Тема № 3. Научная картина общества
ТЕМА № 3. НАУЧНАЯ КАРТИНА ОБЩЕСТВА В СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУКАХ
Научная картина общества как системное знание об обществе. Компоненты научной картины общества. Основные ее функции. Модели научной картины общества. Характеристика моделей научной картины общества. Социально-гуманитарные науки, как и наука в целом, всегда создают целостные картины общества. Научная картина общества – это целостная система знаний, которая объясняет основные законы возникновения и существования окружающей социальной действительности и систематизирует конкретные знания, полученные в различных областях социально-гуманитарных наук. Она представляет собой своеобразную модель общества, включающую в себя общие понятия, принципы, гипотезы, прежде всего, обществознания, которые сформулированы в терминах обыденного языка и представлены в чувственно-наглядной форме. Научная картина общества классифицируется на типы: экономическая, социологическая, политологическая, культурологическая, педагогическая и т. д. Она создается для реализации следующих функций: - объясняющая (раскрытие сущности законов общества), - эвристическая (создание исследовательских программ научного поиска), - системная (создание целостной теории об обществе), - парадигмальная (разработка образцов, принципов изучения общества), - нормативная (создание правил, методов познания общества), - мировоззренческая (формирование научных взглядов на общество). - Научная картина общества включает в себя три основных элемента: - центральное теоретическое ядро – фундаментальные, неопровержимые для данного времени знания (например, принципы объединения людей в определенные сообщества и т. д. );
- фундаментальные допущения – условно неопровержимые знания (например, открытые законы общества); - частные теоретические модели – дополнительные знания (они постоянно меняются). В истории социально-гуманитарных наук существовалиследующие основные модели научной картины общества: - натуралистическая научная картина общества (основные варианты: механицизм, физикализм, биологизм, географический детерминизм, демографический детерминизм, ) – общество понимается как жестко-детерминированная система, обусловленная влиянием определенных природных факторов (климата, полезных ископаемых, территории и т. п. ), оно рассматривается средукционистских позиций; - антинатуралистическая научная картина общества (основные варианты: социологизм, экономизм, психологизм, антипсихологизм)– обществопонимается как вероятностно-детерминированная система, которая обусловлена системой факторов (экономических, социально-политических, духовных и др. ), каждый из которых может играть определяющую роль; оно рассматривается с факторных позиций; - диалектическая научная картина общества – обществопонимается как бифуркационно-детерминированная система, которая обусловлена системой факторов (экономических, социально-политических, духовных и др. ), каждый из которых может играть свою роль в единой системе; оно рассматривается с синергетических позиций. В настоящее время научная картина общества строится на базе теории постиндустриального общества (постиндустриальное общество производит теоретические знания, прогресс общества определяется университетскими лабораториями, сфера услуг преобладает над сферой производства, классовое деление заменяется стратным, обеспечивается высокий уровень потребления людей, общество становится открытым). Научная картина общества развивается во взаимодействии с религиозной и философской картинами мира. Основная её задача – дать целостный образ общества. Научная картина общества выступает исследовательской программой для развития всех областей социально-гуманитарных наук. Она является исторически устойчивой системой знаний, сохраняет свое значение в течение длительного времени.
Создание современной целостной научной картины общества затрудняется тем, что сегодня социально-гуманитарные науки в значительной степени дифференцированы, они дают преимущественно фрагментарную картину общества, ведущую роль в объяснении мира играют социальные науки. Вместе с тем, такая картина необходима, так как без нее невозможен поиск новых мировоззренческих смыслов и ответов на исторические вызовы, стоящие перед современной цивилизацией. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. – М., 1999. 2. Ивин А. А. Социальная философия. - М., 2003. 3. Розов Н. С. Философия и теория истории. – М., 2002. ТЕМА № 4. ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ И ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК Специфика объекта и предмета социально- гуманитарных наук. Дисциплины социально-гуманитарного цикла, их предмет и функции; проблема разделения и единства социальных и гуманитарных наук. Место социально-гуманитарных наук в системе современных наук. Специфика общества и человека как объектов познания: многообразие, неповторяемость, уникальность, случайность, изменчивость. Функции социально-гуманитарных наук.
В настоящее время считается, что естественные науки и социально-гуманитарные науки имеют как общие, так и различные характеристики. Естественныеи социально-гуманитарные науки обладают всеми признакаминауки как особого феномена (познание нового, наличие эмпирического и теоретического уровней, оформленность в понятиях и т. д. ). Вместе с тем, социально-гуманитарные науки отличаются отестественно-математических и технических наук по следующим основаниям: - по объекту исследования– естественные науки изучают природную реальность, т. е. то, что существует объективно, как «мир вещей»; социально-гуманитарные науки изучают социальную реальность, т. е., то, что существует как объективно-субъективная реальность, как «мир людей»;
- по функциональному основанию – естественные науки стремятся объяснить причины природных явлений, социально-гуманитарные науки обеспечивают понимание смысла социальных явлений. Естественные науки стремятся изучитьколичественно-качественные характеристики предмета исследования, социально-гуманитарные науки – прежде всего, качественные характеристики; - по целям исследования – естественные науки преследуют цель: открытие общих законов природы, а социально-гуманитарные науки – познание специфических проявлений культуры. Естественные науки применяют монологовую форму познания, социально-гуманитарные науки ориентированы на диалоговую форму. Данные обстоятельства позволяют признать социально-гуманитарные науки науками особого рода. Объектом социально-гуманитарных наук являются: - общество, т. е. форма совместной жизнедеятельности людей, основанная на определенных собственнических и управленческих отношениях; - различные сферы общества, т. е. определенные области жизнедеятельности людей, созданные для решения конкретных задач, - продукты духовной деятельности человека, т. е., прежде всего тексты, которые представляют собой систему знаков, отражающую определенный смысл. Объектом исследованияможет стать любой фрагмент общества, ставший предметом интереса ученого. Обычно объектом исследования становятся реалии социальной действительности, которые обладают актуальностью и практическойзначимостью для общества. В ряде случаев ученый выбирает объект исследования, исходя из собственных интересов. Научное познание осуществляется на базе чувственного восприятия ученым объекта исследования (живое созерцание), затем – аналитического обдумывания путей решения научной проблемы (логическое мышление) ипрактического воздействия на объект исследования (эксперимент). Предметом социально-гуманитарных наук являются свойства, стороны, отношения, процессы, происходящие в различных сферах общества, в продуктах духовной деятельности человека.
Общество – это сложный объект познания: - общество функционирует как вероятностно-детерминируемая система, - общество – это арена действий сознательных и организованных людей, - в развитии общества присутствует многообразие, изменчивость, случайность, неповторяемость и уникальность, - обществообъективировано как в виде непосредственной действительности (то, что существует «здесь-и-сейчас»), так и в видезнаковых систем, текстов (то, что существовало в прошлом). Самой важной спецификой объектасоциально-гуманитарных наук является включенность субъекта в объект, т. е. общество выступает одновременно и объектом, и субъектом познания. Общественные науки имеют своим объектом изучения различные сферы общества (экономика – экономическую, социология – социальную, политология – политическую, юриспруденция – правовую, культурология – духовную и т. д. ). Гуманитарные науки исследуют продукты духовной деятельности человека (история – прошлое человечества во всем многообразии, филология –письменные тексты, в которых выражена духовная культура, педагогика –воспитание и обучение человека, психология –развитие души человека и т. д. ). Социально-гуманитарные науки обладают важными функциями. К ним относятся: - познавательная –дают знания об обществе; - мировоззренческая –формируют систему взглядов человека на общество; - методологическая – учат правилам социального познания и действия; - аксиологическая –ориентируют на определенные идеалы, нормы; - критическая –учат разумному сомнению в возможностях общества; - воспитательная –формируют положительные качества ученого; - рефлексивная –позволяют человеку осознать себя как значимую личность; - идеологическая – ориентируют человека на поддержку интересов отдельных групп людей; - прогностическая –позволяют предвидеть тенденции развития обществав будущем. Каждая из социально-гуманитарных наук обладает всеми перечисленными функциями. Вместе с тем, они одними функциями обладают в большей мере, чем другими (например, социология в большей степени учит человека определенным социальным действиям, история – воспитывает патриотизм и любовь к Родине, политология – разбираться в партийных программах и т. д. ).
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА: 1. Дильтей В. Введение в науки о духе. Собр. соч. в 6 т., т. 1. – М., 2000 2. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. – М., 1998 3. Система гуманитарного исоциально-экономического знания. – М., 2001
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|