Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема № 8. Роль ценностей. В социально-гуманитарном познании. Природа ценностей и их классификация. И. Кант: диалектика теоретического и практического (нравственного) разума. Учение о ценностях В. Дильтея, Г. Риккерта. Принципы «логики социальных наук» К.




ТЕМА № 8. РОЛЬ ЦЕННОСТЕЙ

В СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОМ ПОЗНАНИИ

Природа ценностей и их классификация. И. Кант: диалектика теоретического и практического (нравственного) разума. Учение о ценностях В. Дильтея, Г. Риккерта. Принципы «логики социальных наук» К. Поппера. Оценочные суждения в науке и необходимость «ценностной нейтральности» в социальном исследовании. Вненаучные критерии: принципы красоты и простоты в социально-гуманитарном познании.

В социально-гуманитарных науках важную роль играет аксиологический подход к социальным явлениям. Проблема ценностей была сформулирована Сократом в вопросе: «Что есть Благо». Позднее И. Кант, разделив природный мир как мир необходимости и нравственный мир как мир свободы, определил главную проблему ценностного подхода: как соотнести должное (эталонное, идеальное) и сущее (реальное). На основе этих идей Р. Лотце (1817–1881) создал самостоятельное учение – аксиологию – учение, изучающееценности как смыслообразующие основания бытия человека. Ценности могут трактоваться и как предмет, полезный для человека, и как идеал чего-то или кого-то, и как норма-образец.

Ценность – это, прежде всего, предмет или норма поведения, которые характеризуютсязначимостью для человека, одобряются определенной группой людей и соотносятся с истиной, красотой и справедливостью. Ценности классифицируются по разным основаниям:

– материальные и духовные,

– объективные и субъективные,

– абсолютные и относительные,

– религиозные, философские, этические, эстетические, научные.

Наиболее важной классификацией ценностей является их деление на абсолютные ценности, т. е., разделяемые всеми людьми (жизнь, здоровье, любовь, красота, истина, справедливость, свобода, счастье и т. д. ) и относительные ценности, т. е., разделяемые только определенной группой людей (деньги, слава, наслаждение, власть, статус и т. д. ).

 Ценности задают направленность и мотивированность человеческой жизни. Ценности – это интерпретации, в которой человек выражает свои предпочтения. Они соотносятся с оценкой (сопоставление с идеалом) и целью (прообраз достигаемого будущего). Ценности отвечают на вопрос: для чего нужна та или иная деятельность, а цель – на вопрос: что должно быть получено в деятельности (В. Степин). Они позволяют человеку ориентироваться в жизни, выдвигать правильные цели и стремиться к их достижению.

Ценностихарактеризуются также изменчивостью в истории, в разное время и в разных обществах господствую те или иные ценности. Они играют важное значение в обществе, так как порядок в обществе зависит от существования общих, разделяемых всеми людьми, ценностями. В современном обществе можно выделить следующие универсальные ценности: система коммуникации, система родства, религия, технология, социальная стратификация, культура единства, бюрократия, деньги и рынок, социальные нормы, система демократических объединений (Т. Парсонс).

Представители аксиологии исследовали различные аспекты бытия ценностей. Так, Г. Риккерт считал высшими ценностями: науку, искусство, мистику, этику, прагматику, религию. Он указывал, что философия присутствует во всех этих ценностях. М. Хайдеггер сформулировал важнейшую установку аксиологии: «главным для человека является удостовериться в своей собственной ценности». К. Поппер считал, что в логике социальных наук важное место занимают ценности «открытого общества» (главное – развитие человека, в этом смысл истории, других целей не должно быть). М. Вебер особо указывал на значение ценностно-рациональных действий человека, его ориентацию на человека, который для него является «Значимым другим», т. е. авторитетом, кумиром, идолом. Он считал, что в основе ценностно-рационального действия лежат, а) долг человека, б) соотнесение действия с представлением о должном, в) иррациональное стремление к ценности. М. Полани считал, что в социально-гуманитарных науках учёный опирается на явные (работа по социальному заказу) или неявные (влияние социальной позиции) ценностные предпочтения.

В социально-гуманитарных науках можноориентироваться на два основных принципах: а) на принцип соотнесения знания с оценкой, т. е. с ценностью (М. Полани) или б) принцип свободы знаний от оценок, т. е. от ценностей. (Э. Дюркгейм). Важнейшим условием достижения истины в социально-гуманитарных наукахявляется стремление ученого к ценностной нейтральности (соблюдение принципа свободы знания от оценок). В данных науках истинность социальных теорий проверяется как практикой, соотнесенностью с уже доказанными теориями, так и с помощью вненаучных критериев, например, с помощью принципов красоты и простоты (все красивое и простое, как правило, правильно).

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Вебер М. Смысл «свободы от оценки» в социологической и экономической науке. – В кн.: Избранные произведения. – М., 1990

2. Микешина Л. А. Ценностные предпосылки в структуре научного познания. – М., 1990

3. Шохин В. К. Классическая философия ценностей. – М., 1998

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...