Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема № 6. Коммуникативность. В социально-гуманитарных науках. Межсубъектная коммуникативность и роль коммуникативности в социальном познании. Коммуникативность (общение ученых) как условие создания нового социально-гуманитарного знания и выражение социоку




ТЕМА № 6. КОММУНИКАТИВНОСТЬ

В СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУКАХ

Межсубъектная коммуникативность и роль коммуникативности в социальном познании. Коммуникативность (общение ученых) как условие создания нового социально-гуманитарного знания и выражение социокультурной природы научного познания. Научные конвенции и индоктринация – внедрение, распространение и «внушение» какой-либо доктрины как одно из следствий коммуникативности науки.

 

Важную рольв развитии социально-гуманитарных наукахиграет коммуникация ученых, диалог между ними. Этому большое значение придавали Сократ, Платон, М. Бубер, М. Бахтин и другие.

  Коммуникация – это общение ученых, в процессе которого происходит передача информации. Она обладает важными функциями:

– информационной: в процессе общения передается информация от одного ученого к другому,

– интерактивной: результатом общения является построение общей стратегии взаимодействия ученых в решении научных проблем,

– перцептивной: в общении формируется определенный образ другого ученого (возникает симпатия или антипатия).

 Важным свойством коммуникации является то, что в процессе передачи информации осуществляется не просто «движение» информации, а её уточнение, обогащение и развитие. Коммуникация выступает фактором, который:

– порождает новое знание,

– обуславливает его социокультурную природу.

Она обуславливает определенные действия, ориентированные на их смысловое восприятие. Коммуникация предусматривает, прежде всего, речевое общение. В результате такого общения ученый удовлетворяет, во-первых, свое стремление сказать и быть услышанным, во-вторых, стремление понять другого ученого и быть понятым им. Коммуникацияможет быть двух видов:

– формальная (общение на конференциях, посредством чтения публикаций),

–  неформальная(личные беседы, дружба, переписка).

Продуктом коммуникации является создание определенных конвенций. Конвенция – это определенное соглашение между учеными, которые договорились трактовать какое-либо социальное явление в соответствии с соображениями удобства, целесообразности. В конкретных обстоятельствах она может играть позитивную роль. Однако, любая конвенция всегда должна иметь свои пределы использования и должна базироваться на определенных моральных нормах. В случае нарушения этих требований, конвенция способствует появлению такого явления как индоктринация. Индоктринация – это процедура внедрения и распространения в научном сообществе какой-либо одной доктрины. Она всегда ведет к нарушению принципа отсутствия монополии на истину, а, в конечном счете, к заблуждению и фальсификации.

Важно в социально-гуманитарных науках преодолевать коммуникативные барьеры, нередко возникающие в общении ученых-гуманитариев. Они вызваны некоторыми предубеждениями, которые существуют у многих ученых-гуманитариев. Механизмом их преодоления является постоянный диалог ученых, представителей разных школ в социально-гуманитарных науках. Диалог является важнейшим видом коммуникации и представляет собой попеременный обмен высказываниями (репликами) между двумя или более учеными-гуманитариями. Диалог может представлять собой определенную дискуссию, беседу, диспут и т. д. В диалоге участвуют источник информации и адресат, которому передается информация. Диалог – это «живая одушевленная речь» (Сократ), которая развивается в общении, в соприсутствии, в соучастии и является коллективным поиском истины. В диалоге собеседники равны, оба активны, все произнесенное сейчас же уточняется и проверяется. В диалоге формируется проблемное поле, определяются методы решения проблем.

 Диалог означает вопрошание и ответствование, которые являются одинаково важными моментами социально-гуманитарного познания. В социально-гуманитарных науках важно всемерно поддерживать диалог, давать сказать свое слово и инакомыслящим, уметь усваивать произносимое им (Г. Гадамер).

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Бахтин М. М. Автор и герой: К философским основаниям гуманитарных наук. - Спб., 2000

2. Бубер М. Я и Ты. - М., 1993

3. Федотова В. Г. Коммуникация и диалог в науке и за ее пределами. // Общественные науки и современность. - 2004. - №3

 

ТЕМА № 7. МЕТОДОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ПОЗНАНИЯ

Специфика методов социально-гуманитарного познания, их сходство и различие с методами естественнонаучного познания. Методы социального познания: их содержание, классификация, возможности и ограниченности. Релятивизм, психологизм, историзм в социально-гуманитарных науках. Возможность применения математики и компьютерного моделирования в социально-гуманитарных науках.

Метод познания – это определенный способ, который направляет и регулирует познавательную деятельность человека. В познании метод определяет: направленность исследования, правила подхода к предмету исследования, характер интерпретации полученных знаний, процедуру познания, логику развертывания знаний. Методы познания – это достоверные легкие правила, строго соблюдая которые, человек никогда не примет ничего ложного за истинное, и, не затрачивая напрасно никакого усилия ума, но постоянно шаг за шагом приумножая знания, придет к истинному познанию всего того, что он будет способен познать (Р. Декарт). Они определяются, во-первых, предметом исследования (например, в естественных науках применяются одни методы, в социально-гуманитарных – другие), во-вторых, целями ученого, который всегда находится в центре всей методологии (Л. Фейербах).

Методы научного познания являются общими и для естественно-математического, и для социально-гуманитарного познания. Вместе с тем, методы социально-гуманитарных наук имеют особенности. Они обусловлены предметом (общество как более сложная реальность мира, чем природа) и целями (познание уникального, особенного)социально-гуманитарных науках. Особенности методов социально-гуманитарных наук заключаются в следующем:

– общие методы познания применяются в модифицированном виде, например, наблюдение в социально-гуманитарных науках является включенным, эксперимент – социальным и т. д.;

– в социально-гуманитарных науках применяются свои особенные методы, например, анкетирование, беседа и т. д.,

– в социально-гуманитарных науках применяется преимущественно идиографический метод.

Метод естественных наук – это, прежде всего, номотетический метод (цель – поиск общего, открытие законов). Метод социально-гуманитарных наук – этоидиографический метод (цель – поиск уникального, понимание смысла социальных явлений). Номотетический метод – это способ познания, ориетированный на выявление законов. Идиографический метод – это способ познания, ориентированный на познание отдельного социального факта. Номотетический метод направлен на познание неизменных в течение длительного времени природных явлений, идиографический метод – на познание постоянно изменяющихся социальных явлений. Номотетический метод применяется с целью освободить познание от ценностных оценок, идиографический метод- с целью их учета. В социально-гуманитарных науках могут применяться как номотетический метод (прежде всего, в социальных науках, например, в социологии), так и идиографический метод (прежде всего, в гуманитарных науках, например, в истории).

Важнейший метод социально-гуманитарных наук – метод историзма. Историзм – это метод исследования, предполагающий рассмотрение социальных явлений в процессе их возникновения, становления и развития в конкретных условиях и обстоятельствах. Главное в нем – реконструировать прошлое, описать настоящее и предсказать будущее.

Социально-гуманитарные науки используют следующие особенные методы:

– диалоговый,

– анализ документов,

– анкетирование,

– беседа,

– экспертная оценка,

– проектирование,

– тестирование,

– опрос,

– биографический,

– социометрический,

– метод «деловых игр» и др.

Каждый метод в социально-гуманитарных науках характеризуется своими особенностями и ориентирован на получение определенного знания. Так, например, анкетирование – это способ изучения социальных фактовс помощью обращения с письменными вопросами к определенной группе людей. В свою очередь, биографический метод – это способ изучения личных документов человека, который обуславливает понимание причин его поступков, его участия в определенных событиях, его отношения к этим событиям.

Методы социального познания обладают как достоинствами, так и определенными недостатками (например, наблюдение является простым методом исследования, но в тоже время – пассивным, эксперимент является активным методом, но может влиять на естественный ход процесса и т. д. ). В связи с этим в социально-гуманитарных науках всегда применяется совокупность определенных методов. В настоящее время для развития методов характерно: усиление значимости междисциплинарных методов, сближение методов естественных и гуманитарных наук, применение «нестрогих методов», появление новых методов (методы: куматоида, абдукции, ситуативных исследований и т. д. ).

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Девятко И. Ф. Методы социологического исследования. – М., 2002

2. Рузавин Г. И. Методология научного исследования. – М., 1999

3. Туркулец А. В. Введение в методологию социального познания. - Хабаровск, 2004

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...