Обсуждение. • Теперь, когда вы знаете, что «доброе слово и крысе приятно», вспомните кого-нибудь из ваших знакомых, чье настроение всегда кажется плохим
Обсуждение. • Легко ли было выдрессировать Крысу? • Можете ли вы придумать способы формирования поведения, которые могли бы улучшать взаимоотношения людей? • Дает вам этот эксперимент какие-нибудь ключи к пониманию того, как на поведении людей может сказываться влияние их сверстников? 147 • Теперь, когда вы знаете, что «доброе слово и крысе приятно», вспомните кого-нибудь из ваших знакомых, чье настроение всегда кажется плохим. Может быть, это просто неприятный человек. Но подумайте, как вы можете изменить его поведение? Могут ли ваши собственные действия или слова повлиять на его поведение по отношению к вам? «Я на перекрестке дорог» (рисование) После разминки рук участникам предлагается нарисовать себя на перекрестке дорог, на котором обозначены направления дальнейшего движения. После этого участников группы просят на этом же рисунке дорисовать тех людей или обстоятельства, которые влияют на выбор пути. «Части моего „Я" » (рисование) Участникам предлагается вспомнить, какими они бывают в разных ситуациях, в зависимости от обстоятельств (возможно, порой они действуют так не похоже на самих себя, будто они другие люди), как они ведут внутренний диалог, и попытаться нарисовать эти разные части своего «Я». Это задание не требует хороших изобразительных навыков, изображение «частей» может быть символическим. «Окно» (завершающее упражнение) См. занятие 1. «Четыре моих „Я" » (домашнее задание) Необходимо нарисовать четыре своих «Я»: реальное, воспринимаемое с внешней стороны, идеальное, будущее. ЗАНЯТИЕ 7. «ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА» Задачи: 1) актуализация опыта и знаний, относящихся к эмоциональной сфере;
2)тренировка умения выражать свое эмоциональное состояние и понимать его. 148 «Ритмическое эхо» (разминка) См. занятие 1. «Четыре моих „Я" » (обсуждение домашнего задания) По итогам домашнего задания к занятию 6. «Имена чувств» (упражнение) Участники записывают столько «имен» чувств, сколько смогут. Тот, кто записал наибольшее количество, зачитывает их. Остальные ищут совпадения «имен» из своего списка с «именами» других членов группы. В результате с большой вероятностью они назовут наиболее известные эмоции и эмоциональные состояния. После этого психолог может кратко объяснить им, в чем разница между эмоцией и эмоциональным состоянием. При наличии времени это задание можно дополнить, предложив модификацию методики «Карта страны чувств» (Т. Д. Зин-кевич-Евстигнеева). Участникам предлагается нарисовать самих себя во весь рост в двух проекциях (вид спереди, вид сзади), а затем отметить, в каких местах тела они чувствуют обиду, страх, радость и т. д. «Зеркало» (упражнение) Ход работы. Один из участников показывает соседу какую-либо гримасу, изображающую переживание определенного чувства. Тот, в свою очередь, как можно точнее «передразнивает» его и передает дальше своему соседу. «Гримаса» передается по кругу. Упражнение заканчивается, когда гримаса возвращается к первому участнику. Таким же образом «передаются» еще несколько эмоций. Обсуждение. • Каков механизм узнавания чувств? • Какие мышцы задействованы в выражении чувств? • Бывают ли бесполезные или стопроцентно вредные чувства? • Бывают ли чувства, не приносящие абсолютно никакого вреда? 149 Ход работы. При наличии времени участникам можно предложить исследовать отдельно два чувства: любовь и гнев. Им предлагается таблица, заполнять которую они могут самостоятельно или работая в парах.
После заполнения таблиц ответы участников озвучиваются.
«Ощущения» (рисование) Ход работы. Проводится разминка. Лист формата А4 складывается так, что на нем образуются 8 ячеек, в которых участники должны карандашом нарисовать свои ощущения гнева, радости, спокойствия, депрессии, энергичности, женственности, болезни и любого на свой выбор состояния. «Каждый рисунок выполняется линиями. Вы можете использовать для рисунка одну линию, много линий, можете покрыть всю ячейку линиями, если считаете, что именно так вы сможете передать свои ощущения. Вы сами выбираете, наносить длинные штрихи или короткие, тонкие или широкие, нажимать на карандаш сильно или слабо. Если нужно, пользуйтесь резинкой. В каждой ячейке поочередно нарисуйте то, что для вас олицетворяет написанное внизу слово. Ограничение: вы не должны рисовать никаких картинок или пользоваться какими-либо символами (звезды, сердца, молнии, геометрические фигуры и т. п. ). Используйте только линии — быстрые, медленные, светлые, темные, гладкие, шероховатые, ломаные, плавные— какие вы считаете подходящими для того, что пытаетесь выразить. Передайте линиями, как ощущается вами это эмоциональное состояние». Обсуждение. • Ваш рисунок делает ваше чувство видимым. Опишите, какими линиями вы выразили ваши ощущения? • Сравните все рисунки гнева, радости и т. д. 150 «Окно» (завершающее упражнение) См. занятие 1. «Раннее эмоциональное воспоминание» (домашнее задание) Участникам группы предлагается нарисовать одно из их самых ранних воспоминаний, связанных с сильными чувствами. ЗАНЯТИЕ 8. «МОИ ПРОБЛЕМЫ» Задачи: 1) осознание своих сильных и слабых сторон, положительных и негативных качеств; 2) обучение распознаванию своих проблем и нахождению способов их решений, преодолению трудностей, мешающих полноценному самовыражению. «Ритмическое эхо» (разминка) См. занятие 1. «Ода Лени» (обсуждение домашнего задания) Участники зачитывают свои рассказы о Лени. В дополнение можно предложить им прослушать сказку Д. Соколова «Лень» [27]. По окончании прочтения подростков просят порассуждать о положительных и отрицательных свойствах лени, ее месте в жизни каждого из членов группы.
«Преодоление» (упражнение) «Жизнь— это борьба. Эту формулу вы, безусловно, слышали много раз. Но с ней можно и не соглашаться, спорить. Действительно, лучше жить в мире и согласии с собой и окружающими. Между тем жизнь часто ставит перед нами серьезные проблемы, создает препятствия, которые нужно преодолевать. Именно это в значительной мере стимулирует рост и развитие личности. 151 Вспомните о тех препятствиях, которые вам пришлось преодолевать за последнее время. Найдите то общее, что помогло вам справиться с этими трудностями. После того как вы закончите, мы выслушаем всех, уделяя особое внимание способам преодоления препятствий. Мы составим общий перечень и назовем его «Преодоление». У каждого из вас в трудную минуту будет под рукой наш общий опыт успешного преодоления трудностей». «Мой дракон» (рисование) «Все мы читали сказки, легенды о смелом воине, убивающем дракона или Змея Горыныча. Помните, как было страшно, когда богатырь отрубал у дракона одну голову, а на ее месте тут же вырастала другая? И казалось, этому не будет конца. Дракон (он же Змей Горыныч) непобедим. Но слетала еще одна голова и еще. И вдруг оказывалось, что дракон обезглавлен, побежден. Говоря современным языком, количество запасных голов было ограничено. У каждого из нас есть свой дракон. Он появляется как маленький, почти безобидный дракоша, но, если его вовремя не уничтожить, он может вырасти и стать опасным для самого человека и всех его близких. Почти каждый из нас в один прекрасный момент решает убить своего дракона. Но у того на месте отрубленной головы вырастает другая, потом третья. И мы часто отступаем. Не боремся с драконом, а приручаем его или стараемся «поселить» его как-нибудь так, чтобы его никто не заметил. И тогда остается только удивляться: почему из скромного, тихого дома вдруг вырываются клубы пламени и время от времени вдруг слышится рык дикого зверя, а иногда даже вдруг качается земля. Самое обидное, что, занятые своим драконом, мы не можем и не успеваем сделать больше ничего.
Поэтому лучше всего воевать с драконом, пока он еще мал и пока у его хозяина еще достаточно сил. Самое главное — помнить, что количество голов у него не беспредельно и его можно победить. Нарисуйте сейчас своего дракона, назовите его в целом и каждую голову в отдельности». 152 «Победа над драконом» (сочинение сказки) Дается задание придумать сказку о том, как каждый из участников будет сражаться и в результате победит своего дракона. История может быть изображена в виде комикса, представлена в виде рассказа или сценария к фильму. Желающие могут объединиться в группы и придумать общую историю, но драконов и героев должно быть столько же, сколько участников. «Окно» (завершающее упражнение) См. занятие 1. «Мой герб» (домашнее задание) Участникам предлагается изобразить свой герб, который отражает их жизненное кредо, отношение к себе и к миру в целом. ЗАНЯТИЕ 9. «ДОМ МОЕЙ ДУШИ» Задачи: 1) определение личностных ценностей; 2) формирование способности понимать невербальное поведение; 3) актуализация личностных ресурсов; 4) повышение уверенности в себе; 5)групповое сплочение. «Ритмическое эхо» (разминка) См. занятие 1. «Ранние воспоминания» (обсуждение домашнего задания) Участники демонстрируют рисунки одного из своих ранних воспоминаний о событии, сопровождаемом яркими, сильными чувствами, выполненные в качестве домашнего задания. 153 «Дом моей души» (рисование) Ставится спокойная, мелодичная музыка. Участникам вначале предлагается представить место, где им хорошо, их самое любимое место, и рассмотреть пейзаж вокруг. Затем их просят мысленно построить там дом и постараться запомнить все детали образа. И в заключении — нарисовать увиденный образ. Когда все работы будут выполнены, ребята делятся своими рисунками и впечатлениями от задания. «Оптимисты и пессимисты» (упражнение) Ход работы. Участникам группы предлагается составить два списка. В первом из них необходимо закончить предложения (не меньше 5), которые начинаются со слов «Чувствовать себя счастливым хорошо, потому что... », во втором— предложения «Чувствовать себя несчастным хорошо, потому что... ». Обсуждение. Все списки оглашаются, ребята рассуждают о том, кем все же в большей степени им нравится быть: оптимистами или пессимистами. «Цепочка хороших и плохих следствий» (игра) Задачи. Развитие быстроты мышления, смелости высказывать свои мысли, находчивости и уверенности. Ход работы. Ведущий называет исходную ситуацию и спрашивает первого участника: «Что в этом хорошо? » Первый участник отвечает. Ведущий спрашивает второго уже в связи с полученным ответом: «А что в этом плохо? » Третьему он вновь задает вопрос: «Что в этом хорошо? », четвертому — «Что в этом плохо? » и так далее.
Другой вариант той же самой игры: ведущий задает по очереди пару строго повторяющихся вопросов: «Это хорошо, потому что?.. », а после ответа новый вопрос: «Это плохо, потому что?.. », затем «Это хорошо, потому что?.. » и т. д. Например, исходная ситуация: «промочить ноги». Промочить ноги — это плохо, потому что... можно заболеть. Заболеть— это хорошо(! ), потому что... не надо ходить в школу. Не ходить в школу— это плохо, потому что... скучно сидеть дома. 154 Скучно сидеть дома— это хорошо, потому что... научишься играть самостоятельно. Играть самостоятельно— плохо, потому что... отвыкаешь от детей. Отвыкать от детей — хорошо, потому что... когда меня увезут в деревню, я не буду скучать. И т. д. Можно начать разговор и с обратного вопроса, например: Промочить ноги — это хорошо, потому что... узнаешь, что текут ботинки. Узнать, что текут ботинки, — плохо, потому что... надо покупать новые. Покупать новые ботинки— это хорошо, потому что... в новых ботинках можно безбоязненно ходить по лужам. Ходить по лужам — плохо, потому что... будет ругать мама. Когда ругает мама— это хорошо, потому что... она меня чему-то учит... Задача ведущего — безошибочно чередовать вопросы «хорошо» и «плохо». «Дерево» (коллективное рисование) Ход работы. Участникам предстоит нарисовать рисунок одного дерева таким образом, что каждый из них будет рисовать какую-то отдельную его часть. Им раздаются листы формата А4. Участники должны, не разговаривая(! ), выбрать каждый для себя ту часть дерева, которую они будут рисовать, и изобразить ее. Затем нарисованные части стараются объединить в целое — большое дерево.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|