Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

О творческом мышлении руководителя в управлении конфликтом




Кашапов М.М.(Ярославль)

Работа подготовлена при финансовой поддержке РГНФ; № проекта 07-06-00279а

На ведущих уровнях управления организациями существует ряд условий и обстоятельств, общей результирующей действия которых оказывается усиление личностной опосредованности деловых интеракций руководителей (А.Л.Журавлев, Ю.В.Синягин, В.А.Толочек, G.Donaldson & J.W.Lorsch, G.B.Graen et al., J.P.Kotter, H.J.Leavitt). Особую роль при этом приобретают средства организации мыследеятельности руководителя (высокоэвристичные объяснительные механизмы, прогностические конструкты, параметры динамического контроля и т.п.). Адекватное понимание закономерностей и механизмов личностно-психологического управления конфликтами возможно лишь при обязательном учете содержания того ситуационно-деятельностного (и шире – организационно-культурного) контекста, в котором оно реализуется. Приверженность руководителей официальным способам регулирования конфликтов и организационно-управленческих трудностей дестабилизирует систему деловых интеракций в «аппарате управления» организаций. Альтернативой официальным способам выступает творческого управление конфликтами, в основе которого находится актуализация образной его составляющей.

Какие образы целесообразно формировать у оппонента, с которым руководитель находится в напряженных, а, порой, и конфликтных отношениях? Образы, формируемые у оппонента, можно сгруппировать по следующим видам:

1. Образы абстрактные и конкретные – это образы восприятия, памяти, воображения. Посредством коррекции образов восприятия происходит прямое управление конфликтом. Коррекция осуществляется с помощью следующих приемов: 1) акцентирование, тонирование позитивных, конструктивных характеристик воспринимаемой ситуации; 2) учет фигурно-фоновых отношений характеризуется выдвижением на передний план тех характеристик ситуации, использование которых может способствовать более оптимальному разрешению конфликтной проблемы; 3) учет законов и эффектов социальной перцепции. Косвенное управление конфликтами осуществляется посредством следующих приемов целенаправленного конструирования образов памяти и воображения: 1) актуализация дистрессового опыта; 2) недоговаривание, недообозначение характеристик ситуации; 3) избыточная неопределенность (в мутной воде легче плавать). Образы воспринимаемые (восприятие) и воспроизведенные (память), созданные (воображение) бывают вербальными или невербальными, статическими или динамическими, и др. Динамический аспект характеризуется такими феноменами, как целостность – незавершенность, взаимосвязанность – автономность, статичность – динамичность, типичность – индивидуальность Враждебные аттитьюды являются предиспозициями к возникновению конфликтного поведения. Конфликт, в противоположность, всегда есть взаимодействие.

2. Образы метафорические (например, «у одних людей преобладает чувство локтя, а у других – ногтя»). Данный вид образов наиболее ярко проявляется в условиях базового конфликта дефензивной личности. Такой базовый конфликт характеризуется противоречием между стремлением проявить себя (мотив реализации, признания) и страхом «выйти из тени жизни» (М.Е.Бурно) как конфликтный смысл личности (В.В.Столин).

3. Образы-символы (например, «белая роза – символ любви, а черная – печали»). Человек в состоянии гнева реагирует с особой эмоциональной нагрузкой. Ситуация воспринимается не как источник информации, но как искра, разжигающая пламя. Это точный признак для опознания необъективности реакции. В тех случаях, когда человек воспринимает ситуацию как факт, он сталкивается лишь с трудностью разрешения самой ситуации. Если же она воспламеняет его, ему нужно заняться самоанализом до того, как он решит внести положительные перемены в ситуацию.

4. Образы модальные звуковые (словесные ассоциации), зрительные, обоняния. Например, на фоне контекста конфликтной ситуации из нашей памяти вдруг появляется какое-либо известное стихотворения знаменитого поэта или народная пословица: «Мир крепится дружбой людей», «Худой мир лучше хорошей ссоры», «Для того чтобы был мир необходимо желание обеих сторон, а для возникновения ссоры достаточно желания одной стороны». Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой истинный облик (И.Гете).

5. Образы рефлексивные или образы «Я» (например, «Я – человек» или «Я поставил себя на его место») Тот, кто знает, что делать, выигрывает единожды, а тот, кто знает, зачем – всегда! В конфликтной ситуации данный феномен характеризуется, нередко, преувеличением опасности реального конфликта и драматизацией происходящих событий. Рефлексивные образы могут быть успешно представлены в карте конфликта как графическом изображении элементов конфликтного столкновения с указанием проблемы, требующей решения, констатацией интересов и опасений сторон.

6. Образы понимания и интерпретации (опишите, какие образы были действительно поняты и пережиты Вами). Если Вы ждете, чтобы кто-то другой дергал вас за ниточки, быть Вам марионеткой. Мы любим людей за то добро, которое мы им делаем, и ненавидим их за зло, которое им совершаем (Л.Н.Толстой). Синтезирование точек зрения под углом рассматриваемой проблемы, способствует тому, что обобщенный образ конфликтной ситуации помогает справиться с конфликтной проблемой.

7. Образы репродуктивные и продуктивные. Демонстрируемые руководителями образцы (эталоны, модели, образы) коммуникативного поведения активно «иррадиируют» на более низкие уровни управленческой иерархии, воспроизводясь в процессах общения и совместной деятельности управленцев более низшего звена и рядовых сотрудников.

8. Образы адекватные (полные, всесторонне отражающие конфликт) и неадекватные односторонне, неполные, фрагментарно отражающие конфликт.

Стратегия творческого управления конфликтами строится на следующих принципах: принцип опережающего, превентивного воздействия; принцип разумной достаточности в реагировании на возникшую конфликтную проблему; принцип нелинейной оптимизации социального взаимодействия предполагает непрямое воздействие на участников конфликтной ситуации; принцип конструктивной доминанты в условиях конфликтного взаимодействия.

Процесс творческого управления конфликтами состоит из серии непрерывных, взаимосвязанных действий, включающих: целеполагание (в т.ч. принятие и реализацию решений), координацию совместных действий, контроль за соблюдением стандартов группового поведения и выполнением принятых решений. Управление конфликтами задает отношение субординации (упорядочение сверху вниз), координации (упорядочение горизонтально), реординации (упорядочение снизу вверх). Составляющим этих отношений являются продуктивность-непродуктивность (содержательная составляющая) и легкость-трудность (формальная составляющая) взаимодействия с каким-либо конкретным лицом.

Творческий потенциал в управлении конфликтом – внутренняя, энергетическая единица, стимулирующая появление различных творческих способностей. Творческий потенциал характеризуется не только способностью принимать нестандартные решения, проявлять активность в поведении, но и своеобразной способностью творчески относиться к себе, к своему труду, общению, взаимодействию с другими людьми, решению самых различных конфликтных ситуаций и вообще к жизни в целом.

Творческое разрешение конфликтной ситуации можно рассмотреть с четырех точек зрения: продукта; процесса; условий (способствующих или препятствующих творчеству); творческой личности. Творческое решение означает и преодоление противоречий. Причем речь идет не только об общем противоречии, состоящем в том, что решение требует знаний, которыми работник ещё не располагает, а о противоречиях в содержании знаний, которые вначале кажутся совершенно несовместимыми. В связи с этим представляется перспективным создание соответствующих образовательных программ. Без ситуации успеха неизбежен разрыв между знаниями и действиями, между академическим развитием личности обучаемого и его позитивным личностным развитием; между знаниями о внешних закономерностях и знаниями о внутренних закономерностях.

С учетом рассмотренных особенностей творческого мышления руководителя в управлении конфликтом нами была разработана программа мастер-класса.

Основные разделы мастер-класса творческого мышления профессионала «КРЕАТИВ»:

Раздел I. Как научиться творчески думать в условиях конфликтной ситуации?

Творческое мышление состоит из следующих семи основных мыслительных этапов, каждый из которых выполняет свою особую функцию (КРЕАТИВ - акро-стих):

1. К - Комплексный анализ решаемой ситуации означает всесторонний подход к восприятию, осмыслению и пониманию противоречий, составляющих ядро конфликтной ситуации. Исходная рефлексия. Разнообразный поиск

2. Р - Разнообразный, веерообразный поиск оптимального решения, позволяющий с минимальными затратами добиться творческого результата.

3. Е -Единодушное принятие решения. Единодушное, (сбалансированное между аргументами «за» и «против») согласованное принятие творческого решения. Обозначается сектор познания, в рамках которого может быть найдено несколько верных решений, поскольку актуализируется дивергентное мышление.

4. А – Активная реализация решения. Активная, целенаправленная реализация принятого решения. Акцентирование внимание на позитивных сторонах реализуемого решения (“Что я буду делать в случае победы?»).

5. Т – Текущий контроль. Текущий, тщательный, оперативный контроль за исполнением решения, в случае необходимости проведение соответствующей коррекции процесса реализации решения.

6. И – Интерпретация результатов. Интерпретация, истолкование полученных результатов. Импульс к дальнейшим творческим поискам на основе полученной обратной связи.

7. В – выводы, «вытяжка» - извлечение уроков на будущее, завершающая рефлексия.

Структура блока включает в себя краткую характеристику определенного качества творческого мышления. В каждом блоке описано, примерно, 17-19 интеллектуальных качеств. Все изучаемые на тренинге качества, а их более 110, в своей совокупности образуют творческое мышление профессионала. После рассмотрения конкретного качества участникам тренинга предлагаются тестовые задания, упражнения и другие тренинговые процедуры. Специфика тренинга состоит в том, что отдельные функции профессионала (исследовательская, самоактуализация, предметная, коммуникативная и др.) вычленяются и развиваются в специальную деятельность с тем, чтобы впоследствии в сокращенном и автоматизированном виде они включаются в целостную ткань работы профессионала. Готовность разрешить проблему означает отказ от попыток доказать, что оппонент не прав, поэтому целесообразно позабыть прошлое и начать все сначала.

Раздел II. Как творчески (бесконфликтно) реагировать на замечания? В контексте данного раздела отрабатываются приемы конструктивного реагирования на критику. Обучаемые овладевают базовым набором разнообразных приемов творческого реагирования на критику, а затем создают собственные приемы, которые соответствуют их индивидуальности. Совершенствуются умения в содержании критического замечания найти основу для творческого подхода к обсуждению возникшей конфликтной проблемы. На основе достигнутых успехов (если они не возникают спонтанно, то целенаправленно создаются «ситуации успеха») осуществляется обучение созданию способов творческого мышления профессионала. В ходе анализа 97 способов творческого мышления, предложенных по тематике мастер-класса, обучаемые конструируют собственные, авторские способы творческого разрешения профессиональной проблемной ситуации.

Раздел III. Тренинг личностного роста профессионала на основе гештальт-терапии. Цель данного раздела - формирование профессиональной компетенции, необходимой для осуществления творческого управления конфликтным взаимодействием. Особое внимание уделяется формированию терапевтических умений, необходимых для решения профессиональных задач в условиях напряженного межличностного взаимодействия. Профессионалу, работающему с людьми, важно обладать базовыми психотерапевтическими и консультативными умениями, крайне необходимыми для совладания психотравмирующей ситуацией. В такой оперативной помощи нуждается нередко и сам профессионал, а также те люди, с которыми он стремится разрешить конфликтную проблему.

Оценка эффективности тренинга проводилась по следующим критериям: адекватность, экономичность, оперативность, креативность профессионального мышления.

Таким образом, суть управленческой среды состоит в том, чтобы она создавала условия, необходимые для удовлетворения потребностей участников производственного процесса. Для этого нужно привести структуру управленческой среды в соответствие со структурой психики, которая по своему содержанию динамична, противоречива. Поэтому целесообразно применять меры, направленные на его развитие персонала. Важно, чтобы у сотрудников возникала потребность в повышении квалификации, а удовлетворение данной потребности позволит ставить не только профессионально цели и задачи, но и выбирать эффективные, адекватные поставленным целям, надситуативные средства, способы и приемы выполнения профессиональной деятельности. Именно надситуативный вектор мышления характеризуется преобладающим направлением мыслительных действий, проявляющихся в процессе творческого решения производственной ситуации. Психологически грамотное управления развитием и разрешением противоречий, составляющими ядро конфликта, позволяет конструировать благоприятную управленческую среду, в которой успешно проявляется и развивается творческая личность профессионала.

В разработанном нами подходе творческое разрешение конфликтной ситуации рассмотрено с четырех точек зрения: продукта; процесса; условий (способствующих или препятствующих творчеству); творческой личности. Творческое решение означает и преодоление противоречий. Причем речь идет не только об общем противоречии, состоящем в том, что решение требует знаний, которыми работник ещё не располагает, а о противоречиях в содержании знаний, которые вначале кажутся совершенно несовместимыми. В связи с этим представляется перспективным создание соответствующих образовательных программ. Оценка эффективности разработанного нами тренинга руководителей, работающих в различных организациях России, Украины, Казахстана проводилась по следующим критериям: адекватность, экономичность, оперативность, креативность профессионального мышления.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...