... 139 «Окно» (завершающее упражнение)....................... 140 Занятие 3. «Такой неповторимый мир»........................ 140 «Ритмическое эхо» (разминка)................................ 140 «Китайская рулетка» (шуточный тест)..................... 140 «Путешествие в страну Превращений. Полянка» (игра)...................................................................... 141 Разминка рук перед рисованием............................ 141 «Самореклама» (рисование)................................... 141 «Окно» (завершающее упражнение)....................... 141 «Таким я хочу быть» (домашнее задание)................ 142 Занятие 4. «Путешествуем вместе»............................. 142 «Ритмическое эхо» (разминка)................................ 142 «Зачем нужны вопросы? » (эксперимент)................ 142 «Групповой рисунок» (рисование)........................... 143 «Окно» (завершающее упражнение)....................... 143 «Письмо инопланетянину» (домашнее задание)..... 144 Занятие 5. «Могущество»............................................ 144 «Ритмическое эхо» (разминка)................................ 144 «Могущество» (упражнение)................................... 144 «Таким я хочу быть» (обсуждение домашнего задания).......................... 145 «Моя Вселенная» (упражнение)............................... 145 «Мандала» (рисование)........................................... 145 «Окно» (завершающее упражнение)....................... 145 «Ода Лени» (домашнее задание)............................. 145 Занятие 6. «Перекрестки»............................................ 146 «Ритмическое эхо» (разминка)................................ 146 «Письма к инопланетянину» (обсуждение домашнего задания).......................... 146 «Можно ли влиять на чужое поведение? » (эксперимент)......................................................... 146 «Я на перекрестке дорог» (рисование).................... 147 «Части моего „Я" » (рисование)............................... 147 «Окно» (завершающее упражнение)....................... 147 «Четыре моих „Я" » (домашнее задание)................. 147 Занятие 7. «Эмоции и чувства».................................... 147 «Ритмическое эхо» (разминка)................................ 148 «Четыре моих „Я" » (обсуждение домашнего задания) 148 «Имена чувств» (упражнение)................................. 148 «Зеркало» (упражнение).......................................... 148 «Ощущения» (рисование)........................................ 149 «Окно» (завершающее упражнение)....................... 150 «Раннее эмоциональное воспоминание» (домашнее задание)............................................... 150 Занятие 8. «Мои проблемы»........................................ 150 «Ритмическое эхо» (разминка)................................ 150 «Ода Лени» (обсуждение домашнего задания)........ 150 «Преодоление»(упражнение)................................. 150 «Мой дракон» (рисование)...................................... 151 «Победа над драконом» (сочинение сказки)........... 152 «Окно» (завершающее упражнение)....................... 152 «Мой герб» (домашнее задание)............................. 152 Занятие 9. «Дом моей души»....................................... 152 «Ритмическое эхо» (разминка)................................ 152 «Ранние воспоминания» (обсуждение домашнего задания).......................... 152 «Дом моей души» (рисование)................................ 153 «Оптимисты и пессимисты» (упражнение).............. 153 «Цепочка хороших и плохих следствий» (игра)........ 153 «Дерево» (коллективное рисование)....................... 154 «Окно» (завершающее упражнение)....................... 154 «Отлично» (домашнее задание).............................. 154 Занятие 10. «Творческая личность»............................. 155 «Ритмическое эхо» (разминка)................................ 155 «Мой герб» (обсуждение домашнего задания)........ 155 «Пиктограмма» (развивающая методика)............... 155 «Закончи предложение» (упражнение).................... 155 «Четыре стихии» (коллективное рисование)........... 155 «Окно» (завершающее упражнение)....................... 156 «Рисунок левой рукой» (домашнее задание)........... 156 Занятие 11. «Тайны времени»...................................... 156 «Ритмическое эхо» (разминка)................................ 157 «Рисунок левой рукой» (обсуждение домашнего задания).......................... 157 «Ассоциации к понятию „время" » (упражнение)...... 157 «Рисунки Времени» (дискуссия).............................. 157 «Настоящее— это будущее» (упражнение)............. 157 «Психологический портрет» (рисование в парах).... 158 «Окно» (завершающее упражнение)....................... 159 «Я хочу вам подарить» (домашнее задание)............ 159 Занятие 12. «Король умер. Да здравствует король! »..... 159 «Ритмическое эхо» (разминка)................................ 159 «Жить — это значит расти и меняться» (упражнение).......................................................... 159 «Клумба, луг, лес, роща» (рисование)..................... 160 «Круг воли» (упражнение)....................................... 160 Прощание............................................................... 160 Практика психологического театра в школе (А. В. Ганьшина)............................................................... 161 Цель и задачи психологического театра...................... 161 Учебно-тематический план школьного психологического театра........................... 164 Содержание программы школьного психологического театра.......................................................................... 164 Примерный учебный план (1-я ступень обучения)....... 166 Организация работы над спектаклем (2-я ступень обучения)................................................ 173 Этапы работы над пьесой....................................... 173 Требования к психологу, работающему в психологическом театре............... 175 Практика сказкотерапии с педагогами и родителями. .... 176 Сказочный калейдоскоп (Е. В. Белинская, Ю. С. Шиманович) Тренинговая программа для педагогов и воспитателей...... 177 Занятие 1. «Галерея чуда»........................................... 178 Знакомство (представление по визиткам).............. 178 «Первое знакомство со Сказочной Страной» (игра) 179 «Корсажная лента» (упражнение)............................ 180 «Волшебные краски» (игра).................................... 180 Занятие 2. «Ло-шарики».............................................. 181 «Сказочные существа» (игра).................................. 182 Сочинение сказки................................................... 182 «Сказочный дождик» (игра)..................................... 183 «Поляна» (игра)....................................................... 183 Деролинг................................................................ 183 Занятие 3. «Общая сказка».......................................... 183 Приветствие........................................................... 184 «Путешествие» (медитация).................................... 184 «Создание Сказочной Страны» (коллаж)................. 184 Занятие 4. «Творение героя»....................................... 185 Приветствие........................................................... 186 Изготовление марионеток...................................... 186 Занятие 5. «Театр марионеток»................................... 187 Приветствие........................................................... 187 Сочинение сказки................................................... 188 Занятие 6. «Сказочный педсовет»............................... 188 Приветствие........................................................... 188 «Королевский Двор» (игра)..................................... 189 Деролинг................................................................ 189 Занятие 7. «Обыкновенное чудо»................................. 189 «Сказка о Волшебнике» (медитация)...................... 190 «Стихии» (игра)....................................................... 191 «Анонимный подарок» (рисование)......................... 192 Сказочные зачины для педагогов и родителей (Н. А. Сакович)............................................. 192 Приложения. ....................................................................... 196 Приложение 1. Психологические сказки.................................................. 196 Сказки для дошкольников и младших школьников................................................ 196 Сказка о нежных Теплышках (К. Штайнер).............. 196 Котенок (И. Стишенок)............................................ 198 Услышать свой день (О. Чеснокова)........................ 200 Сказки для работы с подростками и взрослыми........................................ 202 Драгоценность (Н. Сакович)................................... 202 Сон (Н. Сакович)..................................................... 203 Колючка (И. Стишенок)........................................... 204 Человек, который помнил о смерти (И. Шах).......... 206 Вспыльчивый человек (И. Шах)............................... 207 Птица и яйцо (И. Шах)............................................. 207 Приложение 2. Графическая беседа «Круг воли» (К программе «Мои сильные и слабые стороны»)............. 208 Приложение 3. Сценарий психологического спектакля «Мой мир и я»..... 213 Сцена 1........................................................................ 213 Сцена 2........................................................................ 213 Сцена 3........................................................................ 213 Сцена 4........................................................................ 214 Сцена 5........................................................................ 214 Сцена 6........................................................................ 215 Сцена 7........................................................................ 215 Сцена 8........................................................................ 216 Сцена 9........................................................................ 216 Сцена 10. Финальная................................................... 217 Литература...................................................................... 218 ВВЕДЕНИЕ Сказкотерапия переживает настоящий бум популярности. Появляются многочисленные статьи в газетах и журналах. Семейные теле- и радиоканалы включают в свои передачи сюжеты о значении сказок в развитии ребенка. Большинство специалистов системы образования, будь то учитель информатики, иностранного языка или педагог-психолог, стараются использовать в своей работе метафорический язык сказки. И если учитель географии начинает курс истории древнего мира, переодевшись в древнего человека, разыгрывает сцену его жизни, выходя из обычной классной кладовки-пещеры, привлекая учеников к охоте на мамонта и рисуя первую карту на куске кожи, то можно не сомневаться — успех его предмета в течение года обеспечен. Привлекательность сказкотерапии для психологов можно объяснить, прежде всего, ее универсальностью: Сказка информативна. Через анализ придуманной клиентом сказки психолог получает информацию о его жизни, актуальном состоянии, способах преодоления трудностей и мировоззренческих позициях. Сказка экологична. Находясь не в обыденной, а в драматической реальности, как клиент, так и психолог эмоционально защищены. Тем самым снижается риск «сгорания», возрастает доверие клиента к терапевтическому процессу. Сказка безгранична. Дополняя, изменяя, обогащая сказку, клиент (психолог) преодолевает самоограничения и дополняет, изменяет и обогащает свою жизнь. Сказка феерична. Бедная на демонстративность работа психолога получает возможность быть видимой: обращаясь к сказкотерапии, он может использовать различные куклы, костюмы, музыкальные инструменты, художественные продукты деятельности, а возможно, и психологический кукольный или драматический театр. Сказка эмоциональна. Через участие в сказкотерапевти-ческих сессиях клиент накапливает положительный эмоциональный заряд, укрепляя свой социальный иммунитет. 16 Сказка мудра. Через сказку психолог имеет возможность передать ребенку, родителям или педагогам новые способы и алгоритмы выхода из проблемной ситуации. Еще одним большим достоинством сказки является отсутствие возрастных ограничений. Она эффективна не только с дошкольниками или младшими школьниками, для которых является «родным языком», но и с подростками «группы риска». Последние, как правило, характеризуются противоречивостью Я-концепции, в связи с чем им довольно сложно выстраивать отношения с миром. Используя богатый ресурс сказкотерапии, психолог способствует достижению согласованности между отдельными аспектами Я-концепции подростка. Педагоги и родители также с интересом участвуют в сказкотерапевтических занятиях. Их внутренний ребенок пробуждается и активно вступает в игру, позволяющую не только расслабиться и снять напряжение, но и смоделировать, а затем проиграть многие проблемные ситуации. Процесс самовыражения через сказку напрямую связан с укреплением психического здоровья человека и может рассматриваться как значимый психопрофилактический фактор. Использование сказкотерапевтических технологий дает психологу возможность помочь клиенту справиться со своими проблемами, восстановить его эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся у него нарушения поведения, преодолеть дезадаптацию, способствовать интеллектуальному развитию. ПРАКТИКА СКАЗКОТЕРАПИИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Спустился вечер за окном, Затушевал дневные краски, Окутал город нежным сном, Вновь наступило царство Сказки... И мама, отложив заботы, За сказкой время забывает, И для нее, как в детства годы, Волшебный мир вдруг оживает. Сон убаюкал малыша, Его отважная душа Слилась с героем в славном царстве, Волшебном, чудном государстве. Уснул малыш. Но и во сне Он примеряет на себе Роль Золушки, Кота, Руслана, Жизнь эльфов и царя Салтана. Он в Сказке вырастет мудрей И духом тверже и добрей. Ведь тот, кто с детства Сказку любит, Тот в жизни злым уже не будет! ПЕРВЫЕ ШАГИ В СКАЗОЧНОМ МИРЕ Умственное развитие детей 3-6 лет характеризуется формированием образного мышления, которое позволяет ребенку думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит. Ребенок начинает создавать модели той действительности, с которой имеет дело, строить ее описание. И делает он это с помощью сказки, которая выступает в роли знаковой системы, позволяющей ребенку интерпретировать окружающую действительность. Четыре-пять лет — апогей сказочного мышления. Мышлению ребенка этого возраста свойственен анимизм — стремление 18 приписать неодушевленным предметам или животным человеческие черты [22]. Он исчезает в процессе умственного и эмоционального развития детей: к моменту поступления в школу анимистические представления сменяются более реалистическими, хотя и не исчезают совсем. По мере расширения сферы общения дети испытывают действие разнообразных социальных факторов, значительно активизирующих их эмоциональный мир. Перед ребенком встает необходимость сдерживать ситуативные эмоции, управлять выражением своих чувств. Научиться этому позволяют сказка и игра. Например, для ребенка, который чего-то боится, подбирается готовая или составляется новая коррекционная сказка, в которой метафорически зашифрована информация о его страхе и способах его преодоления. На занятии ребенок не только прослушивает эту сказку, но и проигрывает способы преодоления страха, идентифицируясь с главным сказочным героем. Кроме того, ему можно предложить нарисовать иллюстрации к сказке, переписать сказку на свой лад, придумать новую с этим же главным героем и др. В процессе такой работы ребенок не только «знакомится» со своим страхом, но и научается справляться с ним. Сказка в определенной степени удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка дошкольного и младшего школьного возраста: 1. Потребность в автономности. В каждой сказке герой действует самостоятельно на протяжении всего пути, делает выбор, принимает решения, полагаясь только на самого себя, на свои собственные силы. 2. Потребность в компетентности. Герой оказывается способным преодолеть самые невероятные препятствия и, как правило, становится победителем, достигает успеха, хотя может терпеть временные неудачи. 3. Потребность в активности. Герой всегда активен, находится в действии: куда-то идет, кого-то встречает, кому-то помогает, что-то добывает, с кем-то борется, от кого-то убегает и т. д. Иногда вначале поведение героя не является активным: толчок к активности провоцируется извне другими персонажами. Результатом удовлетворения этих потребностей является формирование целого ряда качеств личности: 19 1) автономность, которая выражается в стремлении проявить свое личное мнение, позицию или взгляды; 2) активность, которая предполагает способность владеть инициативой в общении, умение организовать внимание партнеров, стимулировать их коммуникативность, управлять процессом общения, эмоционально откликаться на состояние партнеров; 3) социальная компетентность, которая состоит из нескольких компонентов; а) мотивационного, включающего отношение к другому человеку (проявление доброты, внимания, сочувствия, сопереживания и содействия); б) когнитивного, связанного с познанием другого человека, способностью понять его особенности, интересы, потребности, заметить изменения настроения, эмоционального состояния и др.; в) поведенческого, позволяющего выбирать адекватные ситуации способы общения и взаимодействия с другими детьми. Сказка побуждает ребенка сопереживать персонажам, в результате чего у него появляются новые представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира, новый эмоциональный опыт. Групповые и индивидуальные занятия с детьми дошкольного и младшего школьного возраста проводятся два раза в неделю продолжительностью от 30 до 45 минут (в зависимости от возраста). При групповой работе число участников составляет от трех до двенадцати человек. В начальной школе сказкотерапевтическая группа может быть организована на базе группы продленного дня, в которой один или два раза в неделю на протяжении всего года психолог будет проводить занятия, направленные на развитие и коррекцию аффективной и познавательной сфер («В гостях у сказки»). Дети очень любят такие занятия. Они сплачивают группу, позволяют детям научиться способам снятия напряжения, новым эффективным моделям поведения и др. Сказкотерапевтическая коррекционно-развивающая программа для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста либо строится на основе одной сказки, которая делится на части, либо представляет собой «путешествие в сказочный мир», включающее в себя любое необходимое количество сказочных образов и сюжетов. 20 Присутствие ритуала входа (выхода) в сказку для детей обязательно. Такой ритуал помогает безопасно вернуться из драматической реальности в обыденную. Для детей младшего возраста такими ритуалами могут стать: манипуляции с волшебными предметами (волшебное кольцо, золотой ключик, зеркало Алисы и др. ); проговаривание волшебных заклинаний или чтение волшебной книги; танцевально-двигательный ритуал и др. Детям очень нравится проходить в сказку с помощью проводника. Как правило, у него есть легенда, объясняющая детям его присутствие в нашем мире. Например, одной из причин его появления может выступить угроза сказочному миру, побудившая обратиться к детям, которые могут его спасти. Роль проводника могут играть куклы Феи, Эльфа, Старца, Гнома и др. Сказочное путешествие детей должно быть наполнено играми, позволяющими поближе познакомиться со сказкой. ИГРЫ ДЛЯ СКАЗОЧНОГО ПУТЕШЕСТВИЯ «Волчьи игры»
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|