Большие пассажирские суда . . . . Средние и малые пассажирские суда Большие сухогрузные суда . . . . Средние » » . . . . 3 глава
К признакам, отличающим архитектурно-конструктивный тип грузовых судов, относится также степень раскрытия палубы над грузовыми трюмами. Чем больше это раскрытие, тем удобнее Рис. 5.3. Архитектурно- конструктивные типы судов, отличающиеся числом и расположением надстроек: а — трехостровное судно; б — двухост- ровное; в — двухостров- ё) иое с удлиненным баком; г — двухостровное с удлиненным ютом; д — очно- островное с баком; е — одностороннее с ютом; ж — со сплошной над- зк) и. I
стройкой; з гладко- Ьйю^^ палубное без надстроек; Г 1 ",, и — квартердечное ^—1 —^—>----------- 1 ' )Палуба надводного борта «4. п—- 4-—^ЕЦЕЛ Шартердек и быстрее проводятся погрузочно-разгрузочные операции, тем меньше простаивает судно в поргу. В последние годы получили распространение так называемые суда открытого типа, т. е. такие, у которых степень раскрытия палубы составляет более 60—65 % ее площади над грузовой частью. Это достигается § Б.2. Архитектура внешней формы судна При разработке проекта нового судна уже на самых начальных стадиях проектирования рука об руку с конструкторами-судостроителями работают специалисты в области судовой архитектуры. Их общая цель — создание наиболее совершенного судна, отвечающего не только технико-эксплуатационным, но и эстетическим требованиям. При этом большое внимание уделяется внешнему виду судна, особенно дальнего плавания, так как по нему судят о достижениях страны, которую оно представляет.
Большую роль в формировании архитектуры судна играет не только форма основного корпуса, выбираемая в соответствии с технико-эксплуатационными показателями, но и форма надстроек, количество ярусов, форма вырезов в фальшборте, а также дымовых труб и их количество,- окраска корпуса и надстроек. Внешняя форма судов в результате творческого участия специалистов-архитекторов в создании проектов постоянно совершенствуется и отвечает особенностям современной архитектуры. Строившиеся в 60-х годах надстройки и рубки имели обтекаемые формы, а надстройки и рубки новых судов имеют очень лаконичные простые прямоугольные формы (рис. 5.4). Обтекаемые формы судовых рубок и дымовых труб, отличавшиеся сложностью изготовления, стали в последнее время заменять упрощенными плоскими конструкциями, рациональными технологически. Это позволяет широко использовать при их проектировании и производстве новые прогрессивные методы (типовые планировочные решения, автоматизацию изготовления конструктивных элементов и узлов, модульный метод формирования и обстройки помещений и т. п.). Все это способствует существенному снижению трудоемкости и стоимости постройки судов. Особое внимание уделяется архитектуре крупных пассажирских судов Форму и наклон вырезов в фальшборте, протяженность рубок, зависящих от количества ярусов, принимают по возможности такими, чтобы внешний вид и силуэт судна были динамичными (рис. 5.5). Переходным кницам от бака к фальшборту и козырьку в носу придается удлиненная форма, а дымовой трубе — конусообразная, с наклоном верхней части. На многих дизельных судах трубу объединяют с сигнальной мачтой; нередко устанавливают две рядом стоящие трубы (рис. 1.10), что позволяет более удобно
Рис. 5.5 Боковой вид современного океанского пассажирского лайнера расположить дымоходы и получить значительную выгоду, особенно для океанских судов, имеющих большую ширину: супертанкеров, пассажирских лайнеров и т. п. На архитектуру судна влияет также и местоположение машинно-котельного отделения (МКО) по длине, так как это определяет расположение основной жилой надстройки и дымовой трубы. Так, для судов, строившихся до начала 50-х годов, было характерно среднее расположение МКО, на современных морских транспортных судах чаще встречается чисто кормовое либо сдвинутое в корму от миделя так называемое промежуточное расположение (рис. 5.6). В настоящее время практически все наливные суда, суда для перевозки навалочных грузов и большинство сухогрузных имеют кормовое расположение МКО и жилой надстройки. Размещение МКО в корме дает существенные преимущества: высвобождает удобные для укладки груза объемы в средней части корпуса; уменьшает кубатуру корпуса, занимаемую под МКО; сокращает длину валопровода, а следовательно, снижает его массу, т. е
увеличивает полезную грузоподъемность судна; исключает необходимость предусматривать туннель гребного вала из района МКО в корму для размещения и обслуживания валопровода. Такой туннель, проложенный через грузовые трюмы, на судах со средним расположением МКО уменьшает полезную кубатуру трюмов и создает неудобства при выполнении грузовых операций. Однако чистокормовое расположение МКО и жилой надстройки усложняет условия удифференговки, несколько ухудшает условия обитаемости, увеличивает «мертвую зону» видимости в носу, увеличивает длину МКО и нр. Поэтому вопрос о выборе того или иного архитектурного типа решается в каждом конкретном случае отдельно, с учетом назначения и особенностей эксплуатации судна. § Б.З. Классификация судовых помещений Судовые помещения размещают в основном корпусе, надстройках и рубках (рис. 5.7).
Основной корпус включает все помещения, образованные наружной обшивкой, верхней непрерывной палубой, а также палубами, платформами, главными поперечными и продольными переборками и выгородками, расположенными внутри корпуса. Различают помещения, образованные основными переборками, палубами и платформами, — отсеки и прочие судовые помещения, образуемые выгородками и платформами в надстройках, рубках, а также в основном корпусе.
К числу наиболее важных отсеков основного корпуса относят: форпик — крайний носовой отсек; ахгперпик— крайний кормовой отсек; междудонное пространство — пространство между наружной обшивкой и вторым дном; трюм — пространство между вторым дном и ближайшей палубой; твиндеки — пространства между соседними палубами основного корпуса; диптанки — глубокие цистерны, расположенные выше второго дна; коффср- дал ы — узкие нефте- и газонепроницаемые сухие отсеки, расположенные между отсеками или цистернами для нефтепродуктов и соседними помещениями; отсеки главных и вспомогательных Наличие тех или иных из перечисленных выше отсеков на конкретных судах обусловлено назначением и конструкцией судна. Надстройки расположены на верхней непрерывной палубе основного корпуса. Они простираются по ширине судна, или от борта до борта, или так, что их боковые стенки несколько отстоят от бортов, но не более чем на 0,04 ширины судна (в противном случае их называют рубками). Надстройки служат не только для размещения в них помещений, но и для улучшения мореходных качеств судна.
Носовая надстройка — бак — уменьшает заливаемость палубы, кормовая надстройка — ют — увеличивая надводный борт в корме, повышает запас плавучести и непотопляемости судна при повреждении кормовой оконечности и дифференте судна на корму, средняя надстройка увеличивает запас плавучести. Рубки меньше надстроек по ширине. Их устанавливают на верхней палубе основного корпуса или на надстройках. В зависимости от назначения все судовые помещения подразделяют на специальные, служебные, жилые, общественные, бытового обслуживания, пищеблока, санитарные, медицинского назначения, мастерские, судовых запасов и снабжения и отсеки топлива, воды, масла и водяного балласта. Специальные помещения в зависимости от назначения судна служат: для размещения груза (грузовые трюмы) — на грузовых и грузопассажирских судах; для специального технологического оборудования для обработки рыбы — на промысловых судах; для лабораторий — на научно-исследовательских судах. К числу специальных относятся также ангары для размещения на судне вертолетов и помещения для их обслуживания. Служебные помещения предназначены для обеспечения нормальной эксплуатации судна как плавучего сооружения. В их число входят: помещения главных и вспомогательных механизмов помещения для размещения палубных механизмов и механизмов судовых систем — румпельное отделение, станции углекислотного пожаротушения, дистанционного замера уровня груза и управления грузовыми операциями, станции приема и выдачи топлива вентиляторные, помещения кондицнонеров и пр.; рубки, навигационные помещения и посты — рулевая, штурманская, радиорубка, помещение лага и эхолота, гирокомпасная, пожарные и аварийные посты, АТС, трансляционная, аккумуляторные, агрегатные и пр.; мастерские — механическая, слесарная, элек- тро- и ралиотехническая, сварочный пост, мастерская по ремонту промыслового снаряжения, плавсредств, контрольно-измерительных приборов и пр.; административные помещения — судовая, машинная, грузовая канцелярии, бюро администратора, судовой архив, касса, диспетчерская, типография и нр. Жилые помещения (каюты) предназначены для постоянного проживания экипажа судна и размещения пассажиров Каюты экипажа подразделяют на каюты комсостава, команды и обслуживающего персонала, различающиеся расположением, площадью и оборудованием. Каюты команды, предназначенные для размещения более четырех человек, обычно называют кубриками Каюты пассажиров в зависимости от их расположения, площади, количества мест и оборудования подразделяют на каюты «люкс», каюты I, II и III классов. На большинстве современных лайнеров II и III классы обычно заменяют одним, так называемым туристским классом. На пассажирских судах местных линий предусматривают помещения для сидячих мест.
Общественные помещения служат для организации и проведения различных культурно-массовых мероприятий, коллективного отдыха и питания экипажа и пассажиров. Сюда входят общественные помещения для экипажа и отдельно общественные помещения для пассажиров, а также площадки на открытых палубах и проходные помещения. К общественным помещениям экипажа относят кают-компанию, салоны комсостава и команды, столовые комсостава и команды, курительные, спортзал, бассейн, комнату для занятий, красный уголок, библиотеку, каюты общественных организаций. На крупных промысловых и научно-исследовательских судах имеются кинозалы; на судах с немногочисленным экипажем показ кинофильмов обычно проводят в столовых. К общественным помещениям пассажиров относят рестораны, столовые, буфеты, бары, кафе, салоны (музыкальные, курительные, для нгр, для отдыха), киноконцертный зал, спортзал, бассейн, библиотеку с читальным залом, детские комнаты. Площадки ни открытых палубах включают веранды, прогулочные палубы, солярии, открытые купальные бассейны (для взрослых и для детей), спортплощадки, танцплощадки и т. д. К проходным помещениям относят коридоры, тамбуры, вестибюли, фойе, закрытые прогулочные палубы. Помещения бытового обслуживания оборудуют на пассажирских, экспедиционных судах и крупных промысловых базах. К ним относят: ателье бытового обслуживания, парикмахерские, косметические салоны, фотоателье, судовые лавки, киоски, камеры хранения и пр. Помещения пищеблока служат для приготовления и раздачи пищи экипажу и пассажирам, а также для мытья и хранения столовой посуды. Различают камбузные помещения (камбуз для пассажиров, камбуз для экипажа, пекарня, кладовые расходного запаса для камбуза и пекарни) и подготовительные (разделочные мяса, рыбы, овощей, хлеборезка, буфетные, посудомоечные, кладовые посуды и столового белья). Санитарные помещения подразделяют на санитарно-бытовые (прачечные, сушильные, гладильные, кладовые чистого и грязного белья, дезинфекционную камеру, помещения рабочего платья и пр.) и санитарно-гигиенические (мужские и женские умывальные, душевые, ванные, бани, санпропускники, туалеты и пр.). Помещения медицинского назначения включают амбулаторию, приемную врача, операционную, рентгеновский, зубоврачебный и другие кабинеты (на судах с большим количеством людей), лазарет, изолятор, аптеку, медицинскую и санитарную кладовые и пр. Обычно комплекс помещений медицинского обслуживания на судах называют медблоком. Помещения судовых запасов и снабжения служат для хранения запасов провизии, шкиперского, нави! ационного и прочего судового снабжения. В их число входят: провизионные кладовые — неохлаждаемые (для сухой провизии, хлеба, муки) и охлаждаемые (для мокрой провизии, мяса, рыбы, овощей, молочных продуктов, жиров, консервов), а также холодильные камеры: хозяйственные кладовые — для хранения ковров, дорожек, чехлов, спорт- и культинвентаря, кинолент, уборочного инвентаря и пр.; шкиперские кладовые — шкиперская, малярная, фонарная, плотницкая, такелажная, тентов и брезентов, парусная, химическая и пр.; штурманская и навигационные кладовые — штурманского и навигационного имущества, карт и пр.; бельевые и вещевые кладовые. Отсеки и цистерны служат для размещения жидких грузов: нефти, воды, масла и водяного балласта. Кроме отсеков, образованных конструкциями основного корпуса и предназначенных для размещения основного количества жидких грузов, на судах предусматривают также цистерны для хранения небольших расходных запасов топлива, воды и масла (так называемые вкладные цистерны). § 6.4. Общее расположение судна Под общим расположением судна понимают общую компоновку в корпусе, надстройках и рубках всех помещений, предназначенных для размещения на судне главных и вспомогательных механизмов, судового оборудования, запасов, перевозимых грузов, экипажа и пассажиров, а также всех служебных, бытовых, хозяйственных и санитарных помещений. Их взаимное расположение, планировка и оборудование зависят главным образом от типа и назначения судна, его размеров и предъявленных к»нему требований. Например, на компоновку помещений внутри корпуса влияет разделение корпуса на водонепроницаемые отсеки, а планировка помещений в надстройках зависит от местоположения машинной установки и т. д. На однотипных и близких по размерам судах их общее расположение может различаться в зависимости от вкусов и требований заказчиков. Однако в последние годы в отечественном судостроении проводится большая работа по типизации судовых помещений, в первую очередь жилых, обще радиорубок, камбуза, кладовых, санузлов и пр.) и рубок в целом. Поэтому рассмотрим только основные принципы их планировки. Расположение судовых помещений. Для ориентации местоположения того или иного помещения на судне приняты следующие названия палуб и междупалубных помещений (рис. 5.8). В корпусе (сверху вниз): верхняя палуба, вторая палуба, третья палуба (на многопалубных судах последнюю палубу называют нижней палубой), второе дно. В надстройках и рубках (снизу вверх): палуба I яруса надстройки (бака, юта, средней над стройки), палуба II яруса рубки, палуба III яруса рубки и т. д. Иногда к этим терминам добавляют названия, характеризующие назначение палуб: прогулочная, палуба салонов, шлюпочная, спортивная, нижний (ходовой) мостик, верхний (навигационный) мостик и т. п.
Пространство между наружной обшивкой днища и вторым дном называют междудонным пространством или двойным дном. Пространство между вторым дном и ближайшей палубой называют трюмом, остальные междупалубные пространства — твиндеками Положение помещения по длине и ширине судна обозначают соответственно номерами шпангоутов, ограничивающих помещение по длине, и наименованием борта, на котором расположено помещение (правый и левый борт — ПрБ и ЛБ). Всем помещениям на судне присваиваются порядковые номера (по правому борту — нечетные, по левому — четные). На рис. 5.9 показано расположение основных групп помещений на сухогрузном и пассажирском судах, а на рис 5.10 схема общего расположения помещений на танкере -Победа». Специальные помещения — грузовые трюмы, помещения для обработки и хранения улова и т. д. — занимают основную часть объемов корпуса на грузовых и промысловых судах. Планировка этих помещений определяется требованиями, предъявляемыми к выполнению грузовых операций, хранению и размещению груза, приему, обработке и хранению улова и т. п
У////А — служебные; ГкЖ^ — для вкннажа; ЬМЕ'уД — для пассажиров; | | — грузовые; УЖА Для топлива, воды, балласта От расположения специальных помещений, определяющих эксплуатационно- экономические показатели судна, зависит положение всех других судовых помещений. Служебные по ещения распределяют по всему судну, большей частью в трюме, в оконечностях судна, в рубках на верхней палубе, в помещениях бака, юта и т. д., иногда там, где не допускается размещать жилые помещения, например над фор- и ахтерпиком и ниже ватерлинии. Часть навигационных помещений — рулевую, штурманскую, радиорубку — располагают на мостике; помещение лага и эхолота — на втором дне. Мастерские размещают обычно в районе МКО. Жилые помещения экипажа на грузовых судах находятся, как правило, в надстройке или под верхней палубой основного корпуса, но не ниже ватерлинии, преимущественно ближе к средней части судна, где менее ощущается качка и вибрация от работающих гребных винтов. Исключение составляют большинство типов грузовых судов с чисто кормовым расположением МКО: на них все жилые помещения экипажа размещают в кормовой надстройке (на некоторых типах грузовых судов, например, лихтеровозах с кормовым расположением МКО, жилую надстройку располагают в носу). Для уменьшения шума в каютах, находящихся в районе шахты МКО, последнюю обстраивают помещениями вспомогательного назначения (кладовые, щитовые и т. п.), создающими своеобразный противошумный барьер. На крупнотоннажных танкерах и судах для перевозки навалочных грузов практикуют полное отделение жилой рубки от шахты МКО, жилую рубку ставят отдельно, впереди шахты, в виде сооружения, напоминающего точечный дом. На пассажирских судах каюты команды размещают в нос, в корму и ниже пассажирских кают, а каюты комсостава — на одном из верхних ярусов надстройки, обычно в районе рулевой рубкн (ярусом ниже).
Каюта капитана обычно находится с правого борта на ярус ниже рулевой рубки. Все каюты помощников капитанов (штурманов) размещают здесь же или Жилые помещения пассажиров на пассажирских судах располагают, по возможности, в средней части судна, преимущественно в надстройках и в верхних твиндеках основного корпуса. Размещать пассажирские каюты ниже палубы переборок ие рекомендуется, а ниже ватерлинии — не допускается. Каюты пассажиров, как правило, имеют естественное освещение, однако на крупных судах, перевозящих большое количество пассажиров, имеются каюты и без естественного света. Под общественные помещения отводят лучшие районы надстроек и палуб с хорошим обзором. Некоторые общественные помещения — рестораны, киноконцертный зал, закрытый купальный бассейн, спортзал и т. п. — оборудуют в помещениях, не имеющих естественного освещения. Помещения бытового обслуживания оборудуют в районе общественных помещений, но они, как правило, не имеют естественного освещения. Помещения пищеблока должны находиться вблизи тех объектов, которые они обслуживают. Так, камбуз, хлебопекарню и т. Д. размещают вблизи столовой команды, кают-компании или ресторана, обычно иа одной и той же палубе, или под ними, с оборудованием специального лифта для подачи пищи. В свою очередь, провизионные кладовые располагают рядом илн на однн-два яруса ниже камбуза. При размещении провизионных кладовых обязательно учитывают удобство погрузки провизии иа судно с помощью судовых средств. Санитарно-гигиенические помещения располагают в непосредственной близости от жилых помещений или в одном блоке с ними (например, туалетные в каютах). Банно-прачечный блок размещают в кормовой части корпуса ниже верхней палубы, в районе, не используемом для постоянного пребывания людей. Помещения медицинского назначения располагают в надстройке, обычно в средней части судна, подальше от основных магистральных коридоров и мест скопления экипажа и пассажиров. Помещения судовых запасов и снабжения располагают в районе жилых и общественных помещений (кладовые уборочного инвентаря, ковров, дорожек, чехлов, культ- н спортинвентаря), а также в районе открытых палуб (кладовые аварийно-спасательного, водолазного имущества и т. п.). Запасы топлива, котельно-питательной воды, масла, а также водяной балласт размещают в отсеках двойного дна и в диптанках, которые оборудуют в районе МКО, форпика, а также в двойных бортах, если они имеются. Форпик и ахтерпик, как правило, используют в качестве балластных цистерн. Расходные топливные цистерны находятся в районе МКО. Запасы пресной воды хранят во вкладных цистернах. Планировка и оборудование судовых помещений. Как отмечалось выше, в настоящее время широко практикуется унификация и типизация планировочных решений однотипных помещений и блоков (каюты разного назначения, пищеблок, медблок, кладовые, бытовые помещения, рулевая, штурманская и другие посты и т. д.), а также ведутся работы по разработке целых типовых рубок на основе модульного метода. Это прогрессивное направление создает предпосылки дця использования электронно- вычислительной техники при разработке чертежей общего расположения и для внедрения прогрессивной технологии изготовления судовых рубок на всех этапах. При планировке и оборудовании судовых помещений учитывают требования, предъявляемые к ним в зависимости от назначения.
палуба; г — палуба рубкн I яруса; д — палуба рубкн II яруса; е — палуба рубки III яруса; ж — палуба ру^ки IV яруса; 3 — палуба рубки V яруса; и — верхний мостик; к — трюм. 1 — ахтерпнк; 2 — машнино котельное отделение; 3 — грузовое насосное отделение: 4 — топливные цистерны; 5 — отстойные танкн; 6 — цистерна сбора отстоев: 7 — грузовой танк; 8 — балластные цистерны (двойное дно н двойные борта); 9 — диптаик; 10 - носовое насосное отделение; 11 — форпик; 12 — аварийный дизель генератор; 13 — кондиционеры; 14 — душевая с парильней; 15 — прачечная с кладовыми грязного н чистого белья; 16 — амбулатория; 17. 29 — станция объемного пенотушення; 18 — провизионные кладопые; 19 — - нненнератор; 20 — станция инертных газов; 21 — сварочная мастерская; 22 — спорт-каюта, 23 — столовая и салон; 24 — курительная; 25 — пост управления грузовыми операциями (ПУГО); 26 — каюта II помощника капитана; 27 — кают-компання н салон; 28 — камбуз; 30 — бассейн; 31 — каюты практикантов (двухместные): 32 — каюты команды (одноместные); 33 — каюта электромеханика; 34 — каюта врача. 35 — каюта I помощника капитана; 36 — каюта старшего помощника капитана; 37 — каюта IV механика, 38 — каюта III механика; 39 — каюта II механика; 40 — лифт; 41 — каюта старшего механика; 42 — каюта лоцмана; 43 — каюта капитана; 44 — каюта начальника радиостанции; 45 — каюта III помощника капитана: 46 — каюта IV помощника капитана; 47 — каюта радиооператора; 48 — каюта боцмана; 49 — каюта допкермаиа; 50 — операторная; 51 — рулевая; 52 — аппаратная; 53 — трансляционная ЕЬ" 1 1 Жилые и общественные помещения эки- *пажа и пассажиров должны быть удобны § * «"Еэ!"* 1= I 2. для обитания людей. Эти требования регла- р монтируются в нашей стране Санитарными «г = правилами для морских судов СССР, поло- Ш<с Бя?-.^*!?!! жениями Международной конвенции 1970 г. I о помещениях для экипажа, Правилами = = Регистра СССР, а также устанавливаются з I 1-2 д х ^ 111 § ведомствами, эксплуатирующими суда. Они ■ определяют минимальную площадь, куба-»о ТУРУ и высоту жилых и общественных по- I ^ мещений, а также номенклатуру оборудо- |р 1 вания, необходимого для создания нормально! | = 7 = Т | ных бытовых условий. Ширина проходов, и^ о^эйй^о'в уклон и ширина трапов, противопожар- ^ ь** = ные конструктивные мероприятия и другие оя требования безопасности также регламен- Н ^ Чо С я 5 О Я и В и тируются. * ^яИ^!^!™ Комсостав размещают, как правило, в ЗёЦ" ^ одноместных каютах (рис. 5 11), причем каюты старшего комсостава — капитана, § = о? I «р * «11" «старшего штурмана и старшего (главного) К| механика — состоят из кабинета, спальни ^ л!о I & и тУалета с ванной (душем). На больших '„^г'го^1 судах блок капитана имеет также салон, к § §. о? ой а все каюты комсостава — туалет с душем. 7 йй?^, I,!,?"!" Команда (рядовой состав) размещается га~ * в од.но" и Двухместных каютах, оборудован- •- = ных всем необходимым (на судах, где ^ I Йп га^ д * «5.. С «О К I «- = Ён = невозможно предусмотреть в каждой каюте
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|