Проблема личности в социальной психологии.
Стр 1 из 9Следующая ⇒ Социализация - процесс становления личности человека, который продолжается в течение всей жизни. Человек усваивает установки, ценности, традиции, обычаи, роли и ожидания, свойственные определенной культуре или социальной группе. Социализация начинается с первых минут жизни человека. Выделяют 3 сферы, в которых осуществляется процесс социализации: деятельность, общение, самосознание. В ходе деятельности человек осваивает новые роли (ребенок, мужчина, медсестра, вратарь, студент, муж, партнер, манипулятор и др. ) и осмысливает их. Общение в контексте социализации рассматривается также в смысле его расширения и углубления. Расширение общения можно понимать как умножение контактов с другими людьми, углубление общения - как переход от монологического общения к диалогическому. У человека формируется способность к децентрации - умение принять другую точку зрения. В процессе социализации развивается самосознание человека. В человеке возникает и формируется в течение всей его жизни образ его Я как представление о себе. Можно выделить 3 основные стадии социализации: дотрудовую, трудовую, послетрудовую. Дотрудовая стадия охватывает период жизни человека до начала трудовой деятельности (от рождения до поступления в школу, а также период обучения). Трудовая стадия охватывает период зрелости, это время трудовой деятельности. Признание стадии трудовой социализации уже не вызывает дискуссий, но послетрудовая стадия достаточно нова для социальной психологии и не только для нее. С одной стороны, само понятие социализации бессмысленно для пожилого и старческого возраста, в котором все социальные функции свертываются. С другой стороны, существуют многочисленные исследования сохраняющейся социальной активности лиц пожилого возраста, которые вносят существенный вклад в воспроизводство социального опыта. Ставится лишь вопрос об изменении типа активности личности в этот период.
Институты социализации - это конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей. На дотрудовой стадии это в первую очередь семья и детские до школьные учреждения. В семье дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли, в том числе половые, осмысливают первые нормы и ценности. В период обучения основным институтом социализации становится школа, а затем среднее профессиональное или высшее учебное заведение. Важнейшим институтом социализации на трудовой стадии является трудовой коллектив. Таким же спорным, как вопрос о существовании послетрудовой стадии социализации, является вопрос о ее институтах, который также требует исследования. В процессе социализации происходят рождение и развитие Я-концепции. Я-концепция - это совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой. Описательную составляющую Я-концепции часто называют образом Я, или картиной Я. Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют само оценкой или принятием себя. Я-концепция, в сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем. На формирование Я-концепции влияют: • восприятие ребенка другими (родителями, сверстниками и т. д. ); • самоанализ (анализ личных достоинств и недостатков); • внешние данные, ощущение силы и здоровья; • социальные ценности, ожидания, идеалы; • опыт социального поведения. Значение Я-концепции в том, что она способствует достижению внутренней согласованности личности.
Р. Бернс приводит случай из собственной практики: " Мне довелось беседовать с девочкой, у которой показатель стандартизованного теста на интеллект был выше среднего, однако, как выясни лось, она плохо успевала в школе по основным предметам. Девочка объясняла это тем, что она " Не обладает большим умом". Я пытался возразить, выдвигая в качестве аргумента ее высокий показатель IQ. При следующей встрече, происходившей через несколько месяцев, обнаружилось, что ее IQ упал до уровня ниже среднего... Я был абсолютно уверен в том, что девочке понадобилось снизить IQ, чтобы достичь личностного равновесия. Высокий показатель интеллекта никак не согласовывался с ее убежденностью в собственной глупости. Когда ей сообщили, что, судя по результатам теста, она имеет хорошие умственные способности и, следовательно, может хорошо учиться, ее личностное равновесие было нарушено, так как этот факт вступил в противоречие с ее самооценкой. Чтобы восстановить утраченное равновесие и избавиться от ощущения дискомфорта, она пошла по пути снижения показателя интеллекта... и не воспользовалась другой имевшейся у нее возможностью - не изменила своего представления о себе". Еще одна функция Я-концепции заключается в том, что она определяет характер индивидуальной интерпретации опыта. Разные люди, столкнувшись с одним и тем же событием, могут воспринять его совершенно по-разному. Например, санитарка Марья Адольфовна прошла по коридору отделения и не поздоровалась. Медсестра Анна, скорее всего, обиделась, что ее не замечают, и значит, не ценят; медсестра Бэла увидела в этом невоспитанность всего младшего медперсонала и провела воспитательную беседу; медсестра Вера решила бы, что санитарка совсем замоталась, и предложила бы ей помощь; медсестра Галина не заметила бы никакой санитарки вообще и т. д. Третья функция Я-концепции заключается в том, что она определяет ожидания индивида, т. е. его представления о том, что должно произойти. Многие исследователи считают эту функцию центральной. Люди, которым свойственно беспокоиться о своих успехах, часто говорят: " Я знаю, что никогда не смогу делать внутривенные... " или " Я знаю, что плохо сдам тесты". Иногда с помощью таких суждений человек просто пытается себя подбодрить, но иногда они отражают его реальную неуверенность.
Люди, уверенные в собственной значимости, ожидают, что и другие будут относиться к ним таким же образом. Дети, испытавшие сильную материнскую депривацию (длительное отсутствие взаимодействия с матерью), обычно сомневаются в своей ценности; они заранее убеждены в невозможности установления тесных эмоциональных связей с матерью или с другим близким человеком. В результате они начинают избегать всяких социальных контактов, так как всегда ожидают, что будут отвергнуты. В основе таких от ношений, складывающихся между ожиданиями и поведением, лежит механизм " саморегулирующегося пророчества" Каждому человеку свойственны какие-то ожидания, во многом определяющие и характер его действий. Люди, считающие, что они никому не могут нравиться, либо ведут себя исходя из этой предпосылки, либо интерпретируют соответствующим образом реакции окружающих. Половая идентичность, возможно, образует самую важную часть Я-концепции. Она устанавливается в раннем детстве - в основ ном дети начинают демонстрировать соответствующее их полу по ведение к 5 годам. Однако процесс половой идентификации продолжается еще долгие годы. Некоторые полагают, что женщины и мужчины резко различаются по способностям, чертам личности, поведению прежде всего в силу генетической программы. Другие считают, что различия имеют внешние причины, прежде всего это разное отношение общества к женщинам и мужчинам. Исследования показывают, что различия между мужчинами и женщинами оказываются весьма не значительными. В среднем мужчины обнаруживают незначительное превосходство по уровню общей активности, агрессивности и математических способностей, а женщины имеют некоторое преимущество лишь в сфере проявления эмпатии. Однако, несмотря на это, существует некоторое неравенство половых ролей.
В западной социальной психологии для обозначения социальных установок используется термин " аmтитюд", которое либо переводится на русский язык как " социальная установка", либо используется как калька с английского (без перевода). Установка - определенный взгляд на предмет, человека или идею, основанный на убеждениях, эмоциях и поведении. Из определения следует, что установка имеет 3 составляющие: аффективную, поведенческую и когнитивную. Убеждения отражают основные ценности человека, т. е. демонстрируют окружающим, что для человека желанно, а что - нет. Для одной самое важное - муж и дети, для другого - деньги и карьера, для третьего - здоровье и долголетие. В установке также присутствует эмоциональное отношение. Это положительные или отрицательные эмоции, которые побуждают человека к определенному поведению. Например, если я знаю, что нормальные девушки не должны курить (когнитивная составляющая), и мне не нравится, когда от девушки пахнет табаком (аффективная составляющая), то я, скорее всего, не буду встречаться с девушкой, которая курит (поведенческая составляющая). Структура социальной установки позволяет выделить две ее важные разновидности - стереотипы и предрассудки (предубеждения). От установки они отличаются прежде всего содержанием когнитивной составляющей. Стереотип - это социальная установка с застывшим, нередко обедненным когнитивным содержанием. Это чрезмерно обобщенное представление чего-то или кого-то. Когда говорят о стереотип ном мышлении, то имеют в виду ограниченность или устарелость представлений человека. Стереотипы полезны как форма экономического мышления и действий в отношении простых и стабильных объектов и ситуаций. Там, где необходимо осмысление или объект изменился, стереотип становится тормозом. Предрассудок - это социальная установка с извращенным со держанием ее когнитивного компонента, вследствие чего человек воспринимает некоторые социальные объекты в искаженном виде. Это предвзятое, не подтвержденное фактами суждение о человеке или явлении. Всем людям свойственны те или иные предрассудки. Большинство из нас склонны отдавать предпочтение представителям своей национальности, пола, профессии, религии, населенного пункта и т. д. Чаще всего от предрассудков страдают представители черной расы, религиозные и сексуальные меньшинства, наркоманы и ВИЧ-инфицированные. Предвзятое отношение к женщинам называется сексизм, к людям пожилого и старческого возраста - эйджизм, к " НИЗШИМ" расам - расизм. Основная причина формирования предрассудков кроется в не развитости когнитивной сферы. В связи с этим чаще всего пред рассудки возникают в детстве, когда под влиянием родителей и ближайшего окружения у ребенка формируется определенное от ношение к какому-либо явлению или социальному объекту.
Повлиять на формирование или закрепление предрассудка может и собственный опыт, эмоционально пережитый, но недостаточно критически осмысленный. Например, если во время вашей практики в ЛПУ 60-летняя пациентка отказалась вам " давать свою вену", как она выразилась, " для опытов", да еще и накричала на вас почему-то, а затем уже во время работы пару раз у вас, с вашей точки зрения, не очень хорошо получались внутривенные инъекции женщинам примерно этого возраста, то у вас может в дальнейшем сформироваться негативное отношение ко всем женщинам этого возраста. Предрассудки очень живучи, потому что, во-первых, существует много источников их формирования, во-вторых, они позволяют человеку выплескивать скопившуюся злость и агрессию, дают право на превосходство над другим человеком. Объект предрассудка становится своего рода козлом отпущения, ему приписывается вина за экономические, социальные и даже личностные проблемы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|