Обсуждение.
• Какие звуки родились в тишине? • Чем они отличались друг от друга? • Какие звуки запомнились больше всего и почему? И т. д. Ход работы. «А теперь мы послушаем, как звучат предметы, окружающие нас, и поселим эти звуки в тишине. Есть ли звук у песка? А у камней (ракушек, фасоли, макарон и т. п. )? А у оберток от конфет? Различных тканей? Одежды? Воды? Подойдите, пожалуйста, к столу, где находятся различные предметы, и постарайтесь с их помощью заселить тишину как можно большим количеством звуков». Обсуждение. Обсуждение проводится по той же схеме. Дракон Везения: «Наш мир— страна Фантазия— снова наполняется звуками, жизнью и радостью». Ритуал выхода из сказки См. занятие 1. ЗАНЯТИЕ 6. «ВОРОТА СФИНКСОВ» Задачи: 1) обобщение опыта прошлых занятий; 2) развитие рефлексивных навыков; 3)развитие самосознания; 4)развитие внимания; 5) развитие внутренней компетентности; 6) повышение уверенности в себе; 7)развитие воображения. Необходимые материалы. Кукла или маска Дракона Везения, куклы или маски гномов, бумага, карандаши или мелки, Ворота Сфинксов (их просто соорудить из стульев, поставленных на столы, к которым прикреплены маски сфинксов), аудиозапись ритмичной радостной музыки, карточки с загадками. 83 Ритуал входа в сказку См. занятие 1. Повторение материала См. занятие 2. «Мои достижения» (упражнение) Ход работы. «Фантазия продолжает открывать для нас свои тайны: сегодня нас встречают гномы Энгивук и его жена Ургл». Энгивук: «Вы дошли до вторых ворот, многим помогли и многому научились, но Ничто еще не побеждено. Оно живет, в том числе и в ваших сердцах». Ургл: «Есть один хороший старинный способ справиться со страхом и тоской в сердце. Надо вспомнить о своих успехах, достижениях и достоинствах».
Используя мелки, карандаши и фломастеры, ребята рисуют на листе бумаги свои успехи, достижения, заслуги. Это может быть конкретный или абстрактный рисунок. Обсуждение. Когда рисунки готовы, группа разбивается на пары, и в парах каждый ребенок рассказывает о том, что нарисовал. После обсуждения в парах проводится групповое обсуждение. Уточняется, какой рисунок кого заинтересовал, отмечаются особенно необычные достижения, выделяются успехи, общие для группы и отдельных детей. Ход работы. Энгивук и Ургл: «Возьмите эти волшебные грамоты с собой, они станут амулетами против Великого Ничто. А еще, ведь вы в Фантазии, не забудьте пофантазировать о тех достижениях, которые еще хотелось бы получить. В нашей стране сбываются все мечты». (Дети прощаются с гномами. ) «Сейчас перед нами следующее испытание, предсказанное Морлой, — Ворота Сфинксов. Они всегда открыты, створок нет, но, несмотря на это, через них пройдет только тот, на кого сфинксы закроют глаза. Взгляд сфинкса — это нечто совершенно иное, чем взгляд любого другого существа. Мы и все остальные видим мир и «вбираем» его в себя. А сфинкс не видит ничего, как слепой. Зато его глаза испускают из себя нечто — загадывают все загадки мира. Поэтому оба сфинкса неотрывно смотрят друг на друга. Взгляд сфинкса может выдержать 84 только другой сфинкс. Тот, кто шагнет между их взглядов, должен будет отгадать загадки мира. Если не отгадаешь, не сможешь двигаться дальше по Фантазии. Готовы ли вы отгадывать? » «Сказочные загадки» (игра) Дракон Везения: «Каждый из вас получит карточку, на которой написана загадка. Надо не просто отгадать ее. Фантазия бесконечна, она не имеет границ, поэтому нужно придумать как можно больше отгадок на загадку. Ответ ни в коем случае не должен быть один. Чем больше ответов, тем быстрее вы пройдете через Ворота Сфинксов».
На отгадывание дается пять-семь минут и затем, выстроившись перед воротами, ребята по очереди говорят свою загадку и ответы на нее. После этого ребенок проходит через ворота. Если отгадок мало или загадка не отгадана, можно обращаться к помощи группы. Загадки выбирайте известные и простые. В данном упражнении важно умение видеть множество вариантов ответов. Например: «Зимой и летом одним цветом». Варианты отгадок: ель, апельсин, солнце, крокодил, потолок, молоко, ворона, вода, облако и т. д. «Счастливый танец» (упражнение) Ход работы. Дракон Везения: «Тот, кто прошел Ворота Сфинксов, обычно совершает ритуальный танец, который в Фантазии прозвали «Счастливый». Каждый человек выражает счастье по-своему, поэтому и показывать этот танец мы будем по очереди». Один ребенок встает напротив всей группы и под радостную, ритмичную музыку танцует, стараясь передать в своем танце радость и счастье. Группа ребят напротив тоже танцуют, в точности стараясь повторять его движения. Дракон Везения летает между ними и выбирает, кто следующий будет вести танец. Он берет ребенка за руку и совершает обмен, провожая первого танцующего на место второго. Музыка не прерывается, ребята тоже не перестают танцевать. На месте солиста должны побывать все ребята. 85 Обсуждение. Упражнение заканчивается обсуждением проведенного упражнения. Ритуал выхода из сказки См. занятие 1. ЗАНЯТИЕ 7. «РУДНИК СНОВИДЕНИЙ» Задачи: 1) обобщение опыта прошлых занятий; 2) развитие рефлексивных навыков; 3) развитие самосознания; 4) повышение уверенности в себе; 5) тренинг эмпатии и чуткости; 6) раскрытие творческого потенциала. Необходимые материалы. Кукла или маска Дракона Везения, кольцо из корсажной ленты, аудиозапись ритмичной музыки, материалы для инсталляции. Ритуал входа в сказку См. занятие 1. Повторение материала См. занятие 2. «Лабиринт» (игра) «Мы отправляемся в подземелье Фантазии. Нам придется пройти через лабиринт. Будьте внимательны друг к другу». Необходимые материалы. Корсажная лента длиной 2 метра 20 сантиметров, крепко связанная в кольцо. Ход работы. Дети встают в круг и берутся за руки. Через плечо ведущего продето кольцо из корсажной ленты (наперевес). Не разнимая рук, необходимо пропустить это кольцо по всему кругу. Чтобы усложнить задание, можно сложить кольцо вдвое (лабиринт сужается). Если кто-то отпустил руку соседа, путь начинается сначала.
86 Во время этой игры можно включить ритмичную музыку. Дракон Везения: «Только ни слова, ни звука, понятно? То, где мы сейчас находимся, в Фантазии называют Рудником Сновидений. В нашем мире ничего не исчезает бесследно, и в подземельях Фантазии находятся те сны, которые утром мы не можем вспомнить. Любой шум может их разрушить. Сейчас каждый из вас постарается найти свой забытый сон. Для этого вам нужно удобно устроиться где-нибудь, вспомнить хоть небольшой кусочек забытого сна и придумать его продолжение. Затем мы расскажем свои забытые сны друг другу». Группа разбивается по парам или тройкам, в которых ребята рассказывают друг другу свои сны. После этого проводится обсуждение в группе. «Рудник сновидений» (групповая инсталляция) Необходимые материалы. Два скрепленных между собой ватмана; различные вырезанные из журналов (газет, открыток и др. ) картинки; клей; ножницы; цветная бумага; фольга; скотч; пленка для бутербродов; нитки; пустые пластиковые бутылки разного размера из-под лимонада; чистые пачки из-под сока, чая, мыла и др.; разные по величине коробки из-под обуви; воздушные шары; магнитофонная лента и многое другое. Чем больше выбор материалов, из которых дети будут сооружать инсталляцию, тем оригинальней она получится. Ход работы. «Перед вами большой лист бумаги и необычный набор материалов. Используя их, постройте на этом листе «Рудник сновидений». Вспомните все, что вам когда-либо снилось, и постарайтесь отразить это в композиции. Детали композиции скрепляйте между собой скотчем или клеем. В работе участвует вся группа. Не забывайте, мы в стране Фантазия, и здесь возможно все». На эту работу потребуется 20-25 минут. Помогайте ребятам, предлагайте различные идеи. Это поможет им раскрыть собственный творческий потенциал. Работа над инсталляцией будет проходить интереснее, если вы включите какую-нибудь сказочную, но активную музыку (электронные композиции Роберта Майлза).
Обсуждение. По окончании выполнения инсталляции наступает время обсуждения процесса ее изготовления и конечного результата. 87 Ритуал выхода из сказки См. занятие 1. ЗАНЯТИЕ 8. «ВОРОТА БЕЗ КЛЮЧА» Задачи: 1) обобщение опыта прошлых занятий; 2)развитие самосознания; 3) повышение уверенности в себе; 4) тренинг эмпатии и чуткости; 5) раскрытие творческого потенциала. Необходимые материалы. Кукла или маска Дракона Везения, коллекция ключей, хула-хуп (он будет служить Воротами Без Ключа), альбом, гуашь, кисти, баночки для воды, вода. Ритуал входа в сказку См. занятие 1. Повторение материала См. занятие 2. «Ключи» (упражнение) «Мы подходим к третьим, последним воротам, пройти которые нам предсказала Морла, — Воротам Без Ключа. Во многих местах Фантазии мы навсегда изгнали Великое Ничто, но во многих оно еще бесчинствует, уничтожая мечты и радость. Нам нельзя останавливаться. Дракон Везения, расскажи нам об этих воротах». Дракон Везения: «Это необычные ворота, как и все в нашей стране. Их называют Ворота Без Ключа, потому что никто точно не знает, какой ключ их открывает. Одного ключа не существует. Для каждого человека есть свой ключ, и человек должен его узнать. За каждым ключом есть какая-то тайна. Эту тайну человек, желающий открыть ворота, тоже должен раскрыть». Необходимые материалы. Коллекция различных ключей. Ключи могут быть как настоящие, так и сделанные из картона 88 или цветной бумаги. Главное, чтоб они были совершенно разными по дизайну, размеру, функциональному назначению и принадлежали к разным историческим эпохам. Ключей должно быть достаточно много, чтобы у детей был выбор. Некоторые из них могут повторяться. Ход работы. «Выберите, пожалуйста, из коллекции ключей тот, который является вашим. Не торопитесь делать выбор, прислушайтесь к себе и поймите, почему вы берете этот, а не иной ключ. Если ключ уже у вас в руках, найдите удобное для вас место, расположитесь там и постарайтесь отгадать тайну ключа, в чем она? Откуда этот ключ? Что он открывал раньше? Кому он принадлежал? В какое историческое время он появился? Почему вы выбрали именно его? И т. д. » Воротами Без Ключа может быть обыкновенный хула-хуп. С ключом в руке ребенок проходит Ворота, пролезая через круг, который вы держите. Затем ключи возвращаются в коллекцию. «Волшебная Река» (игра) «Отсюда по Фантазии начинает свой бег Волшебная Река. Сейчас каждый из вас поймет, почему она называется волшебной».
Ребята встают в два длинных ряда, один напротив другого. Это берега реки. Расстояние между рядами должно быть больше вытянутой реки. Каждый по очереди должен проплыть по реке. Каждый решает сам, как он будет двигаться, быстро или медленно. Участники игры — «берега» — помогают руками, ласковыми прикосновениями, движению пловца, который сам выбирает путь: он может плыть прямо, может крутиться, может останавливаться и поворачивать назад. Когда пловец проплыл весь путь, он становится краешком берега и встает рядом с другими. В это время следующий пловец начинает путь. Играть можно как с открытыми, так и с закрытыми глазами. При желании используйте приятную музыку со звуками реки, моря или водопада. «Говорящие вещи» (упражнение) Ход работы. «Река вынесла нас в долину Говорящих Вещей. Вы можете представить себе говорящие вещи? Возникало ли у вас когда-нибудь ощущение, что окружающие вас предметы хотят что-то сказать вам? Представьте себе, что какой-то предмет научился говорить. Что он рассказал бы о вас? Выберите три любых предмета и запишите все, что каждый из них смог бы рассказать о вас». Чтобы облегчить выбор, можно заготовить для каждого ребенка карточки, на которых будут указаны названия трех предметов. Обсуждение/ Примерно через 10-15 минут группа делится на микрогруппы, и в них проводится обсуждение. При желании можно провести общегрупповое обсуждение, выделив при этом наиболее интересные варианты самоописаний. Ритуал выхода из сказки См. занятие 1. ЗАНЯТИЕ 9. «МНОГОЛИКАЯ КОРОЛЕВА» Задачи: 1) обобщение опыта прошлых занятий; 2)развитие рефлексивных навыков; 3)развитие самосознания; 4) повышение уверенности в себе; 5) тренинг эмпатии и чуткости; 6) раскрытие творческого потенциала. Необходимые материалы. Кукла или маска Дракона Везения, кукла-марионетка Детской Королевы, костюмы сказочных героев или элементы костюмов (веер, шляпка, хвост, ушки, плащ, меч и щит и т. п. ), грим или детская краска для лица, коллекция аудиозаписей. Ритуал входа в сказку См. занятие 1. Повторение материала См. занятие 2. 90 «Сказочный бал» (упражнение) Ход работы. «Для того чтобы окончательно победить Ничто, мы должны попасть на бал во Дворец и дать новые имена Королеве Фантазии». Дракон Везения: «Наша королева— такая же, как вы, девочка. От других королев ее отличает то, что каждый ребенок дает ей новое имя. Для кого-то она Елена Прекрасная, для кого-то Белоснежка. У нее много имен. И пока дети дают ей новые имена, Фантазия процветает. Сегодня во Дворце большой бал, на который мы приглашены». Используя костюмы сказочных героев (элементы костюмов, маски и др. ) и грим, необходимо перевоплотиться. Каждый ребенок может выбрать, кем он хочет быть (костюмы могут быть принесены из дома). Грим поможет усилить эффект перевоплощения. Для этого вам также понадобятся зеркала, вата и средства для снятия макияжа. Ребята могут разбиться на пары чтобы помочь друг другу подготовиться к балу. Когда костюм надет и наложен грим, ребенку необходимо из коллекции аудиозаписи выбрать музыкальную композицию соответствующую его персонажу. Хорошо, если вы сделаете это заранее. Ведущий объявляет начало бала и по очереди представляет каждого пришедшего на бал персонажа. Сказочный repot рассказывает о себе: из какой он сказки? Зачем пришел на бал? Чем он отличается от других? И т. д. Под свою, специально подобранную музыку, сказочный герой показывает свой танец. Остальные участники бала стоят вокруг. Обсуждение. По окончании «бала» дети возвращаются в круг. Им предлагаются следующие вопросы: • Для чего проводятся такие балы? • Что было самым трудным? • Передавала ли музыка и танец характер героя? • Какой герой заинтересовал больше всего и почему? И т. д «Имя королевы» (упражнение) «Для того чтобы увидеть Королеву, необходимо дать ей новое имя. Сейчас каждый из вас подумает, какое имя ей подошло бы, а затем мы по очереди назовем ее новые имена». Ребята называют придуманные ими для Королевы имена. Если хотите усложнить задание, то предложите нарисовать эти имена или вылепить их из пластилина. Используя музыкальные инструменты, можно озвучить имена и т. п. Появляется Королева: «Я рада приветствовать вас в своем Дворце. На протяжении всего вашего пути я следила за вами и хочу признать, что вы выбрали правильный путь. Те, кто побывал у нас, многому научились, и это помогло им кое-что изменить в своем реальном мире. Вы тоже стали другими: научились любить себя и других, научились слышать, видеть и говорить, а главное — дружить и совершать добрые дела. В этот момент, когда мы разговариваем, последние призрачные части некогда Великого Ничто покидают Фантазию. Теперь там, где раньше были только серые будни, вы будете видеть тайну и чудо. Я всегда буду с вами, и если вы почувствуете, что в вашем сердце поселяется Ничто, только дайте мне новое имя — и Фантазия снова откроется для вас». (Королева прощается и уходит. ) Ритуал выхода из сказки См. занятие 1. ЗАНЯТИЕ 10. «БЕСКОНЕЧНАЯ ФАНТАЗИЯ» Задачи: 1) подведение итогов; 2) развитие рефлексивных навыков; 3) развитие самосознания; 4) раскрытие творческого потенциала. Необходимые материалы. Кукла или маска Дракона Везения, групповой коллаж «Страна Фантазия» (занятие 1), картинки из журналов, клей, ножницы, бумага, гуашь, кисти, баночки для воды, вода. Ритуал входа в сказку См. занятие 1. Повторение материала См. занятие 2. «Измени Фантазию» (групповой коллаж) Ход работы. «Сегодня мы заканчиваем свое путешествие по Фантазии. Давайте вспомним, какой она была в нашем представлении в начале путешествия». Перед детьми находится коллаж «Страна Фантазия», сделанный на первом занятии. Задача группы: дополнить и изменить Фантазию, используя предложенные артматериалы. Можно рисовать на отдельных листах каких-либо сказочных героев, затем вырезать и помещать их в пространство коллажа. Работа ведется под спокойную волшебную музыку. Обсуждение. Детям для обсуждения предлагаются следующие вопросы: • Что изменилось в Фантазии? • Что изменилось в нас? • Имеет ли Фантазия границы? • Через некоторое время изменится ли Фантазия или останется прежней? И т. д. Ход работы. Дракон Везения: «Подходит время и мне прощаться с вами. Я должен возвращаться в ущелье драконов. Есть много людей, которые нуждаются в моей помощи, в везении. Вы отдавали мне свое тепло и любовь, а я в ответ отдавал вам волшебное свойство— везение. Теперь каждый из вас везунчик, и нет ничего в этом мире, чего бы у вас не получалось. Надо только по-настоящему захотеть, поверить в себя и вспомнить меня. Перед тем как улететь, я хочу попросить вас совершить еще один обряд, который принято совершать в конце путешествия по Фантазии. Вам необходимо сыграть мелодию вашей группы. Все это время вы были вместе, поддерживали друг друга. Теперь, как только вы снова соберетесь вместе — зазвучит музыка. Услышать ее сможет каждый, если захочет». «Мелодия группы» (упражнение) Ход работы. Дети рассаживаются по кругу. Каждый ребенок решает, каким инструментом он будет. Вся группа — это оркестр. Звучание осуществляется голосом или подручными средствами. Инструменты могут повторяться. Если ребенок выбрал какой-либо инструмент, но не знает, как он звучит, будьте готовы продемонстрировать это сами. Первый круг упражнения. Дети пробуют воспроизвести звук инструмента, предварительно его назвав. 93 Второй круг упражнения. Группа делится на пары (они образуются из сидящих рядом детей), и инструменты воспроизводят мелодию в дуэте. Третий круг упражнения. Вся группа одновременно начинает играть на своих инструментах, создавая мелодию. Ведущий может помогать, выступать в качестве дирижера. Если сразу мелодия не получилась, можно попробовать еще несколько раз. Здесь важны спонтанность и экспрессивность. Дракон Везения прощается с каждым ребенком и улетает. «Своей мелодией мы разбудили все волшебные силы Фантазии, и сейчас, используя самые простые материалы, мы будем изготавливать сказочные подарки друг для друга. Каждый из вас сможет сделать для другого подарок-амулет. Это может быть открыточка, может быть рисунок или оригами — кто что захочет и умеет делать. Главное, вложить в эту работу свое тепло и любовь, и тогда этот подарок станет действительно амулетом для того, кому вы его подарите. Если вы хотите сделать несколько подарков — пожалуйста. Главное, чтобы каждый в группе получил такой амулет». Изготовление амулетов Необходимые материалы. Бумага для рисования, цветная бумага, ножницы, клей, карандаши, фломастеры, мелки, краски, нитки шерстяные (вязальные) и многое другое. Ход работы. Накануне этого занятия уточните у ребят, что они умеют делать руками, и подберите материалы в соответствии с этим. Также это задание может быть домашним, в этом случае ребята придут на занятие уже с подарками. Ведущий тоже может приготовить подарки для всей группы. Это могут быть, например, маленькие альбомчики с фотографиями путешествия и волшебными пожеланиями. Их можно сделать на родительском занятии (вместе с родителями), предварительно согласовав затраты на покупку пленки, альбомов и печать фотографий. Кто-то из родителей может взять это на себя. «Спасибо за прекрасное путешествие» (упражнение) Ребята встают в общий круг. Один ребенок становится в Центр. Другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Спасибо за прекрасное путешествие! » Затем вручает ему свой подарок-амулет. Тот в ответ делает то же, и оба остаются в центре, держась за руки. Затем подходит третий, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Спасибо за прекрасное путешествие! » Затем они обмениваются подарками. Таким образом группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к группе присоединится последний ребенок, замкните круг и вручите детям свои подарки. В этой церемонии также могут участвовать и родители. Этим путешествие завершается, и ребята прощаются с Фантазией. Ритуал выхода из сказки См. занятие 1. МОЙ ДРУГ — МУЛЬТИК (Т. В. КУНИГЕЛЬ) Мишка очень любит мед! Почему? Кто поймет? В самом деле, почему Мед так нравится ему? А. Милн. Винни-Пух и все-все-все В рамках программы «Сказочное королевство детства» был создан цикл занятий с использованием современного жанра кино— мультипликации. Сама программа базируется на «детском» методе сказкотерапии, который обращен к чистому и восприимчивому детскому началу, счастливому, прекрасному и любознательному взгляду на мир, на жизнь. Сказки есть в каждом доме: в дошкольном периоде они читаются детям всех возрастов. И дети их любят. Из них они черпают множество знаний, среди которых— первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Сказки позволяют ребенку впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло. Однако следует учитывать и реальности нашей жизни, в которой с развитием массового телевидения, при наличии домашнего видео и компьютера родители стали читать детям значительно меньше. В поединке с книгой телевизор без труда вышел победителем, ведь смотреть зрелище легче и интереснее. И этот интерес мы решили использовать, выбрав для сказ-котерапевтической программы работы с детьми 6-8 лет мультипликационный жанр. Для мыслящего и любящего воспитателя, а также родителей мультики могут стать еще одним помощником, другом, наряду с книгой, искусством, наукой. Результат воспитания во многом определяется самим процессом воспитания. Поэтому необходимо стремиться к процессу доброму, умному,. веселому, здоровому и счастливому. Как и сказка, специальным образом подобранные мультфильмы несут метафорическую нагрузку, доступную для осмысления детям данного возраста. Ребенку мало просто посмотреть мультфильм и пересказать сюжет. Необходимо быть рядом и помогать ему осмыслить увиденное, вместе искать и находить значение тех или иных поступков героев и полученных ими жизненных уроков. В этом случае мультфильм, сказка, кинофильм никогда не уведут ребенка от реальности. Наоборот, помогут ему стать в реальной жизни активным создателем. Занятия с детьми, проведенные совместно с родителями, дадут последним образец иеще одного вида взаимодействия и взаимопонимания, еще одну возможность весело, интересно, каждый раз по-новому общаться друг с другом. В содержание мультфильма «упаковываются» учебные задания, которые подаются в форме игр, упражнений, этюдов. Игры, задания, упражнения, этюды условно разделяются на несколько видов в соответствии с развиваемыми с помощью них сферами психики: • сенсорно-перцептивная сфера (ощущения и восприятия); • психомоторная сфера (мимики, моторики рук, общей координации движений); • эмоционально-волевая сфера; • произвольное внимание и память; • коммуникативные навыки; • мышление, воображение, речь; • знания об окружающем мире. Необходимые материалы. Телевизор; видеомагнитофон; видеокассета с мультфильмами, пульт управления видеомагнитофоном. Материалы, необходимые для проведения отдельных занятий, указаны в конспекте. 96 В процессе просмотра мультфильма ведущий нажимает кнопку «Стоп» или «Пауза» в местах, указанных в конспекте занятий, после чего следует задание для детей. По окончании выполнения задания, просмотр мультфильма возобновляется. ЗАНЯТИЕ 1. МУЛЬТФИЛЬМ «ОРЕХОВЫЙ ПРУТИК» Задачи: 1) развитие произвольного внимания — умения максимально концентрироваться на происходящем на экране; 2) развитие связной речи, умения описывать предметы; 3) формирование умения различать эмоциональные ощущения и связанные с ними физические состояния — напряженность, расслабленность; 4) развитие умения двигаться легко и свободно, координировать движения; 5) развитие моторики рук, тонких тактильных ощущений; 6) развитие силы голоса, высоты, длительности звучания, интонационной выразительности; 7) формирование представления об особенностях обонятельных ощущений; 8) тренировка выразительности жестов, движений, мимики. Необходимые материалы. Мелкие предметы, прутик, палка, трафареты для двух замков, цветные карандаши, шарфы, большие кубы, пирамидки, игрушки, фрукты и цветы с запахом. Ход работы. Просмотр мультфильма с начала. «Стоп» N3 1: Мариука уходит за грибами. • Перечислите все предметы, которые вы увидели в доме этой семьи? • Как звали сестру? • Как звали брата? • Что делала мама? «Закончи предложение» (упражнение) Ход работы. Каждый из детей по кругу заканчивает предложение «Моя мама вкуснее всего готовит... » 97 «Расскажи! » (упражнение) Ход работы. «Теперь давайте попробуем рассказать начало сказки тому, кто этого еще не видел». Желающий ребенок рассказывает содержание начала мультфильма. Другие могут помогать или дополнять. «Стоп» № 2: Вид черного сухого дерева. Обсуждение. Дети рассматривают картинки с изображением грибов и отвечают на вопросы: • Какие грибы вы знаете? • Почему сестра посмеялась, когда брат нашел такие красивые грибы? • Почему ядовитые грибы не собирают? • Что означает пословица «Не все то золото, что блестит»? Подходит ли она к этому эпизоду? «Кто больше соберет? » (игра) Ход работы. Дети собирают мелкие игрушки, детали, фишки, палочки и т. п. с условиями: а) только правой рукой, б) только левой рукой, пальцами ног, г) сжав пальцы рук в кулаки. «Стоп» № 3: Девочка опустила голову. Обсуждение. Детям предлагают ответить на следующие вопросы: • Что произошло? • Что чувствует Мариука? • Как вы это узнали? «Позовем потерявшегося» (упражнение) Ход работы. Детям предлагается представить, что они в лесу. Выбирается робкий, застенчивый ребенок, который прячется в комнате. Остальные дети зовут его, интонируя в голосе и отчаяние, и надежду. Обсуждение. Дети отвечают на вопросы: • Как вы думаете, что будет Мариука делать дальше? Давайте посмотрим. • Какое настроение у музыки? «Стоп» № 4: Слова кустика «На дубе сидит ворон». «Возвращение силы» (этюд) Ход работы. Один ребенок изображает кустик, которому холодно, другой ребенок играет Мариуку. Проигрывается диалог: — Что с тобой? — Ах, как холодно (печальное выражение лица, соответствующие жесты, тихий голос). Я погибаю, мои корни грызет червяк. — Сейчас я прогоню его (берет палку и прогоняет). Уйди! Ребенок начинает изображать расцветающий куст, передавая это выразительными жестами, мимикой, движениями, затем на его лице появляется благодарность Мариуке. Этюд проигрывается всеми детьми по очереди. «Стоп» № 5: Ворон: «Я уже обедал», картинка дуба. «Превращения» (упражнение) Ход работы. Дети делятся на пары. Один ребенок— дерево, другой — Мариука. Мариука дотрагивается одной стороной прутика до ребенка-«дерева», тот медленно опускается, дотрагивается другой — ребенок снова превращается в высокое дерево. Затем дети меняются ролями. «Давайте посмотрим, что же в это время происходит с Григорашем». «Стоп» № 6: Мышки смеются.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|