Большие пассажирские суда . . . . Средние и малые пассажирские суда Большие сухогрузные суда . . . . Средние » » . . . . 9 глава
Широкое распространение получили механизированные створчатые люковые закрытия (рис. 7.35). Они состоят из двух створок (каждая из одной-двух, реже, трех секций), открываемых в нос и корму, иногда к бортам с помощью гидравлических приводов. Гидропривод в виде гидравлического цилиндра со штоком или силового шарнира приводит в движение крайнюю секцию у поперечного комингса. Открываясь, эта секция открывает и соседнюю, соединенную с ней на петлях; для отк-
со СО Р ис. 7.33. Последовательные стадии открывания иока с меха иизированным откатывающи мся люковым закрытием: а — начало открывания; первая секция входит на направляющие средних роликов; б — первая секция откинута; в — люковое закрытие полиостью открыто; г — начало закрывания люка: последние секции легли иа комиигс
Рис. 7.35. Створчатое люковое закрытие с гидроприводом рытия трехсекционной створки предусматривают дополнительный силовой шарнир или гидропривод между 2-й и 3-й секциями Закрытия этого типа позволяют открывать или закрывать грузовой люк всего за 20—25 с. Интересно наматываемое закрытие (рис. 7.36), состоящее из большого числа легких гофрированных секций, которые наматываются при открывании люка на специальный барабан, приводимый во вращение электродвигателем. Размеры секций по мере удаления от барабана увеличиваются с таким расчетом, чтобы по мере наматывания иа барабан оии могли накладываться друг на друга. Это закрытие, имеющее много шарнирных соединений между секциями, требует внимательного ухода и ненадежно в работе.
На контейнеровозах, имеющих большое раскрытие трюмов и, соответственно, люки больших размеров, применяют л ю к о-
вые закрытия понтонного типа. Эти люковые крышки выполнены в виде одной секции с размерами грузового люка. Понтонную крышку люка поднимают грузовым краном и укладывают на свободное место на палубе или пирсе. Для точной установки крышки на место по углам грузового люка делают специальные направляющие, фиксирующие ее в заданном положении. § 7.6. Прочие общесудовые устройства Буксирное устройство позволяет при необходимости использовать судно в качестве буксира или самому быть взятым на буксир. С этой целью в носу и корме судна ставят усиленные буксирные кнехты и снабжают судно усиленным буксирным тросом. Леерное устройство предназначено для ограждения открытых палуб, не имеющих фальшборта. В его состав входят леерные стойки высотой не менее 1,0 м, поручни и лееры — стальные I I
грутки или тросы, пропущенные в два-три ряда через леерные стойки на расстоянии не более 230 мм от палубы и не более 380 мм друг от друга. Там, где это необходимо, леерное устройство делается съемным или заваливающимся. На пассажирских судах на леер, ограждающий открытые прогулочные палубы, навешивают металлическую сетку. Тентовое устройство (разборное или стационарное) устанавливается на некоторых участках открытой палубы для защиты от атмосферных осадков и солнца. Разборное тентовое устройство состоит из стальных тентовых стоек, устанавливаемых в специальные гнезда на палубе. Верхние концы стоек связываются друг с другом с помощью леера и съемных деревянных бимсов, на которых крепят тент из прочной парусины. Стационарное тентовое устройство состоит из металлического каркаса, на котором крепят тент — парусиновый, деревянный или из синтетического материала (цветной стеклошифер) (рис. 7.37).
Мачтовое устройство, или рангоут, на современных судах с механическими двигателями, предназначается для несения средств сигнализации и связи, а на грузовых судах со стреловым грузовым устройством — для поддержания грузовых стрел. Однако в последнем случае мачты все чаще заменяют более низкими грузовыми колоннами или полумачтами, которые одновременно используют в качестве вентиляторов. Обычно устанавливают две мачты, реже три. Передняя мачта называется фок мачтой, средняя — грот- мачтой и кормовая — бизань-мачтой. Двухмачтовые суда имеют лишь фок- и грот-мачты. Мачты (рис. 7.38) изготовляют из стали (на малых судах из дерева) и прочно крепят в корпусе, перевязывая крепление мачты с продольным и поперечным набором, обычно — с переборками. Гнездо, в котором крепится шпор (нижняя часть) мачты, называется степсом. Отверстие в палубном настиле, через которое проходит мачта, называется пяртнерсом. Верхняя часть мачты, служащая главным образом для крепления горизонтального рангоута — рей, называется стеньгой. Крепят стеньгу к мачте с помощью сдвоенного бугеля—эзельгофта. Стеньга заканчивается вверху клотиком. Для более надежного крепления мачты и стеньги их растягивают к корпусу специальными стальными тросами, которые имеют общее название — стоячий такелаж. Тросы, идущие от мачт прямо к бортам, называют вантами; к бортам назад — бакштагами; тросы, удерживающие стеньгу с боков и сзади, называют фордунами, а в ДП спереди — штагами. На современных грузовых судах применяют безвантовые мачты, которые бывают одиночными, двуногими и треногими. Наибольшее распространение получили двуногие — А-образные и П-образные мачты. С помощью двуногих мачт удобнее расположить грузовые стрелы и легче обеспечить необходимый вылет их
/ — двойное дно; 2 — степс; 3 — пяртнерс; 4 — рей; В — стеньга; 6 — клотик; 7 — ванты; в — мачта; 9 — верхняя палуба; 10 — бакштаги; 11 — фордуны; 12 — штаг-карнак; 13 — штаг; 14 — салинг; 15 — обух топенанта; 16 — укосила; 17 — полумачта; 18 — башмак шпора
за борт. Двуногие рамы объединяют вверху жесткой салинговой площадкой, к которой крепят стеньгу и топенанты стрел. Для подъема сигналов служат реи или, если реи отсутствуют, снасти, идущие от мостика к штаг-карнаку — так называют снасть, идущую в ДП судна от фок-мачты до трубы или грот-мачты. На грот-мачте в ДП устанавливают наклонный гафель, на котором судно несет государственный флаг. § 7.7. Буксирные устройства буксирных судов Буксирное устройство, устанавливаемое на буксирных и спасательных судах, предназначено для буксировки несамоходных судов и плавсредств, а также самоходных судов, потерявших возможность двигаться своим ходом. Выбор типа буксирного устройства зависит от назначения буксира и способа буксировки. При морских буксировках на длинном тросе применяют кильватерный способ; буксировку в порту и на рейде чаще выполняют лагом (борт о борт), а также в кильватер на коротком тросе (длиной до 100 м); для буксировок по внутренним водным путям характерны как первые два способа, так и способ толкания, распространившийся в послевоенные годы после создания специальных речных и озерных толкачей. Особым образом проводят буксировку во льдах: нос буксируемого судна вводят в углубление в корме буксира, надежно швартуют и в таком положении буксируют судно.
ческих буксирных лебедок- 13 12 11
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|