Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Т.В. Мирошниченко (Екатеринбург)




К трансперсональной психологии в профессиональных кругах существует неоднозначное отношение. В адрес трансперсональной психологии вообще и российской в частности выдвигается множество обвинений. Одно из обвинений, достаточно серьезное, чтобы его игнорировать – это отрыв от корней, традиционных ценностей, отвержение отечественной духовной традиции, базирующейся на фундаменте христианского персонализма.

Действительно, основой трансперсональной психологии являются в первую очередь философия, мировоззрение, древние духовные практики и мистические традиции Востока. Любой мистический опыт имеет целью достижение непосредственного общения с Божеством через преодоление «феноменальной» стороны своего бытия. Христианский мистицизм имеет туже тенденцию. Однако, имея сходство с внехристианским мистицизмом, он имеет и свои отличительные черты.

Внехристианский мистицизм обнаруживает тенденцию к пантеизму, где Божество понимается как некая безличная космическая сила, где космический процесс идет своим порядком, не зависящим от человека и где итогом данного процесса является возвращение всего бытия и человеческого духа в некое первоначальное бескачественное единство, где нет места ни личности, ни свободе, ни нравственным подвигам человека.

Христианский мистицизм стоит на точке зрения теизма, который представляет Божество в виде совершеннейшей личности. Целью как христианского, так и внехристианского мистика является обожение. Данной цели – полного слияния с Божеством внехристианский мистик достигает дорогой ценой – отречением от своей личности, на пике данного переживания он осознает себя не человеком, а Богом. Для христианского мистика обожение не означает полной потери своей личности, это выражается уже в том, что созерцаемую славу он приписывает не себе, в основе данного переживания всегда присутствует сознание различия, лежащего между его конечным «Я» и «Божетвом». Поскольку христианская мистика всегда сохраняет в человеке самое ценное для него – свободу и личность и поскольку мистическое общение Божества и человека здесь всегда общение личностей, в отличие от языческой натурмистики она может быть названа мистикой личности.

Неучитывание вышеобозначенных особенностей имеет далеко идущие последствия, полученные случайно и неправильно понятые чуждые мировоззрения, образы и идеи могут привести только к расколу, диссоциации личности. Психологи, психотерапевты, работающие в русле трансперсональной парадигмы, несут гораздо большую ответственность, чем специалисты иной традиции. Трансперсональная психология имеет дело с феноменами способ-ными оказать глубочайшее влияние на личность человека, способствовать более полноценному способу его бытия, открытию глубинных ресурсов, осоз-нанию чувства более глубокой связи с миром, либо стать толчком к диссо-циации, дезадаптации, распаду личности. И именно от психолога, терапевта за-висит качество интеграции открывающихся перед человеком зачастую чрезвы-чайно мощных необычных переживаний. Именно честность и устойчивость мировоззрения терапевта является гарантом подобной интеграции.

Под честностью в данном случае понимается не возведение принципов работы, взглядов специалиста трансперсональной традиции, а также опыта, полученного клиентом в ходе терапии в ранг религиозной, сектантской ценности – очередной абсолютной истины, отсутствие претензий на создание какого-либо универсального мировоззрения. Конечной целью может являться лишь улучшение состояния человека. Устойчивость собственного мировоз-зрения также является немаловажным условием для успешной работы терапев-та. Человеческая душа должна быть подготовлена мировоззрением к восприя-тию чудесного – как трансперсонального опыта, так и перемен с ней происходящих.

Чем же плохо для российского трансперсонального психолога внехристианское мировоззрение? Возможно, вопрос о «плохости» или «хорошести» мировоззрения вообще неправомочен. Данный вопрос является делом веры, личным делом каждого человека. Однако он приобретает совсем иное значение, когда речь идет о людях, призванных помогать человеческим душам вновь обрести себя.

В последнее время все более актуальной становится проблема потери традиционных ценностей, с которыми раньше мог идентифицировать себя растущий человек. Такие традиционные для нашей культуры понятия, как «дом», «семья» постепенно обесцениваются, появляется непостоянство понятий «мама», «папа». Отсутствие истинных духовных оснований у современного российского человека приводит к тому, что в своих духовных поисках, поисках истины он принимает развоплощение, диссоциацию личности за духовную мудрость.

Подобных проблем множество и решить их можно, только если культура имеет целостное – главное мировоззрение. Лишь для русской психотерапии характерно отвержение взглядов своих философов и мыслителей. Специалистам, работающим с такой тонкой материей как человеческая душа, пора задуматься, почему наши предшественники именно через призму христианства понимали человека, и какое значение их взгляды имеют для нашей повседневной практики. Таким образом, единственный конструктивный выход для трансперсональной психологии и специалистов, работающих в данном направлении – это искать решения, спорить, соглашаться, быть открытыми для критики, искать в ней конструктивное зерно и использовать для дальнейшего самосовершенствования.

 

ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ

К ОБУЧЕНИЮ АБИТУРИЕНТОВ

УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ МВД РОССИИ

Михайлова В.К. (Омск)

Профессионально-психологический отбор кандидатов в учебные заведения МВД России предназначен для выявления свойств личности, мотивационных, интеллектуальных и эмоционально-волевых качеств, необходимых для успешного обучения и овладения избранной специальностью, а также эффективного применения полученных знаний в практической деятельности.

Степень выраженности профессионально-важных личностных качеств определяет готовность к учебной и служебной деятельности. Готовность – это первичное фундаментальное условие успешного выполнения любой деятельности. Возникновение состояния готовности к деятельности начинается с постановки цели на основе потребностей и мотивов или осознания человеком поставленной перед ним задачи. Наиболее существенным показателем такой готовности является целеустремленная мобилизованность психических процессов для преодоления трудностей и достижения положительного результата. Одним из важнейших составляющих готовности к обучению выступает мотивационная готовность.

Мотивационная готовность к обучению в образовательном учреждении МВД России рассматривается как актуализация потребности в личностном и профессиональном саморазвитии в учебной и служебной деятельности.

Мотивационная готовность личности проявляется в мотивационном санкционировании конкретного направления профессионализации, формировании уровня притязаний и самооценки, зависящей от качественных характеристик самореализации индивида в профессиональной деятельности.

Для возникновения мотивационной готовности к профессиональной деятельности необходимо: 1) осознание своих потребностей, требований коллектива и общества; 2) осознание целей, решение которых приведет к удовлетворению потребностей или выполнению поставленной задачи; 3) осмысление и оценка условий, в которых будут проходить предстоящие действия и актуализация опыта, связанного в прошлом с решением задач подобного рода; 4) прогнозирование проявления своих интеллектуальных, эмоциональных, мотивационных и волевых процессов, оценка соотношения своих возможностей, уровня притязаний и необходимости достижения определенного результата; 5) мобилизация сил в соответствии с условиями и задачей.

Мотивационная готовность выступает как предпосылка успешности обучения. Условиями для достижения успеха являются личностные факторы мотивации, их особенности, способствующие реализации потенциальных возможностей в обучении. Учет психологических особенностей мотивации, как важнейшей характеристики личности абитуриента, является необходимым условием профессионального психологического отбора.

Цель исследования: выявить уровень и особенности мотивационной готовности абитуриентов к обучению в образовательном учреждении МВД России для дальнейшей профориентационной работы и профессионального психологического отбора.

Объект исследования: абитуриенты, поступавшие в Омскую академию МВД России в 2004 году в количестве 569 человек. Из них 457 человек поступали на факультет высшего профессионального образования, ведущего подготовку специалистов по оперативной и следственной работе, и 112 человек - на факультет среднего профессионального образования, направленного на подготовку участковых уполномоченных милиции. Возраст: 17-18 лет - 96,3 %, 18-20 лет - 2,4 %, 21-25 лет - 1,3 %. Из них 98,57 % - юноши и 1,43 % - девушки. Профессиональный состав: 98,2 % - выпускники общеобразовательных школ и средних специальных учебных заведений и 1,8 % - лица, демобилизованные из Вооруженных Сил России и сотрудники органов внутренних дел.

Методы исследования: «Анкета мотивационной готовности к обучению в образовательном учреждении МВД России», в которую были включены следующие вопросы: 1) о факторах, повлиявших на решение абитуриентов поступать в образовательное учреждение МВД России; 2) о выраженности мотива к поступлению в образовательное учреждение МВД России; 3) о методах и способах подготовки абитуриентов к поступлению в образовательное учреждение МВД России; 4) об уровне общей осведомленности абитуриентов о выбранной профессии.

Также использовались методики ранжирования факторов, влияющих на мотив выбора образовательного учреждения, уровня значимости мотивов поступления, ценностей, способствующих достижению успеха в жизни.

Выводы исследования

Проведенное исследование мотивационной готовности абитуриентов к обучению в образовательном учреждении МВД России позволило выявить ряд особенностей в структуре мотивов поступающих.

1. На решение абитуриентов высшего профессионального образования поступать в учебное заведение МВД России повлияли опыт общения с сотрудниками органов внутренних дел и романтические представления о профессии, на абитуриентов среднего профессионального образования оказали влияние родители, друзья и знакомые.

2. Абитуриенты высшего уровня обучения в случае неудачи выберут гражданское образовательное учреждение, а у абитуриентов среднего профес-сионального образования более практичное отношение к своей судьбе и выра-женное стремление поступить в образовательное учреждение МВД России.

3. Степень подготовленности к поступлению абитуриентов среднего уровня несколько ниже, чем абитуриентов высшего уровня. Большинство поступающих на факультет высшего образования обучались на подготовительных курсах, в юридических классах и колледжах. Поступающие на факультет среднего образования в основном занимались самостоятельно.

4. Абитуриенты факультета среднего профессионального образования видят свое будущее в практической деятельности правоохранительных органов, но около 20 % абитуриентов факультета высшего образования не стремятся работать в органах внутренних дел. Следовательно, первоначальная мотивация абитуриентов высшего уровня не соответствует ожиданиям вуза, готовящего специалистов для органов внутренних дел.

5. Можно отметить низкий уровень агитационной и профориентационной работы органов внутренних дел, следствием чего являются лишь общие представления абитуриентов о выбранной специальности и незрелое понимание трудностей профессии («нет трудностей»).

6. Самой привлекательной для абитуриентов является служба в подразделениях по борьбе с организованной преступностью, в уголовном розыске и в отделениях по борьбе с экономическими преступлениями. Определенный интерес вызывает служба в ОМОН.

7. При принятии решения о поступлении в образовательное учреждение МВД России абитуриенты факультета высшего профессионального образования опирались на мотивы социального престижа и интеллектуальные мотивы, у них сильно выражено значение семейной традиции. Для абиту-риентов факультета среднего профессионального образования возможность саморазвития и властные мотивы имеют большое значение. Семейные традиции, уровень оплаты и социальная престижность профессии незначимы.

8. Для абитуриентов факультета высшего профессионального образования характерно распределение жизненных ценностей от социально-значимых до личностных, выделение черт характера, как фактора, способствующего достижению успеха, большое внимание уделяется социальному положению, помощи родителей и родственников и меньше – собственному активному участию в общественной жизни. Для абитуриентов факультета среднего профессионального образования значимыми оказались личностные факторы и здоровье, для них наличие цели в жизни и социальный статус родителей менее значимы.

Все абитуриенты на первое место в ранжировании факторов успеха поставили образование, поэтому можно утверждать, что стремление учиться является важнейшим фактором в шкале жизненных целей и ценностей для поступающих в образовательное учреждение МВД России.

9. Доминирующей мотивацией поступления в образовательное учреждение МВД России для абитуриентов факультета высшего профессионального образования явились позитивное отношение к учебе и профессионально-формальные мотивы, а для абитуриентов факультета среднего профессионального образования выступили профессионально-значимые и личностные мотивы.

Общим для всех поступающих является личностный интерес к профессии, который несет в себе выраженный эмоциональный компонент. Важно в период адаптации к вузу перевести эмоциональный интерес в профессиональную направленность личности.

 

Литература

1.Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. – М.: Издательство «Мысль», 1976

2.Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. – М.: Изд-во МГУ, 1990

3.Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. – М.: Просвещение, 1969

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...