Никонов В. Презумпции соответствия нормативных актов Конституции и знания закона // Законность. № 2. 2011.
31. Фридинский С.Н.История военной прокуратуры // Вестник Академии Генеральной прокуратуры РФ. № 6 (26). 2011. Вопросы для самостоятельной работы
1. Прокурорский надзор на современном этапе развития. 2. Связь курса «Прокурорский надзор» с другими юридическими дисциплинами. 3. История развития органов прокуратуры в России. 4. Основные понятия: Генеральная прокуратура, Генеральный прокурор, функция прокуратуры, участие в рассмотрении дел судами.
Тема 2. Принципы организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации
Лекция – 2 часа. Семинар – 1 час. Цель занятия: закрепление теоретических знаний по вопросам пройденных тем, приобретение навыков правоприменения. Методика занятия: дискуссия по основным вопросам тем, указанным в плане занятия. Основные вопросы
1. Понятие и система принципов организации и деятельности прокуратуры. 2. Характеристика общих принципов организации и деятельности прокуратуры (принцип законности, принцип единства и централизации, принцип независимости, принцип гласности). 3. Характеристика внутриорганизационных принципов организации и деятельности прокуратуры (сущность предметного, зонального и предметно-зонального принципов организации работы).
Методические рекомендации по теме
При ответе на первый вопрос необходимо указать, что принципы организации и деятельности прокуратуры – это закреплённые в нормативных актах общие, исходные положения, раскрывающие сущность организации и деятельности органов прокуратуры в России, затем рассмотреть ст. 4 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», наименование и содержание которой отражает единство принципов организации и деятельности органов прокуратуры Российской Федерации.
Отвечая на второй вопрос, следует назвать и охарактеризовать общие принципы организации и деятельности прокуратуры. Универсальный принцип законности. Это принцип деятельности всех органов, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан в России, закреплённый в ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации. Для системы органов и учреждений прокуратуры принцип законности имеет двойную направленность – во-первых, определяет назначение прокурорского надзора и, во-вторых, характеризует подзаконность методов и средств практического осуществления надзора. Характеризуя принцип единства и централизации органов прокуратуры, необходимо пояснить сущность данного принципа, который состоит в том, что прокуратура составляет федеральную централизованную систему органов прокуратуры и учреждений и действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации. Независимость прокуратуры обеспечивается рядом положений: порядком формирования органов прокуратуры; централизацией системы прокурорских органов, их подчиненностью строго по вертикали; порядком материально-технического обеспечения прокурорских органов (органы прокуратуры в России обеспечиваются материальными ресурсами и финансовыми средствами централизованно и не зависят от бюджета местных органов) и пр. По третьему вопросу необходимо остановиться на внутриорганизационных принципах работы органов прокуратуры и раскрыть содержание предметного, зонального и предметно-зонального принципов. Правовые источники и литература по теме
1. Конституция Российской Федерации. Ст. 15, 129. 2. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 г. (с изм. и доп. от 02.04.2014) Ст. 4,5,6. 3. Комментарий к Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации». - М., 1996. с. 15-22.
4. Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 10 сентября 2008 г. № 182 (в ред. От 22.04.2011 г.) «Об организации работы по взаимодействию с общественностью, разъяснению законодательства и правовому просвещению». 5. Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 23 октября 2009 г. № 341 (в ред. 31.05.2011 г.) «О взаимодействии органов прокуратуры со средствами массовой информации». 6. Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 31 мая 2011 г. № 153 «Об организации работы по обеспечению доступа к информации о деятельности органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации» (вместе с «Инструкцией о порядке обеспечения доступа к информации о деятельности органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации»). 7. Добровольская Т.Н. Понятие и система принципов организации и деятельности советской прокуратуры // Вопросы теории и практики прокурорского надзора. - М., 1975. - Ч. 1. 8. Кульмашева И.Ф.Взаимодействие органов прокуратуры со средствами массовой информации в сфере правового просвещения // Вестник Академии Генеральной прокуратуры РФ. № 5(25). 2011. 9. Опалева А.А.Развитие института личной неприкосновенности в России // Вестник Академии Генеральной прокуратуры РФ. № 2 (28). 2012. 10. Рябцев В.П., Будай С.Н.Актуализация этических основ прокурорской деятельности // Вестник Академии Генеральной прокуратуры РФ. № 1 (21). 2011.
Вопросы для самостоятельной работы 1. Сущность принципов организации и деятельности прокуратуры. 2. Общие принципы организации и деятельности прокуратуры (понятие, сущность, значение). 3. Внутриорганизационные принципы организации и деятельности прокуратуры. Их значение для организации и деятельности органов прокуратуры. Тема 3. Система прокуратуры и её структура.
Лекция – 2 часа. Семинар – 1 час.
Цель занятия: закрепление теоретических знаний по вопросам пройденных тем, приобретение навыков правоприменения. Методика занятия: дискуссия по основным вопросам тем, указанным в плане занятия.
Основные вопросы
1. Система прокуратуры и порядок формирования. 2. Генеральная прокуратура Российской Федерации: структура и порядок образования.
3. Правовой статус Генерального прокурора Российской Федерации, порядок назначения на должность. 4. Прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения. 5. Прокуратуры района (города). Межрайонные прокуратуры. 6. Разграничение полномочий между территориальными и специализированными прокуратурами. Методические рекомендации по теме
По первому вопросу нужно пояснить, что систему прокуратуры составляют: Генеральная прокуратура Российской Федерации, прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры, прокуратуры городов и районов и другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры. В систему органов прокуратуры входят также научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий, имеющих статус юридического лица. Образование, реорганизация и ликвидация органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляются Генеральным прокурором Российской Федерации. По второму вопросу требуется рассказать о структурных подразделениях Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Следует остановиться на порядке образования, составе и компетенции Коллегии, центрального аппарата, научно-консультативного совета и др. Отвечая на третий вопрос необходимо раскрыть полномочия Генерального прокурора Российской Федерации по руководству органами и учреждениями прокуратуры и порядок назначения на должность. При ответе на четвёртый вопрос требуется пояснить, что прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются на должность Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с органами государственной власти субъектов федерации, подчинены и подотчётны Генеральному прокурору Российской Федерации и освобождаются им от должности без согласования с указанными выше органами государственной власти.
Пятый вопрос требует раскрыть структуру аппарата прокуратур городов и районов, порядок их формирования, полномочия соответствующих прокуроров, порядок назначения их на должность. Следует подчеркнуть, что в городах, где отсутствует районное деление, действуют прокуратуры административных округов с приданием им статуса прокуратур районов. В ряде субъектов федерации функционируют межрайонные прокуратуры, которые осуществляют надзор на территории нескольких районов. Исходя их особого статуса г. Москвы, в столице образованы межрайонные прокуратуры и прокуратуры административных округов, имеющие статус прокуратур городов с районным делением. Ответ на шестой вопрос должен содержать пояснение о том, что к специализированным прокуратурам относятся: военные, природоохранные прокуратуры, транспортные прокуратуры, прокуратуры по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях, прокуратуры, действующие на особо режимных объектах и в закрытых административно-территориальных образованиях. Далее следует рассказать о разграничении полномочий территориальных и специализированных прокуратур, указав, что функционирование специализированных прокуратур – одна из оптимальных форм реализации зонально-предметного принципа организации работы органов прокуратуры. Правовые источники и литература по теме
1. Конституция Российской Федерации. Ст. 71, 102, 129. 2. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 г. (с изм. и доп. от 02.04.2014) Ст. 11-20, 20.1, 46. 3. Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» (с изм. и доп.). 4. Указ Президента Российской Федерации от 12.04.2013 г. «Об общей штатной численности органов прокуратуры Российской Федерации» // СЗ РФ, 2013, № 16, ст. 1920. 5. Указ Президента Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 1329 «О провозглашении 12 января «Днем работника прокуратуры Российской Федерации» // СЗ РФ, 1996, № 2, ст. 62. 6. Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 3 января 1996 г. № 1 «Об образовании при Генеральной прокуратуре Российской Федерации Научно-консультативного совета». 7. Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 6 апреля 2007 г. №44-ш «О создании федерального государственного учреждения высшего профессионального образования «Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации». 8. Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 12 марта 2008 г. № 39 «Об организации деятельности прокуратур городов с районным делением». 9. Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 03 июня 2013 г. № 230 «Об утверждении регламента Генеральной прокуратуры Российской Федерации».
10. Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 18 апреля 2008 г. № 70 (в ред. приказа от 15 января 2010 г. № 8) «О проведении проверок (служебных расследований) в отношении прокурорских работников органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации». 11. Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 7 мая 2008 г. № 84 (в ред. приказов от 31.03.2009 г. № 98; 03.08.2009 г. № 247; 20.04.2010 г.; № 169 от 09.02.2012 г.; №46 от 30.01.2013 г.) «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур». 12. Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 12 января 2009 г. № 1 «Об управлении по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере». 13. Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 11 августа 2010 г. № 313 (в ред. приказа от 28.11.2012 г. № 434) «О порядке формирования органами прокуратуры ежегодного сводного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». 14. Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 25 «О разграничении компетенции транспортных прокуроров при осуществлении надзора за исполнением законов органами внутренних дел на транспорте». 15. Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 21 декабря 2011 г. № 438 «О взаимодействии органов прокуратуры и Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации». 16. Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 02 ноября 2011 г. № 378 «Об утверждении квалификационной характеристики должности (квалификационных требований к должности) помощника прокурора города, района и приравненного к ним прокурора». 17. Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 450 «О введении в действие Инструкции по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации». 18. Организация управления в органах прокуратуры / Отв. ред. проф. В.П. Рябцев. - М., 1999 с. 56-64. 19. Гугягин Ю. А. Организация деятельности и управление в органах прокуратуры // Российский следователь. 2011. № 5. С. 30-32. 20. Доржиев Б., Горюнов В. Статус следственного комитета и новые полномочия прокурора // Законность. 2011. №10. С.14-18. 21. Гулягин А.Ю. Организация деятельности и управление в органах прокуратуры // Российский следователь. 2011. № 5. 22. Дорожиев Б. Практика работы консультативно-методических органов при прокуратуре субъекта Федерации // Законность. 2012. № 9. 23. Капинус О.С. Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации в системе прокуратуры страны // Вестник Академии Генеральной прокуратуры РФ. № 6 (26). 2011. 24. Смирнов А.Ф. Прокуратура и проблемы управления. М.,1997. C. 137-149. Вопросы для самостоятельной работы 1. Компетенция прокуроров городов с районным делением. 2. Система органов военной прокуратуры, особенности её структуры. 3. Военная прокуратура, её функция, задачи и компетенция. 4. Порядок назначения военных прокуроров на должность. 5. Специализированные органы прокуратуры в Российской Федерации и их компетенция. Взаимодействие прокуратур. 6. Сочетание предметного и зонального принципов работы органов прокуратуры. 7. Планирование в органах прокуратуры. 8. Организация учёта и отчётности в органах прокуратуры. 9. Проверка деятельности нижестоящих прокуроров, порядок ее проведения и средства по устранению недостатков.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|