Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ссора. Обсуждение.




Ссора

Встретились однажды на лесной полянке Зайчонок и Мед­вежонок.

— Эй, Медвежонок, давай играть! — прокричал Зайчонок в самое ухо Медвежонку, прыгая от нетерпения на месте.

— Давай, а во что мы будем играть?

— В догонялки. Я, чур, убегаю, а ты догоняешь!

Начали зверята играть, да только ничего у них не вышло. Как ни старался Медвежонок поймать Зайчонка, ничего у него не получалось.

— Так нечестно, ты слишком быстро бегаешь!

— А ты пошевеливайся быстрее! Что ты ползаешь, как че­репаха!

Расплакался Медвежонок от обиды и домой ушел. А Зайчо­нок дальше по лесу побежал. Прибежал он к речке, а там Боб­ренок с Барсучонком замок из песка строят.

— Ух ты, какой замок! Я тоже с вами строить буду, — вос­кликнул Зайчонок.

— Строй, только сначала тебе нужно воды из речки прине­сти, чтобы песок намочить, — ответили зверята.

— Вот еще, я лучше башню вот эту поправлю, а то она у вас кривая какая-то.

С этими словами Зайчонок ткнул в самую большую башню лопаткой, и она упала.

— Что ты наделал! Уходи от нас. Мы не хотим с тобой играть!

— Подумаешь, не очень-то и хотелось. Вот вам за то, что вы такие!

И Зайчонок прыгнул в самую середину тщательно постро­енного сказочного Замка, а потом побежал дальше по лесной тропинке. Тропинка вывела Зайчонка прямо на поляну, где ве­селились зверята, ученики лесной спортивной школы.

— Эй, во что это вы здесь играете?

— В футбол. Хочешь с нами играть?

— Тоже мне, игроки нашлись! Смотрите, как надо! Зайчонок выбежал на середину поляны, оттолкнул Енота,

ударил Лисенка, сделал подножку Бельчонку, так, что тот упал и кубарем покатился прямо в кусты репейника. Затем Зайчо­нок схватил мяч и побежал к воротам.

— Ты что маленьких обижаешь! — закричал Волчонок. — Уходи, мы не хотим с тобой играть. А то как наподдам сейчас!

Зайчонок испугался, бросил мяч и убежал в лес.

С тех пор стало Зайчонку скучно и одиноко. Никто не хотел с ним дружить. Все звери или убегали, или прогоняли Зайчонка, а он только хорохорился и говорил, что ему и так никто не нужен. Но вот однажды Зайчонок в одиночестве гулял по берегу реки, не заметил на пути кочку, споткнулся и полетел прямо в воду.

67

— Спасите, помогите, тону! — закричал Зайчонок, ведь он совсем не умел плавать.

Зверята услышали крик Зайчонка и всей гурьбой броси­лись ему на помощь. Они вытащили его из воды и помогли дойти до дома. Задумался Зайчонок: «Что же я всех зверят обижал? Они вон какие хорошие. Меня в беде не оставили, спасли от гибели. Надо обязательно попросить у всех проще­ния». И в самом деле, Зайчонок попросил прощения у каждого, кого когда-то обидел. Зверята простили Зайчонка и стали дру­жить с ним. А Зайчонок никогда никого больше не обижал. Он стал помогать тем, кому нужна была помощь, придумывать разные игры, делать только добрые дела. И все лесные жители очень полюбили Зайчонка и стали гордиться тем, что он живет рядом с ними.

Когда сказка рассказана до конца, психолог говорит:

«Дорогие мои Волшебники! Мы сегодня с вами славно по­трудились. Мы создали сказочную страну, рассказали историю о ее жителях. А теперь нам пора возвращаться домой. Давайте поставим все фигурки на место и с помощью нашего волшеб­ного зеркальца отправимся в обратный путь.

(Все дети ставят фигурки на место, по очереди смотрятся в зеркальце, песочница снова накрывается тканью. )

Вот мы и вернулись. А теперь расскажите, пожалуйста, в какой сказке мы сегодня побывали? Какие герои там были? Что происходило? Чем закончилась сказка?

Здорово, ребята! Нам было очень интересно в сказочной стране. А сейчас я хочу вам предложить поиграть в одну очень интересную игру. Мы сейчас будем разыгрывать разные ситу­ации, которые могут происходить с нами в жизни».

Предлагаются следующие ситуации:

• Два мальчика поссорились, нужно их помирить.

• Ты и твой друг хотите играть одной и той же игрушкой.

• Твой друг обижен на тебя, извинись перед ним и попро­буй помириться.

• Твой друг попросил поиграть твою любимую игрушку, а отдал ее сломанной.

• Ребята из вашей группы играют в интересную игру, а ты опоздал в детский сад и пришел, когда игра уже нача­лась. Попроси, чтобы ребята и тебя приняли в игру. Что ты будешь делать, если ребята не захотят принять тебя?

68

Дети в парах по очереди разыгрывают вышеописанные ситуации. Можно использовать для проигрывания и те ситуа­ции, которые возникают в ходе реальной игры. При проигры­вании хорошо использовать такой прием, как «обмен ролями», когда дети меняются ролями в ходе проигрывания. Это дает конфликтному ребенку хорошую возможность почувствовать себя в роли слабого и обиженного.

«Давайте теперь возьмемся за руки и улыбнемся друг другу. На этом наше занятие заканчивается. До свидания! »

ДЕНЬ ЗА ДНЕМ В СТРАНЕ ФАНТАЗИЯ

(Н. А. САКОВИЧ)

Программа развития самосознания детей 6-9 лет

Время. Продолжительность каждого занятия составляет 50-60 минут.

Необходимые материалы. Магнитофон, аудиозаписи (ре­лаксационная и др. музыка), большое зеркало, свеча, песочница и фигурки для песочницы, изобразительные материалы (каран­даши, краски, кисти и др. ), бумага разного формата, цветная бумага, старые журналы, ножницы, клей, различные куклы, мас­ки, костюмы сказочных героев или элементы костюмов, грим.

Рекомендуется иметь также фотоаппарат для съемки наи­более интересных работ и ключевых моментов программы. Это важно не только для протоколирования работы. Фотографии работ могут стать для детей эмоционально положительным ресурсом на долгое время.

ЗАНЯТИЕ 1. «ПУТЕШЕСТВИЕ НАЧИНАЕТСЯ»

Задачи:

1)создание мотивации на совместную работу;

2) развитие творческих способностей;

3) знакомство с групповыми нормами.

Ритуал входа в сказку

На входе в комнату ставится большое зеркало. Дети под­ходят к нему, смотрятся в него и прризносят волшебные слова

«В зеркале я отражусь, где захочу— там окажусь! », после чего оказываются в комнате, где будет происходить занятие.

Ритуал повторяется в начале каждого занятия.

«Мы с вами благодаря волшебному зеркалу попали в стра­ну под названием Фантазия. Кто из вас знает, что такое фанта­зия и что значит «фантазировать»? (Детям дается возможность как можно полнее ответить на этот вопрос. )

Да, это действительно удивительная страна. Она существу­ет потому, что мы мечтаем, фантазируем, воображаем. Стоит нам только придумать что-то необычное, не существующее в реальном мире, как оно сейчас же появляется в стране Фанта­зия и начинает жить своей жизнью. В этой стране живут все сказочные герои всех стран мира, все сны, все мечты различных людей и каждого из вас. Чем чаще мы мечтаем и фантазируем, тем богаче мир страны Фантазии. Здесь могут сбыться все ваши желания, сколько бы вы их ни загадывали. Давайте с помощью своей фантазии и изобразительных материалов, которые для вас приготовлены, оживим эту страну. Постарайтесь вложить в эту работу все свои самые сокровенные мечты и желания».

«Страна Фантазия» (групповой коллаж)

Необходимые материалы. Бумага, журналы, ножницы, клей, фломастеры, карандаши.

Ход работы. На листе ватмана, который размещается в центре стола или на полу, ребята с помощью предложенных материалов изображают страну Фантазию. Важно участие каж­дого ребенка. В это время звучит приятная «сказочная» музы­ка. Ведущий помогает детям выбирать картинки из журналов, вырезать их, приклеивать, размещать на ватмане. Хорошо, если будут заранее приготовлены картинки на различные темы, что позволит сократить время их поиска в журналах.

Обсуждение. Когда коллаж готов, необходимо провести обсуждение, во время которого каждому ребенку предлагает­ся рассказать о том, какие свои фантазии, мечты и желания он отобразил в коллективной работе.

Ход работы. «Мы с вами попали в Фантазию в очень не­простое для этой страны время. Ей угрожает ужасное Ничто — ничто больше не радует, ничто больше не интересует, ничто больше не привлекает ее жителей.

70

Человеческие дети к нам забыли путь.

Перестали верить книгам,

А Фантазия за то

С каждым часом, с каждым мигом

Превращается в Ничто...

Ничто— это то, что разрушает сказки, мечты, сны, фанта­зии взрослых и детей. Оно приходит к нам в виде плохого на­строения, грусти, злости, обиды. Грусть уничтожает радость, и вместо веселых песен слышится завывание холодного ветра. Злость разрушает любовь и замораживает наши сердца. Оби­да не дает нам быть счастливыми и свободными. И тогда, спра­шивая у грустного друга: «Что с тобой? », вы слышите в ответ «Ничто! ».

Ничто уже начало свой путь по стране Фантазии, так как многие люди грустны, обижены и злы. Они перестали мечтать и верить в чудеса. Там, где Великое Ничто уже побывало, вме­сто цветущего сада Надежд образовалось болото Печали. От­правляясь в наш путь по Фантазии, нам необходимо это боло­то преодолеть. Помните: продвигаясь по болоту, нельзя впа­дать в грусть и печаль. Как только надежда оставит ваше сердце, болото затянет вас, и вы не сможете продолжать свой путь».

«Болото» (игра)

Участникам необходимо перебраться через болото, грани­цы которого обозначаются психологом условно или очерчива­ются мелом на полу. Кроме этого, в границах болота распола­гаются кочки, на которые можно наступать, и кочки-ловушки, встав на которые игрок проваливается в болото и возвращает­ся к началу пути. Кочки можно сделать из бумаги или цветной пленки. Они должны быть небольшого размера и располагать­ся достаточно далеко друг от друга, тем самым создавая до­полнительные трудности для движения. Ребята выстраиваются друг за другом и начинают путь. Можно помогать и поддержи­вать друг друга. Если кто-то наступил на ловушку или упадет с кочки в болото, ведущий говорит об этом, и игрок возвращает­ся к началу пути. Эти кочки-ловушки не должны выделяться ни цветом, ни размером. Ребята должны в процессе игры сами их вычислить и избегать. Игра заканчивается, когда все благопо­лучно переберутся через болото.

71

«Мы прекрасно справились с первым препятствием, хоть многим из нас было очень нелегко. Сейчас мы подошли к краю болота. Здесь, уже многие тысячи лет живет мудрая Морла, громадная древняя черепаха. Ей одной ведомо все неведомое. Она подскажет нам, что мы должны сделать, чтобы спасти стра­ну Фантазию от гибели».

«Встреча с Морлой»

Необходимые материалы. Маска или кукла черепахи Морлы.

Ход работы. «Присаживайтесь на полянке (на стульчиках по кругу или на ковре)».

Появляется Морла: «Я рада видеть вас в Фантазии. Сейчас мало кто из детей сюда заглядывает. Разучились мечтать и верить в свои мечты, в себя, и поэтому нашей стране грозит опасность уничтожения. Но вы, я знаю, нам поможете. Я очень давно живу здесь и знаю, спасти Фантазию не может ни один из ее жителей. Это подвластно только детям из реального мира. Они должны пройти через трое ворот: ворота Волшебного Зеркала, Ворота Сфинксов и Ворота Без Ключа и обрести в пути семь чудесных умений:

• Уметь любить себя.

• Уметь любить других.

• Уметь слышать.

• Уметь видеть.

• Уметь говорить.

• Уметь дружить.

• Уметь творить добрые дела».

Морла исчезает. После этого психолог обращается к детям: «Морла ничего не объяснила нам. Что значит— уметь лю­бить себя? Давайте постараемся разобраться». (И так по всем семи умениям. Необходимо стараться включить в обсуждение всех ребят. )

«Волшебный Лес» (разминка)

Необходимые материалы. Магнитофон и аудиозапись звуков природы, леса.

Ход работы. «Дальше наш путь идет через Волшебный Лес. Он населен различными сказочными существами. И каждый из

вас сейчас имеет возможность превратиться в такое сказоч­ное существо. Прислушайтесь к музыке и превращайтесь. По­двигайтесь, как оно двигается, можете издавать какие-либо зву­ки. Постарайтесь превратиться в самое невероятное существо и передать в движении его характер, способности, его отличия от других (3-4 минуты).

А теперь мы сядем, и каждый по очереди нам покажет свое существо. Наша задача отгадать, что это за сказочный герой. Если такого героя раньше не существовало, мы попробуем рассказать о том, какой он, что он любит. И т. д. »

Постарайтесь выделить в этом упражнении положительные стороны каждого ребенка (через выделение важности его ска­зочного существа).

Ритуал выхода из сказки

Ритуал выхода из сказки такой же, как и ритуал входа. Этот ритуал должен повторяться в начале и в конце каждого занятия всю программу.

ЗАНЯТИЕ 2. «СВЕТ МОЙ, ЗЕРКАЛЬЦЕ, СКАЖИ... »

Задачи:

1) создание мотивации на познание себя;

2) знакомство с понятием «любовь к себе»;

3) развитие рефлексивных способностей; 4)развитие самосознания;

5) развитие воображения.

Необходимые материалы. Зеркало; заготовленные зара­нее листы бумаги, на которых нарисованы три зеркала; каран­даши цветные; свеча.

Ритуал входа в сказку

См. занятие 1.

Повторение материала

Рекомендуется начинать с этой процедуры каждое заня­тие. Важно еще раз обобщить приобретенные на прошлом

73

занятии знания и навыки, исследовать мысли ребят по поводу происходящего на занятиях.

«Фантазия рада встрече с вами. Давайте вспомним: где мы путешествовали в прошлый раз? Что с нами происходило? Что нового мы узнали? »

«Встреча с Зеркальным Оракулом» (упражнение)

Необходимые материалы. Маска или кукла Зеркального Оракула.

Ход работы. «Пройдя через болото и Волшебный Лес, мы оказались у ворот Волшебного Зеркала. Их охраняет Зеркальный Оракул».

Появляется Зеркальный Оракул: «Оракул Волшебного Зер­кала приветствует вас, смелые отроки. Сегодня вам предстоит пройти нелегкие испытания. Путники, проходящие через мои ворота, сталкиваются с самым необъяснимым, с самым непо­знанным в своей жизни — с собой. Иногда они ненавидят свое отражение, иногда боятся его, иногда считают его чужим... Прой­ти ворота смогут лишь те, кто знает, любит и принимает себя. А знаете ли вы того, кто отражается в зеркале? »

«Рисование в зеркалах» (упражнение)

Ход работы. Ребятам раздаются заранее подготовленные бланки, на которых нарисовано три зеркала. Под первым зер­калом находится надпись «Я глазами родителей». Под вторым — «Я глазами друзей». Под третьим — «Каким я вижу себя». Дети должны цветными карандашами нарисовать в зеркалах себя в соответствии с надписями.

Обсуждение. По окончании работы проводится обсужде­ние. Примерные вопросы:

• Что я знаю о себе?

• Каковы мои положительные и отрицательные стороны?

• Что объединяет и что различает три отражения в зерка­лах? И т. п.

Зеркальный Оракул: «Ну что же, попробуйте пройти через ворота Волшебного Зеркала».

74

«Зеркала» (игра)

Ход работы. Группа делится на пары, которые садятся друг напротив друга. По очереди каждый партнер становится то зеркалом, то смотрящим в зеркало (по пять минут на каждую из ролей). Задача смотрящего в зеркало — показать себя, свои любимые движения, настроения, мимику. Задача зеркала — все это точно отражать.

Обсуждение. По окончании проводится обсуждение:

• Каким увидело зеркало смотрящего в него человека?

• Как воспринималось собственное отражение?

• Что было наиболее сложным и наиболее простым в этой игре? И т. д.

«Мы прошли ворота Волшебного Зеркала и очень устали. Нам необходимо отдохнуть. Сядьте поудобнее и закройте гла­за. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха... »

«Улыбка» (релаксация)

«Во время каждого выдоха ты можешь почувствовать, как твое лицо все больше и больше расслабляется. Пусть с каждым выдо­хом расслабляется твой рот, нос, уши, лоб, глаза... Теперь вдох­ни глубоко-глубоко и задержи дыхание. Откинь голову назад, сделай сильный выдох, выдувая воздух как можно выше, чтобы он долетел до потолка... Повтори это еще раз. Теперь снова вдох­ни. И когда будешь сейчас выдыхать, постарайся улыбнуться. Почувствуй, как во время улыбки растягиваются твои губы и как напрягаются мышцы щек... Сделай это еще раз и попробуй улыб­нуться пошире. Представить себе, что видишь перед собой на рисунке красивое солнышко, рот которого расплылся в широкой дружеской улыбке. (Важно увидеть улыбку на лицах всех детей. )

Когда ты снова улыбнешься, почувствуй, как улыбка перехо­дит в твои руки, доходит до ладоней. Дыши и улыбайся... И ощущай, как твои руки и ладони наполняются улыбающейся силой солнышка.

Когда ты улыбнешься снова, почувствуй, как твоя улыбка спускается все ниже и доходит до ног, до самых кончиков ступ­ней. Ощути тепло солнца под подошвами ног.

Ощути улыбку во всем своем теле. Улыбаясь, ты хорошо чувствуешь себя с ног до головы, ощущаешь радость всеми клеточками своего тела. Ты любишь и принимаешь себя.

75

Теперь снова глубоко вдохни и задержи на мгновение ды­хание. Представь, что в твоей груди находится большой золо­той шар. Это настоящее солнце внутри тебя, внутри твоего сердца. Когда ты будешь сейчас выдыхать, пусть это солнце улыбается. Снова набери побольше воздуха, задержи дыхание и почувствуй, как солнце внутри тебя широко и дружелюбно улыбается. И когда ты еще пару раз так же глубоко вздохнешь и позволишь солнцу улыбнуться, ты сможешь заметить, как спокойно, безмятежно и радостно стало у тебя на душе. Ты и потом сможешь вызывать в себе это приятное чувство, вспо­миная картину улыбающегося солнца.

Теперь немного потянись и выпрямись. Открой глаза и снова окажись с нами в этой комнате».

Ритуал выхода из сказки

Аналогичен ритуалу входа. См. занятие 1.

ЗАНЯТИЕ 3. «СВЕТИ ТЕНЬ»

Задачи:

1) обобщение опыта, полученного на предыдущих занятиях; 2)групповое сплочение;

3) создание мотивации на познание себя;

4) развитие рефлексивных навыков;

5) развитие самосознания;

6) познание и принятие своих положительных и отрицатель­ных качеств;

7) развитие воображения.

Необходимые материалы. Альбом, карандаши цветные, журналы, ножницы, клей, связанная в виде паутины веревка.

Ритуал входа в сказку

См. занятие 1.

Повторение материала

См. занятие 2.

76

«Мои свет и тень» (упражнение)

Ход работы. «Пока мы путешествуем по Фантазии, Вели­кое Ничто отправило по нашим следам своих слуг. Их задача — напугать нас и остановить. Они — жители города призраков, дети тени. Чтобы достойно встретить их и не испугаться, мы должны познакомиться со своими тенями».

Альбомный лист делится на две части. На одной половине листа рисуются или приклеиваются образы, отражающие свет (хорошую сторону). На другой половине— все, что относится к тени (отрицательные черты характера).

Обсуждение. По окончании работы проводится обсуждение:

• Что означают свет и тень в каждом из нас?

• Каким будет человек, у которого отсутствует одна из этих составляющих?

• Для чего нужно знать себя? И т. д.

Дайте каждому ребенку возможность подробно рассказать о своей работе.

«Путешествие продолжается, и наш путь лежит через го­род призраков, где все заброшено и затянуто паутиной. Наша задача, если мы хотим двигаться вперед, — пройти через пау­тину, не потеряв при этом ни одного человека».

«Паутина» (упражнение)

Необходимые материалы. Паутина, связанная из веревок таким образом, чтобы в ней было столько отверстий, сколько детей в группе. Отверстия в паутине должны быть разного раз­мера, но с учетом того, что через них должны пролезть дети. Паутина натягивается, как волейбольная сетка, и закрепляется.

Ход работы. «Вам необходимо пролезть через паутину, не задев ее. Если кто-то задевает, возвращается на исходное место».

Важно, чтобы ребята помогали друг другу пролезать через отверстия в паутине. Игра заканчивается, когда препятствие преодолено.

«Пройдя через паутину в городе призраков, мы оказались на поляне «Четырех стихий». Только здесь возможно одновремен­ное существование воды, огня, воздуха и земли. Давайте позна­комимся с ними поближе».

«Четыре стихии» (разминка)

Ребята делятся на четыре группы. Первая группа— огонь, вторая — вода, третья — воздух и четвертая — земля. Под специ­ально подобранную музыку (например, «Времена года» П. И. Чай­ковского) ребятам предлагается с помощью движений как можно более полно передать свою стихию. Затем группы меняются так, чтобы в результате каждый показал все стихии.

Если к каждой стихии вы подберете свою музыкальную композицию, тогда группу можно не делить, а двигаться всем вместе, по очереди изображая каждую стихию.

Ритуал выхода из сказки

См. занятие 1.

ЗАНЯТИЕ 4. «НАВСТРЕЧУ ВЕЗЕНИЮ»

Задачи:

1) обобщение опыта прошлых занятий; 2)групповое сплочение;

3) создание мотивации на принятие других;

4) осознание своих границ и границ другого человека;

5) развитие рефлексивных навыков;

6) развитие самосознания;

7) развитие воображения.

Необходимые материалы. Кукла или маска Дракона Ве­зения, альбом, гуашь, кисти, баночки для воды, вода.

Ритуал входа в сказку

См. занятие 1.

Повторение материала

См. занятие 2.

«Значимый человек» (упражнение)

Ход работы. «Сегодня наше путешествие начинается со Ска­лы раздумий. Для того чтобы отправиться дальше по Фантазии,

78

каждый должен сейчас подумать о значимом для него человеке. Так устроена Фантазия. Если ты попал в нее, то обязательно дол­жен привести в нее других. Кого бы каждый из вас взял в это пу­тешествие с собой? Вспомните какого-нибудь человека, который играет важную роль в вашей жизни. Это может быть человек, ко­торого вы любите, или же человек, с которым вы часто ссоритесь. Закройте на минуту глаза и представьте себе, как этот человек выглядит, во что он одет, как он двигается...

А теперь, используя бумагу и гуашь, нарисуйте того чело­века, которого представили. Когда рисунок будет готов, поду­майте и напишите то, что он говорит, от первого лица: «Меня зовут... Я очень люблю... А еще мне нравится... И т. д. »

Затем напишите то, что вы хотели бы ему сказать, о чем хотели бы его попросить».

Обсуждение. В последующем обсуждении детям задают­ся следующие вопросы:

• Какого значимого человека для себя ты выбрал?

• Что в этом человеке тебе нравится?

• Было ли тебе трудно представить то, что другой человек говорит о самом себе?

• Хочешь ли ты чего-нибудь от этого человека?

• Как тебе кажется, не хочет ли он чего-нибудь от тебя? Ход работы. «В прошлый раз, когда мы знакомились с

четырьмя стихиями, мы разбудили Дракона Везения. Эти уди­вительные существа несут в себе свойства огня и воздуха, воды и земли. Они умеют плавать и летать, дышать огнем и путеше­ствовать в пещерах. Они верные спутники и приносят удачу. Питаются они любовью и теплотой, другая пища им не нужна. Давайте познакомимся с ним поближе».

Появляется Дракон Везения: «Как я рад проснуться и снова ощутить радость и счастье. Когда Ничто начало свой путь по Фантазии и стало кольцом смыкаться вокруг населяющих ее жителей, любовь и тепло — наша основная пища — исчезли. Вокруг только страх, уныние, грусть. Драконы Везения стали засыпать, попрятались в глубокие пещеры. Я так рад, что вы меня разбудили. Я чувствую вашу любовь и тепло. Силы воз­вращаются ко мне. Давайте поиграем, я так люблю играть, особенно гоняться за своим хвостом».

79

«Поймай хвост дракона» (игра)

Ребята выстраиваются в шеренгу, друг за другом. Первый в шеренге— голова дракона (можно надеть на него маску). Последний в шеренге — хвост дракона. Все дети в шеренге держатся друг за друга. Это и есть дракон. Под веселую музы­ку «голова» начинает догонять «хвост», а он — увертываться и убегать. Как только «хвост» пойман, на место головы и хвоста ставятся другие ребята, пока все не побывают в этих ролях. Для этой игры нужно достаточно свободного места, поэтому заранее освободите пространство от стульев, столов, всего того, что может помешать при движении дракона. Также необ­ходимо предупредить ребят о безопасности движения, чтобы никто не упал и не ударился.

Дракон Везения: «Как же мне понравилось с вами играть, я решил отправиться по Фантазии вместе с вами, ведь везение так необходимо, а еще важнее друзья рядом. Драконы Везе­ния не могут существовать в одиночестве, им обязательно нужны друзья, ведь вы же помните— мы питаемся любовью и теплом других. А вы могли бы существовать в одиночестве? А что для вас любовь и тепло других? А вы умеете дарить любовь и тепло другим людям? Какими способами можно выразить свои теплые отношения к другому? И т. д. »

«Подарок» (упражнение)

Дети встают в круг. Упражнение начинает ведущий. Необ­ходимо без слов, с помощью пантомимы показать и вручить подарок соседу слева. Он, в свою очередь, демонстрирует свой подарок (придуманный им) и передает соседу слева. Повто­ряться нельзя. Когда подарок получает и ведущий, можно пред­ложить ребятам рассказать: отгадали ли они, что им подарили, почему дарящие сделали именно этот подарок, какой подарок понравился больше всего и почему и т. д.

Ритуал выхода из сказки

См. занятие 1.

80

ЗАНЯТИЕ 5. «ГОЛОС ТИШИНЫ»

Задачи:

1) обобщение опыта прошлых занятий;

2)групповое сплочение;

3)развитие рефлексивных навыков;

4)развитие самосознания;

5)развитие восприятия и самовосприятия;

6) развитие внимание;

7) развитие воображения.

Необходимые материалы. Кукла или маска Дракона Ве­зения, музыкальные инструменты, кусочки тканей, пленки (обертки от конфет, фольга), вода в небольшой мисочке, пе­сочница (любая емкость с песком), емкость с небольшими ка­мушками (ракушками, фасолью, макаронами или др. ), аудио­запись звуков природы.

Ритуал входа в сказку

См. занятие 1.

Повторение материала

См. занятие 2.

«Тишина» (игра)

Ход работы. «Сегодня мы будем слушать. Фантазия на­полнена необыкновенными звуками. Чтобы не дать Великому Ничто поглотить и уничтожить их, мы должны научиться слы­шать и создавать новые звуки, наполняя тишину жизнью. Но прежде нам придется войти в храм из слоновой кости и встре­титься с тишиной. Этот храм принадлежит Детской Королеве — Королеве Фантазии. Раньше он был наполнен звуками радос­ти, детского смеха, музыки, волшебных превращений, но с тех пор как Ничто стало захватывать Фантазию, в храме посели­лась тишина.

Услышать случалось

Меня иногда,

Но видеть — не видел

Никто никогда.

81

Ведь я не имела Ни ног и ни рук, И все мое тело — Блуждающий звук. Давайте послушаем тишину...

Обсуждение. Спустя несколько минут детям предлагается ответить на следующие вопросы:

• Как звучит тишина?

• Какие звуки. живут в ней?

• Какого цвета тишина?

• А есть ли в ней запахи?

• Можно ли увидеть тишину?

«Драконьи прятки» (игра)

Ход работы. Дракон Везения: «Я научу вас играть в люби­мую игру драконов, в драконьи прятки. Для этого нужно быть очень внимательным и уметь слушать тишину».

В этой игре нужно быть очень тихим. Играют два ребенка: они — драконы. Им завязываются глаза, так что приходится рассчитывать только на свои уши. Все остальные дети стано­вятся вокруг них по периметру и ведут себя очень-очень тихо. Вначале драконы стоят в противоположных углах. Потом они начинают двигаться. Один должен услышать и поймать друго­го. Кто первый ловит, а кто прячется, дети решают сами. Все ребята должны побыть и в роли прячущегося, и в роли ловца.

Обсуждение.

• Что в этой игре было наиболее трудным?

• Все ли были настолько тихими, чтобы драконы могли хо­рошо слышать друг друга в тишине?

• В какой роли было сложнее, в какой легче?

Импровизации с музыкальными инструментами и другими материалами

Ход работы. «Сейчас мы будем наполнять тишину звука­ми. Они должны быть разными: тихими и громкими, плавными и резкими, гармоничными и дисгармоничными. Перед вами музыкальные инструменты. Вам предстоит выбрать любой из них по желанию и затем сыграть на нем. Играть мы будем по

82

очереди. Задача всех остальных— слушать новые звуки, рож­дающиеся в тишине, и запоминать, какие они, а затем мы об­судим то, что происходило».

Чтобы облегчить задачу, можно предложить ребятам сыг­рать музыку настроения, разных чувств, звуки мира животных и птиц и др.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...