Общение. Стороны общения. Уровни общения
Общение. В отечественной психологии признано единство общения и дея тельности. Люди не просто общаются, но они всегда общаются " ПО поводу" некоторой деятельности. Общение сопряжено с общественными отношениями. Выделяют следующие виды общения: • межличностное, групповое и межrрупповое; • доверительное и конфликтное; • интимное и криминогенное; • деловое и личное; • прямое и опосредованное; • терапевтическое и ненасильственное. В общении выделяют содержание, определяемое передаваемой информацией, цель, ради которой происходит общение, и средства, с помощью которых передается информация. Под общением понимают прежде всего общение с самим собой, так как от его развития, содержания и форм зависит и общение с другими людьми. Общение присуще всем людям независимо от специализации и профессии, но в нашем обществе оно еще недо статочно развито и, следовательно, недостаточно понимается и ценится. Внутривидовое общение - решающее условие выживания любого вида, в том числе человека. Первейшей функцией общения считают регуляцию совместной деятельности, без которой люди не стали бы людьми несколько миллионов лет назад. Другой не ме нее грандиозной по значимости, считают функцию формирования сознания любого человека, к третьей относят самоопределение личности. Процесс общения можно оценить с помощью двух критериев: эффективности общения, т. е. совпадения _того, что один из партнеров хотел передать другому, с тем, что понял этот другой, и степени удовлетворения потребности в выражении своих чувств. Мы понимаем под общением процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, восприятие и понимание другого человека, выработку единой стратегии· взаимодействия.
Стороны общения Исходя из определения, можно представить структуру общения через взаимосвязь коммуникативной, перцептивной и интерактивной сторон. Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона (интеракция) заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т. е. в обмене не только знаниями, но и действиями. Перцептивная сторона (перцепция) общения означает процесс восприятия и по знания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. Конечно, в реальной действительности каждая из этих сторон не существует сама по себе, их выделение условно и нужно для анализа. Уровни общения Каждый из партнеров может занимать в контакте одну из 4 ролевых позиций: " позицию неучастия", " пристройку сверху", " пристройку снизу", " пристройку рядом". 1. Конвенциональный уровень требует от партнеров высокой культуры общения. Конвенциональный уровень общения можно считать оптимальным для разрешения личных и межличностных проблем в человеческих контактах. Общение проходит на равных в позиции " пристройка рядом". В реальном общении обнаруживаются уровни, лежащие выше и ниже конвенционального. 2. Примитивный уровень. Это самый низкий уровень общения. Собеседник не партнер, а предмет, нужный, либо мешающий; если нужный, им надо овладеть, если мешающий, его надо оттолкнуть. 3. Манипулятивный уровень. Этот уровень общения занимает про межуточное место между двумя предыдущими. Партнер - соперник в игре, в которой непременно надо победить.
4. Стандартизованный уровень занимает промежуточное положение между первым и вторым уровнями. Общение основывается на неких стандартах, по-другому его можно назвать " контактом маской" (маска любезности, маска безучастности, маска агрессивности, маска неприступности и т. д. ). 5. Игровой уровень. Располагается " Над" конвенциональным, т. е. обладая его полнотой и человечностью, превосходит тонкостью содержания и богатством оттенков. На игровой уровень (как и на другие более высокие) мы выходим, уже немного зная собеседника, с которым нас связывает определенное чувство - если не взаимное, то по крайней мере еще не омраченное обидами и разочарованиями. Нам интересен партнер, и предстоящее общение привносит дух праздничной приподнятости. 6. Деловой уровень также располагается выше первого. Это не просто деловые контакты как род деятельности, на этом уровне Я человека отодвинуто назад, а на первом месте стоит дело. Заниматься своей личностью или личностью партнера в этой " надличной" ситуации глупо, да и некогда. Этот уровень общения идеально подходит для коллективов. 7. Духовный уровень. Это высший уровень человеческого общения: "... партнер воспринимается как носитель духовного начала, и это начало пробуждает в нас чувство, которое сродни благоговению". Продолжение лекции см. в презентации
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|