Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Большие пассажирские суда . . . . Средние и малые пассажирские суда Большие сухогрузные суда . . . . Средние » » . . . . 8 глава




Кнехты — стальные или чугунные (литые или сварные) тумбы для крепления швартовов на судне. Кнехты могут быть одинарными и двойными, прямыми и крестовыми. Диаметр тумбы кнехта должен быть равен не менее 10 диаметрам стального швар­това или одной окружности растительного. Для крепления сталь­ных швартовов диаметром менее 8,4 м и растительных окружно­стью менее 60 мм вместо кнехтов служат утки.

Швартовные клюзы — стальные или чугунные от­ливки с овальным отверстием в фальшборте для направления швартова к швартовному кнехту, устанавливаемому около клюза (но не ближе 1,5 м от него). Отверстия клюзов имеют плав­ные скругленные кромки, исключающие резкий изгиб проходящего через клюз швартова. Чтобы трос из-за трения при движении швартова о кромки клюза сильно не изнашивался, применяют специальные клюзы: универсальные — с двумя парами вертикаль­ных и горизонтальных цилиндрических роликов, между которыми пропускается швартов — и автоматические (поворотные) — с вра­щающейся в клюзе обоймой, имеющей два ролика, между которыми пропущен швартов. На судах, проходящих через Панамский ка­нал, устанавливают специальные панамские клюзы, приваренные к палубе.

В тех местах, где вместо фальшборта имеется леерное ограж­дение, устанавливают киповые планки, которые могут быть с с роульсами (от 1 до 3) или без них (на малых судах).

Если нельзя выполнить прямую проводку троса от клюза или киповой планки на швартовный барабан, то на палубе ставят одиночные роульсы.

Для закрепления швартовов на кнехтах служат тросовые сто­поры—переносные механические зажимы колодочного или цепного типа. Стопоры крепят за тумбу кнехта или за рым в его корпусе.



 

 

А-А

 

Рис. 7.16. Элементы швартовного устройства: а — кнехт; б— утка; в — швар­товный клюз; г — киповая планка обыкновенная; д, е — киповая планка с од­ним и двумя роульсами

Швартовные лебедки, или шпили (паровые, электрические или гидравлические) предназначены для подтяги­вания судна к пирсу после закрепления на нем швартовов. Для швартовных операций на баке обычно используют швартовные барабаны механизмов якорного устройства (шпиля или брашпи­ля). В средней части судна и в корме устанавливают специальные швартовные механизмы (на сухогрузных судах используют швар­товные барабаны грузовых лебедок).

Швартовные лебедки бывают простые и автоматические. Авто­матические лебедки применяют на танкерах и судах для перевозки навалочных грузов, т. е. судах, у которых во время погрузочно- разгрузочных операций быстро изменяется осадка, что требует частых перешвартовок. При наличии автоматических швартовных лебедок стравливание или выбирание швартовов происходит ав­томатически, так как лебедка поддерживает постоянное натяжение швартовного троса. Для намотки и хранения швартовов служат вьюшки — барабаны с высокими бортиками, которые приводятся во вращение вручную: либо с помощью выступающего обода, либо от ручного зубчатого привода.

Чтобы предотвратить повреждения борта судна при швар­товке к причалу, особенно при швартовке судов друг к другу в открытом море на волнении, на судах предусматривают кран- цевое устройство (привальные брусья и кранцы) — мягкие или деревянные подушки, вываливаемые за борт или закрепленные постоянно на борту в местах, наиболее подверженных ударам.

.Мягкие кранцы изгошвляют в виде подушек из мешков, напол­ненных крошеной пробкой и оплетенных снаружи смоленым пень­ковым канатом, либо из резины. В последнее время получили распространение резинотканевые надувные (пневматические) кранцы, а также кранцы в виде резиновых роликов с пружинными амортизаторами. Иногда в качестве кранцев используют навешен­ные вдоль борта автомобильные покрышки.

§ 7.4. Спасательные средства

Спасательные средства — это совокупность предусмотренных на судне средств спасания пассажиров и экипажа, включающая шлюпочное устройство, спасательные плоты, плавучие приборы и спасательные средства индивидуального пользования.

Шлюпочное устройство предназначено для спа­сения люден в случае гибели судна, а также для сообщения с бе­регом и другими судами во время рейдовой стоянки.

Рис 7 17 Спасательная шлюпка (с ручным приводом к винту). / — рукоятка ручного природа

В состав шлюпочного устройства входят: спасательные шлюпки, плоты и капсулы, число, конструкцию и вместимость которых опре­деляют в зависимости от количества людей, размеров судна, ха­рактера и района плавания и в соответствии с правилами Между­народной конвенции но охране человеческой жизни на море 1974 г. и Правилами по конвенционному оборудованию судов Регистра СССР; рабочие шлюпки и разъездные катера; шлюп­балки, служащие для быстрого и безопасного спуска и подъема спасательных шлюпок; приспособления для хранения шлюпок и катеров по-походному (кильблоки, найтовы, чехлы)

1

Рис. 7.18. Надувной спасательный плот

 

Спасательные шлюпки (рис. 7.17) вмещают от 10 до 150 человек. Общее число мест в спасательных шлюпках, уста­навливаемых на каждом борту, должно быть равно: на пассажир­ских, экспедиционных и промысловых судах — половине общего количества находящихся на судне людей; на прочих морских судах дальнего плавания — общему количеству мест на судне. В до­полнение к шлюпкам, а иногда взамен части их (на пассажирских судах — до 25 % мест) устанавливают специальные надувные плоты (рис. 7.18).

На морских судах неограниченного и ограниченного района плавания на каждом борту предусматривают по одной моторной

Рис. 7.19. Закрытая спасательная танкерная шлюпка

 

гравитационная

 

шлюпке (дежурной шлюпке) длиной не более 8,5 м для немедленного испочьзования при падении людей за борт.

Спасательные шлюпки для обеспечения плавучести в случае попадания в них воды снабжают встроенными в корпус воздуш­ными ящиками. Правила регламентируют размеры спасательных шлюпок: длина должна быть не меньше 7,3 м (на малых судах — 4,9 м), вместимость — не более 150 человек и масса с людьми и снабжением — не более 20 т.

Спасательные шлюпки изготовляют из дерева, стали, бакели- зированной фанеры, а также из легких алюминиево-магниевых сплавов и стеклопластика.

Шлюпки вместимостью до 30 человек допускается оборудовать гребным винтом с ручным приводом (см. рис. 7.17). Часть спаса­тельных шлюпок (у грузовых судов — одну, у судов с большим количеством людей — по одной с каждого борта) снабжают мото­ром, обеспечивающим скорость не менее 6 уз. Шлюпки вместимостью более 30 человек делают только моторными. ■

шарнирная, в — двухшарнирная

 

Предусматриваемые на спасательных шлюпках и плотах укры­тия людей от непогоды окрашивают в видимый днем ярко-оран­жевый цвет.

Спасательные шлюпки танкеров, в отличие от шлюпок других судов, приспосабливают для безопасного плавания в течение не менее 10 мин в зоне горящих нефтепродуктов при температуре до 1200 °С. Поэтому их делают закрытыми (рис. 7.19) и оборудуют специальной системой орошения водой наружной поверхности. Танкерные шлюпки должны иметь мотор, позволяющий развивать скорость не менее 6 уз. Запас сжатого воздуха на них должен обеспечивать в течение 10 мин пребывание людей и работу двига­теля.

Все спасательные шлюпки снабжают веслами, парусом, мачтой, плавучим якорем, двумя топорами (в носу и корме), шлюпочным масляным фонарем, спичками, зажигающимися иа ветру, ведрами с черпаками, осушительным насо­сом, запасом пресной воды (по 3 л на человека), провизией (из расчета 5000 кал иа человека), комплектом рыболовных принадлежностей, аптечкой с медика­ментами и таблетками от морской болезни, химическими грелками (по одной грелке иа 10 человек), складным иожом с консервооткрывателем, индивидуаль­ными спасательными средствами, компасом и т д

Для подачи сигналов бедствия на каждой шлюпке должны быть четыре па­рашютных сигнала, светящих ярко-красным светом на большой высоте, шесть фальшфейеров ярко-красного цвета, две плавучие дымовые шашки, выделя­ющие клубы дыма оранжевого цвета, электрический батарейный фонарь, год­ный для сигнализации по азбуке Морзе, и сигнальное зеркало (гелиограф). Кроме того, иа судах, удаляющихся от порта-убежища более чем иа 200 миль, одну из спасательных шлюпок снабжают легкой переносной радиоустановкой, которую при необходимости можно передать иа другую шлюпку илн плот. Все пластмассовые шлюпки снабжают также комплектом инструментов и приспо­соблений для ремонта. На моторных спасательных шлюпках, развивающих скорость ие менее 6 уз, устанавливают прожектор

Рабочие шлюпки (одна-две на судно) служат для связи с берегом или с судами, стоящими на рейде, заводки вспо-

Рис. 7.22. Спуск надувного спаса Iельного плота на воду

 

могательных якорей и других работ около судна. Они вмещают всего лишь несколько человек и ио размерам значительно меньше спасательных шлюпок. На крупных морских судах кроме рабочих шлюпок для тех же целей используют катера.

Спасательные шлюпки, рабочие шлюпки и катера устанавли­вают на открытых палубах, но не ближе чем на г/4 длины судна от форштевня в защищенных от действия волн местах. При рас­положении снасательных шлюпок в корме расстояние от ахтерштев­ня кормовой шлюпки до лопастей гребных винтов (так как в этом районе спускать шлюпки небезопасно) не должно быть меньше полуторной длины шлюпки. Шлюпки следует располагать с таким расчетом, чтобы обеспечить безопасные посадку в них людей и спуск при крене судна на любой борт до 20° и дифференте до 10° в течение 30 мин (для пассажирских и промысловых судов не­ограниченного района плавания).

Спасательные шлюпки спускают с помощью шлюпбалок разных типов. Они бывают поворотные (или радиальные), завали­вающиеся и гравитационные (рис. 7.20).

У поворотных, или радиальных, шлюпбалок вываливание шлюп­ки происходит в результате манипуляции со шлюпбалками и шлюпкой вручную, у шлюпбалок заваливающегося типа — в ре­зультате заваливания шлюпбалки с помощью винтового привода. Особенностью наиболее распространенных гравитационных шлюп­балок является то, что вываливание шлюпки происходит под дей­ствием си ты тяжести после отдачи стопоров, поэтому их и называют гравитационными, т. е. работающими под действием силы тяжести. Эти шлюпбалки отличает быстрота вываливания шлюпки (не более 2 мин,), а также надежная работа в условиях антикрена до до 20°. Поэтому на пассажирских, наливных судах вместимостью более 1600 рег. т и на промысловых судах применяют только гра­витационные шлюпбалки. Кроме того, они обслуживают спаса­тельные шлюпки, масса которых в состоянии вываливания равна


 

1'нс 7 23. Крепление шлюпок по-походному: а—двусторонний росгр-блок; б — шлюпочный найтов.

1 — неподвижная часть; 2 — откидная (наружная) часть; 3 — подушка; 4 — шлюпочный найтов; 5 — устройство для быстрой отдачи найтова

более 2300 кг, независимо от типоразмера судна, на котором они установлены.

Гравитационные шлюпбалки подразделяют на скатывающиеся (скользящие), у которых стрела с подвешенной к ней шлюпкой перемещается но направляющим станины на роликах, вываливая при этом шлюпку (рис. 7.21), и шарнирные, вываливающие шлюп­ку за счет поворота вокруг- шарнира, расположенного у нижнего конца шлюпбалки. Разновидностью шарнирной шлюпбалки яв­ляется двухшарнирная. При вываливании шлюпки она сначала вращается вокруг заднего шарнира, а затем — вокруг переднего, благодаря чему увеличивается вылет шлюпбалки Дальнейшим усовершенствованием этого типа шлюпбалки являются четырех- шарнирные шлюпбалки.

Заваливающиеся шлюпбалки предназначены для спуска спа­сательных шлюпок спусковой массой до 2300 кг. Поворотные (радиальные) шлюпбалки считают устаревшими, и их применяют только па малых судах или для рабочих шлюпок

А \

Каждую пару шлюпбалок обслуживает одна шлюпочная лебедка ручным ити механическим приводом. Механические шлюпочные лебедки бывают безмоторные (со специальным бара­баном с тросом, свободный конец которого через канифас-блоки проводится на швартовный барабан грузовой лебе 1ки, шпиля или брашпиля) н приводные (с электрическим или пневматическим при водом). Иногда применяют двухбарабанные лебедки, обслуживаю­щие по две пары шлюпбалок. В последнее время появился прин­ципиально новый тип спускового шлюпочного устройства: закры­тая шлюпка устанавливается в корме на наклонном спусковом устройстве, расположенном, как правило, вдоль судна и вместе


 

 

Рис. 7 24 Спасательные средства: а спа­сательные плоты; б — спасательная скамейка, в — спасательный круг со светящим 6} ем

 

с находящимися в ней людьми и свободно сбрасывается с него в корму носом в воду.

Спасательные надувные

плоты (минимальная пассажировмести-_________________

мость — 5 чел.), заменяющие шлюпки, спу­скают на воду специальными кранами на о том шкентеле (рис. 7.22). Кран разворачивается в сторону борта, плот крепится к тросу, выносится за борг и автоматически надувается; после того как пассажиры займут места на плоту, начинается его спуск на воду со скоростью 30—40 м/мин (спускать можно прн крене до 15е). Спущенный на воду плот автоматически (при уменьшении натяжения шкентеля) освобождается, и гак поднимается вверх для спуска следующего плота.

Спасательные надувные плоты, установленные сверх преду­смотренных правилами обязательных шлюпок с достаточным коли­чеством мест, можно не спускать, а сбрасывать на воду; сброшен­ный на воду плот автоматически надувается.


Рабочие шлюпки и катера спускают на воду с помощью шлюп­балок или обычными грузовыми кранами.

Крепят шлюпки по-походному (рис. 7.23) на ростр-блоках — деревянных или металлических опорах, у которых опорная часть выполнена по форме обвода и обита мягкой войлочной подушкой, обшитой парусиной. Ростр-блоки устанавливают либо прямо на палубе, либо на рострах — полубимсах, опирающихся одним концом на рубку, а другим — на стойку у борта либо на шлюп­балках 5-образной формы. Ростр-блоки бывают односторонние, т. е. расположенные только с одного борта шлюпки, обращенного к ДП судна, или двусторонние. Чтобы шлюпку при вываливании за борт не надо было приподнимать, у двусторонних ростр-блоков наружную часть делают откидной на петлях.

Шлюпки крепят к ростр-блоках с помощью охватывающих шлюпку найтовов — стальных тросов с пеньковыми талрепами, закрепляемых к приваренным на палубе обухам с треугольными рымами. Для быстрой отдачи шлюпочных найтовов в них включают глаголь-гаки или предусматривают специальные устройства. Най­товы, крепящие шлюпки к гравитационным шлюпбалкам, отда­ются автоматически, одновременно с отдачей стопора шлюпбалки.

Прочие спасательные средства (рис. 7.24). Кроме шлюпок, надувных плотов и катеров на судне имеются спа­сательные плоты жесткой конструкции (на 6—25 человек), ска­мейки, а также индивидуальные спасательные средства, а именно: спасательные круг со светящими буями, нагрудники, жилеты, костюмы-комбинезоны и пр.

Номенклатура и количество спасательных средств для каждого судна регламентируются конвенционными Правилами Регистра СССР и зависят от назначения судна, района плавания и количе­ства находящихся на нем людей.

§ 7.5. Грузовые устройства

Грузовые устройства предназначены для выполнения погрузочно- разгрузочных работ судовыми средствами.

В состав грузовых устройств на сухогрузных судах входят грузовые стрелы или краны, закрытия грузовых люков и средства внутритрюмной механизации. На судах типа «ро-ро» к грузовым устройствам относят погрузочные лифты, аппарели (внутренние и забортные — рампы); на лихтеровозах типа «ЛЭШ» — катучие козловые краны. На наливных судах роль грузовых устройств выполняют насосы и трубопроводы, с помощью которых погру­жают и выгружают жидкий груз. На судах, перевозящих сыпучие грузы, древесную щепу и т. п., в состав грузовых устройств входят ленточные транспортеры, пневмопогрузчики и другие специальные устройства.

На пассажирских судах к числу грузовых устройств могут быть отнесены всевозможные лифты (для пассажиров, команды и

Рис. 7.25. Грузовая стрела. I — стрела; 2 — мачта; 3 — башмак шпора: 4 — вертлюг шпора; б — обух топенанта: б — блок топенанта; 7 — топенант; 8 — обух нока, 9 — грузовой блок: 10 — противовес; 11 — вертлюг; 12 — гак, 13 — оттяжка: 14 — талн — оттяжкн; 15 — грузовой шкентель; 16 — направляющий блок; 17 — конец к лебедке: 18 — грузовая лебедка; 19 — палубный обух топенанта; 20 — конец к канифас-блоку; 21 — треугольное звено

 

багажа), а также устройства для погрузки на судно автомашин, багажа и провизии.

Грузовые стрелы бывают легкие, грузоподъемностью 1, 3, 5, реже 8—10 т, и тяжеловесные — грузоподъемностью более 10 т. Грузоподъемность тяжеловесных стрел может достигать 200—300 т, однако наиболее распространенными являются тяжело­весные стрелы на 40—60 т. Грузовые стрелы устанавливают на мачтах или грузовых колоннах.


Легкая грузовая стрела (рис. 7.25) состоит из длинного метал­лического (реже, деревянного) стержня трубчатой или ажурной конструкции, один конец которого — шпор — шарнирно связан с мачтой, грузовой колонной или самостоятельным фундаментом вблизи мачты, а второй конец — нок — поддерживается снастью, называемой топенантом. Благодаря шарниру стрела может пово­рачиваться в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Пос­леднее достигается изменением длины топенанта, который выбирают или стравливают либо с помощью турачки грузовой лебедки, либо специальной топенантной лебедки. При отсутствии специальных
лебедок топенант в нужном поло­жении стопорят с помощью цеп­ного стопора с треугольным зве­ном, который накидывают на рым или обух палубы.

Перемещение груза осуществ­ляют с помощью стального троса шкентеля, который наматывают на барабан грузовой лебедки. Грузовые лебедки бывают элект­рические, электрогидравлические и, реже, паровые. Тяговое уси­лие грузовых легких лебедок от 15 до 50 кН (от 1,5 до 5,0 тс), тя­желовесных— до 100кН (Юте).

Длина грузовой стрелы, а так­же длина шкентеля должна обес­печивать подъем и опускание гру­за из любой точки грузового трюма (в просвете люка), а также с рас­стояния не менее 2 м от борта судна на пирсе (это расстояние называют минимальным вылетом стрелы). Вылет тяжеловесных стрел должен составлять не менее 4 м.

грузовых стрел. / — береговая стрела: 2 — шкентель береговой стрелы: 3 — люковая стре­ла; 4 — шкентель люковой стрелы; В — грузовой гак

Легкие грузовые стрелы могут ра­ботать поодиночке и спаренно. При вы­грузке работа стрелы сводится к следующему: ее устанавливают над просветом люка под углом 25—30° и фиксируют в этом положении топенантом (угол наклона одиночной стрелы при перемещении груза ие изменяется); застропленный в трюме груз поднимают иа высоту, обеспечивающую свободный перенос его над фальш­бортом, после чего стрелу с помощью оттяжек разворачивают за борт и", как только нок ее займет нужное положение над причалом (железнодорожной плат­формой, автомашиной и т. п.) опускают груз, стравливая грузовой шкентель с барабана грузовой лебедки. Продолжительность одного цикла работы стрелы довольно велика — 4—5 мин, а возможность подать груз в точно заданное место ограничена. Кроме того, разворачивать стрелу с грузом приходится либо вруч­ную, либо с помощью лебедок неработающих стрел, что не всегда возможно. Поэтому на практике предпочитают спаренную работу двух стрел (рис. 7.26). В этом случае перемещение груза происходит вследствие согласованного изме­нения длины соединенных на одном грузовом гаке шкентелей двух грузовых стрел, из которых одна неподвижно закреплена над просветом грузового люка (люковая стрела), а другая вынесена за борт (береговая стрела). Несмотря на некоторое снижение грузоподъемности при спаренной работе грузовых стрел (около 40—60 % грузоподъемности одиночной стрелы), общая производитель­ность такого грузового устройства увеличивается в 3—4 раза, так как рабочий цикл длится только 35—40 с. Однако и при спаренной работе сохраняется при­сущий одиночным стрелам недостаток — ограниченная возможность распреде­ления груза. Этого недостатка лишены патентованные грузовые стрелы системы Халлена, Велле, Фарелла и др. с двумя топенантами, идущими от нока стрелы к двум разнесенным в обе стороны от ДП на широком салинге блокам и далее к топеиантным лебедкам (рис. 7.27). При одновременном равномерном выбира­нии или стравливании обоих топенантов стрела поднимается или опускается.

Рис. 7 27. Грузовая стрела с двойным топенантом (система Хал- лена). / — грузовой шкентель; 2, 3 — топенанты: 4 — салинг; 5, 5 — топенаит- ные лебедкн; 7 — грузовая лебедка

 

При стравливании топенанта одного борта и одновременном выбирании другого стрела будет автоматически под действием груза или собственной тяжести раз­ворачиваться на противоположный борт

В отличие от легких тяжеловесные стрелы опираются своим шпором не на мачту, а на специальный фундамент, установленный около нее. У тяжеловесных стрел грузоподъемностью более 20 т применяют врезной шкив в районе нока, через который проводят ходовой конец грузового шкентеля, направленного через канифас- блок у салинга мачты к барабану грузовой лебедки. Работают тя­желовесные стрелы либо поодиночке (но с переменным вылетом), либо вместе с патентованными конструкциями с двойным топенан­том. Тяжеловесную стрелу при одиночной работе обслуживают четыре лебедки (грузовой шкентель, топенант и две оттяжки), причем для этого зачастую используют те же грузовые лебедки, что и для легких стрел. Поэтому грузовой шкентель и топенант тяжеловесов работают через многошкивные тали (пяти-, шести­кратные), называемые гинями.

Тяжеловесная грузовая стрела обычно работает на оба борта, обслуживая при этом только один грузовой трюм, над которым она

Рнс. 7.28. Тяжеловесное грузовое устройство с пере­кидной стрелой грузоподъемностью до 300 т (система Штюлькен). 1,2 — грузовые колонны; 3, 4 — вращающиеся головки; 5. 6 — топенант-талн

 

установлена. Если нужно обслужить соседний трюм, то стрелу переставляют. Чтобы исключить эту трудоемкую и длительную операцию, применяют систему с перекидным тяжеловесом (гру­зовое устройство системы Штюлькен), состоящую из двух верти­кальных или слегка наклоненных к ДП массивных грузовых ко­лонн, каждая из которых оканчивается вверху вращающейся головкой с блоками для топенанта. Тяжеловесную стрелу уста­навливают между этими колоннами и с помощью топенантов пере­кидывают на любой из смежных трюмов, между которыми на­ходится грузовое устройство (рис. 7.28).

Грузовые краны являются более сложным и доро­гостоящим грузоподъемным средством, чем стрелы; к тому же оии менее надежны при работе в условиях волнения и крена, но зато позволяют быстрее проводить погрузочно-разгрузочные ра­боты, так как могут поднимать и укладывать груз в любое место в просветах люка без дополнительного горизонтального переме­щения. Опыт показывает, что производительность кранов в сред­
нем на 20 % превышает про­изводительность стрел.

Судовой грузовой кран (рис. 7.29) состоит из колонны со стрелой, обычно ажурной кон­струкции, поворотной площадки с подъемно-поворотным меха­низмом и постом управления баллера, являющегося основой крана для закрепления его на корпусе судна (баллер иногда проходит сквозь верхнюю па­лубу до нижележащей палубы). Для изменения длины топенан­та, обеспечивающего перемеще­ние стрелы в вертикальной плоскости, т. е. изменения вы­лета стрелы, используют специ­альную лебедку. Другая лебед­ка предназначена для обслу­живания грузового шкентеля (подъем — опускание груза). Поворот площадки крана с мачтой и стрелой вокруг вертикальной оси — перемещение груза в го­ризонтальной плоскости — осуществляется механизмом поворота, который состоит из неподвижного зубчатого венца и находящейся с ним в зацеплении зубчатой шестерни, вращаемой от двигателя (он установлен на площадке крана). В зависимости от типа при­водных механизмов различают электрические, гидравлические и электрогидравлические краны. Последние, благодаря исключи­тельной маневренности, полечили наибольшее распространение. К недостаткам судовых грузовых кранов следует отнести боль­шую массу, высокую стоимость, невозможность производить работы при углах крена свыше 5—8°, ограниченную грузоподъем­ность (3—5, реже 7,5—8 т). Для увеличения грузоподъемности применяют сдвоенные грузовые краны — два отдельных крана гру­зоподъемностью по 5 т, стоящие на общей поворотной платформе (рис. 7.30, а). Каждый кран может работать как отдельно, так и совместно, поднимая в этом случае груз массой 10 т (при этом плат­форма поворачивается вместе с обоими кранами, поднявшими груз). Возможна работа двух кранов спаренно (рис. 7.30, б), при этом сокращается цикл грузовых операций, но масса поднимаемого груза ограничена до 3 т.

На судах, предназначенных для перевозки сыпучих грузов, иногда имеются разгрузочные ленточные транспор­теры (рис. 7.31).

Рис. 7.29. Грузовой кран. I — колонне 2 — грузовая стрела; 3 — поворотная площадка

Существенно сокращает время погрузочно-разгрузочных работ механизированное устройство для закры­тия грузовых люков, представляющее собой металли-


 

ческие шиты (по 2—8 шт. на один люк), которые открываются механизированным способом: или откатываются с помощью гру­зовых стрел, кранов, или раскрываются с помощью гидравличе­ского привода. Это позволяет сократить время на открытие (или закрытие) грузового люка до 1—2 мин.

Наиболее распространено откатываемое механизированное люковое закры­тие из нескольких отдельных металлических секций, соединенных мгжлу оЛ>й Рис. 7.31. Погрузочно-разгрузочное устройство с ленточными транс­портерами для перевозки сыпучих грузов

 

Рис. 7.32. Схема механизированного укатываемого металлического закрытия грузового люка.

/ — первая секция закрытия; 1 — последняя секция закрытия; 3 — шкив; 4 — зажим­ной болт; 5 — направляющая крайних роликов; 6 — средний ролнк; 7 — крайний ро­лик; 8 —- цепочка; 9 — направляющая средних роликов; 10 — направляющий блок на грузовой площадке; II — трос к гаку грузовой стрелы

короткими цепями (рис. 7.32). Для открывания грузового люка закрепленный на последней секции трос через специальный блок на грузовой площадке заво­дится на гак грузовой стрелы или на турачку грузовой лебедки. При натяжении троса освобожденные от зажимов секции начинают катиться иа роликах по спе­циальным направляющим, установленным на продольном комингсе люка. Каж­дая секция имеет иа коротких сторонах по три ролика: два крайних катятся по внутренней стороне направляющей, а средний — по внешней, расположенной за пределами грузового люка (под грузовой площадкой). Выйдя за пределы люка, первая секция поднимается иа средних роликах по их направляющей (рис. 7.33, а) и из-за несимметричности расположения оси средних роликов от­носительно оси секции поворачивается и становится вертикально (рис. 7.33, б). После того, как аналогично станут все оставшиеся секции, люк полностью рас­кроется (рнс. 7.33, в). Закрытие люка происходит в обратном порядке (рис. 7.33, г). Специальные резиновые уплотнения кромок между секциями и по комингсу люка и зажимы для крепления по-походному обеспечивают водо­непроницаемость закрытия (рис. 7.34).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...