Вопросы. 5. Знакома ли вам такая ситуация и те чувства, которые испытывал котенок? . Ход работы.
⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 11 Вопросы 1. Нарисуйте котенка таким, каким вы его увидели. 2. Какая часть сказки показалась вам наиболее яркой? Что вас в ней привлекло? 3. Как вы думаете, почему дети называли котенка злым? 4. Был ли он злым на самом деле? 5. Знакома ли вам такая ситуация и те чувства, которые испытывал котенок? 6. Как девочка смогла подружиться с котенком? Почему ей это удалось? 7. Сразу ли поверили дети в изменение характера котенка? Почему? 8. Чему учит эта сказка? 200 Услышать свой день (О. Чеснокова) На далеком острове Табу жил мальчик Рик. Родители у Рика были важные люди — и их никогда не было дома. Они целыми днями важничали: работа была такая. И воспитывали Рика... четыре бабушки и три дедушки. Всего семь человек. Это обычная история на острове Табу. Ведь там водятся птицы Ру, уносящие детей. Ах да! Вы их, наверное, не знаете. Ну, тогда все по порядку. С давних времен жили на острове дивные птицы неописуемой красоты. Взрослых людей они боялись и близко не подпускали. А вот с малышами играли целыми днями — лучше любой няньки. Так было, пока не завезли на остров чудо-машины. Взрослые были очарованы своими новыми игрушками. Теперь машины стирали, убирали, строили... А взрослые за ними ухаживали. И столько эти машины понастроили, что птицам стало негде жить, и они улетели с острова. Тогда стало происходить вот что. Многие дети начинали странно себя вести: им становилось скучно. Столько вокруг немыслимых красочных механизмов — а им все скучно. По ночам к таким детям прилетали птицы Ру. И через некоторое время дети исчезали — мелькнет за окном узорчатая тень, уносящая ребенка... и все. Хорошо, если получат родные письмецо непонятно откуда, мол, не скучайте, не ждите. Там, с птицами, детям было весело, и назад они не возвращались.
Да-а... Так вот, про нашего мальчика. Его бабушки и дедушки были, к счастью, родными Рика, а остальные — это те, кого странные птицы оставили без внучат. Главная задача у них, конечно, была — не дать Рику заскучать. Они и не давали: числовые вычисления, линейные построения, звездные наблюдения, веществостроение, словосписывание, песнопение и еще, и еще... В общем, все, что надо, чтобы побыстрее стать взрослым. И игрушек у Рика — не счесть: развивающие конструкторы, наиполезнейшие головоломки, информирующие роботы... У него было все. Но самой любимой игрушкой Рика и его постоянной спутницей была Большая Океанская Раковина, которую он когда-то нашел на берегу. Как же он всех бабушек и дедушек этой Раковиной извел! Рик уверял, что если приложить ее к уху и закрыть глаза, то сейчас же окажешься в самом счастливом дне своей жизни. У Рика это был день, когда он 201 нашел свою Раковину. Конечно же, всех своих бабушек и дедушек поочередно он заставлял сидеть с раковиной у уха, с закрытыми глазами — подолгу, чуть не каждый день. Что может быть глупее: ничего не видно и не слышно, да еще вон сколько уроков не пройдено. Бедные прародители теперь очень нервничали на занятиях. Идет, к примеру, урок линейного построения — так все фигуры чертятся прямо на полу, а в центре — Раковина. На музыкальном часу надо прыгать вокруг нее же. И выбросить эту проклятую Раковину нельзя: а что, если Рик заскучает?! И все же он заскучал. Все реже просил Рик послушать Раковину. Потом и вовсе оставил всех в покое. Тревога охватила весь дом. Даже родители на целых два часа оставили свои важные дела. На взрослом совете было решено не выпускать Рика из дома, пока он не подрастет, — ведь уже дважды видели люди над домом опасную тень птицы... (Пауза. Другим тоном. ) Рик исчез утром. Пришли взрослые— а в комнате никого. Записка на столе: «Будет время — послушайте Раковину». (Пауза. ) Вот и Раковина лежит. Великая скорбь охватила дом. Мы потеряли ребенка! Некого больше учить. Теперь есть время. И дедушка-математик взял Раковину и прижал к уху.
(Другим тоном. ) Через некоторое время дедушка воскликнул: «Ну конечно же, футбол». Счастливыми глазами глядя на остальных, он объявил, что самым лучшим днем в его жизни стал день, когда они с отцом вместе пошли смотреть футбольный матч. С надеждой вслушивались взрослые в нечто там, в Раковине. И каждый, каждый вспомнил тот свой особенный счастливый день, который остался в далеком детстве. Теперь они отдали бы весь мир, чтобы рассказать Рику о том, что они услышали и увидели, и что они поняли... Но он улетел навсегда. «И вовсе я не улетел! — воскликнул мальчик, выбираясь из шкафа. — Я хотел улететь завтра и нечаянно уснул. Но теперь я остаюсь — ведь я так сильно вас люблю! » Надо ли описывать вам, сколько радости, счастья и веселья было в доме! Сейчас этот дом называют домом, которому повезло. Рика — мальчиком, которому повезло с бабушками и дедушками. А важные родители теперь пораньше спешат домой, чтобы слушать всей семьей счастливые истории волшебной Раковины. 202 СКАЗКИ ДЛЯ РАБОТЫ С ПОДРОСТКАМИ И ВЗРОСЛЫМИ Драгоценность (Н. Сакович) Пляжный песок двигался по направлению к морю. Каждая песчинка знала свой путь. Откуда приходило это знание? Неизвестно. Но как только песчинка появлялась на свет, она знала, что, если она дойдет до моря и ей повезет, через некоторое время она может стать жемчужиной. Набегавшая на песок волна лениво перебирала песчинки, грозно отбрасывая неподходящие. Не то чтобы она была очень строга, просто она выполняла свою великую миссию на службе морю. Песчинки, подгоняемые пляжным ветерком, торопливо бежали к волне, переливаясь на солнышке. Волна отбирала блестящие, прозрачные и чистые песчинки и быстро возвращалась с ними в море, где с шумом разбрасывала их в разные стороны. Дальше песчинки продолжали свой путь самостоятельно. Глубоко в море их ожидали маленькие раковины-жемчужницы. Каждая раковина встречала свою песчинку распростертыми створками. Этот момент был волшебным началом рождения прекрасных жемчужин.
А песок продолжал свой путь к морю... Однажды, когда солнце щедро дарило миру свое тепло, на море был штиль. Волна утомленно перебирала песочек, изредка советуясь с морем. Внезапно в ее ладони попала небольшая блестящая и прозрачная песчинка. Таких много было вокруг, но эту отличало то, что она была черна. Быть черной и прозрачной одновременно — удивительно. Волна подняла песчинку на гребне выше к солнышку, и та засветилась изнутри необыкновенным светом. Откуда взялась она тут, на этом пляже, неизвестно. Возможно, когда-то здесь было кострище и ветер разнес по пляжу крупинки остывших углей. Черная песчинка как будто помнила то пламя. Или оно было внутри нее? Волна задумалась. Что делать с находкой? Она отличалась от тех, которые привычно относились в море. Но оставить ее на берегу, отбросить волна не могла. На море поднимался ветер, стало штормить. Вздохнув, волна решилась отнести свою необыкновенную находку подальше в море, туда, где она в бешеном танце встречалась с другими 203 волнами. Подхватив «искорку», она ринулась в море, и через несколько минут вместе с фонтаном брызг песчинка полетела навстречу своей судьбе. Там, глубоко внизу, ее ждала прекрасная раковина-жемчужница. Прошло время. Песок так же двигался к морю... Волна часто вспоминала свою удивительную находку. Когда она бывала в море, она расспрашивала у его жителей, не встречали ли они на своем пути песчинку-«искорку». И вот однажды, когда из-за сильного ветра волна оказалась далеко в море, она услышала чарующее слух пение. Это пели русалки, собирающие жемчуг. В их песне воспевалась черная жемчужина, королева моря, великая драгоценность. Каждого, кто брал ее в руки, она освещала прекрасным внутренним светом, дарящим любовь и красоту. «Это моя „искорка" », — поняла волна. Быть одновременно черной и драгоценной удивительно? Сон (Н. Сакович) Она держала их в руках часто. Может быть, даже слишком часто. Ей нравилось, как песок, торопливо отмеряя время, пересыпался из одной части в другую и снова из одной части в другую... В этом действии как будто был заключен какой-то магический ритуал. Вместе с опустошающейся частью сосуда что-то опустошалось у нее внутри, и она с тревогой переворачивала часы, запуская новый ход времени. Иногда в эти минуты ей хотелось уснуть, может, и навсегда. Ведь сон, как никто другой, знаком с вечностью.
— Тесно. Душно. Да, душно, нечем дышать, — подумала она, — где это я? Кругом песок, и он движется. Я в какой-то воронке, а что это за стеклянный купол над головой? — Говорящая песчинка? — спросил кто-то. — Я не песчинка, я личность! — Если говорить умеешь, так сразу и личность. Посмотри вокруг, таких, как ты, тысячи, и у всех одна задача. — Какая? — Течь! Течет песок, течет и время! — А кто ты? — Я дух этих песочных часов. - Но я не хочу течь как все, я личность и хочу свободы! 204 — Посмотри вокруг. Ты в воронке, ты часть вечности. Ты песчинка и вместе с другими ты будешь вечно отмерять ход времени. — И время нельзя остановить? — Временем, которое измеряем мы, управляет человек. По его желанию время останавливается, и тогда все песчинки в часах застывают пирамидой в ожидании. По его желанию время оживает, и песчинки, кружась в водовороте, стремятся выполнить свой долг. — Но я не хочу! В это время водоворот времени захватил песчинку и вытолкнул в другую часть колбы. Это было похоже на рождение. Темнота. Удушье. Свет... Тяжело дыша, песчинка стала оглядываться. Через стекло она увидела приближающуюся к часам человеческую руку. «Нет! »— подумала она. Но человек вновь запустил время... Вздрогнув, она проснулась. Глупо, уснула средь бела дня. А что мне снилось? Она посмотрела на руку, сжимавшую песочные часы. Сон стал быстро восстанавливаться в памяти. — Нет! — Рука бросила стеклянную колбу на пол. Треск и свободные песчинки побежали в разные стороны. «Вечность — это не ограничение, а свобода выбора», — подумала она и улыбнулась. Колючка (И. Стишенок) Эта сказка рекомендуется для работы с теми, кто испытывает чувство острого одиночества, кому необходимо изменить взгляд на себя и свою жизнь. Сказка иллюстрирует работу психолога с членами коллектива. Цель: помочь ощутить себя единым целым и пережить радость взаимного принятия. На большой солнечной поляне росла одинокая Колючка. Конечно, она росла там не одна: вокруг было много разных цветов и трав, высоко в небе светило солнышко, пели птицы, но колючке казалось, что на свете она одна-одинешенька, и если кто и растет рядом, то одни только репейники — колючие, жесткие и холодные.
Поэтому Колючка ни с кем не дружила. Она гордо росла на полянке, смотрела в синее небо и размышляла: вот небо — 205 большое, чистое и светлое, а вот солнце— теплое, ласковое и нежное, но они так далеко от меня, так недосягаемы. А я одинока и привязана к земле. Она размышляла так изо дня в день, и все больше сжималась от одиночества, и все жестче становились ее иголочки. Но однажды утром случилось что-то необыкновенное. Колючка проснулась от чьего-то нежного прикосновения. Открыв глаза, она увидела солнечный Лучик. — Привет, —. сказал он ей. — Уже середина лета, все цветы цветут, а ты о чем думаешь? — Что значит — цветут? — удивилась Колючка, — я об этом ничего не знаю. — А ты посмотри вокруг и увидишь, — улыбнулся Лучик. Колючка оглянулась и впервые заметила, на какой большой, светлой и красивой поляне она растет. Рядом шелестели цветы — яркие и нежные, легкий ветерок ласково касался их и что-то нашептывал, а птицы пели веселые песни. — Как же так? — удивилась Колючка. — Вокруг такая интересная жизнь, а я ничего не видела, смотрела только в себя и грустила от одиночества. Как глупо! Лучик! — воскликнула она, — помоги мне стать такой же красивой, как эти цветы. Я очень хочу стать красивой! — Но это же так просто, — ответил ей Лучик, — доверься этому миру, открой ему себя, и все случится само собой. — Как это? — подумала Колючка, но все же выпрямилась, посмотрела по сторонам и улыбнулась. И вдруг все цветы улыбнулись ей в ответ. Колючка пошевелила корнями и почувствовала, как земля поит ее своими соками, подняла голову и ощутила, как согревает солнышко, пошевелила листиками и ощутила ласковое прикосновение ветерка. Птицы спели ей красивую песню, и Колючка вдруг расцвела. — Расцвела! Я расцвела! — воскликнула она. — Как это просто. И как сложно мне было к этому прийти. Спасибо тебе, Солнечный Лучик. Я смогла открыться и довериться миру, и мир протянул мне руку помощи. Он всегда готов помочь, а я об этом и не догадывалась. Красавица Колючка радостно трепетала — у нее начиналась Новая Жизнь. 206 Вопросы 1. О чем эта сказка? 2. Почему Колючка казалась себе одинокой? 3. Кто помог Колючке изменить взгляд на жизнь? Каким образом? 4. Что она сделала, чтобы расцвести? 5. Есть ли среди ваших знакомых кто-нибудь, похожий на Колючку? 6. Знакома ли вам такая ситуация и те чувства, которые испытывала Колючка? 7. Как можно помочь человеку, похожему на сказочную Колючку? 8. Чему может научить эта сказка? 9. Нарисуйте наиболее запомнившуюся вам картину сказки. Человек, который помнил о смерти (И. Шах) Однажды один дервиш сел на корабль, чтобы отправиться в морское путешествие. Увидев его на борту корабля, другие пассажиры, как водится в таких случаях, стали один за другим подходить к нему за напутствиями. Всем им он говорил одно и то же и, казалось, просто повторял одну из тех формул, которые каждый дервиш время от времени делает объектом своего внимания. Он говорил: «Зная, что твой конец неминуем, помни о смерти». Почти никто из путешественников не обратил особого внимания на этот совет. Но вот корабль поплыл. Много ли, мало ли он плыл, только вскоре разыгрался свирепый шторм. Матросы, а вместе с ними и все пассажиры в панике повалились на колени и стали молиться Богу. Считая себя почти погибшими, они по очереди возносили к небесам истовые молитвы, ожидая помощи свыше. Все это время дервиш без всяких движений сидел в стороне и спокойно о чем-то размышлял. Всеобщая паника словно бы его не касалась. Наконец ветер поутих, море успокоилось, и из-за туч выглянуло ясное солнце. Придя в себя, пассажиры обратили внимание на безмятежность дервиша и вспомнили, какое спокойствие он хранил среди всеобщего ужаса. — Разве вы не осознавали во время этого шторма, что только одни доски отделяли нас от смерти? — спросил один из них. — О да, конечно, — ответил дервиш, — я знал, что на море всегда так, но еще на суше я часто размышлял над тем, что в 207 обычной жизни, среди самых повседневных событий, нечто еще менее прочное отделяет нас от смерти. Вспыльчивый человек (И. Шах) Жил-был человек, который по малейшему поводу впадал в гнев. Многие годы наблюдая за собой, он пришел к выводу, что вся его жизнь полна непреодолимых трудностей из-за такой его вспыльчивости. Стал он думать, как бы ему избавиться от этой черты. И вот прослышал он об одном дервише, который, мол, обладает глубоким знанием. Пошел он к нему за советом. Дервиш сказал ему: — Ступай по такой-то дороге, пока не придешь к перепутью, где увидишь засохшее дерево. Стань под этим деревом и каждому прохожему предлагай напиться. Человек сделал, как ему было сказано. Прошло много дней, и люди стали его примечать; повсюду разнеслись слухи, что он взял на себя обет творить милостыню и следует особому курсу самоконтроля под руководством совершенного мудреца. Однажды один путник, который, видимо, очень торопился, отвернул голову, когда тот человек предложил ему напиться воды, и поспешно продолжал свой путь. Вспыльчивый человек крикнул ему вдогонку: — Постой, ответь на мое приветствие и испей воды, которую я предлагаю всем путникам! Но тот даже не обернулся. Он еще несколько раз окликнул его, но не получил никакого ответа. Возмущенный такой неучтивостью, человек тут же обо всем позабыл. Он быстро снял свое ружье, висевшее на сухом дереве, прицелился в удаляющегося грубияна и выстрелил. Пешеход замертво повалился на землю, и в тот же миг произошло чудо: сухое дерево расцвело. Сраженный пулей оказался закоренелым убийцей и был как раз на пути к совершению самого ужасного преступления в своей жизни. Птица и яйцо (И. Шах) Жила-была птица, которая не умела летать. Подобно бескрылым созданиям, она ходила по земле — хотя и знала, что некоторые птицы летают. Однажды в ее гнездо случайно попало яйцо летающей птицы, и она высидела его вместе со своими 208 яйцами. Вылупившийся птенец стал расти и развиваться, но присущая ему способность летать никак не проявлялась. Иногда он спрашивал свою приемную мать: — Когда же я полечу? И птица, привязанная к земле, отвечала: — Чтобы взлететь, ты должен быть настойчив в своем стремлении, как все птицы. Она ведь не умела преподать оперившемуся птенцу урок полета; она даже не знала, как вытолкнуть его из гнезда, чтобы он мог убедиться в своих силах. Странно, но птенец не замечал этого; чувство благодарности к приемной матери не позволяло ему осознать свое положение. «Если бы не она, — рассуждал он сам с собой, — я до сих пор оставался бы в яйце». А иногда он говорил себе так: «Тот, кому я обязан своим появлением на свет, конечно, научит меня летать. Это только вопрос времени, или, возможно, все зависит от моих собственных усилий; а может быть, для этого надо обладать какой-то высшей мудростью — других причин не существует. В один прекрасный день птица, которая привела меня к моему теперешнему состоянию, поднимет меня на следующую ступень». Приложение 2. ГРАФИЧЕСКАЯ БЕСЕДА «КРУГ ВОЛИ» (К программе «Мои сильные и слабые стороны») Данная методика направлена на уточнение и расширение представлений подростков и взрослых о волевом компоненте образа «Я», на активизацию интереса к волевой сфере личности. Она дает возможность соединить недифференцированные, до конца не осознанные переживания с их предметами. Беседа позволяет обнаружить и обсудить те смыслы, которые подросток вкладывает в понятия «воля», «сила воли», «волевые качества», и получить информацию о волевой сфере конкретного человека. В ходе консультационной беседы рекомендуется использовать приемы графического изображения, что позволит легче и быстрее установить контакт и сохранить результаты беседы. 209 Методику можно использовать как в индивидуальной, так и в групповой работе. Необходимые материалы. Стандартный чистый лист бумаги, 8 карандашей (красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, коричневый, серый, черный) и простой карандаш. Ход работы. 1. «Давайте вместе обсудим такую непростую тему, как умение управлять собой, своим поведением. Чтобы уметь владеть собой, необходимо обладать такой чертой характера, как воля. Воля — это сознательные действия, поступки, которые человек совершает для преодоления трудностей при достижении цели. Люди различаются между собой — у кого-то это получается лучше, у кого-то хуже. Нарисуйте круг. Это круг вашей воли. Полный круг— это 100%. Закрасьте на нем сектор, который покажет, сколько, как вы считаете, у вас силы воли. Вы можете закрасить весь круг или какую-либо его часть». 2. «Воля проявляется в целеустремленности, самостоятельности, решительности, настойчивости, выдержке, дисциплинированности, смелости, инициативности. Это — волевые качества. Их тоже, как и силу воли, можно оценить в самом себе. Для того чтобы определить выраженность волевых качеств, прежде необходимо понять, как они проявляются, какие у них признаки». Признаки решительности: • быстрое и обдуманное принятие решений при выполнении того или иного действия или поступка; • уверенное выполнение принятого решения без колебаний; отсутствие растерянности при принятии решений в затрудненных условиях и во время эмоционального возбуждения; • проявление решительных действий в непривычной обстановке. Признаки самостоятельности: • выполнение субъектом посильной деятельности без помощи и постоянного контроля со стороны (без напоминаний и подсказок выполнить трудовое, учебное задание и т. п. ); • умение самому найти себе занятие и организовать свою деятельность (приступить к подготовке уроков, обслужить себя, найти способ отдохнуть и т. п. ); 210 • умение отстоять свое мнение, не проявляя при этом упрямства, если не прав. Признаки дисциплинированности: • сознательное выполнение установленного в данной деятельности порядка; • соблюдение требований учителей, своевременное выполнение поручений, правил и т. п.; • добровольное выполнение правил, установленных коллективом; • соблюдение дисциплинированного поведения при изменении обстановки. Признаки настойчивости: • стремление постоянно доводить начатое дело до конца; умение длительно преследовать цель, не снижая энергии в борьбе с трудностями; • умение продолжать деятельность при нежелании заниматься или при возникновении возможности занятия другой, более интересной деятельностью; • умение проявить упорство при изменившейся обстановке (смена коллектива, условий труда и т. п. ). Признаки выдержки: • проявление терпения в деятельности, выполняемой в затрудненных условиях (большие помехи, неудачи и т. п. ); • умение владеть собой в конфликтных ситуациях (при спорах, незаслуженном обвинении и т. д. ); • умение сдерживать проявление чувств при сильном эмоциональном возбуждении (большой радости, негодовании и т. п. ); умение контролировать свое поведение в непривычной обстановке. Признаки смелости: • преодоление чувства страха; • сохранение присутствия духа перед опасностью, трудностями; • проявление верности своим принципам вопреки давлению со стороны других людей, откровенное выражение собственного мнения. Признаки инициативности: • проявление субъектом творчества, выдумки, рационализации; • участие в осуществлении разумного новшества, хорошего начинания, исходящего от других; 211 • активная поддержка коллектива в реализации намеченных планов. Признаки целеустремленности: • умение анализировать свои желания и выбирать приоритетные из них; • умение поставить перед собой цель, реально оценивая свои возможности; • умение осуществлять намеченное. 3. «А сейчас я предлагаю для каждого из перечисленных волевых качеств подобрать определенный, как вы считаете, наиболее подходящий цвет, и этим цветным карандашом нарисовать круг. У вас получится восемь кругов, соответствующих перечисленным волевым качествам». 4. «В каждом круге закрасьте ту часть круга, тот сектор, который соответствует, на ваш взгляд, степени выраженности этого качества у вас». 5. «Проранжируйте круги волевых качеств по степени за-крашенности секторов от наибольшего к наименьшему». 6. «Обсудите с партнером (психологом), насколько представления собеседника о своих волевых качествах соответствуют полученным данным, какие, по его мнению, качества развиты в достаточной степени, а над развитием каких качеств ему необходимо поработать». Если большинство кругов закрашены полностью или закрашенные части, сектора кругов очень малы, то с подростком обсуждается, действительно ли его волевые качества имеют такую высокую или такую низкую степень выраженности. Консультативная беседа в таком случае будет направлена на выработку адекватных представлений о своих волевых качествах. Методику можно провести еще раз после завершения кор-рекционной работы с целью анализа изменений в представлениях подростка о степени выраженности его волевых качеств. Обсуждение. Вопросы для анализа: • Сравните два бланка и расскажите, что изменилось. • Почему волевое качество стало больше, как вы думаете? • Почему волевое качество стало меньше, как вы думаете? Если в большинстве кругов закрашенные части увеличились или уменьшились, то, можно предположить, что произошли изменения в представлении подростка о своих волевых качествах. 2)2 В ходе подведения итогов работы обсуждается зависимость поведения от адекватности представления человека о самом себе, в частности, о своей волевой сфере. «Круг воли» ф. И.................................................. Возраст............ Дата Нарисуйте круг (это 100% силы воли) и отметьте в нем сектор, который, как Вы считаете, соответствует Вашей силе воли. Подберите те цвета карандашей, которые, как Вам кажется, соответствуют следующим волевым качествам, и отметьте сектора, отражающие степень представленности каждого из этих качеств в Вас самих: 213 Приложение 3. СЦЕНАРИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СПЕКТАКЛЯ «МОЙ МИР И Я» СЦЕНА 1 Пластический этюд «Рождение» (исполняет девочка). По зрительному залу проходят маленькие артисты и говорят: «Родишься ты — познаешь много; Познаешь много — найдешь дорогу; Найдешь дорогу— мудрее станешь; Мудрее станешь — любовь узнаешь; Любовь узнаешь— душа родится; Душа родится — жизнь состоится». СЦЕНА 2 Девочка смотрит сначала на все то, что ее окружает. Потом изучает себя и свое тело. Говорит: «Как мир меняется, и как меняюсь я сама, Лишь именем одним я называюсь. На самом деле то, что называют мной, Не я одна. Нас много, я — живая. Чтоб мысль моя остынуть не успела, я спрашиваю вас: Кто я? Кто я? Кто я? И что меня все это окружает? » (Девочка общается со зрителями. ) СЦЕНА 3 Появляется мальчик— Маленький принц— с большущей книгой, которая называется «Мой мир и я». Говорит: «Ты— человек, ты и сильный, и смелый, Своими руками судьбу свою делай, 214 Иди против ветра, на месте не стой, Пойми, не бывает дороги простой. Теперь, как прежде, не доверяют чудесам. На чудо не надейся — судьбой командуй сам. Все очень просто: ребенок мал, и мир огромен. Малыш беспомощен, а вы, взрослые, — всесильны. Мир не понятен, а вы знаете все. Вот с этих основ и начинается вхождение ребенка в мир, и именно вы, старшие, оказываетесь Всемогущими волшебниками, показывающими, как надо с миром обращаться. Ваши улыбки, шлепки, а потом и слова оказываются путеводителями, которые закладывают картину Мира. Ты, девочка, будешь слышать сказки, учить стихи, петь песни, смотреть мультфильмы — и, ставя себя на место героя, будешь идти вместе с ним по жизни. Герои сказок, как заботливые няни, шаг за шагом будут учить тебя знакомиться, дружить, мириться и прощать». СЦЕНА 4 Танец-композиция «Маленькая страна». Танцуют девочка, принц и другие сказочные герои, которых сами выбрали дети. СЦЕНА 5 Девочка. Кто ты, незнакомец? П р и н ц. Я — маленький принц. А это мои друзья, герои сказок. Вот тебе ключ от мудрой книги, где ты узнаешь много нового и интересного. Я верю в тебя, прощай. Девочка (читает название книги). Мой мир и я. Часть первая: Твое тело— дом твоей души. Музыкальная композиция «Знай свое тело». Книга (голос за сценой). Девочка, ты готова ответить на мои вопросы? Девочка. Да. Я тело и здоровье берегу, сама себе я помогу. Книга. Что ты будешь делать, чтобы твое тело было здоровым? 215 Девочка. Сначала я спрошу у своих друзей и близких, которые пришли к нам в гости. (Общение со зрительным залом. ) СЦЕНА 6 Девочка. Чтобы было здоровым мое тело: 1)буду есть полезную для здоровья пищу; 2) делать зарядку; 3) чистить зубы; 4) мыть руки; 5) расслабляться и почаще улыбаться. Принц. Правильно! Ты просто умница, девочка! А как ты теперь себя чувствуешь? Какие чувства у тебя появились? Девочка. Что значит «чувствуешь»? Я не знаю, что такое «чувства». Покажите мне их: где они лежат, какого они цвета, какой запах имеют? Принц. Я прощаюсь с тобой, девочка, а тебе уже настала пора читать новую часть книги. СЦЕНА 7 Девочка (читает). Часть вторая: Мир твоих чувств. Танец— композиция «Чувства». Все сказочные герои во время танца показывают с помощью мимики, пантомимы чувства радости, одиночества, любви, страха. Девочка. Так интересно! У меня много раз менялось настроение, выражение лица. А вы, зрители, заметили? (Общается с залом. ) Принц. Девочка, а какое чувство тебе хотелось бы еще раз пережить? Девочка. Наверное, любовь... Оно ведь самое сильное и самое главное человеческое чувство. Я люблю жизнь, люблю маму, папу, родных и близких людей, люблю родной дом, свою природу. А вы? (Спрашивает у сказочных героев. ) Сказочные герои (звуки природы). — Меня учили, что озера синие. Я не пишу. Я просто склонна вбежать в озера синие, мои любимые. 216 — Меня учили, что березы — белые. Я в выборе своем свободна: мои березы — смелые, любимые. — А я люблю ромашковое море. Жили-были на одном лугу веселые сестрички, белые реснички. И звались они — ромашки. Их было много-много. Однажды прилетел Ветер и рассказал ромашкам о далеком-далеком море. Ромашки кивали головками, ахали и тут же все забывали. И только самая маленькая ромашка никак не могла забыть эти рассказы. Ей так хотелось увидеть море. Она смотрела на белые облака, которые куда-то спешили, и мечтала о море. Танец-песня «Белые ромашки». Сказочный герой. Маленькая ромашка тянулась все выше и выше к облакам, к своим мечтам. Оглянувшись вокруг, она заметила, что стала выше своей родни. И одиночество охватило ее. Танец-песня «Тучи». Девочка. Как-то одиноко стало мне. Как часто меняются чувства и зависят они от Мира, в котором я живу. Принц. Стоп! Не разрешай себе плохое настроение. В одно окно смотрели двое. Один увидел дождь и грязь. Другой — листвы зеленой вязь. В одно окно смотрели двое. Пока мы живем, прекрасно любое мгновение нашей жизни, точнее, надо научиться быть счастливым в любой ситуации. Этому и посвящена следующая часть книги «Учись быть счастливым». СЦЕНА 8 Музыкальный этюд «Мальчик и старик». СЦЕНА 9 Девочка. Сегодня вместе с вами читали эту книгу, радовались и переживали. Давайте сейчас вместе и поиграем, потому что последняя часть нашей книги называется «Ты, да я, да мы с тобой». Танец-игра «Найди друга». 217 СЦЕНА 10. ФИНАЛЬНАЯ Принц. Остановитесь! Оглянитесь! Что за люди вокруг вас! Посмотрите в их лица, без обычных слов. Смотрите, и все. Девочка. Спасибо тебе за мудрую книгу. Ты просто волшебник! Принц. Я не волшебник, я только учусь, но ради тех, кого я люблю, я способен на многие чудеса. С помощью волшебных действий принц достает маленького живого цыпленка и дарит девочке. Девочка {цыпленку). Родишься ты — познаешь много; Познаешь много — найдешь дорогу; Найдешь дорогу— мудрее станешь; Мудрее станешь — любовь узнаешь; Любовь узнаешь— душа родится; Душа родится — жизнь состоится. Артисты и зрители желают друг другу счастья. Песня-игра «Мы желаем счастья вам». Принц. Весь наш коллектив психологического театра хотел бы видеть самые прекрасные свойства вашей души — верность, благородство, умение любить. Девочка. Обожаю, обожаю эти волшебные слова, которым никогда, никогда не приходит конец! ЛИТЕРАТУРА 1. Анн Л. Психологический тренинг с подростками. М., 2003. 2. Вачков И. В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. М.: Ось-89, 2001. 3. Величко В. В. и др. Инновационные методы обучения в гражданском образовании. Мн.: Медисонт, 2001. 4. Ермолаева М. Е. Практическая психология детского творчества. М., 2001. 5. Уроки театра на уроках в школе. Театральное обучение школьников 1-11 классов: Программы, методические рекомендации, сборник упражнений / Сост. А. П. Ершова. М., 1990. 6. Ефимкина Р. П. Детская психология: Метод, указания. Новосибирск: НГУ, 1995. 7. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. СПб., 1998. 8. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2002. 9. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по креативной терапии. СПб.: Речь, 2001. 10. Кон И. С. Психология ранней юности. М., 1989. 11. Крюкова С. В., Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвалюсь и радуюсь. М.: Генезис, 2000. 12. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль: Академия развития, 1997. 13. Менделл Мюриэл. Сказочные головоломки, или проделки коварного джинна. М.: Аст-пресс, 1998. 14. Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога. М., 1996. 15. Пезешкиян Н. Торговец и попугай. М., 1992. 16. Погосова Н. Погружение в сказку. СПб.: Речь, 2000. 17. Практикум по арт-терапии / Под ред. А. И. Копытина. СПб., 2000. 18. Прихожан А. М. Психология неудачника. М., 2001. \§. Родари Дж. Грамматика фантазии. М., 1990. 219 20. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: МПА, 1995. 21. Пропп В. Я. Морфология сказки. М., 1969. 22. Савкова 3. В. Техника звучащего слова. М., 1984. 23. Сакович Н. А. Использование креативных методов в коррекционно-развивающей работе психологов системы образования. Мн., 2003. 24. Самоукина Н. В. Психология оптимизма. М., 2001. 25. Соколов Д. Сказки и сказкотерапия. М.: Независимая фирма «Класс», 1999. 26. Станиславский К. С. Моя жизнь в искусстве. М., 1978. 27. Тамберг Ю. Г. Развитие творческого мышления ребенка. СПб., 2002. 28. Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой. М.: ACT, 2000. 29. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие. М.: Генезис, 1998. 30. Цукерман Г. А, Психология саморазвития. М., 1995. 31. Чернихович Е. Винни-Пух решает вслух. Гомель: ИПП СОЖ, 1995. 32. Черняева С. А. Психотерапевтические сказки и игры. СПб.: Речь, 2003. 33. Шах И. Зеркало совершенства: Суффийские притчи. М., 2000. 34. Шванцара Й. Диагностика психического развития. Прага, 1978. 35. Энде М. Бесконечная книга. Ташкент: Шарк, 1992.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|