Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 6. Прокурорский надзор




За соблюдением прав и свобод человека и гражданина

 

Лекция – 2 часа.

Семинар – 1 час.

Цель занятия: закрепление теоретических знаний по вопросам изученных тем, приобретение навыков правоприменения.

Методика занятия: дискуссия по указанным вопросам тем.

 

Основные вопросы

 

1. Понятие, задачи и правовая основа надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

2. Предмет надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

3. Полномочия прокурора по выявлению нарушений прав и свобод человека и гражданина.

4. Средства реагирования прокурора на выявленные нарушения прав и свобод человека и гражданина.

5. Организация прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод несовершеннолетних.

 

Методические рекомендации по теме

 

При ответе на первый и второй вопросы плана необходимо рассмотреть главу 2 раздела III Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации». Предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Защите подлежат закреплённые в Конституции Российской Федерации трудовые, имущественные, жилищные, экологические, избирательные и иные политические, социально-экономические и личные права и свободы человека и гражданина.

По третьему вопросу необходимо опираться на положения ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», которая регламентирует полномочия прокурора по выявлению нарушений прав и свобод человека и гражданина. В настоящее время при наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, прокурор принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом, однако возбуждение уголовного дела в компетенцию прокурора не входит.

Отвечая на четвёртый и пятый вопрос, следует указать, что в случае выявления нарушений прав и свобод человека, в результате проверки заявления, жалобы или иного сообщения о таком нарушении, прокурор вправе использовать все предусмотренные законом средства прокурорского реагирования. Необходимо подробно пояснить сущность и значение каждого из указанных средств прокурорского реагирования (ст. 23-25I Федерального закона о прокуратуре). Кроме того, в структуре Генеральной прокуратуры Российской Федерации действует управление по надзору прав и свобод граждан, входящее в Главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства.

 

Правовые источники и литература по теме

 

1. Конституция Российской Федерации. Ст. 71, 129.

2. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 г. (с изм. и доп. от 05.06.2007 г.) Гл. 2 раздел III ст. 26-28.

3. Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 17 октября 2007 г. №170 «О порядке рассмотрения запросов Уполномоченного Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека – заместителя Министра юстиции Российской Федерации».

4. Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 7 декабря 2007 г. № 195 (в ред. 10.02.2012 г. № 46) «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина».

5. Соглашение Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации от 24 июля 1998 г. «О формах взаимодействия Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Уполномоченного по правам человека в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан».

6. Бессарабов В.Г.Органы прокуратуры как субъект взаимодействия с институтом Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в вопросах защиты прав и свобод человека и гражданина // Вестник Академии Генеральной прокуратуры РФ. № 3 2(0). 2011

7. Бут Н.Д.Современные тенденции защиты прокурором свободы экономической деятельности // Вестник Академии Генеральной прокуратуры РФ. № 4 (30). 2012.

8. Винокуров А.Ю.К вопросу о правовой природе документов прокурорской деятельности// Вестник Академии Генеральной прокуратуры РФ. № 2 (28). 2012.

9. Дупак О. Прокурор на защите трудовых прав граждан // Законность. 2011. № 10. С. 3-8.

10. Лобеев М. Содержание прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав и свобод личности в Российской Федерации // Закон и право. 2010. № 4.

11. Маслов В. Постановления Европейского Суда по правам человека в практике рассмотрения уголовных дел. // Законность. 2011. № 6. С. 8-11.

12. Сеченова Р. Взаимодействие Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Уполномоченного Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека // Законность. 2008. №9.

Вопросы для самостоятельной работы

 

1. Сущность надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, его цель и задачи.

1. Правовая основа надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

2. Объекты надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина и его пределы.

3. Организация работы органов прокуратуры по осуществлению надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

4. Организация прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних.

 

Тема 7. Прокурорский надзор за исполнением законов органами,
осуществляющими оперативно-розыскную деятельность,
дознание и предварительное следствие

 

Лекция – 4 часа.

Семинар – 2 часа.

Деловая игра – 2 часа.

 

Цель занятия: закрепление теоретических знаний по вопросам занятия, приобретение практических навыков правоприменения.

Методика занятия: дискуссия по указанным вопросам темы и практическая деятельность по принятию решений и оформлению документов.

 

Основные вопросы семинара

 

1. Понятие, предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

2. Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

3. Организация работы по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

4. Понятие, задачи и предмет прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие. Пределы прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие

5. Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими дознание.

6. Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие.

 

Практическое занятие - анализ фабулы задания, проигрывание ролей и составление документов по специальной методике, разработанной кафедрой уголовного процесса Московского университета МВД России.

 

Методические рекомендации по теме семинара

 

По первому вопросу необходимо знать правовую основу полномочий прокуроров в данной отрасли прокурорского надзора. Кроме ст. 29-30 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», необходимо обратиться к ст. 8, 19, 21 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности». В этих нормативных актах закреплено, что надзор за исполнением законов при проведении оперативно-розыскных мероприятий и законностью принимаемых при этом решений осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры. Предмет надзора на этом направлении деятельности определен ст. 29 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

Отвечая на второй вопрос, следует пояснить права уполномоченного прокурора, вытекающие из ст. 30 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», а также из УПК РФ.

Рассматривая третий вопрос, необходимо указать, что вопросы организации работы за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, определены в приказе Генерального прокурора Российской Федерации от 15.02.2011 г. № 33 «Об организации надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно розыскной деятельности» и дать им подробную характеристику.

Отвечая на четвёртый вопрос, следует пояснить, что предметом надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия является установленный порядок разрешения заявлений и сообщений о совершенных преступлениях, проведения расследования, а также законность принимаемых решений и производимых действий.

По пятому и шестому вопросам необходимо отметить, что, надзирая за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия, прокурор обладает полномочиями в соответствии со ст. 30 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и уголовно-процессуальным законодательством (ст. 37, 146, 148, 221 и др. УПК РФ). При этом необходимо учитывать особенности прокурорского надзора за исполнением законов органами предварительного следствия, в связи с образованием Следственного комитета Российской Федерации и изменениями уголовно-процессуального законодательства.

 

Правовые источники и литература по теме

 

1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (с изм. и доп. на 2014 г.).

2. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности», ст. 21.

3. Приказ МВД России N 776 «Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд» // Российская газета, 2013, № 282, 13 дек.

4. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 28 января 2014 г. № 29 «Об организации прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью подразделений Главного управления собственной безопасности Министерства внутренних дел Российской Федерации».

5. Указ Президента Российской Федерации от 27 сентября 2010 г. № 1182 «Вопросы Следственного комитета Российской Федерации» // СЗ РФ. 2010. № 40. Ст.5043.

6. Приказ Генеральной прокуратуры России от 03.07.2013 г. № 262 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при производстве дознания в сокращенной форме» // Законность, № 9, 2013.

7. Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 4 августа 2000 г. № 115 «О порядке проверки законности постановления о возбуждении или отказе в возбуждении уголовных дел».

8. Приказ Генеральной прокуратуры РФ N 39, МВД РФ № 1070, МЧС РФ № 1021, Минюста РФ № 253, ФСБ РФ № 780, Минэкономразвития РФ № 353, ФСКН РФ № 399 от 29.12.2005 «О едином учете преступлений» (вместе с "Типовым положением о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях", "Положением о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений", "Инструкцией о порядке заполнения и представления учетных документов") // Российская газета, 2006, № 13, 25 янв.

9. Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации и МВД России от 12 сентября 2006 г. № 80/725 «Об усилении прокурорского надзора и ведомственного контроля за процессуальными решениями при рассмотрении сообщений о преступлениях».

10. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 05.09.2011 № 277 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия».

11. Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. № 137 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания».

12. Приказ Генеральной прокуратуры России от 02.06.2011 г. № 162 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия».

13. Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 27 ноября 2007 г. № 189 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве».

14. Указание Генеральной прокуратуры Российской Федерации № 215/69 и Министра внутренних дел Российской Федерации № 1/7818 от 29 сентября 2008 г. «О порядке представления органами внутренних дел оперативно-служебных документов с целью осуществления прокурорами надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности».

15. Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 27 декабря 2007 г. № 212 «О порядке учета и рассмотрения в органах прокуратуры Российской Федерации сообщений о преступлениях». Генеральной прокуратуры прокурора Российской Федерации от 12 августа 2008 г. №158 «О дополнительных мерах по участию органов прокуратуры в рассмотрении обращений и расследовании преступлений против миротворческих сил Российской Федерации, российских граждан».

16. Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 15 марта 2010 г. № 107 «Об организации работы по реализации полномочий прокурора при заключении с подозреваемыми (обвиняемыми) досудебных соглашений о сотрудничестве по уголовным делам».

17. Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 12 июля 2010 г. № 276 (в ред. От 22.04.2011 г. № 104) «Об организации прокурорского надзора за исполнением требований закона о соблюдении разумного срока на досудебных стадиях уголовного судопроизводства».

18. Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 15 февраля 2011 г. № 33 (с изм. от 5 сентября 2012 г. № 380) «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности».

19. Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 1 ноября 2011 г. № 373 «О порядке рассмотрения жалоб на действия (бездействие) и решения органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора».

20. Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 2 июня 2011 г. № 162 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия».

Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 9 ноября 2011 г. № 392/49 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением требований уголовно-процессуального законодательства о задержании, заключении под стражу и продлении срока содержания под стражей».

22. Абдул-Кадыров Ш. Функции и полномочия прокурора в стадии возбуждения уголовного дела // Законность. 2012. № 9.

23. Амирбеков К.И.Методика оценки эффективности прокурорской деятельности в сфере уголовного су­допроизводства (концептуальный подход) // Вестник Академии Генеральной прокуратуры РФ. № 3 (29). 2012.

24. Брусницын Л. К вопросу о надзоре за исполнением законодательства в сфере обеспечения безопасности участников уголовного процесса // Законность. 2012. № 9.

25. Буланова Н. Правовая регламентация прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия // Уголовное право. 2009. № 3.

26. Буланова Н.В.Оптимальное соотношение прокурорского надзора и ведомственного контроля как необходимое условие законности предварительного следствия // Вестник Академии Генеральной прокуратуры РФ. № 1 (21). 2011.

27. Винокуров А.Ю.Следственный комитет Российской Федерации как объект прокурорского надзора // Вестник Академии Генеральной прокуратуры РФ. № 1 (21). 2011.

28. Григорьева Н.В., Угольникова Н.В. Вопросы прокурорского надзора за исполнением законов органами предварительного следствия // Вестник Волгоградской Академии МВД России. – 2013. - № 4 (27). – С. 99-103.

29. Городков Ю. Надзор за законностью регистрации и разрешения сообщений о преступлениях в органах Следственного комитета // Законность. 2008. № 8.

30. Горюнов В. Надзор за следствием в органах прокуратуры // Законность. 2009. № 2.

31. Дьяконова О.Г., Спесивцев П.В. О некоторых полномочиях прокурора при осуществлении им уголовного преследования и надзора за предварительным следствием //Российский следователь. 2011. № 10. С. 24-27.

32. Дорожиев Б., Горюнов В. Статус следственного комитета и новые полномочия прокурора // Законность. 2011. №10.

33. Дытченко Г., Никитин Е. Проблемы организации надзора за законностью оперативно-розыскной деятельности // Законность. 2008. №10.

34. Дьяконова О.Г., Спесивцев П.В. О некоторых полномочиях прокурора при осуществлении им уголовного преследования и надзора за предварительным следствием //Российский следователь. 2011. № 10.

35. Еникеев З. Правовое положение прокурора в уголовном судопроизводстве // Законность. 2008. №6.

36. Исаенко В. Прокурорский надзор за исполнением законов при производстве следственных действий // Законность. 2010. № 4.

37. Исаенко В. Объекты прокурорского надзора за процессуальной деятельностью на первоначальном этапе расследования убийств // Уголовное право. 2010. № 2.

38. Ильюхов А.А.Соотношение процессуальных полномочий прокурора и руководителя следственного органа в досудебных стадиях уголовного судопроизводства // Вестник Академии Генеральной прокуратуры РФ. № 4 (30). 2012.

39. Исаенко В.Н.Прокурорский надзор в досудебном производстве о применении принудительных мер медицинского характера // Вестник Академии Генеральной прокуратуры РФ. № 3 2(0). 2011.

40. Коржев С. Роль прокурора в обеспечении неотвратимости уголовной ответственности за преступления // Законность. 2011. № 4. С. 11-15.

41. Кругликов А.П. Проблемы уголовно-процессуальных отношений прокурора со следователем и руководителем следственного органа // Российская юстиция. 2011. № 10. С. 28-31.

42. Колоколов Н.А. Приказы Генерального прокурора РФ в механизме уголовно-процессуального регулирования // Уголовный процесс. 2008. № 3.

43. Кравчук В.В. Вопросы прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия в условиях реализации национального плана противодействия коррупции // Законы России. 2008. № 11.

44. Кругликов А.П. Проблемы уголовно-процессуальных отношений прокурора со следователем и руководителем следственного органа // Российская юстиция. 2011. № 10.

45. Малов А. А., Буланова Н. В., Парфёнова М. В. Прокурорский надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия при приёме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях (методические рекомендации). - М.: Изд-во Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2008.

46. Организация прокурорского надзора за исполнением законов при приёме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, уголовное преследование за совершение которых осуществляется в частном порядке. Методические рекомендации. М.: Генеральная прокуратура Российской Федерации, 2009. Руднев А.В.

47. Овсянников И.В. Прокурорский надзор в стадии возбуждения уголовного дела // Вестник Академии Генеральной прокуратуры РФ. № 4 (30). 2012.

48. Супругин С.В. Прокурорский надзор и ведомственный контроль: соотношение и перспективы развития // Российская юстиция. 2011. № 1. С. 46-48.

49. Тетерина О. Надзор в сфере учёта преступлений // Законность. 2012. № 3.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...