Обсуждение. «Стоп» № 3: Белочка говорит: «Эх, ты!» Обсуждение. . • Так куда же и зачем спешила белочка? «Стоп» № 4: После диалога белки и барсука
Обсуждение. • Как вы думаете, почему спешит белочка? Куда? «Стоп» № 2: Барсук выходит из норки. Обсуждение. • Что случилось с барсуком? • А почему он вдруг заболел? «Стоп» № 3: Белочка говорит: «Эх, ты! » Обсуждение. • Так куда же и зачем спешила белочка? «Стоп» № 4: После диалога белки и барсука. Обсуждение. • Кого здесь можно назвать смелым? • Как вы это поняли? • Какие животные считаются смелыми? «Закончи фразу» (упражнение) Ход работы. Детям предлагается изобразить смелое животное, проговорить «Я смелый как... » (лев, тигр, собака и т. д. ) и передать голосом смелые звуки выбранного животного. «Стоп» № 5: Белочка говорит: «А мы думали, ты первый начал». «Перетягивание каната» (игра) Ход работы. Детям предлагается попробовать перетянуть соперника на свою сторону при помощи каната. «Стоп» № 6: Рыбалка. 107 Обсуждение. • Что это за рыба, кто узнал? • Каких еще рыб вы знаете? «Рыболов» (игра) Ход работы. Ведущий в центре со скакалкой кружится вокруг себя и раскручивает над полом скакалку. Дети, стоящие вокруг, должны ее перепрыгнуть, то есть не попасться на удочку. «Стоп» № 7: Мышонок говорит: «Я сам зайку выручу». Обсуждение. • Сколько героев уже идет выручать зайку? • Постройте их по росту, начиная с самого высокого. Кто самый высокий в этой компании, кто поменьше, еще меньше, а самый маленький? «Построимся» (игра) Ход работы. Детям предлагается построиться по росту и затем пройтись по тропинке через лес, через кусты, обогнуть яму, перебраться через поваленное дерево, переплыть на лодке озеро и т. д. «Стоп» № 8: Барсук говорит: «Вот она, берлога». Обсуждение. • Зачем барсук предлагает залезть на дерево?
• Какой у него план? • Почему бобер не принимает предложение барсука залезть на дерево? • Кто из героев мультфильма вам нравится, кто не нравится? Почему? «Стоп» № 9: Белочка говорит: «Не может быть! » Силуэт медведя в окне. Обсуждение. • Как вы думаете, герои правильно думают о том, что там происходит? • А как вам кажется, что там на самом деле? • Почему барсук решил, что будут варить суп? • Как вы понимаете пословицу «У страха глаза велики»? 108 • Вспомните, были ли в вашей жизни похожие ситуации, когда вы преувеличивали опасность? Вы боялись чего-то, что оказалось неопасным? • Расскажите свою историю так, чтобы стало страшно другим, так, как это сделал барсук. • Придумайте страшную историю и расскажите ее шепотом, страшным голосом. Ход работы. «Давайте посмотрим, что же было на самом деле». «Стоп» № 9: Конец мультфильма. Заключительная беседа Обсуждение. • Мультик называется «Он попался», а как бы вы его назвали? • Вспомните, в каком порядке животные шли выручать зайку? «Все вместе» (игра) Ход работы. «Герои мультика после того, как попили чай, стали дружно все вместе играть и каждый зверек предлагал свою игру. Давайте и мы поиграем вместе с вами». Вариант 1. Среди детей распределяются роли героев мультфильма, и каждый ребенок по очереди предлагает детям сыграть в ту игру, которую он предложит. Если требуется, ведущий помогает ребенку вспомнить какую-нибудь игру. Вариант 2. Ведущий предлагает игры сам: • От имени Зайчика — игру «Попрыгунчики»: «Давайте узнаем, кто прыгнет дальше всех, перепрыгнет предмет (мячик, воздушный шарик и т. д. ), перепрыгнет друг через друга (чехарда)». • От имени Белочки — игру «Поймай шишку и закончи слово»: ведущий начинает слово, произнося первый слог, а ребенок его заканчивает. «Отгадай, что я хочу сказать! По... » и т. д.
• От имени Бобра — рисование по заданным командам на листе в клеточку домика или других предметов (2 клетки вверх, 3 влево, 2 вниз и т. д. ). • От имени Мышки — игра «Кот и мыши». 109 • От имени Барсука— игра «Ягоды, рыбы, животные»: ведущий указывает по очереди на каждого игрока и произносит: «Ягоды, рыбы, животные... » Тот игрок, на котором остановилась считалка, должен быстро назвать выпавшее ему понятие, например рыбу. • От имени «Медведя» — игра «Пройди и не задень». ПРАКТИКА СКАЗКОТЕРАПИИ С ПОДРОСТКАМИ — А ты кто? — Я и сама не знаю. — Если ты не знаешь, то я тем более. — Я знаю, кем я была сегодня утром, но с тех пор я уже несколько раз менялась... Льюис Кэрролл. Алиса в стране чудес ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ СКАЗКОТЕРАПИИ ПОДРОСТКОВ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА Подростковый возраст — это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период формирования эго-идентичности. Вместе с тем это самый ответственный период, поскольку в нем утверждаются жизненные позиции и принципы, формируются социальные установки, отношение к себе, к людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию, — это самопознание, самовыражение и самоутверждение. Для подросткового возраста характерно попеременное проявление полярных качеств психики: целеустремленность и настойчивость сочетаются с импульсивностью и неустойчивостью, повышенная самоуверенность и безапелляционность в суждениях сменяются легкой ранимостью и неуверенностью в себе, потребность в общении — с желанием уединиться, развязность соседствуете застенчивостью, романтизм, мечтательность, возвышенность чувств нередко уживаются с сухим рационализмом и циничностью, на смену искренней нежности, 111 ласковости могут быстро приходить черствость, отчужденность, враждебность и даже жестокость. В подростковом возрасте у ребенка появляется и усиливается стремление быть взрослым, что обусловливает изменение поведения и создает совершенно новую ситуацию личностного и психологического развития. Она требует и порождает трансформацию всей системы отношений подростка — и к окружающим людям, и к самому себе.
Подростковый возраст— это возраст поиска и обретения себя. Вопросы, на которые предстоит ответить подростку, непростые: «Кто я? », «Откуда пришел? » и «Куда я иду? » В процессе поиска ответов на них возникает много трудностей. Если у подростка формируется одна из установок: «Я не нравлюсь», «Я не способен», «Я не значу», — это приводит к изменению личности в отрицательную сторону. Такой подросток становится «трудным». На основе отрицательных самопредставлений строится и его негативное поведение. История самостановления — это история героя, так часто встречающаяся в мифах и сказках. Каждый подросток становится на путь «героя», проходя через испытания, преодолевая трудности, делая тот или иной выбор. Используя героическую сказку или миф в коррекционной работе с подростками, мы помогаем им в этом выборе. Сам подросток не в состоянии пройти множество путей, сделать множество выборов, получить множество различных результатов. Но, идентифицируя себя с героем мифа или сказки, он имеет такую возможность. Опираясь на опыт других «героев», он сможет выбрать, по какому пути пойти ему самому. Групповые и индивидуальные занятия с подростками проводятся один раз в неделю по полтора-два часа. Оптимальное число участников в группе— 8-12человек. Исходя из возрастных новообразований, наиболее эффективной представляется групповая форма работы. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ В сказочном путешествии можно предлагать подросткам различные игры и упражнения, направленные на развитие интереса к самому себе, рефлексии, повышение самооценки и 112 уверенности в себе, снятие эмоционального напряжения и накопление положительного эмоционального опыта. На первом занятии мы можем узнать, какие герои отправятся в сказочное путешествие. Для этого можно предложить следующее упражнение. «Сказочная поляна» (упражнение) Задачи:
1) развитие интереса подростка к самому себе; 2) стимулирование творческого самовыражения; 3) развитие рефлексии. Ход работы. Участники сидят в кругу. «Мы оказались на сказочной поляне страны Фантазия. Именно с нее начнется наше путешествие. Попав сюда, каждый из нас преобразился в сказочного героя. Какие же герои собрались на поляне? Сейчас каждый из вас должен представить себя. Каждая строчка представления должна начинаться словами: «Я», «Мой», «У меня»... Например: «Я— Белый рыцарь. Я люблю лошадей. Я сильный, могу защищать кого-нибудь. У меня много друзей. Я хотел бы, чтобы у меня был ручной гепард». Обсуждение. После представления всех участников ведущий спрашивает у героев: • Чье самоописание понравилось больше всего? • С кем они хотели бы встретиться в Фантазии? • Что они могли бы дать волшебной стране? «Свиток правил» (игра) В любой групповой работе важен этап принятия правил, в соответствии с которыми группа будет существовать. В сказ-котерапевтической группе с подростками разработка и принятие правил проходит в игровой форме. Необходимые материалы. Большие листы бумаги или обоев и маркеры или фломастеры. Могут быть использованы краски для граффити (пульверизаторы для окраски автомобилей), если подростки захотят оформить правила в этом стиле. В таком случае на стены заранее нужно будет прикрепить обои. Ход работы. «Жизнь страны Фантазии протекает по определенным правилам. Но самое интересное в том, что эти правила определяют те, кто путешествует по этой стране. Каждый 113 из вас может установить здесь любые законы, которые покажутся вам разумными. Какие правила каждый из вас введет в этой стране? Сейчас каждый герой получит свиток, на котором он должен будет записать свои правила. Затем он объявит их для всех жителей и гостей страны Фантазии. На эту работу у вас есть 10 минут». После того как все путешествующие герои огласят свои правила, необходимо составить из них один список, который будет действовать на территории Фантазии все то время, пока продолжается путешествие. Для этого необходимо выделить общие для всех правила, а также предложенные отдельным участником, но которые готовы принять и остальные. Единый свод правил можно записать на отдельном листе и украсить. Он будет висеть на стене на протяжении всего путешествия. Обсуждение. Обсуждение проходит по следующей схеме: • Какое из собственных правил тебе кажется особенно важным? • Понравилось ли тебе чье-то другое правило? • С какими правилами ты был совершенно не согласен? • Сложно ли будет тебе соблюдать принятый свод правил?
Упражнения с зеркалами: общие принципы На сказкотерапевтических занятиях с подростками часто используется зеркало. В древних философских концепциях зеркало — символ души, удерживающий и хранящий все впечатления, а также проекция сознания и познания. Часто зеркало воспринималось как дверь («Алиса в Зазеркалье»), и поэтому оно может быть частью ритуала «перемещения» в сказочную страну или страну Фантазию. «Чтобы попасть в страну Фантазию, каждый герой, отправляющийся в путешествие, должен подойти к этому волшебному зеркалу, посмотреть одну минуту на себя и сказать что-то хорошее о себе в утвердительной форме. Например: «Я хороший друг», «Я красивая», «Я сильный» и др. Это пароль для входа. Утверждения не должны повторяться. Каждый раз при «входе» называется новое достоинство. 114 При выходе из страны Фантазия необходимо снова посмотреть на себя в зеркало и, повторив названное при входе свое достоинство, добавить, как оно помогло в путешествии. Например: «Я хороший друг. В пути я не оставил в беде своих друзей», «Я красивая. Красота помогала мне в общении» и т. д. Это пароль для выхода». На своем сказочном пути герои сталкиваются с различными испытаниями. Одним из них может быть встреча с «Зеркальным Оракулом» или с «Волшебными зеркалами троллей». «Зеркальный Оракул» (упражнение) Необходимые материалы. Зеркала по числу участников (могут быть разные). Ход работы. Участники рассаживаются по кругу. На каждом стуле лежит зеркало. Это и есть «Зеркальный Оракул». «Путешествуя по Фантазии, мы оказались в ущелье Зеркального Оракула. Каждый из героев сталкивается с ним на своем пути. Только тот сможет продолжить путь, кто задаст Оракулу вопросы и получит ответы. Обратитесь к нему с вопросами: • Кто я? • Что я люблю? • Что я не люблю? • Что меня пугает? • Что имеет для меня большое значение? • Что я хочу? » Эта работа занимает около 5 минут. Обсуждение. Затем проводится обсуждение: • Какой вопрос оказался для вас самым сложным? • Что отвечал Оракул? • Какой ответ понравился больше всего? • Для чего, на ваш взгляд, в стране Фантазия существует Зеркальный Оракул? «Волшебные зеркала троллей» (упражнение) Необходимые материалы. Два зеркала примерно одного размера. Одно должно быть простым, в обычной рамке или без нее. Другое — нестандартной формы в красивой рамке, резной или литой. Рамки можно сделать из картона, придав обычным зеркалам волшебную форму; два листа бумаги, фломастеры. 115 Ход работы. «Страну Фантазия населяют различные волшебные существа. Глубоко под землей живут тролли-зеркальщики. Они делают разные волшебные зеркала. Сегодня нам предстоит пройти испытание волшебными зеркалами троллей. Зеркало в простой рамке показывает герою мир в серых, пессимистичных красках. Зеркало в ажурной рамке показывает мир в ярких, оптимистичных красках. Каждому герою необходимо подойти по очереди к каждому зеркалу, посмотреть в него и записать на листе, что лежит под зеркалом, первые, что пришли в голову, пессимистичные и оптимистичные утверждения о себе». Каждому участнику предоставляется для рассказа 2 минуты. Обсуждение. Обсуждение проводится по следующим вопросам: • Как вы чувствовали себя, когда смотрели в зеркала троллей? • Какое зеркало понравилось больше? • Как получается, что одни герои смотрят больше в одно зеркало, а другие в другое? • Чего сможет достичь каждый герой, если будет смотреть только в одно зеркало? «Замок героя» (игра) Часто у «трудных» подростков повышена агрессивность, и в связи с этим существуют проблемы конструктивного взаимодействия друг с другом. Для их разрешения в сказочном путешествии можно предложить следующую игру. Необходимые материалы. Скотч, ножницы, картон, коробки разного размера, ватман. Ход работы. «Недавно в стране Фантазия прошел сильный ураган, который наслала на нее великая колдунья Ничто. Этот ураган разрушил прекрасные замки волшебной страны. Настоящие герои не только борются со злом, но и создают что-то новое и прекрасное. Сейчас нам необходимо разделиться на три группы по четыре человека. Затем каждая группа героев, используя предложенные материалы, должна за 15 минут создать свой волшебный замок. А теперь очень важный момент— в процессе работы нельзя разговаривать друг с другом, постарайтесь найти другие способы взаимодействия между собой». Через 15 минут группы представляют свои замки. Обсуждение. Вопросы для обсуждения: • Хватило ли материала? • Как работала ваша группа? • Был ли у вас ведущий? • Как вы понимали друг друга? • Довольны ли вы результатом? • Сердился ли кто-то на кого-то? • От чего зависит успех при такой работе? «Ослиная шкура» (упражнение) Во многих ситуациях подростки воспринимают себя как имеющих более низкое или высокое положение по отношению к окружающим. Обе эти позиции изолируют их от других людей и неизбежно приводят к возникновению напряжения в отношениях. Для снятия такого рода напряжения и коррекции самооценки можно предложить это упражнение. Ход работы. «Иногда мы ощущаем себя лучше других, а иногда— хуже. Но настоящие герои чувствуют себя на равных с окружающими. Сейчас мы попробуем почувствовать это. Мы попали в заколдованный лес и бродим в нем. Пускай каждый сейчас представит, что все другие герои хуже него... Они все слабее тебя, не такие умные, не такие красивые, как ты... Ты один настоящий герой. И не просто герой, а Принц или даже Король волшебной страны. Как ты при этом ходишь, что чувствуешь? (1 минута) А теперь замрите на мгновение. Пускай каждый из вас представит, что он хуже других. На тебе теперь надета ослиная шкура. Это ведьма надела ее на тебя. Ее не так просто снять. А все вокруг видят тебя таким и смеются. Они гораздо сильнее и умнее тебя. Как ты при этом ходишь, что чувствуешь? (1 минута) Теперь остановитесь и встряхните руками и ногами, сбросьте чары. Мы на волшебной поляне. Разбейтесь на пары. Один из вас должен стать Королем, а другой — «Ослиной шкурой». Пусть Король расскажет своему партнеру, что ему дает ощущение превосходства, что он чувствует при этом состоянии (1-2 минуты). Теперь пусть «Ослиная шкура» расскажет о своих чувствах (1-2 минуты). 117 Сейчас чары спали, и все герои снова стали равными. Никто не лучше и не хуже других. Что при этом вы видите друг в друге? Что вы можете делать в таком состоянии? Что вы чувствуете? Расскажите об этом друг другу». (1-2 минуты) Обсуждение. Вопросы для обсуждения: • Что дает ощущение, что ты Король? • Есть ли что-то неприятное в превосходстве? • Какие есть преимущества у «Ослиной шкуры»? • А какие недостатки? • Какие преимущества дает равноправие? • Бывали ли в твоей жизни моменты, когда ты был Королем? А «Ослиной шкурой»? «Сон героя» (упражнение) Для того чтобы человек мог справляться с ежедневными проблемами, ему нужен позитивный образ будущего. Особенно это важно в наше время, когда ребята со всех сторон слышат о том, что ничего хорошего от будущего ожидать нельзя. Ход работы. «Мы долго путешествовали и устали. Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха. Представьте себе, что каждый из вас уснул, устроившись на отдых под большим раскидистым деревом. Вам снится прекрасный сон. Каждый видит самого себя через пять лет... (15 секунд) Обратите внимание, как вы выглядите через пять лет... Где вы живете... Что вы делаете... (15секунд) Представьте, что вы очень довольны своей жизнью. Чем вы занимаетесь? За что отвечаете? Кем работаете? Кто находится рядом с вами? (15 секунд) Теперь сделайте три глубоких выдоха. Потянитесь, напрягите и затем расслабьте все свои мускулы, откройте глаза. Постарайтесь запомнить все, что вы увидели о самом себе. Теперь возьмите по листу бумаги, ручку и запишите, какие вы будете через пять лет: где будете жить и работать, кто будет рядом, как вы достигли этого и т. д. » (10 минут) Когда листочки заполнены образами будущего, подростки вновь занимают свои места в кругу, где проводится обсуждение: • Довольны ли вы увиденным образом будущего? • Что понравилось больше всего? • Было ли что-то, что не понравилось? 118 • Что хотели бы изменить в своем образе будущего? Какие шаги для этого нужно предпринять? ЛАБИРИНТЫ Я (Н. А. САКОВИЧ) Коррекционно-развивающая программа для подростков Трудности и противоречия, связанные с формированием Я-концепции подростка и влияющие на характер его взаимодействия с социальным окружением, с референтной группой, с близкими людьми, нередко создавая атмосферу страха, вызывая ощущение «одиночества среди толпы», рождая чувства неуверенности, замешательства, бессилия, а подчас и агрессии, можно преодолеть. Опыт, приобретенный на занятиях программы «Лабиринты Я», оказывает не только эффект «поддержки» в сложный для подростков период, но и создает определенный социально-психологический «иммунитет», помогающий решать сложные проблемы, возникающие в межличностном общении. Новые положительные Я-схемы («Я значу», «Я любим», «Я могу» и т. п. ), а также новые умения и навыки, которые формируются в процессе программы, как показала практика, помогают эффективно преодолевать сложности реального мира. Цель. Содействие формированию позитивной Я-концепции подростков «группы риска». Задачи: 1) накопление эмоционально-положительного опыта; 2) снятие напряжения, тревожности, агрессивности; 3) формирование мотивации на самопознание; 4) развитие интереса к себе; 5)позитивизация Я-схем; 6) повышение самооценки; 7) повышение уверенности в себе; 8) развитие вариативности мышления; 9) стимулирование творческого самовыражения. Необходимые материалы. Бумага разного формата, обои, ватман. Краски акварельные или гуашь. Карандаши, фломастеры, восковые мелки. Цветная бумага, фольга, журналы с картинками. Клей, кисточки, ножницы. Материалы для изготовления марионетки. Материалы для изготовления «Волшебной 119 краски». Несколько клубочков шерстяных ниток. Воздушные шары. Группа. Число участников: 8-12 человек. Возраст участников: 14-15 лет. ЗАНЯТИЕ 1. «ВСТРЕЧА СО СКАЗКОЙ ДЕТСТВА» «Имя» (игра) Задача. Знакомство участников. Ход работы. Каждый участник называет свое имя. Затем на первую и последнюю буквы своего имени он называет свои качества, которые ему помогают и мешают в общении. Знакомство происходит по кругу. Принятие групповых норм После знакомства нужно рассказать участникам о групповых нормах и помочь принять их. 1. Правило «Здесь и теперь» — предметом анализа и обсуждения могут являться те процессы, которые происходят в группе в данный момент. Этот же принцип распространяется на чувства, мысли и переживания. Подросткам следует продемонстрировать важность того, что происходит именно сейчас. Это позволит им в процессе занятий сосредоточить внимание на себе и будет способствовать развитию навыков самоанализа и рефлексии. 2. Искренность и открытость — соглашение о том, чтобы не лицемерить и не лгать. Самораскрытие, направленное на другого, позволяет стать самим собой, получить и предоставить честную обратную связь. 3. Принцип «Я» — основное внимание сосредоточено на процессах самопознания, самоанализе и рефлексии. Оценка другого осуществляется через высказывание собственных чувств и переживаний. Допустимы только Я-высказывания. 4. Активность — желательно активное участие всех. 5. Конфиденциальность — вся информация относительно конкретных участников должна сохраняться в группе — это условие психологической безопасности и самораскрытия. 120 «Ассоциации» (разогрев) Группа делится на пары. Каждый участник на листе бумаги рисует на своего партнера ассоциации (если бы он был цветом, предметом, животным, музыкальным направлением, то каким? ). На эту работу отводится 10 минут. Когда ассоциации готовы, можно с их помощью представить своего партнера. Для составления ассоциативного ряда можно воспользоваться готовыми образами, вырезав их из журнала и наклеив на бумагу. «Рисунок на сказочную тему» (основное задание) Участникам группы предлагается разный изобразительный материал и дается задание нарисовать любимую сказку детства или любимого сказочного героя. Обсуждение. Как следует проводить обсуждение? Предлагаем следующую схему, в основу которой положены рекомендации J. Bowers (1992): 1. Дайте подростку рассказать о своей работе так, как он этого хочет, — это основополагающее, «золотое» правило. 2. Попросите подростка прокомментировать те или иные части рисунка, прояснить их значение, описать определенные формы, предметы как персонажи. Следование этому плану поможет избежать преждевременных предположений относительно содержания работы. 3. Попросите подростка описать работу от первого лица и возможно, сделать это с каждым из элементов изображения. Он может построить диалоги между отдельными частями работы независимо от того, являются ли эти части персонажами, геометрическими формами или объектами. Комментарии подростка могут касаться внешних или внутренних свойств предмета 4. Если ребенок не знает, что означает та или иная часть изображения, психолог может дать объяснение, однако следует спросить подростка, насколько это объяснение представляется ему верным. 5. Побуждайте подростка фокусировать внимание на цве тах. О чем они говорят ему? Даже если он не знает, что цвет означает, фокусируясь на цвете, он может что-то осознать. 6. Помогайте подростку осознать связь между его выска зываниями о работе или ее частях и его жизненной ситуацией 121 осторожно задавая ему вопросы о том, что в его жизни происходит и как это может отражать его работа. 7. Обратите особое внимание на отсутствующие части изображения и пустые пространства на рисунке. 8. Иногда следует принять изображение буквально, иногда следует искать нечто противоположное изображенному, в особенности если есть основания для такого предположения. Если изображение не соответствует реальному образу, это может быть изображение подростка с сильным Эго, уверенного в себе, либо нереалистический (идеальный) образ «Я» ребенка со слабым Эго. 9. Просите подростка рассказать о том, что он чувствовал в процессе создания работы, до ее начала, а также после ее завершения. Необходимо спрашивать о самочувствии ребенка в разные периоды работы; таким образом можно избежать многих защитных реакций. 10. Предоставьте подростку возможность работать в удобном для него темпе и с сознанием того, что он будет изображать нечто, что может изобразить, и отражать те состояния, которые он готов отражать. 11. Стремитесь выделить в работах подростков наиболее устойчивые темы и образы. Со временем каждый подросток будет готов увидеть в своих работах единые смысловые линии. Каждый берет в руки свою работу и садится в круг. Далее необходимо представить свою работу, рассказать, что нравится в герое, почему выбрана та или иная сказка и т. д., по предложенной выше схеме обсуждения. «Первое впечатление» (завершение работы) Группа сидит в кругу. «Посмотрите еще раз, пожалуйста, на соседей справа и слева. Прежде чем вы пойдете домой, встаньте и скажите ребятам, с которыми сегодня познакомились, каждому в отдельности, что вам понравилось в них». ЗАНЯТИЕ 2. «УДИВИТЕЛЬНЫЕ СУЩЕСТВА» «Воздушные шарики» (разогрев) Задачи. Усиление чувства группы, создание положительного эмоционального настроя. 122 Ход работы. Все участники стоят в кругу. «Сегодня на занятии мы с вами будем использовать воздушные шары. Предлагаю начать вот с этого шара (ведущий держит в руках один воздушный шар). Сейчас мы будем передавать его по кругу, но при одном условии: делать это можно, используя только локти (сжав шар локтями), помогать кистями нельзя. Итак, начали». Второй круг: шар передается только ногами (сжав шар коленками). Третий круг: шар передается с помощью головы (шар прижимается головой к плечу). «Существа из шариков» (основное задание) Все участники возвращаются на свои места. Психолог дает в руки каждому по надутому воздушному шару. «Когда-то давно на земле жили удивительные существа. Они выводились из яиц и были полностью отличны друг от друга. Падение метеорита на землю остановило их существование. Но мы с вами можем сейчас закрыть глаза, представить, что в руках у каждого из нас яйцо удивительного существа, которое готово вылупиться и выйти на свет. Давайте представим, кто же вылупится из яйца, как это существо будет выглядеть, какое оно будет по характеру. Затем нарисуйте, пожалуйста, это существо, придумайте ему имя и историю его жизни». Психолог включает приятную, специально подобранную музыку. Обсуждение. В руках каждого участника находится изображение вылупившегося из его шарика существа. Каждый должен назвать его, представить и рассказать его историю. «Первое впечатление — 2» (завершение работы) Задачи. Установление позитивной, поддерживающей обратной связи, что способствует переносу результатов занятия в повседневную жизнь участников. Что особенно важно для подростков с негативной Я-концепцией, данное упражнение позволяет им «потренироваться» в получении позитивной обратной связи, в нахождении адекватных формулировок для своих впечатлений. Ход работы. «Вспомните, пожалуйста, тот момент, когда вы впервые увидели своего соседа слева. Вспомните первое 123 впечатление от контакта с ним. Сейчас каждый по кругу выскажет свои первые впечатления». ЗАНЯТИЕ 3. «ЗА МАСКОЙ» «Общий признак» (разогрев) Задачи. Снижение напряженности, повышение настроения, активизация внимания и мыслительных процессов. Ход работы. Участники садятся в круг, в центре которого стоит психолог. «Сейчас у нас будет возможность продолжить знакомство. Сделаем это так: стоящий в центре круга предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким-то общим признаком. Например: «Пересядьте все те, у кого карие глаза», — и все, у кого карие глаза, должны поменяться местами». При этом ведущий тоже принимает участие в игре и должен успеть занять освободившееся место, оставшийся без места продолжает игру. По окончании игры можно спросить подростков: «Как вы себя чувствуете? » «Создай маску» (основное задание) Ход работы. Подросткам предлагается сделать маску. Главное, чтобы маска каждого отражала его внутренний мир, характеризовала его. Перед началом работы следует рассказать о том, для чего в разных культурах применяются маски, что маска может означать для человека, одевшего ее. На листе бумаги рисуется овал по размеру лица подростка, определяется место для глаз и рта и затем с использованием красок, карандашей, журналов и других материалов маска наполняется содержанием. В своей творческой работе дети остаются свободными от каких-либо правил. После завершения изображения маску необходимо вырезать, надеть себе на лицо. Обсуждение. По очереди «оживают» маски всех участников и каждой маске предоставляется время для выступления. Психолог обращается к ним с вопросом, что они хотели бы рассказать о своем владельце. Затем группа делится на пары и внутри каждой пары происходит обмен масками. Надев на 124 себя маску партнера, подросток повторяет те слова, которые сказала эта маска на предыдущем этапе. Другой ребенок в паре должен проговорить то, что он чувствует, когда видит эту маску и слышит эти слова. «Сильные стороны» (завершение работы) Задачи. Создание положительного эмоционального настроя в конце занятия, получение каждым подростком личностной обратной связи, которая так важна для него. Ход работы. «Закончим сегодняшний день так: бросая по очереди мяч друг другу! будем говорить о сильных сторонах того, кому направляем мяч. Мяч должен побывать у каждого». ЗАНЯТИЕ 4. «ТЕАТР МАСОК» «Путаница» (разогрев) Задача. Манипуляция психологическими пространствами с целью тренировки реакции подростков на трансформацию зон комфорта. Ход работы. «Сейчас один из вас, доброволец, должен выйти за двери. Остальные должны встать в круг и взяться за руки. После того как образуется плотное кольцо, необходимо «запутаться», не разжимая рук. Когда «клубок» будет готов, мы пригласим ведущего, который «распутает» группу». Можно провести путаницу еще раз, предложив кому-либо из группы «запутать» всех остальных, а другому ведущему распутать. «Драматизация с масками» (основное задание) Ход работы. «Сейчас каждый из вас возьмет в руки свою маску, которую изготовил на прошлом занятии. Мы уже знакомы с ними. Ваша задача— сначала придумать историю, в которой будут участвовать эти маски, а затем проиграть ее. В сюжете и драматизации обязательно должны быть задействованы все маски». Время на выполнение этого задания — 30 минут. Лучше не помогать подросткам придумывать историю. Они сами должны решить, кто будет сценаристом, кто — режиссером, 125 либо они найдут групповое решение. Когда история будет готова, можно помочь им, в случае необходимости, организовать пространство для драматизации. Поскольку важны спонтанность и импровизация, представление начинается без предварительных репетиций. Обсуждение. Участники возвращаются в круг. Каждому подростку предлагается рассказать о своих чувствах и переживаниях, связанных с работой, о том опыте (негативном или позитивном), который он получил. Драматизация, в которой наиболее полно реализуются основные принципы личностного роста подростков — событийность, театральность, демократичность, экологичность, — позволила подросткам «примерить» различные маски и роли, получая в психологически защищенной комфортной обстановке тот опыт, который они смогут применить в реальной жизни. Следующее за ней обсуждение происходившего направлено на то, чтобы они научились проговаривать свои переживания и принимать переживания других. «Покажи пальцем» (завершение работы) Задача. Реализация обратной связи в группе. Ход работы. Участники садятся в круг. Психолог просит каждого поднять вверх любую руку с вытянутым пальцем. Затем он предлагает показывать пальцем на того, кто, с точки зрения каждого участника, обладает определенным свойством. Он задает следующие вопросы: «Покажите самого активного сегодня. Самого веселого. Самого обаятельного. Того, кто сегодня удивил. Того, кто помог вам сегодня. Того, кто был звездой группы. Того, кто особенно много шутил и т. д. » ЗАНЯТИЕ 5. «МНОГОГРАННОЕ „Я" » «Шеренга» (разогрев) Задачи. Осознание невербальных средств установления контакта, апробация их в безопасных условиях группы, предоставление шанса проверить свои возможности установления контакта в различных ситуациях, понять, что при установлении контакта не существует универсальных средств и правил, что, 126 прежде всего, необходимо ориентироваться на человека, с которым взаимодействуешь. Ход работы. «Сейчас вам предстоит построиться в шеренгу по цвету глаз: от самых светлых к самым темным. При построении запрещается разговаривать. Итак, начали». На построение дается 2 минуты. Затем предлагается построиться по цвету волос: от самых светлых к самым темным. Условия те же. Последнее задание самое сложное: необходимо построиться по росту с закрытыми глазами и не разговаривая. По окончании психолог может задать вопросы: «Что вы сейчас чувствуете? », «Что вам больше всего понравилось? » и др. Коллаж «Грани моего „Я" » (основное задание) Ход работы. «Необходимо вырезать из газет и журналов картинки, лозунги, слова, части текста и из них на листе бумаги составить композицию на заданную тему. Если в композиции чего-либо не хватает и этого не нашлось в предлагаемых журналах, то вы можете дорисовать или дописать все необходимое самостоятельно». Во время работы над коллажем может звучать приятная музыка. Время работы — 30 минут. Обсуждение. Все участники возвращаются в круг и представляют свои коллажи. Хорошо, если подростки раскроют значение каждого символа в их коллаже. Это позволит глубже осознать составляющие Я-концепции каждого. «Комплименты» (завершение работы) Задачи. Стабилизация и повышение самооценки подростков, актуализация их личностных ресурсов. Ход работы. Участники делятся на две группы и образуют два круга, од
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|