Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Большие пассажирские суда . . . . Средние и малые пассажирские суда Большие сухогрузные суда . . . . Средние » » . . . . 9 глава




Широкое распространение получили механизирован­ные створчатые люковые закрытия (рис. 7.35). Они состоят из двух створок (каждая из одной-двух, реже, трех секций), открываемых в нос и корму, иногда к бортам с помощью гидравлических приводов. Гидропривод в виде гидравлического цилиндра со штоком или силового шарнира приводит в движение крайнюю секцию у поперечного комингса. Открываясь, эта сек­ция открывает и соседнюю, соединенную с ней на петлях; для отк-



 

со

СО


Р ис. 7.33. Последо­вательные стадии открывания иока с меха иизированным откатывающи мся люковым закрыти­ем: а — начало от­крывания; первая секция входит на на­правляющие сред­них роликов; б — первая секция от­кинута; в — люко­вое закрытие пол­иостью открыто; г — начало закры­вания люка: после­дние секции легли иа комиигс


Рис. 7.34. Конструктивные эле­менты механизированного от­катывающегося люкового за­крытия: а — крайний ролик; положение перед откаткой; б — крайний ролик: положение пе­ред задраиванием по-походному (ролик поднят); в— конструк­ция водонепроницаемого соеди­нения секций между собой;г— зажимы секций по поход­ному: слева винтовой; справа — клиновой

Рис. 7.35. Створчатое люко­вое закрытие с гидроприводом

рытия трехсекционной створки предусматривают дополнительный силовой шарнир или гидропривод между 2-й и 3-й секциями Закрытия этого типа поз­воляют открывать или зак­рывать грузовой люк всего за 20—25 с.

Интересно наматываемое закрытие (рис. 7.36), состоя­щее из большого числа лег­ких гофрированных секций, которые наматываются при открывании люка на специальный барабан, приводимый во вращение электродвигателем. Размеры секций по мере удаления от барабана увеличиваются с таким расчетом, чтобы по мере наматывания иа барабан оии могли накладываться друг на друга. Это закрытие, имеющее много шарнирных соединений между секциями, требует внимательного ухода и ненадежно в работе.

На контейнеровозах, имеющих большое раскрытие трюмов и, соответственно, люки больших размеров, применяют л ю к о-


Рис. 7.36. Наматываемое люковое закрытие

 

вые закрытия понтонного типа. Эти люковые крышки выполнены в виде одной секции с размерами грузового люка. Понтонную крышку люка поднимают грузовым краном и укладывают на свободное место на палубе или пирсе. Для точ­ной установки крышки на место по углам грузового люка делают специальные направляющие, фиксирующие ее в заданном поло­жении.

§ 7.6. Прочие общесудовые устройства

Буксирное устройство позволяет при необходимости использо­вать судно в качестве буксира или самому быть взятым на бук­сир. С этой целью в носу и корме судна ставят усиленные бук­сирные кнехты и снабжают судно усиленным буксирным тросом.

Леерное устройство предназначено для ограждения открытых палуб, не имеющих фальшборта. В его состав входят леерные стойки высотой не менее 1,0 м, поручни и лееры — стальные

I I


Рис. 7.37. Стацио­нарное тентовое устройство с по­крытием из стекло- шифера

грутки или тросы, пропущенные в два-три ряда через леерные стойки на расстоянии не более 230 мм от палубы и не более 380 мм друг от друга. Там, где это необходимо, леерное устройство дела­ется съемным или заваливающимся. На пассажирских судах на леер, ограждающий открытые прогулочные палубы, навешивают металлическую сетку.

Тентовое устройство (разборное или стационарное) устанавли­вается на некоторых участках открытой палубы для защиты от атмосферных осадков и солнца. Разборное тентовое устройство состоит из стальных тентовых стоек, устанавливаемых в специаль­ные гнезда на палубе. Верхние концы стоек связываются друг с другом с помощью леера и съемных деревянных бимсов, на кото­рых крепят тент из прочной парусины. Стационарное тентовое устройство состоит из металлического каркаса, на котором крепят тент — парусиновый, деревянный или из синтетического матери­ала (цветной стеклошифер) (рис. 7.37).

Мачтовое устройство, или рангоут, на современных судах с механическими двигателями, предназначается для несения средств сигнализации и связи, а на грузовых судах со стреловым грузовым устройством — для поддержания грузовых стрел. Однако в по­следнем случае мачты все чаще заменяют более низкими грузовыми колоннами или полумачтами, которые одновременно используют в качестве вентиляторов. Обычно устанавливают две мачты, реже три. Передняя мачта называется фок мачтой, средняя — грот- мачтой и кормовая — бизань-мачтой. Двухмачтовые суда имеют лишь фок- и грот-мачты.

Мачты (рис. 7.38) изготовляют из стали (на малых судах из дерева) и прочно крепят в корпусе, перевязывая крепление мачты с продольным и поперечным набором, обычно — с пере­борками. Гнездо, в котором крепится шпор (нижняя часть) мачты, называется степсом. Отверстие в палубном настиле, через которое проходит мачта, называется пяртнерсом. Верхняя часть мачты, служащая главным образом для крепления горизонтального рангоута — рей, называется стеньгой. Крепят стеньгу к мачте с помощью сдвоенного бугеля—эзельгофта. Стеньга заканчива­ется вверху клотиком.

Для более надежного крепления мачты и стеньги их растя­гивают к корпусу специальными стальными тросами, которые имеют общее название — стоячий такелаж. Тросы, идущие от мачт прямо к бортам, называют вантами; к бортам назад — бакштагами; тросы, удерживающие стеньгу с боков и сзади, называют фордунами, а в ДП спереди — штагами.

На современных грузовых судах применяют безвантовые мачты, которые бывают одиночными, двуногими и треногими. Наибольшее распространение получили двуногие — А-образные и П-образные мачты. С помощью двуногих мачт удобнее располо­жить грузовые стрелы и легче обеспечить необходимый вылет их


Рис. 7.38. Типы мачт: а — одиночная мачта; б — двуногая Л-образная грузовая мачта; в — П-образная грузовая мачта.

/ — двойное дно; 2 — степс; 3 — пяртнерс; 4 — рей; В — стеньга; 6 — клотик; 7 — ванты; в — мачта; 9 — верхняя палуба; 10 — бак­штаги; 11 — фордуны; 12 — штаг-карнак; 13 — штаг; 14 — салинг; 15 — обух топенанта; 16 — укосила; 17 — полумачта; 18 — башмак шпора


за борт. Двуногие рамы объединяют вверху жесткой салинговой площадкой, к которой крепят стеньгу и топенанты стрел.

Для подъема сигналов служат реи или, если реи отсутствуют, снасти, идущие от мостика к штаг-карнаку — так называют снасть, идущую в ДП судна от фок-мачты до трубы или грот-мачты. На грот-мачте в ДП устанавливают наклонный гафель, на котором судно несет государственный флаг.

§ 7.7. Буксирные устройства буксирных судов

Буксирное устройство, устанавливаемое на буксирных и спаса­тельных судах, предназначено для буксировки несамоходных судов и плавсредств, а также самоходных судов, потерявших возможность двигаться своим ходом.

Выбор типа буксирного устройства зависит от назначения бук­сира и способа буксировки. При морских буксировках на длинном тросе применяют кильватерный способ; буксировку в порту и на рейде чаще выполняют лагом (борт о борт), а также в кильватер на коротком тросе (длиной до 100 м); для буксировок по внутрен­ним водным путям характерны как первые два способа, так и способ толкания, распространившийся в послевоенные годы после создания специальных речных и озерных толкачей. Особым об­разом проводят буксировку во льдах: нос буксируемого судна вво­дят в углубление в корме буксира, надежно швартуют и в таком положении буксируют судно.

Рис. 7.39. Расположение буксирного устройства на морском буксире. 1 — буксирный клюз; 2 — швартовный кнехт; 3 — швартовный шпнль; 4 — буксирная арка; 5 — вьюшки с тросом; 6 — битенг; 7 — буксирная лебедка; 8 — буксирный гак; 9 — буксирная дуга; 10 — ограничитель буксирного троса


ческих буксирных лебедок- 13 12 11

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...