Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общение. Стороны общения. Уровни общения




Общение.

В отечественной психологии признано единство общения и дея тельности. Люди не просто общаются, но они всегда общаются " ПО поводу" некоторой деятельности.

Общение сопряжено с общественными отношениями. Выделяют следующие виды общения:

• межличностное, групповое и межrрупповое;

• доверительное и конфликтное;

• интимное и криминогенное;

• деловое и личное;

• прямое и опосредованное;

• терапевтическое и ненасильственное.

В общении выделяют содержание, определяемое передаваемой информацией, цель, ради которой происходит общение, и средства, с помощью которых передается информация.

Под общением понимают прежде всего общение с самим собой, так как от его развития, содержания и форм зависит и общение с другими людьми. Общение присуще всем людям независимо от специализации и профессии, но в нашем обществе оно еще недо­ статочно развито и, следовательно, недостаточно понимается и це­нится.

Внутривидовое общение - решающее условие выживания любого вида, в том числе человека. Первейшей функцией общения считают регуляцию совместной деятельности, без которой люди не стали бы людьми несколько миллионов лет назад. Другой не ме­ нее грандиозной по значимости, считают функцию формирования сознания любого человека, к третьей относят самоопределение лич­ности.

Процесс общения можно оценить с помощью двух критериев:

эффективности общения, т. е. совпадения _того, что один из партнеров хотел передать другому, с тем, что понял этот другой, и степени удовлетворения потребности в выражении своих чувств.

Мы понимаем под общением процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, вос­приятие и понимание другого человека, выработку единой страте­гии· взаимодействия.

 

 

Стороны общения

Исходя из определения, можно представить структуру общения через взаимосвязь коммуникативной, перцептивной и интерактивной сторон.

Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающими­ся индивидами. Интерактивная сторона (интеракция) заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т. е. в обмене не только знаниями, но и действиями. Перцептивная сторона (перцепция) общения означает процесс восприятия и по­ знания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

Конечно, в реальной действительности каждая из этих сторон не существует сама по себе, их выделение условно и нужно для анализа.

Уровни общения

Каждый из партнеров может занимать в контакте одну из 4 ро­левых позиций: " позицию неучастия", " пристройку сверху", " при­стройку снизу", " пристройку рядом".

1. Конвенциональный уровень требует от партнеров высокой культуры общения. Конвенциональный уровень общения можно считать оптимальным для разрешения личных и межличностных про­блем в человеческих контактах. Общение проходит на равных в позиции " пристройка рядом". В реальном общении обнаружива­ются уровни, лежащие выше и ниже конвенционального.

2. Примитивный уровень. Это самый низкий уровень общения. Собеседник не партнер, а предмет, нужный, либо мешающий; если нужный, им надо овладеть, если мешающий, его надо оттолкнуть.

3. Манипулятивный уровень. Этот уровень общения занимает про­ межуточное место между двумя предыдущими. Партнер - сопер­ник в игре, в которой непременно надо победить.

4. Стандартизованный уровень занимает промежуточное положение между первым и вторым уровнями. Общение основывается на неких стандартах, по-другому его можно назвать " контактом маской" (маска любезности, маска безучастности, маска агрессивнос­ти, маска неприступности и т. д. ).

5. Игровой уровень. Располагается " Над" конвенциональным, т. е. обладая его полнотой и человечностью, превосходит тонкостью содержания и богатством оттенков. На игровой уровень (как и на другие более высокие) мы выходим, уже немного зная собеседника, с которым нас связывает определенное чувство - если не взаимное, то по крайней мере еще не омраченное обидами и разоча­рованиями. Нам интересен партнер, и предстоящее общение привносит дух праздничной приподнятости.

6. Деловой уровень также располагается выше первого. Это не просто деловые контакты как род деятельности, на этом уровне Я человека отодвинуто назад, а на первом месте стоит дело. Зани­маться своей личностью или личностью партнера в этой " надличной" ситуации глупо, да и некогда. Этот уровень общения идеально подходит для коллективов.

7. Духовный уровень. Это высший уровень человеческого обще­ния: "... партнер воспринимается как носитель духовного начала, и это начало пробуждает в нас чувство, которое сродни благогове­нию".

Продолжение лекции см. в презентации

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...