Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обсуждение.




• Какие звуки родились в тишине?

• Чем они отличались друг от друга?

• Какие звуки запомнились больше всего и почему? И т. д.

Ход работы. «А теперь мы послушаем, как звучат предме­ты, окружающие нас, и поселим эти звуки в тишине. Есть ли звук у песка? А у камней (ракушек, фасоли, макарон и т. п. )? А у оберток от конфет? Различных тканей? Одежды? Воды? Подой­дите, пожалуйста, к столу, где находятся различные предметы, и постарайтесь с их помощью заселить тишину как можно боль­шим количеством звуков».

Обсуждение. Обсуждение проводится по той же схеме. Дракон Везения: «Наш мир— страна Фантазия— снова наполняется звуками, жизнью и радостью».

Ритуал выхода из сказки

См. занятие 1.

ЗАНЯТИЕ 6. «ВОРОТА СФИНКСОВ»

Задачи:

1) обобщение опыта прошлых занятий;

2) развитие рефлексивных навыков; 3)развитие самосознания;

4)развитие внимания;

5) развитие внутренней компетентности;

6) повышение уверенности в себе; 7)развитие воображения.

Необходимые материалы. Кукла или маска Дракона Ве­зения, куклы или маски гномов, бумага, карандаши или мелки, Ворота Сфинксов (их просто соорудить из стульев, поставлен­ных на столы, к которым прикреплены маски сфинксов), аудио­запись ритмичной радостной музыки, карточки с загадками.

83

Ритуал входа в сказку

См. занятие 1.

Повторение материала

См. занятие 2.

«Мои достижения» (упражнение)

Ход работы. «Фантазия продолжает открывать для нас свои тайны: сегодня нас встречают гномы Энгивук и его жена Ургл».

Энгивук: «Вы дошли до вторых ворот, многим помогли и многому научились, но Ничто еще не побеждено. Оно живет, в том числе и в ваших сердцах».

Ургл: «Есть один хороший старинный способ справиться со страхом и тоской в сердце. Надо вспомнить о своих успехах, достижениях и достоинствах».

Используя мелки, карандаши и фломастеры, ребята рису­ют на листе бумаги свои успехи, достижения, заслуги. Это может быть конкретный или абстрактный рисунок.

Обсуждение. Когда рисунки готовы, группа разбивается на пары, и в парах каждый ребенок рассказывает о том, что нарисовал. После обсуждения в парах проводится групповое обсуждение. Уточняется, какой рисунок кого заинтересовал, отмечаются особенно необычные достижения, выделяются успехи, общие для группы и отдельных детей.

Ход работы. Энгивук и Ургл: «Возьмите эти волшебные грамоты с собой, они станут амулетами против Великого Ничто. А еще, ведь вы в Фантазии, не забудьте пофантазировать о тех достижениях, которые еще хотелось бы получить. В нашей стра­не сбываются все мечты». (Дети прощаются с гномами. )

«Сейчас перед нами следующее испытание, предсказанное Морлой, — Ворота Сфинксов. Они всегда открыты, створок нет, но, несмотря на это, через них пройдет только тот, на кого сфинксы закроют глаза. Взгляд сфинкса — это нечто совер­шенно иное, чем взгляд любого другого существа. Мы и все остальные видим мир и «вбираем» его в себя. А сфинкс не видит ничего, как слепой. Зато его глаза испускают из себя нечто — загадывают все загадки мира. Поэтому оба сфинкса неотрыв­но смотрят друг на друга. Взгляд сфинкса может выдержать

84

только другой сфинкс. Тот, кто шагнет между их взглядов, дол­жен будет отгадать загадки мира. Если не отгадаешь, не смо­жешь двигаться дальше по Фантазии. Готовы ли вы отгады­вать? »

«Сказочные загадки» (игра)

Дракон Везения: «Каждый из вас получит карточку, на ко­торой написана загадка. Надо не просто отгадать ее. Фантазия бесконечна, она не имеет границ, поэтому нужно придумать как можно больше отгадок на загадку. Ответ ни в коем случае не должен быть один. Чем больше ответов, тем быстрее вы пройдете через Ворота Сфинксов».

На отгадывание дается пять-семь минут и затем, выстро­ившись перед воротами, ребята по очереди говорят свою за­гадку и ответы на нее. После этого ребенок проходит через ворота. Если отгадок мало или загадка не отгадана, можно обращаться к помощи группы.

Загадки выбирайте известные и простые. В данном упраж­нении важно умение видеть множество вариантов ответов. Например: «Зимой и летом одним цветом». Варианты отгадок: ель, апельсин, солнце, крокодил, потолок, молоко, ворона, вода, облако и т. д.

«Счастливый танец» (упражнение)

Ход работы. Дракон Везения: «Тот, кто прошел Ворота Сфинксов, обычно совершает ритуальный танец, который в Фантазии прозвали «Счастливый». Каждый человек выражает счастье по-своему, поэтому и показывать этот танец мы будем по очереди».

Один ребенок встает напротив всей группы и под радост­ную, ритмичную музыку танцует, стараясь передать в своем танце радость и счастье. Группа ребят напротив тоже танцуют, в точности стараясь повторять его движения. Дракон Везения летает между ними и выбирает, кто следующий будет вести танец. Он берет ребенка за руку и совершает обмен, провожая первого танцующего на место второго. Музыка не прерывает­ся, ребята тоже не перестают танцевать. На месте солиста должны побывать все ребята.

85

Обсуждение. Упражнение заканчивается обсуждением проведенного упражнения.

Ритуал выхода из сказки

См. занятие 1.

ЗАНЯТИЕ 7. «РУДНИК СНОВИДЕНИЙ»

Задачи:

1) обобщение опыта прошлых занятий;

2) развитие рефлексивных навыков;

3) развитие самосознания;

4) повышение уверенности в себе;

5) тренинг эмпатии и чуткости;

6) раскрытие творческого потенциала.

Необходимые материалы. Кукла или маска Дракона Ве­зения, кольцо из корсажной ленты, аудиозапись ритмичной музыки, материалы для инсталляции.

Ритуал входа в сказку

См. занятие 1.

Повторение материала

См. занятие 2.

«Лабиринт» (игра)

«Мы отправляемся в подземелье Фантазии. Нам придется пройти через лабиринт. Будьте внимательны друг к другу».

Необходимые материалы. Корсажная лента длиной 2 метра 20 сантиметров, крепко связанная в кольцо.

Ход работы. Дети встают в круг и берутся за руки. Через плечо ведущего продето кольцо из корсажной ленты (напере­вес). Не разнимая рук, необходимо пропустить это кольцо по всему кругу. Чтобы усложнить задание, можно сложить кольцо вдвое (лабиринт сужается). Если кто-то отпустил руку соседа, путь начинается сначала.

86

Во время этой игры можно включить ритмичную музыку.

Дракон Везения: «Только ни слова, ни звука, понятно? То, где мы сейчас находимся, в Фантазии называют Рудником Сновидений. В нашем мире ничего не исчезает бесследно, и в подземельях Фантазии находятся те сны, которые утром мы не можем вспомнить. Любой шум может их разрушить.

Сейчас каждый из вас постарается найти свой забытый сон. Для этого вам нужно удобно устроиться где-нибудь, вспомнить хоть небольшой кусочек забытого сна и придумать его продол­жение. Затем мы расскажем свои забытые сны друг другу».

Группа разбивается по парам или тройкам, в которых ре­бята рассказывают друг другу свои сны. После этого прово­дится обсуждение в группе.

«Рудник сновидений» (групповая инсталляция)

Необходимые материалы. Два скрепленных между со­бой ватмана; различные вырезанные из журналов (газет, от­крыток и др. ) картинки; клей; ножницы; цветная бумага; фоль­га; скотч; пленка для бутербродов; нитки; пустые пластиковые бутылки разного размера из-под лимонада; чистые пачки из-под сока, чая, мыла и др.; разные по величине коробки из-под обуви; воздушные шары; магнитофонная лента и многое дру­гое. Чем больше выбор материалов, из которых дети будут сооружать инсталляцию, тем оригинальней она получится.

Ход работы. «Перед вами большой лист бумаги и необыч­ный набор материалов. Используя их, постройте на этом листе «Рудник сновидений». Вспомните все, что вам когда-либо сни­лось, и постарайтесь отразить это в композиции. Детали ком­позиции скрепляйте между собой скотчем или клеем. В работе участвует вся группа. Не забывайте, мы в стране Фантазия, и здесь возможно все».

На эту работу потребуется 20-25 минут. Помогайте ребя­там, предлагайте различные идеи. Это поможет им раскрыть собственный творческий потенциал. Работа над инсталляцией будет проходить интереснее, если вы включите какую-нибудь сказочную, но активную музыку (электронные композиции Ро­берта Майлза).

Обсуждение. По окончании выполнения инсталляции на­ступает время обсуждения процесса ее изготовления и конеч­ного результата.

87

Ритуал выхода из сказки

См. занятие 1.

ЗАНЯТИЕ 8. «ВОРОТА БЕЗ КЛЮЧА»

Задачи:

1) обобщение опыта прошлых занятий; 2)развитие самосознания;

3) повышение уверенности в себе;

4) тренинг эмпатии и чуткости;

5) раскрытие творческого потенциала.

Необходимые материалы. Кукла или маска Дракона Ве­зения, коллекция ключей, хула-хуп (он будет служить Воротами Без Ключа), альбом, гуашь, кисти, баночки для воды, вода.

Ритуал входа в сказку

См. занятие 1.

Повторение материала

См. занятие 2.

«Ключи» (упражнение)

«Мы подходим к третьим, последним воротам, пройти ко­торые нам предсказала Морла, — Воротам Без Ключа. Во мно­гих местах Фантазии мы навсегда изгнали Великое Ничто, но во многих оно еще бесчинствует, уничтожая мечты и радость. Нам нельзя останавливаться. Дракон Везения, расскажи нам об этих воротах».

Дракон Везения: «Это необычные ворота, как и все в нашей стране. Их называют Ворота Без Ключа, потому что никто точно не знает, какой ключ их открывает. Одного ключа не существует. Для каждого человека есть свой ключ, и человек должен его узнать. За каждым ключом есть какая-то тайна. Эту тайну чело­век, желающий открыть ворота, тоже должен раскрыть».

Необходимые материалы. Коллекция различных ключей. Ключи могут быть как настоящие, так и сделанные из картона

88

или цветной бумаги. Главное, чтоб они были совершенно раз­ными по дизайну, размеру, функциональному назначению и принадлежали к разным историческим эпохам. Ключей должно быть достаточно много, чтобы у детей был выбор. Некоторые из них могут повторяться.

Ход работы. «Выберите, пожалуйста, из коллекции клю­чей тот, который является вашим. Не торопитесь делать вы­бор, прислушайтесь к себе и поймите, почему вы берете этот, а не иной ключ.

Если ключ уже у вас в руках, найдите удобное для вас ме­сто, расположитесь там и постарайтесь отгадать тайну ключа, в чем она? Откуда этот ключ? Что он открывал раньше? Кому он принадлежал? В какое историческое время он появился? Почему вы выбрали именно его? И т. д. »

Воротами Без Ключа может быть обыкновенный хула-хуп. С ключом в руке ребенок проходит Ворота, пролезая через круг, который вы держите. Затем ключи возвращаются в коллекцию.

«Волшебная Река» (игра)

«Отсюда по Фантазии начинает свой бег Волшебная Река. Сейчас каждый из вас поймет, почему она называется вол­шебной».

Ребята встают в два длинных ряда, один напротив другого. Это берега реки. Расстояние между рядами должно быть боль­ше вытянутой реки. Каждый по очереди должен проплыть по реке. Каждый решает сам, как он будет двигаться, быстро или медленно. Участники игры — «берега» — помогают руками, ласковыми прикосновениями, движению пловца, который сам выбирает путь: он может плыть прямо, может крутиться, может останавливаться и поворачивать назад. Когда пловец проплыл весь путь, он становится краешком берега и встает рядом с другими. В это время следующий пловец начинает путь. Играть можно как с открытыми, так и с закрытыми глазами. При жела­нии используйте приятную музыку со звуками реки, моря или водопада.

«Говорящие вещи» (упражнение)

Ход работы. «Река вынесла нас в долину Говорящих Ве­щей. Вы можете представить себе говорящие вещи? Возникало

ли у вас когда-нибудь ощущение, что окружающие вас предме­ты хотят что-то сказать вам? Представьте себе, что какой-то предмет научился говорить. Что он рассказал бы о вас? Выбе­рите три любых предмета и запишите все, что каждый из них смог бы рассказать о вас».

Чтобы облегчить выбор, можно заготовить для каждого ребенка карточки, на которых будут указаны названия трех предметов.

Обсуждение/ Примерно через 10-15 минут группа делит­ся на микрогруппы, и в них проводится обсуждение. При жела­нии можно провести общегрупповое обсуждение, выделив при этом наиболее интересные варианты самоописаний.

Ритуал выхода из сказки

См. занятие 1.

ЗАНЯТИЕ 9. «МНОГОЛИКАЯ КОРОЛЕВА»

Задачи:

1) обобщение опыта прошлых занятий; 2)развитие рефлексивных навыков; 3)развитие самосознания;

4) повышение уверенности в себе;

5) тренинг эмпатии и чуткости;

6) раскрытие творческого потенциала.

Необходимые материалы. Кукла или маска Дракона Ве­зения, кукла-марионетка Детской Королевы, костюмы сказоч­ных героев или элементы костюмов (веер, шляпка, хвост, ушки, плащ, меч и щит и т. п. ), грим или детская краска для лица, коллекция аудиозаписей.

Ритуал входа в сказку

См. занятие 1.

Повторение материала

См. занятие 2.

90

«Сказочный бал» (упражнение)

Ход работы. «Для того чтобы окончательно победить Ничто, мы должны попасть на бал во Дворец и дать новые имена Коро­леве Фантазии».

Дракон Везения: «Наша королева— такая же, как вы, де­вочка. От других королев ее отличает то, что каждый ребенок дает ей новое имя. Для кого-то она Елена Прекрасная, для кого-то Белоснежка. У нее много имен. И пока дети дают ей новые имена, Фантазия процветает. Сегодня во Дворце большой бал, на который мы приглашены».

Используя костюмы сказочных героев (элементы костюмов, маски и др. ) и грим, необходимо перевоплотиться. Каждый ребенок может выбрать, кем он хочет быть (костюмы могут быть принесены из дома). Грим поможет усилить эффект перево­площения. Для этого вам также понадобятся зеркала, вата и средства для снятия макияжа. Ребята могут разбиться на пары чтобы помочь друг другу подготовиться к балу.

Когда костюм надет и наложен грим, ребенку необходимо из коллекции аудиозаписи выбрать музыкальную композицию соответствующую его персонажу. Хорошо, если вы сделаете это заранее.

Ведущий объявляет начало бала и по очереди представля­ет каждого пришедшего на бал персонажа. Сказочный repot рассказывает о себе: из какой он сказки? Зачем пришел на бал? Чем он отличается от других? И т. д.

Под свою, специально подобранную музыку, сказочный герой показывает свой танец. Остальные участники бала стоят вокруг.

Обсуждение. По окончании «бала» дети возвращаются в круг. Им предлагаются следующие вопросы:

• Для чего проводятся такие балы?

• Что было самым трудным?

• Передавала ли музыка и танец характер героя?

• Какой герой заинтересовал больше всего и почему? И т. д

«Имя королевы» (упражнение)

«Для того чтобы увидеть Королеву, необходимо дать ей новое имя. Сейчас каждый из вас подумает, какое имя ей по­дошло бы, а затем мы по очереди назовем ее новые имена».

Ребята называют придуманные ими для Королевы имена. Если хотите усложнить задание, то предложите нарисовать эти имена или вылепить их из пластилина. Используя музыкальные инструменты, можно озвучить имена и т. п.

Появляется Королева: «Я рада приветствовать вас в своем Дворце. На протяжении всего вашего пути я следила за вами и хочу признать, что вы выбрали правильный путь. Те, кто побы­вал у нас, многому научились, и это помогло им кое-что изме­нить в своем реальном мире. Вы тоже стали другими: научи­лись любить себя и других, научились слышать, видеть и гово­рить, а главное — дружить и совершать добрые дела. В этот момент, когда мы разговариваем, последние призрачные части некогда Великого Ничто покидают Фантазию. Теперь там, где раньше были только серые будни, вы будете видеть тайну и чудо. Я всегда буду с вами, и если вы почувствуете, что в вашем сер­дце поселяется Ничто, только дайте мне новое имя — и Фанта­зия снова откроется для вас». (Королева прощается и уходит. )

Ритуал выхода из сказки

См. занятие 1.

ЗАНЯТИЕ 10. «БЕСКОНЕЧНАЯ ФАНТАЗИЯ»

Задачи:

1) подведение итогов;

2) развитие рефлексивных навыков;

3) развитие самосознания;

4) раскрытие творческого потенциала.

Необходимые материалы. Кукла или маска Дракона Ве­зения, групповой коллаж «Страна Фантазия» (занятие 1), кар­тинки из журналов, клей, ножницы, бумага, гуашь, кисти, ба­ночки для воды, вода.

Ритуал входа в сказку

См. занятие 1.

Повторение материала

См. занятие 2.

«Измени Фантазию» (групповой коллаж)

Ход работы. «Сегодня мы заканчиваем свое путешествие по Фантазии. Давайте вспомним, какой она была в нашем пред­ставлении в начале путешествия».

Перед детьми находится коллаж «Страна Фантазия», сде­ланный на первом занятии. Задача группы: дополнить и изме­нить Фантазию, используя предложенные артматериалы. Мож­но рисовать на отдельных листах каких-либо сказочных героев, затем вырезать и помещать их в пространство коллажа. Рабо­та ведется под спокойную волшебную музыку.

Обсуждение. Детям для обсуждения предлагаются следу­ющие вопросы:

• Что изменилось в Фантазии?

• Что изменилось в нас?

• Имеет ли Фантазия границы?

• Через некоторое время изменится ли Фантазия или оста­нется прежней? И т. д.

Ход работы. Дракон Везения: «Подходит время и мне про­щаться с вами. Я должен возвращаться в ущелье драконов. Есть много людей, которые нуждаются в моей помощи, в везении. Вы отдавали мне свое тепло и любовь, а я в ответ отдавал вам волшебное свойство— везение. Теперь каждый из вас везун­чик, и нет ничего в этом мире, чего бы у вас не получалось. Надо только по-настоящему захотеть, поверить в себя и вспомнить меня. Перед тем как улететь, я хочу попросить вас совершить еще один обряд, который принято совершать в конце путеше­ствия по Фантазии. Вам необходимо сыграть мелодию вашей группы. Все это время вы были вместе, поддерживали друг дру­га. Теперь, как только вы снова соберетесь вместе — зазвучит музыка. Услышать ее сможет каждый, если захочет».

«Мелодия группы» (упражнение)

Ход работы. Дети рассаживаются по кругу. Каждый ребе­нок решает, каким инструментом он будет. Вся группа — это оркестр. Звучание осуществляется голосом или подручными средствами. Инструменты могут повторяться. Если ребенок выбрал какой-либо инструмент, но не знает, как он звучит, будьте готовы продемонстрировать это сами.

Первый круг упражнения. Дети пробуют воспроизвести звук инструмента, предварительно его назвав.

93

Второй круг упражнения. Группа делится на пары (они об­разуются из сидящих рядом детей), и инструменты воспроиз­водят мелодию в дуэте.

Третий круг упражнения. Вся группа одновременно начина­ет играть на своих инструментах, создавая мелодию. Ведущий может помогать, выступать в качестве дирижера. Если сразу мелодия не получилась, можно попробовать еще несколько раз. Здесь важны спонтанность и экспрессивность.

Дракон Везения прощается с каждым ребенком и улетает.

«Своей мелодией мы разбудили все волшебные силы Фан­тазии, и сейчас, используя самые простые материалы, мы бу­дем изготавливать сказочные подарки друг для друга. Каждый из вас сможет сделать для другого подарок-амулет. Это может быть открыточка, может быть рисунок или оригами — кто что захочет и умеет делать. Главное, вложить в эту работу свое тепло и любовь, и тогда этот подарок станет действительно амулетом для того, кому вы его подарите. Если вы хотите сде­лать несколько подарков — пожалуйста. Главное, чтобы каж­дый в группе получил такой амулет».

Изготовление амулетов

Необходимые материалы. Бумага для рисования, цвет­ная бумага, ножницы, клей, карандаши, фломастеры, мелки, краски, нитки шерстяные (вязальные) и многое другое.

Ход работы. Накануне этого занятия уточните у ребят, что они умеют делать руками, и подберите материалы в соответ­ствии с этим. Также это задание может быть домашним, в этом случае ребята придут на занятие уже с подарками.

Ведущий тоже может приготовить подарки для всей группы. Это могут быть, например, маленькие альбомчики с фотографи­ями путешествия и волшебными пожеланиями. Их можно сделать на родительском занятии (вместе с родителями), предваритель­но согласовав затраты на покупку пленки, альбомов и печать фотографий. Кто-то из родителей может взять это на себя.

«Спасибо за прекрасное путешествие» (упражнение)

Ребята встают в общий круг. Один ребенок становится в Центр. Другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Спасибо за прекрасное путешествие! » Затем вручает ему свой

подарок-амулет. Тот в ответ делает то же, и оба остаются в центре, держась за руки. Затем подходит третий, берет за сво­бодную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и гово­рит: «Спасибо за прекрасное путешествие! » Затем они обме­ниваются подарками. Таким образом группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Ког­да к группе присоединится последний ребенок, замкните круг и вручите детям свои подарки. В этой церемонии также могут участвовать и родители.

Этим путешествие завершается, и ребята прощаются с Фантазией.

Ритуал выхода из сказки

См. занятие 1.

МОЙ ДРУГ — МУЛЬТИК (Т. В. КУНИГЕЛЬ)

Мишка очень любит мед! Почему? Кто поймет? В самом деле, почему Мед так нравится ему? А. Милн. Винни-Пух и все-все-все

В рамках программы «Сказочное королевство детства» был создан цикл занятий с использованием современного жанра кино— мультипликации. Сама программа базируется на «дет­ском» методе сказкотерапии, который обращен к чистому и восприимчивому детскому началу, счастливому, прекрасному и любознательному взгляду на мир, на жизнь. Сказки есть в каждом доме: в дошкольном периоде они читаются детям всех возрастов. И дети их любят. Из них они черпают множество знаний, среди которых— первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Сказки позволяют ребенку впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло.

Однако следует учитывать и реальности нашей жизни, в которой с развитием массового телевидения, при наличии домашнего видео и компьютера родители стали читать детям значительно меньше. В поединке с книгой телевизор без труда

вышел победителем, ведь смотреть зрелище легче и интерес­нее. И этот интерес мы решили использовать, выбрав для сказ-котерапевтической программы работы с детьми 6-8 лет муль­типликационный жанр. Для мыслящего и любящего воспитате­ля, а также родителей мультики могут стать еще одним помощником, другом, наряду с книгой, искусством, наукой. Результат воспитания во многом определяется самим процес­сом воспитания. Поэтому необходимо стремиться к процессу доброму, умному,. веселому, здоровому и счастливому.

Как и сказка, специальным образом подобранные мульт­фильмы несут метафорическую нагрузку, доступную для осмыс­ления детям данного возраста. Ребенку мало просто посмот­реть мультфильм и пересказать сюжет. Необходимо быть рядом и помогать ему осмыслить увиденное, вместе искать и находить значение тех или иных поступков героев и полученных ими жиз­ненных уроков. В этом случае мультфильм, сказка, кинофильм никогда не уведут ребенка от реальности. Наоборот, помогут ему стать в реальной жизни активным создателем.

Занятия с детьми, проведенные совместно с родителями, дадут последним образец иеще одного вида взаимодействия и взаимопонимания, еще одну возможность весело, интересно, каждый раз по-новому общаться друг с другом.

В содержание мультфильма «упаковываются» учебные за­дания, которые подаются в форме игр, упражнений, этюдов.

Игры, задания, упражнения, этюды условно разделяются на несколько видов в соответствии с развиваемыми с помо­щью них сферами психики:

• сенсорно-перцептивная сфера (ощущения и восприятия);

• психомоторная сфера (мимики, моторики рук, общей ко­ординации движений);

• эмоционально-волевая сфера;

• произвольное внимание и память;

• коммуникативные навыки;

• мышление, воображение, речь;

• знания об окружающем мире.

Необходимые материалы. Телевизор; видеомагнитофон; видеокассета с мультфильмами, пульт управления видеомагни­тофоном.

Материалы, необходимые для проведения отдельных заня­тий, указаны в конспекте.

96

В процессе просмотра мультфильма ведущий нажимает кнопку «Стоп» или «Пауза» в местах, указанных в конспекте занятий, после чего следует задание для детей. По окончании выполнения задания, просмотр мультфильма возобновляется.

ЗАНЯТИЕ 1. МУЛЬТФИЛЬМ «ОРЕХОВЫЙ ПРУТИК»

Задачи:

1) развитие произвольного внимания — умения максимально концентрироваться на происходящем на экране;

2) развитие связной речи, умения описывать предметы;

3) формирование умения различать эмоциональные ощу­щения и связанные с ними физические состояния — напряжен­ность, расслабленность;

4) развитие умения двигаться легко и свободно, координи­ровать движения;

5) развитие моторики рук, тонких тактильных ощущений;

6) развитие силы голоса, высоты, длительности звучания, интонационной выразительности;

7) формирование представления об особенностях обоня­тельных ощущений;

8) тренировка выразительности жестов, движений, мимики. Необходимые материалы. Мелкие предметы, прутик,

палка, трафареты для двух замков, цветные карандаши, шар­фы, большие кубы, пирамидки, игрушки, фрукты и цветы с за­пахом.

Ход работы. Просмотр мультфильма с начала.

«Стоп» N3 1: Мариука уходит за грибами.

• Перечислите все предметы, которые вы увидели в доме этой семьи?

• Как звали сестру?

• Как звали брата?

• Что делала мама?

«Закончи предложение» (упражнение)

Ход работы. Каждый из детей по кругу заканчивает пред­ложение «Моя мама вкуснее всего готовит... »

97

«Расскажи! » (упражнение)

Ход работы. «Теперь давайте попробуем рассказать нача­ло сказки тому, кто этого еще не видел».

Желающий ребенок рассказывает содержание начала мульт­фильма. Другие могут помогать или дополнять.

«Стоп» № 2: Вид черного сухого дерева.

Обсуждение. Дети рассматривают картинки с изображе­нием грибов и отвечают на вопросы:

• Какие грибы вы знаете?

• Почему сестра посмеялась, когда брат нашел такие кра­сивые грибы?

• Почему ядовитые грибы не собирают?

• Что означает пословица «Не все то золото, что блестит»? Подходит ли она к этому эпизоду?

«Кто больше соберет? » (игра)

Ход работы. Дети собирают мелкие игрушки, детали, фиш­ки, палочки и т. п. с условиями: а) только правой рукой, б) толь­ко левой рукой, пальцами ног, г) сжав пальцы рук в кулаки.

«Стоп» № 3: Девочка опустила голову.

Обсуждение. Детям предлагают ответить на следующие вопросы:

• Что произошло?

• Что чувствует Мариука?

• Как вы это узнали?

«Позовем потерявшегося» (упражнение)

Ход работы. Детям предлагается представить, что они в лесу. Выбирается робкий, застенчивый ребенок, который пря­чется в комнате. Остальные дети зовут его, интонируя в голосе и отчаяние, и надежду.

Обсуждение. Дети отвечают на вопросы:

• Как вы думаете, что будет Мариука делать дальше? Да­вайте посмотрим.

• Какое настроение у музыки?

«Стоп» № 4: Слова кустика «На дубе сидит ворон».

«Возвращение силы» (этюд)

Ход работы. Один ребенок изображает кустик, которому холодно, другой ребенок играет Мариуку. Проигрывается диалог:

— Что с тобой?

— Ах, как холодно (печальное выражение лица, соответству­ющие жесты, тихий голос). Я погибаю, мои корни грызет червяк.

— Сейчас я прогоню его (берет палку и прогоняет). Уйди!

Ребенок начинает изображать расцветающий куст, пере­давая это выразительными жестами, мимикой, движениями, затем на его лице появляется благодарность Мариуке.

Этюд проигрывается всеми детьми по очереди. «Стоп» № 5: Ворон: «Я уже обедал», картинка дуба.

«Превращения» (упражнение)

Ход работы. Дети делятся на пары. Один ребенок— де­рево, другой — Мариука. Мариука дотрагивается одной сторо­ной прутика до ребенка-«дерева», тот медленно опускается, дотрагивается другой — ребенок снова превращается в высо­кое дерево. Затем дети меняются ролями.

«Давайте посмотрим, что же в это время происходит с Григорашем».

«Стоп» № 6: Мышки смеются.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...