Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психологическая готовность студентов педагогического вуза к обучению




И профессиональной деятельности

Т.В. Мишина (Ярославль)

Гуманизация высшего образования, переход от учебно-дисциплинарной к личностно-ориентированной модели взаимодействия педагога со студентами требует изучения индивидуальных особенностей студентов, их готовности к обучению в вузе и овладению будущей профессией. Проблема готовности к обучению и профессиональной деятельности требует детального рассмотрения, т.к. отражает целостную системную природу индивидуального развития сту-дента как объекта и активного субъекта образования. Решение данной пробле-мы приведет к повышению эффективности образования, обеспечению условий для полноценного развития личности каждого студента в учебном процессе.

В отечественной психологии проблема готовности к профессиональной деятельности изучена в работах Б.Г.Ананьева, М.П. Виноградова, Ю.П. Ветро-ва, Н.В. Голикова, Е.П. Ильина, А.В.Карпова, Б.Ф.Ломова, Ю.П.Поваренкова, В.А. Пономоренко, В.В.Серикова А.А.Ухтомского, В.В.Чебышевой, В.К. Шапо-валова, В.Д.Шадрикова и др.

В процесс вузовского обучения студент включается как целостная индивидуальность в единстве личностных субъектных и индивидных свойств (Б.Г.Ананьев), поэтому рассмотрение вопроса о психологической готовности студентов к профессиональной деятельности целесообразно строить на основе методологии системного подхода (Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов, Н.В.Нижегородцева, В.Д.Шадриков, А.В.Карпов, Ю.П.Поваренков и др.). С позиции системного подхода, готовность к профессиональной деятельности представляется как сложное системное динамическое образование, которое проявляется в профессиональной деятельности как интегральное свойство индивидуальности студента – системы его индивидуальных качеств как индивида, субъекта и личности. Внутренней основой психологической готов-ности студентов к профессиональной деятельности выступает целостное един-ство взаимосвязанных субъектных и личностных качеств, проявляющихся в профессиональной деятельности и обеспечивающих ее оптимальное функционирование, т.е. те учебные и профессионально-важные качества, которые делают процесс обучения в вузе наиболее оптимальным.

Ю.П. Поваренков [Ю.П.Поваренков, 2002] выделяет два основных периода профессионального развития студентов в процессе обучения в вузе.

Учебно-академический (Охватывает 1-3 курсы) В рамках этого периода происходит становление учебно-академической деятельности.

Учебно-профессиональный (Охватывает конец 3, 4 и 5 курсы) Происходит переориентация учебно-академической деятельности на формирование профессионально-педагогической деятельности.

Таким образом, в первый период профессионального обучения в вузе у студента формируется психологическая готовность к обучению, а во второй период идет формирование психологической готовности к профессиональной деятельности, т.е. на основе готовности к вузовскому обучению у студентов формируется психологическая готовность к профессиональной деятельности.

В работах Н.В.Нижегородцевой [Н.В.Нижегородцева, 2004] убедительно доказано, что готовность к обучению, по сути, представляет собой интегральное свойство целостной индивидуальности, является вариантом более общего свойства индивидуальности – готовности к деятельности. Психологическую основу готовности к обучению (готовности к деятельности) составляет психологическая структура деятельностно-важных качеств, побуждающих, направляющих, контролирующих данную деятельность и реализующих ее в исполнительных действиях.

В связи с вышесказанным, мы рассматриваем психологическую готовность к обучению в вузе и профессиональной деятельности как сложную динамическую структуру, которая включает в себя следующие тесно взаимосвязанные между собой компоненты:

Личностно-мотивационный (деятельностно - важные качества, входящие в этот блок готовности, определяют отношение студента к обучению в вузе и наличие личностных качеств необходимых в профессиональной деятельности педагога).

 

Принятие учебной задачи (деятельностно - важные качества, входящие в этот блок готовности, определяют понимание задач, поставленных педагогом и желание их выполнить).

Представление о содержании и способах выполнения учебной деятельности (уровень знаний и умений, которыми владеет студент к началу обучения в вузе и во время его).

Качества, обеспечивающие прием, переработку и сохранение учебной информации ( деятельностно - важные качества, обеспечивающие восприятие, переработку и сохранение разнообразной информации в процессе обучения).

Управление учебной деятельностью (деятельностно - важные качества этого блока обеспечивают планирование, контроль и оценку учащимися собственной деятельности, а также восприимчивость к обучающему воздействию).

Таким образом, мы можем говорить о том, что, психологическая готовность студентов педагогического вуза к обучению и профессиональной деятельности, выступая как интегральное свойство и состояние индивидуальности человека, является важным условием освоения профессиональной деятельности, определяющим, в конечном счете, ее эффективность.

Вместе с тем, в опубликованных исследованиях недостаточно полно анализируются психологические и педагогические условия развития психологической готовности к профессиональной деятельности, а также механизмы формирования структуры деятельностно-важных качеств в период обучения студентов в вузе, что затрудняет выявление и оценку психологической готовности студентов педагогического вуза к обучению и профессиональной деятельности, а также работу по ее формированию.

В связи с рассматриваемой выше проблемой, актуальным является вопрос теоретического и эмпирического исследования определения психологической готовности студентов педагогического вуза к обучению в вузе и профессиональной деятельности и оказания психологической поддержки профессионального развития студентов в образовательном процессе педагогического вуза.

 

Интегративная танце-двигательная терапия как метод социальной работы с подростком

Л.В. Мялкина (Ярославль)

В настоящее время растет число нуждающихся в социальной помощи, когда процесс технологизации находится лишь на стадии становления, распространен на уровне микропрактики и способен воспринимать различные инновационные течения, не чужд творческому подходу и поиску(Албегова И. Ф. Технологизация современной социальной работы в России: миф или реальность?/Сб. под ред. Козлова В. В. - Ярославль: МАПН. 1999. 7 - 13 с.).

Современные разработки в области психотехники дают возможность сблизить и дополнить различные направления работы (например: хореографический экзерсис с пластико-драматическими приемами танце-двигательной терапии (ТДТ)), относительно поставленных перед социальным работником (педагогом, терапевтом, психологом, хореографом-постановщиком) задач. Работы выдающихся ученых XX в. послужили импульсу психологизации технологического процесса производства, обучения и воспитания.

В последние десятилетия в нашей стране наблюдается дезорганизация культурнодосуговой сферы деятельности молодежи. Ситуация развивается на фоне повышенной тревожности взрослого населения, воспринимаемого молодым поколением как норма. Следствием чего становится алкоголизация, наркоманизация, беспризорность, преступность подросткового и юношеского населения нашей страны. Уменьшение возраста материнства, первой пробы алкоголя, наркотиков и совершения противоправных действий.

Вероятно, что не только недостаток финансирования и недостаточное внимание со стороны правительства РФ привели к подобной ситуации, но и несоответствие технологий работы, процессу современной интенсификации социальной среды, увеличению объема информации и скорости ее обновления. Поэтому, каждый классический, проверенный поколениями метод работы в социальной сфере, должен быть технологизирован, адаптирован к условиям культурно-исторической и субъектно-объектной среды.

Возможной альтернативой классической хореографии, как одному из приемов воспитания телесной культуры, отвечающей современным холистическим тенденциям, является Интегративная Танце-двигательная Терапия. Этот термин появился только в 2005 г., с выходом книги «Интегративная танцевально-двигательная терапия», составленная коллективом авторов: Козлов В.В., Гиршон А.Е, Веремеенко Н.И.

Представленное исследование проводилось чуть ранее опубликования данной работы, но методологически соответствовало представленному в труде выдающимися психологами-практиками подходу к ТДТ.

В нашем экспериментальном исследовании динамики волевой саморегуляции школьников среднего звена в процессе занятий хореографией (по авторской методике с использованием приемов классического экзерсиса, ТДТ, пластико-драматической терапии, йогических техник) принимали участие 20 школьниц среднего звена (7 – 9 класс). В работе использовались: диагностическая методика «Исследование волевой саморегуляции» А.В.Зверькова и Е.В.Эйдмана, проективная методика «Образ себя», анкетирование, беседа. Экспериментальная группа (ЭГ) составляла 9 учениц, в которой занятия по хореографии проводились по авторской методике. Контрольная группа (КГ) составляла 11 человек, в которой занятия проводились в рамках классической модели и типового положения об учреждении дополнительного образования. Констатирующий эксперимент проводился в течение 2004 - 2005 учебного года, общее количество часов – 170. Динамика показателей проективной методики и анкетирования за год свидетельствует о смене в ЭГ мотивационной направляющей деятельности (с направленности на внешнее предметное окружение к внутреннему миру, видение задачи занятий не как способа изменения фигуры и веса, а как достижение психоэмоционального удовлетворения). В обеих группах деструктивные психоэмоциональные состояния, например, выраженные в изображении разбитых сердце и зеркале со своим отражением, уступили место изображению своих спортивных достижений. По тест-опроснику общий уровень саморегуляции в ЭГ превышает по завершению исследования на 5,05 %, показатель по субшкале «Самообладания» на 4,65 %, однако по субшкале «Настойчивость» ЭГ уступает КГ на 3,87 %.

Исследование показало, что приемы ИТДТ способствуют:

1) переключению в ценностях и отношениях подростков-девочек;

2) принятию себя;

3) укреплению таких личностных структур как эмоциональная саморегуляция, что очень значимо в возрасте пубертатного кризиса.

Пространство применения ИТДТ огромно, а, следовательно, и значимость развития данного направления социотерапии велика. Важной задачей является включение ИТДТ в практику социальной работы. Это обусловлено:

Во-первых, пересекающейся областью решаемых проблем (развитие коммуникативных навыков, решение или сглаживания различных психологических проблем клиентов).

Во-вторых, тем, что ИТДТ может быть эффективна как самостоятельная и автономная психотехнология, а так же может быть вплетена и совмещена с другими психологическими методами для успешного применения в практике социальной работы.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...