Страхование от непоступления или от несвоевремен-ного поступления платежей
Страхование от непоступления или от несвоевременного поступления платежей представляет собой особый вид страхования коммерческого риска, при котором продавец товаров и услуг старается обезопасить себя от неполучения или несвоевременного получения платежей в результате наступления страхового случая. Принципиальное отличие гарантий платежей от их страхования состоит в том, что в первом случае страхует себя покупатель (именно он должен получить гарантии), во втором случае - продавец; в первом случае выдаются гарантии по платежам независимо от обстоятельств, по которым покупатель не смог оплатить поставленный ему товар; во втором - убытки продавца компенсируются только при наступлении страховых случаев, которые оговорены в договоре страхования; в первом случае расходы по получению гарантий несет покупатель, во втором - страховые взносы осуществляет продавец. Таким образом, несмотря на внешнюю схожесть гарантий по платежам и страхования от риска неплатежей (и там, и там есть третья сторона, которая гарантирует и обеспечивает перечисление платежей), это совершенно отличные друг от друга и по содержанию, и по механизму действия отношения между партнерами. При заключении договора страхования от несвоевременных платежей (и неплатежей) в качестве контрагента продавца выступает страховая компания. Она в соответствии с договором берет на себя обязательство перечислить страхователю (в данном случае - продавцу) оговоренную сумму платежей при наступлении страховых случаев, перечень и описание которых также приводятся в договоре страхования. Возможен вариант, когда страховая компания по договору с продавцом берет на себя обязательство компенсации убытков от несвоевременных платежей, не возмещая при этом саму сумму платежей. Страховая сумма в этом случае ограничивается какими-либо пределами, оговариваемыми в договоре страхования.
Страхование продавца от неплатежей требует от персонала страховой компании изучения платежеспособности покупателя, определение его надежности. В этом плане в отечественной хозяйственной практике страхование от неплатежей очень затруднено в настоящее время. Поясним нижеприведенную (Рис.10) схему страхования. 1-й этап - продавец (страхователь) заключает договор страхования со страховой компанией (страховщиком) и вносит ей страховые взносы. 2-й этап - поставка товаров (услуг). 3-й этап - имеет место, если покупатель не оплатил в установленные контрактом на поставку сроки отгруженные (поступившие) товары. Тогда страховая компания осуществляет страховые выплаты продавцу, соответствующие договору страхования. 4-й этап - осуществляется в тех случаях, когда страховая компания берет на себя обязательства помимо страховых выплат взыскать с покупателя в установленном законом порядке платежи и компенсацию нанесенного ущерба. 1-й этап
2-й этап
3-й этап
4-й этап
Рис.10 Страхование неплатежей при расчетах Совершенно очевидно, что реализация изложенной схемы требует тщательного подхода к разработке и обоснованию договора страхования. Дальнейшее расширение этого вида деятельности связано с развитием страхового бизнеса в России, формированием конкурентной среды деятельности страховых компаний. Преимущество страхования от неплатежей состоит в гарантированности платежей и погашении убытков продавца от несвоевременной оплаты поставленной продукции, так как контрагентом по страхованию является страховая компания, располагающая крупными финансовыми активами.
Недостаток данной формы сокращения просроченной задолженности заключается в необходимости внесения страховых платежей и сложности договорных отношений.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|