Большие пассажирские суда . . . . Средние и малые пассажирские суда Большие сухогрузные суда . . . . Средние » » . . . . 8 глава
Кнехты — стальные или чугунные (литые или сварные) тумбы для крепления швартовов на судне. Кнехты могут быть одинарными и двойными, прямыми и крестовыми. Диаметр тумбы кнехта должен быть равен не менее 10 диаметрам стального швартова или одной окружности растительного. Для крепления стальных швартовов диаметром менее 8,4 м и растительных окружностью менее 60 мм вместо кнехтов служат утки. Швартовные клюзы — стальные или чугунные отливки с овальным отверстием в фальшборте для направления швартова к швартовному кнехту, устанавливаемому около клюза (но не ближе 1,5 м от него). Отверстия клюзов имеют плавные скругленные кромки, исключающие резкий изгиб проходящего через клюз швартова. Чтобы трос из-за трения при движении швартова о кромки клюза сильно не изнашивался, применяют специальные клюзы: универсальные — с двумя парами вертикальных и горизонтальных цилиндрических роликов, между которыми пропускается швартов — и автоматические (поворотные) — с вращающейся в клюзе обоймой, имеющей два ролика, между которыми пропущен швартов. На судах, проходящих через Панамский канал, устанавливают специальные панамские клюзы, приваренные к палубе. В тех местах, где вместо фальшборта имеется леерное ограждение, устанавливают киповые планки, которые могут быть с с роульсами (от 1 до 3) или без них (на малых судах). Если нельзя выполнить прямую проводку троса от клюза или киповой планки на швартовный барабан, то на палубе ставят одиночные роульсы. Для закрепления швартовов на кнехтах служат тросовые стопоры—переносные механические зажимы колодочного или цепного типа. Стопоры крепят за тумбу кнехта или за рым в его корпусе.
Рис. 7.16. Элементы швартовного устройства: а — кнехт; б— утка; в — швартовный клюз; г — киповая планка обыкновенная; д, е — киповая планка с одним и двумя роульсами Швартовные лебедки, или шпили (паровые, электрические или гидравлические) предназначены для подтягивания судна к пирсу после закрепления на нем швартовов. Для швартовных операций на баке обычно используют швартовные барабаны механизмов якорного устройства (шпиля или брашпиля). В средней части судна и в корме устанавливают специальные швартовные механизмы (на сухогрузных судах используют швартовные барабаны грузовых лебедок). Швартовные лебедки бывают простые и автоматические. Автоматические лебедки применяют на танкерах и судах для перевозки навалочных грузов, т. е. судах, у которых во время погрузочно- разгрузочных операций быстро изменяется осадка, что требует частых перешвартовок. При наличии автоматических швартовных лебедок стравливание или выбирание швартовов происходит автоматически, так как лебедка поддерживает постоянное натяжение швартовного троса. Для намотки и хранения швартовов служат вьюшки — барабаны с высокими бортиками, которые приводятся во вращение вручную: либо с помощью выступающего обода, либо от ручного зубчатого привода. Чтобы предотвратить повреждения борта судна при швартовке к причалу, особенно при швартовке судов друг к другу в открытом море на волнении, на судах предусматривают кран- цевое устройство (привальные брусья и кранцы) — мягкие или деревянные подушки, вываливаемые за борт или закрепленные постоянно на борту в местах, наиболее подверженных ударам. .Мягкие кранцы изгошвляют в виде подушек из мешков, наполненных крошеной пробкой и оплетенных снаружи смоленым пеньковым канатом, либо из резины. В последнее время получили распространение резинотканевые надувные (пневматические) кранцы, а также кранцы в виде резиновых роликов с пружинными амортизаторами. Иногда в качестве кранцев используют навешенные вдоль борта автомобильные покрышки.
§ 7.4. Спасательные средства Спасательные средства — это совокупность предусмотренных на судне средств спасания пассажиров и экипажа, включающая шлюпочное устройство, спасательные плоты, плавучие приборы и спасательные средства индивидуального пользования. Шлюпочное устройство предназначено для спасения люден в случае гибели судна, а также для сообщения с берегом и другими судами во время рейдовой стоянки.
В состав шлюпочного устройства входят: спасательные шлюпки, плоты и капсулы, число, конструкцию и вместимость которых определяют в зависимости от количества людей, размеров судна, характера и района плавания и в соответствии с правилами Международной конвенции но охране человеческой жизни на море 1974 г. и Правилами по конвенционному оборудованию судов Регистра СССР; рабочие шлюпки и разъездные катера; шлюпбалки, служащие для быстрого и безопасного спуска и подъема спасательных шлюпок; приспособления для хранения шлюпок и катеров по-походному (кильблоки, найтовы, чехлы) 1
Спасательные шлюпки (рис. 7.17) вмещают от 10 до 150 человек. Общее число мест в спасательных шлюпках, устанавливаемых на каждом борту, должно быть равно: на пассажирских, экспедиционных и промысловых судах — половине общего количества находящихся на судне людей; на прочих морских судах дальнего плавания — общему количеству мест на судне. В дополнение к шлюпкам, а иногда взамен части их (на пассажирских судах — до 25 % мест) устанавливают специальные надувные плоты (рис. 7.18). На морских судах неограниченного и ограниченного района плавания на каждом борту предусматривают по одной моторной
шлюпке (дежурной шлюпке) длиной не более 8,5 м для немедленного испочьзования при падении людей за борт. Спасательные шлюпки для обеспечения плавучести в случае попадания в них воды снабжают встроенными в корпус воздушными ящиками. Правила регламентируют размеры спасательных шлюпок: длина должна быть не меньше 7,3 м (на малых судах — 4,9 м), вместимость — не более 150 человек и масса с людьми и снабжением — не более 20 т.
Спасательные шлюпки изготовляют из дерева, стали, бакели- зированной фанеры, а также из легких алюминиево-магниевых сплавов и стеклопластика. Шлюпки вместимостью до 30 человек допускается оборудовать гребным винтом с ручным приводом (см. рис. 7.17). Часть спасательных шлюпок (у грузовых судов — одну, у судов с большим количеством людей — по одной с каждого борта) снабжают мотором, обеспечивающим скорость не менее 6 уз. Шлюпки вместимостью более 30 человек делают только моторными. ■
Предусматриваемые на спасательных шлюпках и плотах укрытия людей от непогоды окрашивают в видимый днем ярко-оранжевый цвет. Спасательные шлюпки танкеров, в отличие от шлюпок других судов, приспосабливают для безопасного плавания в течение не менее 10 мин в зоне горящих нефтепродуктов при температуре до 1200 °С. Поэтому их делают закрытыми (рис. 7.19) и оборудуют специальной системой орошения водой наружной поверхности. Танкерные шлюпки должны иметь мотор, позволяющий развивать скорость не менее 6 уз. Запас сжатого воздуха на них должен обеспечивать в течение 10 мин пребывание людей и работу двигателя. Все спасательные шлюпки снабжают веслами, парусом, мачтой, плавучим якорем, двумя топорами (в носу и корме), шлюпочным масляным фонарем, спичками, зажигающимися иа ветру, ведрами с черпаками, осушительным насосом, запасом пресной воды (по 3 л на человека), провизией (из расчета 5000 кал иа человека), комплектом рыболовных принадлежностей, аптечкой с медикаментами и таблетками от морской болезни, химическими грелками (по одной грелке иа 10 человек), складным иожом с консервооткрывателем, индивидуальными спасательными средствами, компасом и т д Для подачи сигналов бедствия на каждой шлюпке должны быть четыре парашютных сигнала, светящих ярко-красным светом на большой высоте, шесть фальшфейеров ярко-красного цвета, две плавучие дымовые шашки, выделяющие клубы дыма оранжевого цвета, электрический батарейный фонарь, годный для сигнализации по азбуке Морзе, и сигнальное зеркало (гелиограф). Кроме того, иа судах, удаляющихся от порта-убежища более чем иа 200 миль, одну из спасательных шлюпок снабжают легкой переносной радиоустановкой, которую при необходимости можно передать иа другую шлюпку илн плот. Все пластмассовые шлюпки снабжают также комплектом инструментов и приспособлений для ремонта. На моторных спасательных шлюпках, развивающих скорость ие менее 6 уз, устанавливают прожектор
Рабочие шлюпки (одна-две на судно) служат для связи с берегом или с судами, стоящими на рейде, заводки вспо-
могательных якорей и других работ около судна. Они вмещают всего лишь несколько человек и ио размерам значительно меньше спасательных шлюпок. На крупных морских судах кроме рабочих шлюпок для тех же целей используют катера. Спасательные шлюпки, рабочие шлюпки и катера устанавливают на открытых палубах, но не ближе чем на г/4 длины судна от форштевня в защищенных от действия волн местах. При расположении снасательных шлюпок в корме расстояние от ахтерштевня кормовой шлюпки до лопастей гребных винтов (так как в этом районе спускать шлюпки небезопасно) не должно быть меньше полуторной длины шлюпки. Шлюпки следует располагать с таким расчетом, чтобы обеспечить безопасные посадку в них людей и спуск при крене судна на любой борт до 20° и дифференте до 10° в течение 30 мин (для пассажирских и промысловых судов неограниченного района плавания). Спасательные шлюпки спускают с помощью шлюпбалок разных типов. Они бывают поворотные (или радиальные), заваливающиеся и гравитационные (рис. 7.20). У поворотных, или радиальных, шлюпбалок вываливание шлюпки происходит в результате манипуляции со шлюпбалками и шлюпкой вручную, у шлюпбалок заваливающегося типа — в результате заваливания шлюпбалки с помощью винтового привода. Особенностью наиболее распространенных гравитационных шлюпбалок является то, что вываливание шлюпки происходит под действием си ты тяжести после отдачи стопоров, поэтому их и называют гравитационными, т. е. работающими под действием силы тяжести. Эти шлюпбалки отличает быстрота вываливания шлюпки (не более 2 мин,), а также надежная работа в условиях антикрена до до 20°. Поэтому на пассажирских, наливных судах вместимостью более 1600 рег. т и на промысловых судах применяют только гравитационные шлюпбалки. Кроме того, они обслуживают спасательные шлюпки, масса которых в состоянии вываливания равна
1'нс 7 23. Крепление шлюпок по-походному: а—двусторонний росгр-блок; б — шлюпочный найтов. 1 — неподвижная часть; 2 — откидная (наружная) часть; 3 — подушка; 4 — шлюпочный найтов; 5 — устройство для быстрой отдачи найтова более 2300 кг, независимо от типоразмера судна, на котором они установлены. Гравитационные шлюпбалки подразделяют на скатывающиеся (скользящие), у которых стрела с подвешенной к ней шлюпкой перемещается но направляющим станины на роликах, вываливая при этом шлюпку (рис. 7.21), и шарнирные, вываливающие шлюпку за счет поворота вокруг- шарнира, расположенного у нижнего конца шлюпбалки. Разновидностью шарнирной шлюпбалки является двухшарнирная. При вываливании шлюпки она сначала вращается вокруг заднего шарнира, а затем — вокруг переднего, благодаря чему увеличивается вылет шлюпбалки Дальнейшим усовершенствованием этого типа шлюпбалки являются четырех- шарнирные шлюпбалки. Заваливающиеся шлюпбалки предназначены для спуска спасательных шлюпок спусковой массой до 2300 кг. Поворотные (радиальные) шлюпбалки считают устаревшими, и их применяют только па малых судах или для рабочих шлюпок
Каждую пару шлюпбалок обслуживает одна шлюпочная лебедка ручным ити механическим приводом. Механические шлюпочные лебедки бывают безмоторные (со специальным барабаном с тросом, свободный конец которого через канифас-блоки проводится на швартовный барабан грузовой лебе 1ки, шпиля или брашпиля) н приводные (с электрическим или пневматическим при водом). Иногда применяют двухбарабанные лебедки, обслуживающие по две пары шлюпбалок. В последнее время появился принципиально новый тип спускового шлюпочного устройства: закрытая шлюпка устанавливается в корме на наклонном спусковом устройстве, расположенном, как правило, вдоль судна и вместе
с находящимися в ней людьми и свободно сбрасывается с него в корму носом в воду. Спасательные надувные плоты (минимальная пассажировмести-_________________ мость — 5 чел.), заменяющие шлюпки, спускают на воду специальными кранами на о том шкентеле (рис. 7.22). Кран разворачивается в сторону борта, плот крепится к тросу, выносится за борг и автоматически надувается; после того как пассажиры займут места на плоту, начинается его спуск на воду со скоростью 30—40 м/мин (спускать можно прн крене до 15е). Спущенный на воду плот автоматически (при уменьшении натяжения шкентеля) освобождается, и гак поднимается вверх для спуска следующего плота. Спасательные надувные плоты, установленные сверх предусмотренных правилами обязательных шлюпок с достаточным количеством мест, можно не спускать, а сбрасывать на воду; сброшенный на воду плот автоматически надувается. Рабочие шлюпки и катера спускают на воду с помощью шлюпбалок или обычными грузовыми кранами. Крепят шлюпки по-походному (рис. 7.23) на ростр-блоках — деревянных или металлических опорах, у которых опорная часть выполнена по форме обвода и обита мягкой войлочной подушкой, обшитой парусиной. Ростр-блоки устанавливают либо прямо на палубе, либо на рострах — полубимсах, опирающихся одним концом на рубку, а другим — на стойку у борта либо на шлюпбалках 5-образной формы. Ростр-блоки бывают односторонние, т. е. расположенные только с одного борта шлюпки, обращенного к ДП судна, или двусторонние. Чтобы шлюпку при вываливании за борт не надо было приподнимать, у двусторонних ростр-блоков наружную часть делают откидной на петлях. Шлюпки крепят к ростр-блоках с помощью охватывающих шлюпку найтовов — стальных тросов с пеньковыми талрепами, закрепляемых к приваренным на палубе обухам с треугольными рымами. Для быстрой отдачи шлюпочных найтовов в них включают глаголь-гаки или предусматривают специальные устройства. Найтовы, крепящие шлюпки к гравитационным шлюпбалкам, отдаются автоматически, одновременно с отдачей стопора шлюпбалки. Прочие спасательные средства (рис. 7.24). Кроме шлюпок, надувных плотов и катеров на судне имеются спасательные плоты жесткой конструкции (на 6—25 человек), скамейки, а также индивидуальные спасательные средства, а именно: спасательные круг со светящими буями, нагрудники, жилеты, костюмы-комбинезоны и пр. Номенклатура и количество спасательных средств для каждого судна регламентируются конвенционными Правилами Регистра СССР и зависят от назначения судна, района плавания и количества находящихся на нем людей. § 7.5. Грузовые устройства Грузовые устройства предназначены для выполнения погрузочно- разгрузочных работ судовыми средствами. В состав грузовых устройств на сухогрузных судах входят грузовые стрелы или краны, закрытия грузовых люков и средства внутритрюмной механизации. На судах типа «ро-ро» к грузовым устройствам относят погрузочные лифты, аппарели (внутренние и забортные — рампы); на лихтеровозах типа «ЛЭШ» — катучие козловые краны. На наливных судах роль грузовых устройств выполняют насосы и трубопроводы, с помощью которых погружают и выгружают жидкий груз. На судах, перевозящих сыпучие грузы, древесную щепу и т. п., в состав грузовых устройств входят ленточные транспортеры, пневмопогрузчики и другие специальные устройства. На пассажирских судах к числу грузовых устройств могут быть отнесены всевозможные лифты (для пассажиров, команды и
багажа), а также устройства для погрузки на судно автомашин, багажа и провизии. Грузовые стрелы бывают легкие, грузоподъемностью 1, 3, 5, реже 8—10 т, и тяжеловесные — грузоподъемностью более 10 т. Грузоподъемность тяжеловесных стрел может достигать 200—300 т, однако наиболее распространенными являются тяжеловесные стрелы на 40—60 т. Грузовые стрелы устанавливают на мачтах или грузовых колоннах. Легкая грузовая стрела (рис. 7.25) состоит из длинного металлического (реже, деревянного) стержня трубчатой или ажурной конструкции, один конец которого — шпор — шарнирно связан с мачтой, грузовой колонной или самостоятельным фундаментом вблизи мачты, а второй конец — нок — поддерживается снастью, называемой топенантом. Благодаря шарниру стрела может поворачиваться в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Последнее достигается изменением длины топенанта, который выбирают или стравливают либо с помощью турачки грузовой лебедки, либо специальной топенантной лебедки. При отсутствии специальных Перемещение груза осуществляют с помощью стального троса шкентеля, который наматывают на барабан грузовой лебедки. Грузовые лебедки бывают электрические, электрогидравлические и, реже, паровые. Тяговое усилие грузовых легких лебедок от 15 до 50 кН (от 1,5 до 5,0 тс), тяжеловесных— до 100кН (Юте). Длина грузовой стрелы, а также длина шкентеля должна обеспечивать подъем и опускание груза из любой точки грузового трюма (в просвете люка), а также с расстояния не менее 2 м от борта судна на пирсе (это расстояние называют минимальным вылетом стрелы). Вылет тяжеловесных стрел должен составлять не менее 4 м.
Легкие грузовые стрелы могут работать поодиночке и спаренно. При выгрузке работа стрелы сводится к следующему: ее устанавливают над просветом люка под углом 25—30° и фиксируют в этом положении топенантом (угол наклона одиночной стрелы при перемещении груза ие изменяется); застропленный в трюме груз поднимают иа высоту, обеспечивающую свободный перенос его над фальшбортом, после чего стрелу с помощью оттяжек разворачивают за борт и", как только нок ее займет нужное положение над причалом (железнодорожной платформой, автомашиной и т. п.) опускают груз, стравливая грузовой шкентель с барабана грузовой лебедки. Продолжительность одного цикла работы стрелы довольно велика — 4—5 мин, а возможность подать груз в точно заданное место ограничена. Кроме того, разворачивать стрелу с грузом приходится либо вручную, либо с помощью лебедок неработающих стрел, что не всегда возможно. Поэтому на практике предпочитают спаренную работу двух стрел (рис. 7.26). В этом случае перемещение груза происходит вследствие согласованного изменения длины соединенных на одном грузовом гаке шкентелей двух грузовых стрел, из которых одна неподвижно закреплена над просветом грузового люка (люковая стрела), а другая вынесена за борт (береговая стрела). Несмотря на некоторое снижение грузоподъемности при спаренной работе грузовых стрел (около 40—60 % грузоподъемности одиночной стрелы), общая производительность такого грузового устройства увеличивается в 3—4 раза, так как рабочий цикл длится только 35—40 с. Однако и при спаренной работе сохраняется присущий одиночным стрелам недостаток — ограниченная возможность распределения груза. Этого недостатка лишены патентованные грузовые стрелы системы Халлена, Велле, Фарелла и др. с двумя топенантами, идущими от нока стрелы к двум разнесенным в обе стороны от ДП на широком салинге блокам и далее к топеиантным лебедкам (рис. 7.27). При одновременном равномерном выбирании или стравливании обоих топенантов стрела поднимается или опускается.
При стравливании топенанта одного борта и одновременном выбирании другого стрела будет автоматически под действием груза или собственной тяжести разворачиваться на противоположный борт В отличие от легких тяжеловесные стрелы опираются своим шпором не на мачту, а на специальный фундамент, установленный около нее. У тяжеловесных стрел грузоподъемностью более 20 т применяют врезной шкив в районе нока, через который проводят ходовой конец грузового шкентеля, направленного через канифас- блок у салинга мачты к барабану грузовой лебедки. Работают тяжеловесные стрелы либо поодиночке (но с переменным вылетом), либо вместе с патентованными конструкциями с двойным топенантом. Тяжеловесную стрелу при одиночной работе обслуживают четыре лебедки (грузовой шкентель, топенант и две оттяжки), причем для этого зачастую используют те же грузовые лебедки, что и для легких стрел. Поэтому грузовой шкентель и топенант тяжеловесов работают через многошкивные тали (пяти-, шестикратные), называемые гинями. Тяжеловесная грузовая стрела обычно работает на оба борта, обслуживая при этом только один грузовой трюм, над которым она
установлена. Если нужно обслужить соседний трюм, то стрелу переставляют. Чтобы исключить эту трудоемкую и длительную операцию, применяют систему с перекидным тяжеловесом (грузовое устройство системы Штюлькен), состоящую из двух вертикальных или слегка наклоненных к ДП массивных грузовых колонн, каждая из которых оканчивается вверху вращающейся головкой с блоками для топенанта. Тяжеловесную стрелу устанавливают между этими колоннами и с помощью топенантов перекидывают на любой из смежных трюмов, между которыми находится грузовое устройство (рис. 7.28). Грузовые краны являются более сложным и дорогостоящим грузоподъемным средством, чем стрелы; к тому же оии менее надежны при работе в условиях волнения и крена, но зато позволяют быстрее проводить погрузочно-разгрузочные работы, так как могут поднимать и укладывать груз в любое место в просветах люка без дополнительного горизонтального перемещения. Опыт показывает, что производительность кранов в сред Судовой грузовой кран (рис. 7.29) состоит из колонны со стрелой, обычно ажурной конструкции, поворотной площадки с подъемно-поворотным механизмом и постом управления баллера, являющегося основой крана для закрепления его на корпусе судна (баллер иногда проходит сквозь верхнюю палубу до нижележащей палубы). Для изменения длины топенанта, обеспечивающего перемещение стрелы в вертикальной плоскости, т. е. изменения вылета стрелы, используют специальную лебедку. Другая лебедка предназначена для обслуживания грузового шкентеля (подъем — опускание груза). Поворот площадки крана с мачтой и стрелой вокруг вертикальной оси — перемещение груза в горизонтальной плоскости — осуществляется механизмом поворота, который состоит из неподвижного зубчатого венца и находящейся с ним в зацеплении зубчатой шестерни, вращаемой от двигателя (он установлен на площадке крана). В зависимости от типа приводных механизмов различают электрические, гидравлические и электрогидравлические краны. Последние, благодаря исключительной маневренности, полечили наибольшее распространение. К недостаткам судовых грузовых кранов следует отнести большую массу, высокую стоимость, невозможность производить работы при углах крена свыше 5—8°, ограниченную грузоподъемность (3—5, реже 7,5—8 т). Для увеличения грузоподъемности применяют сдвоенные грузовые краны — два отдельных крана грузоподъемностью по 5 т, стоящие на общей поворотной платформе (рис. 7.30, а). Каждый кран может работать как отдельно, так и совместно, поднимая в этом случае груз массой 10 т (при этом платформа поворачивается вместе с обоими кранами, поднявшими груз). Возможна работа двух кранов спаренно (рис. 7.30, б), при этом сокращается цикл грузовых операций, но масса поднимаемого груза ограничена до 3 т. На судах, предназначенных для перевозки сыпучих грузов, иногда имеются разгрузочные ленточные транспортеры (рис. 7.31).
Существенно сокращает время погрузочно-разгрузочных работ механизированное устройство для закрытия грузовых люков, представляющее собой металли-
ческие шиты (по 2—8 шт. на один люк), которые открываются механизированным способом: или откатываются с помощью грузовых стрел, кранов, или раскрываются с помощью гидравлического привода. Это позволяет сократить время на открытие (или закрытие) грузового люка до 1—2 мин.
Рис. 7.32. Схема механизированного укатываемого металлического закрытия грузового люка. / — первая секция закрытия; 1 — последняя секция закрытия; 3 — шкив; 4 — зажимной болт; 5 — направляющая крайних роликов; 6 — средний ролнк; 7 — крайний ролик; 8 —- цепочка; 9 — направляющая средних роликов; 10 — направляющий блок на грузовой площадке; II — трос к гаку грузовой стрелы короткими цепями (рис. 7.32). Для открывания грузового люка закрепленный на последней секции трос через специальный блок на грузовой площадке заводится на гак грузовой стрелы или на турачку грузовой лебедки. При натяжении троса освобожденные от зажимов секции начинают катиться иа роликах по специальным направляющим, установленным на продольном комингсе люка. Каждая секция имеет иа коротких сторонах по три ролика: два крайних катятся по внутренней стороне направляющей, а средний — по внешней, расположенной за пределами грузового люка (под грузовой площадкой). Выйдя за пределы люка, первая секция поднимается иа средних роликах по их направляющей (рис. 7.33, а) и из-за несимметричности расположения оси средних роликов относительно оси секции поворачивается и становится вертикально (рис. 7.33, б). После того, как аналогично станут все оставшиеся секции, люк полностью раскроется (рнс. 7.33, в). Закрытие люка происходит в обратном порядке (рис. 7.33, г). Специальные резиновые уплотнения кромок между секциями и по комингсу люка и зажимы для крепления по-походному обеспечивают водонепроницаемость закрытия (рис. 7.34).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|