Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие и разновидности коммерческого кредита

Коммерческий кредит достаточно часто встречающаяся в хозяйственной практике операция. Его можно охарактеризовать как кредит, предоставляемый в товарной форме продавцами покупателям в виде отсрочки платежа за проданные товары. Он предоставляется под обязательства должника (покупателя) погасить в определенный срок как сумму основного долга, так и начисляемые проценты.

Применение коммерческого кредита требует наличия у продавца достаточного резервного капитала на случай замедления поступлений от должников.

Выделяют пять основных способов предоставления коммерческого кредита:

* вексельный способ;

* скидка при условии оплаты в определенный срок;

* открытый счет;

* сезонный кредит;

* консигнация.

При вексельном способе после поставки товаров продавец выставляет вексель на покупателя, который, получив коммерческие документы, акцептует его, т.е. дает согласие на оплату в указанный на ней срок.. Более подробно о вексельном способе будет расказано в 5 главе.

Другой способ - скидка при условии оплаты в определенный срок. Этот способ предусматривает условие, что если платеж будет произведен покупателем в течение оговоренного в контракте периода после выписки счета, то из цены будет вычтена скидка. В противном случае, вся сумма должна быть выплачена в установленный срок.

Согласно договору об открытом счете, однажды принятому обеими сторонами, покупатель может делать периодические закупки без обращения за кредитом в каждом отдельном случае. Обычный порядок осуществления сделки таков: когда покупатель заказывает товар, он немедленно отгружается, а платеж за него производится в установленные сроки после получения счета.

Сезонный кредит обычно применяется в производстве игрушек, сувениров и других изделий массового потребления. Этот способ разрешает розничным торговцам покупать товары в течение всего года с целью организации необходимых запасов перед пиком сезонных продаж и позволяет отсрочить платеж производителю до конца распродажи. Например, производители игрушек разрешают торговцам закупать игрушки за несколько месяцев до Рождества, а платить за товар - в январе-феврале. Главное преимущество при этом способе - возможность выпуска продукции без дополнительных расходов на складирование, хранение и т.д.

Консигнация - способ, при котором розничный торговец может просто получить товарно-материальные ценности без обязательства. Если товары будут проданы, то будет осуществлен и платеж производителю, а если нет, то розничный торговец может вернуть товар производителю без выплаты неустойки. Консигнация обычно применяется при реализации новых, нетипичных товаров, спрос на которые трудно предположить. Примером может служить практика производства и продажи новых учебников для институтов. Книгоиздатели посылают свои книги в институтские магазины с условием их возврата, если они не будут куплены.

Само собой разумеется, что любой из этих способов может быть наиболее эффективным в конкретных рыночных условиях. Выбор наиболее эффективного способа - главная задача кредитной политики каждого предприятия.

Говоря о достоинствах для продавца продажи товаров в кредит необходимо отметить, что несмотря на то, что отвлекаются средства из оборота, продавец, тем не менее, имеет возможность вернуть деньги, соответствующие его потерям, за счет получения процентов за кредит.

Вместе с тем, возрастает вероятность полной и своевременной оплаты проданных товаров. Во-первых, от покупателя не требуется наличия больших платежных средств, необходимых для оплаты поставок в момент их осуществления. Во-вторых, дебиторская задолженность по времени и по величине регулируется продавцом совместно с покупателем. В-третьих, покупатель получает в определенных случаях возможность оплатить товар за счет выручки, образующейся в результате производственного потребления товаров, приобретенных в кредит. Это существенно расширяет платежеспособность покупателя, а потому способствует росту степени гарантированности оплаты товара с его стороны.

К преимуществам также необходимо отнести:

*  расширение рынков сбыта за счет покупателей, не обладающих достаточной суммой платежных средств на момент поставок;

*  возможность получения дополнительных доходов за счет разницы в цене кредитных ресурсов, привлекаемых для финансирования поставок, и процентов, получаемых от покупателя.

Одним из недостатков для предприятий-продавцов (в особенности российских) является сложность определения потерь от величины оборотных средств и темпов инфляции, и, соответственно, связанного с этим рисков.

Для покупателя преимущество заключается в возможности оплаты товаров после их продажи на рынке, не отвлекая при этом собственные оборотные средства, а. недостаток - необходимость уплаты продавцу процентов за кредит.

В развитых странах продажа товаров в кредит стала обычным способом ведения дел для промышленных компаний, предложение кредитных услуг является орудием конкуренции при привлечении клиентов. Из-за этой тенденции к увеличению покупки в кредит все более острой становится дилемма твердой или свободной кредитной политики. Излишне твердые условия могут отпугнуть покупателей, а очень свободные - способствовать не только большому объему продажи товара, но и минимальному обратному притоку капитала из-за неоплаты долгов в срок и больших расходов, связанных с "вышибанием" долга. Главная задача корпорации в этой области - правильное управление своим остатком дебиторской задолженности в соответствии с размером ожидаемой реализации товарной продукции. Чем быстрее оборачивается остаток дебиторской задолженности по данному объему продажи товаров, тем короче цикл кругооборота наличных средств корпорации и, следовательно, выше ликвидность фирмы (т.е. ее способность своевременно погашать свои долговые обязательства).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...