Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1. Неплатежи в современной экономике России

Сравнение форфейтинга и других форм финансирования внешне-

экономической деятельности............................................................................ 60

Глава 5. Использование векселя в расчетах................................................... 64

§1. Вексель.......................................................................................................... 64

§2 Вексельные операции с участием банков................................................... 71

§3 Применение векселя в расчетах между предприятиями............................ 85

Заключение......................................................................................................... 88

Список литературы............................................................................................. 97

 


ВВЕДЕНИЕ

Одной из самых актуальных проблем отечественной экономики переходного периода является преодоление кризиса платежей. Этот кризис охватил все сферы и отрасли производства и услуг. Есть глубинные противоречия такой ситуации. Однако каждый субъект рынка может и должен смягчить последствия кризиса платежей путем разработки и осуществления грамотной и высококвалифицированной политики предотвращения и взимания просроченной дебиторской задолженности.

 В этом плане следует констатировать, что в мировой практике накоплен большой опыт решения этой задачи, ибо аналогичные проблемы актуальны для национальных экономик многих стран и для международной торговли, хотя они и не стоят так остро, как в современной российской экономике.

Проблема сокращения просроченной дебиторской задолженности не может быть решена одним действием. Как показывает мировой опыт и хозяйственная практика даже развитых стран, эта проблема должна решаться путем разработки и применения целой гаммы различных методов. Не может быть единого метода для всех конкретных ситуаций. Но прежде, чем определять нишу каждого способа, следует вначале дать ему определение, рассмотреть его сущность, преимущества и недостатки.

Цель настоящей работы состоит в рассмотрении сути, преимуществ и недостатков различных способов предотвращения и взимания просроченной дебиторской задолженности на основе отечественного и зарубежного опыта. В работе представлены также рекомендации по применению упомянутых способов с учетом действующих в России законодательства и предпринимательской практики.

Работа состоит из пяти глав. В первой рассматриваются общие причины возникновения кризиса неплатежей в российской экономике и их последствия.

Во второй главе описаны суть, схемы, преимущества и недостатки таких способов предотвращения и сокращения просроченной дебиторской задолженности как:

* оплата наличными;

* предварительная оплата;

* авансовые платежи;

* аккредитивная форма расчетов;

* чековая форма расчетов;

* гарантийные обязательства погашения задолженности третьей стороной;

* страхование от непоступления или от несвоевременного поступления платежей;

* продажа долгов с дисконтом;

* залоговая система гарантий выполнения обязательств;

* продажа технических средств путем их сдачи в аренду (лизинг);

* факторинг;

* погашение долговых обязательств высоколиквидными ценностями;

* взимание просроченной дебиторской задолженности путем объявления должника банкротом или передачей кредитору пакета акций должника;

* оплата долгов поставками товаров и услугами.

В связи со сложностью и особой актуальностью следующие три главы посвящены подробному описаны таких инструментов борьбы с неплатежами как:

* продажа товаров с рассрочкой платежей (коммерческий кредит);

* операции форфейтинга

* вексель и вексельные формы расчетов;


ГЛАВА 1. НЕПЛАТЕЖИ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ РОССИИ

Наличие и развитие системы неплатежей в хозяйстве определяется взаимодействием ряда факторов различного характера. Одним из важнейших является недостаток собственных оборотных средств предприятий.

В советское время значительная часть оборотного капитала предприятий большинства отраслей покрывалась практически бесплатными кредитами. Причем такая ситуация определялась не только действовавшей плановой системой хозяйствования с фиксированными ценами, но и уровнем экономической эффективности предприятий и сложившейся структурой народного хозяйства. В этих условиях переход на либеральные принципы ценообразования (в том числе и на продукты банковской деятельности) привел к изъятию собственного оборотного капитала, резко ухудшил финансовое состояние хозяйства, а в целом ряде случаев означал финансовый крах производства.

При постоянно изменяющихся ценах и задержке платежей на предприятии возникает положение, когда деньги за отгруженную продукцию еще не поступили, но при этом необходимо иметь денежные средства, чтобы оплачивать сырье и материалы для следующего производственного цикла. Чем больше этот временной лаг, тем сильнее потенциальная возможность срыва платежных обязательств предприятия. В нормальных условиях при незначительной инфляции, эффективном использовании материальных ресурсов и нормальной рентабельности предприятие решает проблему с помощью привлечения банковских кредитов в оборотные средства, либо пополняет их за счет прибыли. В нынешних условиях большинство предприятий не может использовать данные методы. Низкорентабельные и тем более убыточные предприятия не имеют прибыли и не в состоянии расплатиться за кредит. Подтверждение тому - нарастающий объем невозвратов ссуд и просроченной задолженности в банковской системе.

Однако и рентабельные предприятия оказываются в сложном положении. Из-за относительно низкого уровня заработной платы они используют прибыль для решения вопросов оказания материальной помощи работникам, а не на развитие производства, тем более не на пополнение оборотных средств. Таким образом, потребность в кредитных ресурсах превышает, как правило, возможности предприятия по их оплате.

Кроме того, в условиях инфляции действующая система бухгалтерского учета и налогообложения приводит к фактическому изъятию оборотных средств у предприятий, имеющих длительный производственный цикл. Механизм действия следующий. При составлении бухгалтерского баланса на конец отчетного периода выручка от реализации показывается исходя из фактических цен на реализованную продукцию, а затраты на сырье и материалы - по фактическим ценам приобретения. При этом выручка от реализации продукции и затраты на ее производство, на конец периода оказываются несопоставимыми, поскольку затраты и реализация происходят в разных воспроизводственных условиях. Исчисленная прибыль по балансу на конец периода будет, таким образом, завышена на разницу между фактическими затратами на сырье и материалы и затратами, которые необходимо сделать уже в новых воспроизводственных условиях. Однако по действующей системе налогообложения эта часть прибыли попадает в налогооблагаемую базу и изымается у предприятия, В результате происходит сокращение «физического» объема оборотных средств у предприятия.

Либерализация цен, а в большей мере ее следствие утрата ориентиров в ценообразовании, на фоне жестких структурно-технологических связей в экономике стали еще одним источником неплатежей. Часто формирование цен на продукцию исходит из текущих проблем ликвидности предприятия, когда доля доходных элементов цены отражает не эффективность производства, а оперативную потребность предприятия в ликвидности.

Следует также отметить сложившуюся в условиях господства затратного механизма искаженную структуру затрат на производство. Высокий уровень материальных затрат вызывает у предприятий завышенные потребности в оборотных средствах для приобретения сырья, материалов, комплектующих изделий и энергии, вследствие чего их постоянно не хватает. По этой же причине требуются завышенные темпы развития добывающих отраслей промышленности в стране, что ведет к утяжелению отраслевой структуры российской экономики.

Другой не менее важный фактор связан непосредственно с особенностями деятельности предприятий в условиях переходного периода. Монополизм, значительные отклонения в ценах у разных производителей, разбалансированность в объемах производства товаров и услуг в разных отраслях, отсутствие или недостаточное развитие информационной инфраструктуры, неразвитость других рыночных механизмов приводят к излишним, необоснованным затратам. Это также завышает потребности предприятий в оборотных средствах, в результате чего запускается механизм, который приводит либо к нарастанию неплатежей, либо к сокращению производства. В процессе взаимодействия множества предприятий друг с другом названные факторы накладываются один на другой

Можно утверждать, что нарастание волны неплатежей непосредственно связано с продолжающимся функционированием на рынке низкорентабельных и убыточных предприятий. Как правило, именно на них материальные затраты особенно высоки. Эти предприятия либо сами становятся началом цепочки неплатежей, из-за отсутствия средств не расплачиваясь с поставщиками (если не имеют возможности адекватно поднять цены на продукцию из-за конкуренции или ограничения платежеспособного спроса), либо становятся, подняв цены, причиной дополнительного роста материальных затрат у потребителей. В последнем случае причиной возникновения неплатежей вновь будет несоответствие цен, обусловленных завышенными затратами производителей и платеже способным спросом. В нормальных рыночных условиях убыточное предприятие должно разориться и, таким образом, прекратить в дальнейшем возникновение неплатежей.

Условием возникновения постоянно прогрессирующей задолженности стало отсутствие реального механизма банкротства предприятий, что позволяет им задерживать платежи без каких-либо серьезных по следствий, а также функционировать убыточным. Пользуясь такой возможностью, отдельные руководители видят в неплатежах своеобразный «щит» от условий рыночной экономики. В российском бизнесе не установились формы предпринимательской этики, основанные на честности и порядочности. Срыв же платежей в одном звене вызывает аналогичный срыв в других звеньях.

Еще одним фактором неплатежей является относительно низкий уровень заработной платы который ограничивает покупательную способность, определяя уровень конечного потребления населением товаров и услуг. Ограниченная покупательная способность населения особенно проявилась в начале 1992 г, при переходе к свободным ценам. Завышенные цены не были подкреплены соответствующим ростом доходов людей. Предприятия впервые ощутили проблему сбыта продукции. Диспропорция между возможностями конечного потребления и чрезмерными материальными затратами по всей цепочке отраслей (от добывающих и сельского хозяйства до розничной торговли), порождающая инфляцию издержек, тоже создает условия для постоянного усугубления кризиса неплатежей.

К числу факторов, провоцирующих рост дебиторской задолженности можно отнести неотрегулированность бюджетной системы на различных уровнях. Государство не балансирует доходы и расходы, задерживает оплату, например, государственных закупок сельскохозяйственной продукции или оборонного заказа на предприятиях ВПК. При этом государство, как самостоятельный сектор экономики, является не только источником, но и «жертвой» неплатежей.

Перечисленным не исчерпывается перечень источников неплатежей в хозяйстве. Следует также отметить и разрыв финансовых связей после распада СССР на фоне производственной зависимости предприятий от своих партнеров из ближнего зарубежья и тяжелое экономическое положение стран-членов СНГ и задержка в прохождении платежей через банковскую систему.

Основные экономические последствия неплатежей хозяйств состоят в следующем. Во-первых, они замедляют материальный оборот (что, в свою очередь, является фактором дальнейшего развития неплатежей). Во-вторых предприятия оказываются не в состоянии определить действительный платежеспособный спрос на свою продукцию. В третьих невозможно адекватно оценить собственное финансовое состояние предприятия, поскольку значительная часть его активов составляют неплатежи (в большинстве случаев финансово неоформленные, необратимые, неоднородные, неопределенного срока и качества).


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...