Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные теории агрессии. Становление агрессивного поведения




Основные теории агрессии

Существует множество теоретических направлений, каждое из которых по-своему рассматривает сущность и причины агрессии. Большинство этих направлений можно отнести к одной из описанных ниже категорий.

Агрессия как инстинктивное поведение. С точки зре­ния основателя психоанализа 3. Фрейда человеческое поведение проистекает из взаимодействия двух основных инстинктов - инстинкта жизни (эроса) и инстинкта смерти (танатоса). Существу­ющее между ними напряжение разряжается с помощью направлен­ ной вовне агрессии. Фрейд считал агрессивное поведение не толь­ ко врожденным, но и неизбежным: если энергия танатоса не будет обращена вовне, это может привести к разрушению самого человека. Положение о танатосе является одним из наиболее спорных в теории психоанализа. Многие последователи Фрейда его не разделяют. Однако утверждение о том, что агрессия берет начало из врож­денных форм поведения, в целом ими принимается.

Существуют и другие теории агрессии как инстинктивного по­ ведения. Все они признают, что агрессия по существу инстинктивна, поэтому агрессивные проявления практически невозможно устра­нить. Никакие позитивные изменения в структуре человеческого общества не смогут предотвратить появление агрессивных импуль­сов. Все, чего можно достичь, - это временно не допускать подобных проявлений или ослабить их.

Столь пессимистические выводы и концептуальные невнятнос­ти привели к тому, что теории агрессии как инстинкта восприни­маются психологами не совсем серьезно.

Агрессия как проявление побуждения. Эти теории при­писывают агрессию результатам влияния особых условий окружающей среды: фрустрирующих (мешающих удовлетворению какой-либо по­требности), аверсивных (вредных, таких, как жара, теснота, неприятные запахи и т. д. ) или возбуждающих. Различные стимулы окру­жающей среды не вызывают агрессию напрямую, а побуждают к ней. Исследования показывают, что фрустрация как состояние, воз­никающее в результате невозможности удовлетворения потребности, вызывает агрессию прежде всего у людей, которые привыкли реагировать на агрессию или другие аверсивные стимулы подобным образом. Последователи этого направления предполагают, что все акты агрессии, даже скрытые от наблюдения, играют роль катарси­са, снижая уровень побуждения к последующей агрессии. Даже та­кие действия, как агрессивные фантазии, умеренно выраженное раз­дражение или удар кулаком по столу могут оказать подобное воздействие.

Агрессия как результат когнитивной и эмоцио­нальной деятельности. Сторонники этого направления пола­гают, что фрустрация и другие аверсивные стимулы провоцируют агрессивные реакции только тогда, когда они либо переживаются (эмоциональная деятельность) как неприятное событие, либо ин­терпретируются (когнитивная деятельность) как негативное воз­ действие. Если рассудок говорит, что опасность велика, или чело­ век застревает на угрозе и своей мести, то у него сохраняется высокий уровень возбуждения и наоборот. Если человек почувствовал умень­шение опасности или обнаружил смягчающие обстоятельства; то, вероятно, уровень возбуждения будет снижаться.

Сторонники этого подхода также признают, что агрессия может быть импульсивной и не подвластной сознанию.

Агрессия как приобретенное социальное поведе­ние. В соответствии с теорией социального научения А. Бандуры (А. Bandura) агрессия рассматривается как социальное поведение, яв­ляющееся результатом всестороннего научения. Действительно, чтобы осуществить агрессивное действие, нужно уметь обращаться с ору­жием, владеть приемами рукопашного боя, знать слова, которые при­чиняют страдания. Эти знания и умения не даются от рождения, сле­довательно, люди научаются вести себя агрессивно. Агрессивные реакции усваиваются и поддерживаются путем непосредственного уча­стия в агрессивных ситуациях, а также в результате пассивного на­блюдения проявлений агрессии.

Согласно взгляду на агрессию как на инстинкт или побуждение, либо внутренние, либо внешние силы постоянно заставляют людей совершать агрессивные действия. Теории социального научения пола­гают, что агрессия появляется только в соответствующих социальных условиях, поэтому ее возможно предотвратить или взять под контроль.

Становление агрессивного поведения

Агрессивное поведение определяется влиянием семьи, сверст­ников, а также средств массовой информации (СМИ). Влияние семьи на становление агрессивности проявляется через сплоченность семьи, близость между родителями и ребенком, взаимоотношения между братьями и сестрами, стшzь семейного руководства.

Если у детей плохие взаимоотношения с одним или обоими ро­дителями, если они не ощущают родительской поддержки, то они могут втянуться в преступную деятельность, нападать на других детей; сверстники будут отзываться о них, как об агрессивных. Исполнители заказных политических убийств часто происходят из распавшихся семей. Женщины, на которых в детстве их родители не обращали внимания, более склонны применять карательные меры по отношению к собственным детям.

Также выявлено, что дети проявляют больше физической или вербальной агрессии против единственного брата или сестры, чем против всех остальных детей, с которыми они общаются. Исследо­ватели подчеркивают, что насилие между детьми одной семьи боль­ше влияет на усвоение силовых норм поведения, чем все прочие семейные взаимоотношения.

Отсутствие контроля за ребенком, так же как слишком суровые наказания, способствует повышению агрессивности ребенка. Хотя наказание и дает порой нежелательные эффекты, при правильном применении оно может позитивно влиять на поведение.

Дети также учатся вести себя агрессивно, наблюдая за поведением других детей. Однако те, кто начинает демонстрировать более агрессивное поведение, скорее всего окажутся отверженными большинством в своей возрастной группе и будут искать друзей среди других агрессивных сверстников. Это только ухудшает ситуацию, поскольку в агрессивной компании усиливается агрессивность ее членов.

Поведение в детстве позволяет довольно надежно предсказывать поведение в зрелые годы: человек, в детстве оцениваемый сверстни­ками как агрессивный, став взрослым, скорее всего будет оцени­ваться так же.

Люди " дают сдачи", чтобы, с одной стороны, не показаться слабыми, трусливыми, проигравшими, а с дру­гой - чтобы предупредить дальнейшие нападки.

Мощными детерминантами агрессивного поведения служат характеристики объекта агрессии, особенно пол и раса объекта. Жен­щины чаще подвергаются более мягкой агрессии, так как воспри­нимаются заведомо беззащитными. Однако если они нарушают этот стереотип и начинают отвечать, уровень направленной на них агрессии резко возрастает. Показан более высокий уровень агрессив­ности белых по отношению к чернокожим.

Одной из причин агрессии является фрустрация. Фрустрация может вызвать агрессию, если помехи, препятствующие удовлетво­рению потребности, достаточно сильны, когда фрустрация кажется внезапной или воспринимается как произвол, либо когда она ког­нитивно привязана к агрессии. Весьма мощной социальной детерминантой агрессии являются " сторонние наблюдатели". Они могут подогревать или подавлять агрессию прямыми действиями, давая участникам конфликта вер­бальные указания или просто присутствуя. Если агрессор полагает, что его действия вызывают одобрение у наблюдателей, то агрессия может усиливаться, и наоборот.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...