Козлов В.В., Шоманбаева А.О.
⇐ ПредыдущаяСтр 50 из 50 Использование психологической наукой категории ценностей и ценностных ориентаций крайне актуально в осмыслении современных этнических процессов в Казахстане. Это путь формирования национальной идеи и новой модели взаимодействия этносов; понимания процесса трансформации этничности, происходящего на стыке различных культур, и, наконец, создания механизмов предвидения и исключения национальной напряженности и конфликтов. В контексте нашего исследования ценностные ориентации – это интериоризированные личностью ценности этнических социальных групп в виде жизненных стратегических целей и мировоззренческих ориентиров, образующих этническую картину мира личности. /1-5,7,8/. Процесс интериоризации осуществляется через психологические механизмы, связанные с присвоением общего фонда смысловых образований (концепция Джакупова С.М.) /1-5/, механизм «сдвига мотива на цель» (концепция Леонтьева А.Н.), механизм идентификации, рефлексии и др. В данной статье изложены результаты исследования ценностей и ценностных ориентаций студенческой молодежи русского и казахского этносов г.Шымкента в процессе обучения. В исследовании нами использовалось теоретическое положение о том, что юношеский (студенческий) возраст является решающим периодом развития этнического самосознания, его упрочения и закрепления (Э.Эриксон, В.Ю. Хотинец, Ж.Т. Уталиева и др.). Как известно, русские и казахи относятся к народам с выраженной культурной дистанцией. Вследствие этого, мы предположили наличие особенностей в структуре ценностей студентов казахского и русского этносов, обусловленных этническими факторами социализации: опытом межэтнического взаимодействия и характеристикой этноконтактной среды (в нашем случае – полиэтничностью и моноэтничностью состава учебных групп).
Мы исходили из следующих специфических особенностей Южно-Казахстанской области, а именно: 1) Высокая полиэтничность региона 2) Исторический опыт совместного проживания и наибольший удельный вес в общей численности населениия казахов и русских в регионе 3) Тенденция к сокращению русского компонента (выезд за пределы РК), при этом – изменение этничности титульного этноса (за счет миграции оралманов) 4) Значительное численное превосходство титульного этноса над нетитульными этносами (русские в регионе представляют этническое меньшинство, а казахи выступают доминантным этносом -68,7 %). 5) Тенденция к увеличению представленности титульного этноса в этническом составе городов за счет притока сельских жителей. Вышеизложенное предопределило решение задачи установления сходств и различий в структуре ценностей молодежи казахского и русского этносов в диапазоне размерности "индивидуализм - коллективизм". В качестве респондентов нашего исследования выступили 402 студента казахской и русской национальности, обучающиеся на русском и казахском отделениях экономического, исторического и психологического факультетов Южно-Казахстанского Государственного Университета им. М. Ауезова (ЮКГУ) и Шымкентских филиалов Казахстанско-Российского института (КРИ) Современной Гуманитарной Академии(СГА), Балтийского Государственного Технического Университета (БГТУ, г. Санкт-Петербург). Опрошено 240 респондентов казахской национальности, обучающихся в группах с русским и казахским языком обучения, 96 - русской национальности, 66 – других национальностей. Протоколы исследования последних респондентов в исследовании не анализировались. Средний возраст - 20,5 лет. В исследовании приняли участие 223 девушки и 179 юношей.
Выбор именно этих вузов неслучаен. Этносоциологический анализ свидетельствует о численном превосходстве представителей титульного этноса в студенческой аудитории ЮКГУ и значительном перевесе русского этноса и других русскоязычных представителей нетитульных этносов в КРИ, БГТУ, мотивированных перспективой получения диплома «российского образца» при прочих относительно равных с другими вузами города условиях обучения. Сбор эмпирических данных проходил с помощью опросника, интервью, анкетирования, бесед, включенного наблюдения, с применением методов математической обработки результатов. Степень близости ценностных структур сознания студентов казахского и русского этносов изучалась на основе методического инструментария «Культурно – ценностный дифференциал» (КЦД), разработанного Т.У. Солдатовой, И.М. Кузнецовой и С.В. Рыжовой /6/ (см. табл. 1)
Таблица 1 - Коэффициенты выраженности качеств, полученных по методике «Культурно-ценностный дифференциал» (%)
Нами отмечена тенденция к проявлению различий культурно-ценностных характеристик у казахов и русских в диадах: казахи моно- и полиэтнических групп (Км- Кп), русские моно- и полиэтнических групп (Рм-Рп), казахи – русские моноэтнических групп(Км-Рм). Оценивая результаты по шкале «Ориентация на группу – на себя», можно сказать, что казахи в большей степени ориентированы на группу, нежели русские. Объясняется это тем, что в Мы – образах казахов (моноэтнических и полиэтнических групп) высоко стереотипными оказались такие качества, как - взаимовыручка (88,3% и 78,3%), верность традициям (90,2% и 98,9%). Они реже, по сравнению с русскими, оценивают свою группу как разобщенную. Высокой степенью выраженности у русских моноэтнических групп обладает самостоятельность – 71,7% (однако, русские полиэтнических групп оценивают это качество в своем авто стереотипе – на 46,8%). Соответственно, подчиненность характеризуется русскими моноэтнических групп на 48,3%; русскими полиэтнических групп – 44,4%. При этом, несколько большую выраженность этого качества русские приписывают казахам (73% и 75,5%) по сравнению с тем, как казахи обнаруживают подчиненность у самих себя (60,7% и 66,7%). Другие рассогласования в образах между притязаниями членов той или другой группы к проявлению определенных качеств у представителей своей и чужой группы мы наблюдаем у русских моноэтнических групп в оценке ими казахского этноса и у казахов полиэтнических групп в оценке ими русских. Следует отметить, что среди высокостереотипных характеристик, превысивших 70% планку внутригрупповой согласованности, у русских полиэтнических групп оказались взаимовыручка и верность традициям (что, впрочем, не подтверждается гетеростереотипами казахов). Подобное «заимствование» русских может быть объяснено формированием общего фонда смысловых образований у русских и казахов полиэтнических групп в процессе совместной учебной деятельности.
Ориентация на изменение. Русские и казахи демонстрируют выраженную ориентацию на открытость переменам. Но больший радикализм показывают – казахи и русские студенты моноэтнических групп (76,6% и 72,2%, соответственно). Более выраженное сопротивление переменам характерно для русских студентов полиэтнических групп. Результаты, полученные по шкале «Ориентация друг на друга» говорят о том, что на уровне образов перцепции, студенты казахского этноса (по сравнению с русской выборкой) оказались более настроенными на взаимодействие. Как видно из данных таблицы 1, они назвали большую степень выраженности у себя качеств, способствующих лучшему пониманию друг друга и взаимодействию: миролюбие, сердечность и уступчивость, и меньшую степень выраженности качеств, препятствующих взаимодействию и взаимопониманию: агрессивность, холодность и соперничество. Высокостереотипная выраженность ориентации друг на друга характерна для казахов полиэтнических групп. В меньшей степени она представлена у русских полиэтнических групп. Но следует отметить, что представители русского этноса (обеих групп) считают казахов менее миролюбивыми и сердечными, чем казахи думают о себе сами. А казахи полиэтнических групп воспринимают русских несколько более склонными к соперничеству, чем это присутствует в самопредставлениях русских. Сравним результаты, полученные по шкале «Ориентация на власть». Они рассмотрены в диапазоне: сильный социальный контроль - слабый социальный контрол ь. В структуре ценностных ориентаций русские студенты моноэтнических групп показали меньшую зависимость от социального контроля, чем другие исследуемые группы. Они отметили у себя высокостереотипную выраженность показателя недоверия к власти (76,7%), тогда как казахи моноэтнических групп указали на слабую выраженность у себя этого качества, на уровне 28,5%, а качество уважения к власти оценили на 79,4%. Таким образом, в континууме психологической универсалии "индивидуализм – коллективизм", при рассмотрении четырех типов ориентации, можно сделать следующие выводы: на уровне образов восприятия казахи по сравнению с русскими представляют коллективистскую культуру. Причем, отличия наиболее акцентированы в диадах: казахи и русские моноэтнических групп, казахи моно- и полиэтнических групп, а также русские полиэтнических и моноэтнических групп.
Ядром семантической конфликтогенной зоны между русскими и казахами моноэтнических групп (коэффициент совпадения: 0,68) являются ориентация на группу и ориентация на власть. Казахский народ демонстрирует образ дисциплинированного, законопослушного, предсказуемого гражданина с высокими показателями ассоциированности с группой и уровнем этнической солидарности. В то время как русские (по их собственному мнению и по мнению титульной группы) не очень соответствует такому стилю поведения. Они не так послушны, не так уступчивы и предсказуемы, как этого хотелось бы титульному этносу (зато - открыты, самостоятельны и энергичны). Возможно, это- сопротивление социальному контролю, олицетворяемому в республике, главным образом, властью титульного этноса. Русские полиэтнических групп выглядят более уступчивыми и ориентированными на группу, что является, по-видимому, способом адаптации в условиях активного межэтнического взаимодействия. В то же время, между этносами существует широкая база взаимопонимания, выражающаяся в высоком показателе коэффициента совпадения самопредставлений исследуемых этнических групп. Большую выраженность интеграционных тенденций наблюдаем в диаде: русские и казахи полиэтнических групп (коэффициент совпадения: 0,89), для которых характерна более широкая и взаимопроникающая граница семантической зоны, состоящая из характеристик, превысивших 70% планку внутригрупповой согласованности. Это – взаимовыручка, верность традициям, открытость, миролюбие и законопослушность. Таким образом, методика КДД подтвердила существование межнациональных и межкультурных различий в структуре ценностных ориентаций студенческой молодежи русского и казахского этносов, обусловленных этническими факторами социализации (в нашем случае – моно- и полиэтничностью составом учебных групп). Кроме того, выяснено, что в рамках одной культуры возможны разные ценностные ориентации. Основу для этого создает поликультурная среда – открытая и терпимая к разнообразным этнокультурным ценностям. Дополнительно были использованы данные, полученные при проведении «Диагностического теста отношений» (ДТО) Г.У. Солдатовой в изучении этнических стереотипов студентов моно- и полиэтнических групп при пересечении ролевых позиций я-образа, образа представителя казахской этнической группы, образа представителя русской этнической группы (таблица 2), а также эмоционально-оценочные показатели автостереотипов исследуемых групп по методике С.М. Джакупова (таблица 3). Таблица 2 - Матрица интеркорреляции ролевых позиций образа русского и казаха
Таблица 3 – Эмоционально-оценочные показатели автостереотипов казахского и русского этносов (коэффициент направленности - Дср)
Представленные данные свидетельствуют о том, что образ-Я в моноэтнических по составу группах (РМ, КМ) высоко коррелирует с образами типичного казаха или типичного русского, что свидетельствует о выраженной моноэтнической идентификации со своей этнической группой. Что касается самовосприятия респондентов полиэтнических групп, то для них наряду с выраженными коэффициентами корреляции с этническими образами своих групп характерна также идентификационная связь с образами других этносов, означающая амбивалентность этнической самоидентификации студентов. Это позволяет предположить наличие двойственной биэтнической идентификации, незначимой этнической идентичности, а также идентификации с чужой этнической группой в среде студентов, обучающихся в полиэтнических по составу учебных группах. Таким образом, полиэтническая индивидуальность со стороны своего содержания выступает в качестве своеобразного психологического наполнителя понятия «маргинальный этнический статус личности» (С.М. Джакупов, Ж.Д. Жукешева). Заметим, что эмоционально-оценочный показатель автостереотипа казахов моноэтнических групп значительно позитивнее эмоциональной оценки автостереотипа русских моно- и полиэтнических групп. Эти данные расходятся с результатами исследования функциональной природы этнических стереотипов казахов и русских, проведенных на базе Алма-Атинского Государственного университета (АГУ им. Абая) в 1998 году, когда автостереотип русских был более позитивен, чем автостереотип казахов. Эта ситуация объясняется изменениями в потенциале казахского этноса, происходящими на нынешнем историческом этапе, когда у казахов сложились новые ценностные представления о своей самодостаточности и важности большей самостоятельности. Феномен снижения позитивности эмоциональной оценки автостереотипа этнических групп в полиэтнической среде известен науке и описан в литературе (Г.У. Солдатова) /6/. Анализируя данные по субъективной культурной дистанциированности, степенью идентификации со своей этнической группой, а также эмоционально оценочным компонентом автостереотипов исследуемых этнических групп, формулируем следующую закономерность: чем выше уровень идентификации со своей этнической группой, тем положительнее оценивает себя представитель данного этноса, тем большую культурную дистанцию они склонны отмечать со своими народами-соседями. Литература: 1. Джакупов С.М. Психологическая структура процесса обучения.-Алматы.Казак университеты, 2004, - 312с. 2. Kluckholn C., Strodtbeck F.L. Variationsin value orientations. Evanston, IL: Row Peterson, 1961. 3. Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М.: Изд-во Ключ – С,1999 4. Лебедева Н.М. Ценностно-мотивационная структура личности в русской культуре//Психол. журнал.- 2001.- Т.22, №3. - С.47-51 5. Лебедева Н.М. Базовые ценности русских на рубеже 21 века//Психол. журнал.2000.-Т.21, №3.- С.67-71 6. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. - М.: Смысл, 1998.- С.165-194 7. Шадрин Н.С. Психология личностных ценностей. - Павлодар: Павлодарский государственный университет им. С Торайгырова.-2003.-103 с. 8. Ядов В.А. Социальная идентичность личности. - М.,1994
СОДЕРЖАНИЕ
ПСИХОЛОГИЯ XXI СТОЛЕТИЯ. Т. 1 /
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|