Конспект лекций по курсу «Социально-гуманитарное знание: традиции и новации»
Стр 1 из 12Следующая ⇒ Конспект лекций по курсу «Социально-гуманитарное знание: традиции и новации» ТЕМА № 1. ФИЛОСОФИЯ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК: ПРЕДМЕТ И ФУНКЦИИ Философия социально-гуманитарных наук как составная часть социальной философии. Философия науки и философия социально-гуманитарных наук Предмет дисциплины «Философия социально-гуманитарных наук», её основные разделы. Функции дисциплины «Философия социально-гуманитарных наук». Общество, культура, человек – это важнейшие проблемы социальной философии. В её рамках разрабатывались все социальные и антропологические вопросы. Социальная философия – это раздел философии, который описывает качественное своеобразие общества, его законы, социальные идеалы, генезис и развитие, судьбы и перспективы, логику социальных процессов. К 19 векуона накопила избыточную информацию об обществе и человеке. Возникла необходимость её выделенияиз социальной философии, образования для её изучения новых наук. Такв середине 19 века возникли и стали бурно развиваться социально-гуманитарные науки. Вместе с их появлением возникла необходимость решения общих, онтологических, гносеологических и мировоззренческих проблем данных наук. Появилась философия социально-гуманитарных наук. Её теоретической основой стала социальная философия, которая интегрировала в себе знания об обществе, обеспечила методологией все социально-гуманитарные науки, дала обобщающую картину должного общества, определила их ценности, ориентиры и цели. Философия социально-гуманитарных наук – это составная часть философии науки, которая изучает закономерности возникновения, становления и развития социально-гуманитарных наук как социокультурныхфеноменов. Предметом философии социально-гуманитарных наук являются общие закономерности и тенденции развития социально-гуманитарного, научного познания как особой деятельности по производству социально-гуманитарных, научных знаний, взятых в их развитии и рассмотренных в исторически изменяющемся социокультурном контексте.
История становления философии социально-гуманитарных наук указывает, во-первых, на зависимость её содержания и целей от специфики социальной философии, на которой она базируется (позитивизм, антипозитивизм, марксистская философия), во-вторых, на постоянное изменение основной проблематики исследования, в третьих, на её связь с социологией науки, в-четвертых, на её развитие, прежде всего, как философии социальных наук (философия социальных наук разработана лучше, чем философия гуманитарных наук). Концептуально единой философии социально-гуманитарных наук в настоящее времяне создано, так как процесс её развития еще не завершен. Философия социально-гуманитарных наук рассматривает социально-гуманитарные науки в трех аспектах: - как познавательную деятельность, - как систему дисциплинарно организованных знаний, - как социальный институт. Основными разделамифилософии социально-гуманитарных наук в настоящее время являются: - онтология социально-гуманитарных наук (бытие наук, социально-гуманитарная картина общества); - гносеология социально-гуманитарных наук (процедура научного познания в социальной сфере); - методология и логика социально-гуманитарных наук(законы, методы, формы социального научного познания); - аксиология социально-гуманитарных наук(идеалы, нормы социального познания); - социология социально-гуманитарных наук(общественные науки как социальный институт); - экономическое и правовое регулирование социально-гуманитарных наук (механизмы управления общественными науками).
Процессстановления и развития философии социально-гуманитарных наук является сложным и незавершенным, так как: Философия социально-гуманитарных наук обладает многофункциональными возможностями. К ним относятся следующие основные функции: - познавательная –даёт знания о социально-гуманитарных науках; - мировоззренческая –создает систему взглядов ученого на окружающее общество; - методологическая – учит правилам социального познания; - аксиологическая –ориентирует на определенные идеалы, нормы социального познания; - критическая –учит разумному сомнению в возможностях социально-гуманитарных наук; - воспитательная –формирует положительные качества ученого; - рефлексивная –позволяет ученому осознать себя как значимую личность; - идеологическая – ориентирует ученых на поддержку интересов отдельных групп людей; - прогностическая –позволяет предвидеть тенденции развития социально-гуманитарных наукв будущем. Роль и значение философии социально-гуманитарных наукв перспективе будет возрастать в связи с ростом значения науки в решении глобальных, духовных проблем человечества.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|