Тема № 5. Субъект социально-гуманитарного познания
ТЕМА № 5. СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ПОЗНАНИЯ Специфика субъекта социально-гуманитарного познания: его включенность в объект познания. Индивидуальный и коллективный субъекты социально-гуманитарного познания. Теория личностного знания М. Полани. Этика ученого-гуманитария. Субъект социально-гуманитарного познания – это специально подготовленный ученый (или группа ученых), которые изучают различные сферы общества, продукты духовной деятельности человека. В социально-гуманитарных науках субъект может быть индивидуальный (отдельный ученый) иликоллективный (научная школа). В социально-гуманитарных науках субъект всегда включен в объект исследования, в его познавательной деятельности всегда присутствует как рациональные, так и бессознательные моменты познания. Ученый выступает по Р. Мертону одновременно как: - ученый-исследователь (решает научные проблемы), - ученый-консультант (дает советы решение социальных проблем), - ученый-преподаватель (готовит кадры для науки), - ученый-администратор (управляет научным учреждением), - ученый-гражданин (служит своей Родине). Ведущей функцией ученого является функция исследователя. В социально-гуманитарных науках он выступает одновременно и как ученый (цель – поиск истины), и как гражданин (цель – соотнесение знания с определенной оценкой). Субъект в социально-гуманитарных науках играет огромную роль, так как он определяет: - предмет и методы исследования, - способы интерпретации полученного знания, - объективность и истинность познания, - сферу использования знания. Принадлежность ученого к определенной идеологии, научной школе, системе коммуникации, конвенциям, а также различие целей, к которым он стремится(самовыражение, слава, деньги, власть, карьера), способствуют определенной субъективизации полученного знания. По поводу субъективизациив социально-гуманитарных наукахсуществуют две основныеточки зрения:
- субъективностьдолжнапреодолеваться (необходимо отделить функцию ученого от функции гражданина; соблюдать принцип свободы знания от оценок; Э. Дюркгейм, М. Вебер), - субъективность должнаучитываться (необходимо признавать влияние интересов ученого, его гражданской позиции на результат познания; соблюдать принцип соотнесения знания с оценкой; Н. Михайловский, М. Полани). Приоритетной точкой зрения является первая: в социально-гуманитарных науках необходимо стремиться к объективности за счет совершенствования процедур исследования, критического отношения к создаваемым теориям, проведения дискуссий по спорным вопросам. Для достижения истины Г. Гадамер предлагал выявлять и избегать влияния «предрассудков» в социально-гуманитарных науках (предрассудок – это определенное предсуждение ученого, влияющее на понимание социального факта; он носит исторический характер и зависит от менталитета народа, к которому принадлежит ученый; например, когда немцы описывают историю других народов, они подвержены предрассудку о своем превосходстве над ними). М. Полани призывал учитывать влияние на результат познания явного и неявного знания, участия ученых в работе «невидимых колледжей», взаимоотношений учителей и учеников, уровень методологического мастерства ученого. Р. Мертон предлагал учитывать степень соблюдения учеными принципов этики науки: - универсализм (ученые должны руководствоваться не личными симпатиями, а общими правилами организации науки, преодолевать на их основе противоборство научных школ), - всеобщность (результаты научного исследования должны рассматриваться как продукт коллективного творчества, знание должно принадлежатьвсему научному сообществу, доля индивидуальных творцов должна быть строго ограничена),
- бескорыстие (ученые должны быть готовы согласиться с любыми аргументированными теориями, даже если они противоречат их убеждениям), - организационный скептицизм (ученые должны быть самокритичными, нести ответственностьза критику достижений другого ученого). Важную рольв социально-гуманитарных науках играет этический кодекс ученого-гуманитария. В настоящее время главными компонентами этики ученого (они зафиксированы в специальных этических кодексах поведения ученых) считаются: - сохранение объективности исследования, - профессиональная ответственность, - отказ от исследования, если оно может причинить вред человеку, - конфиденциальность использования информации, - следование общечеловеческим моральным нормам поведения. Особо важным этическим качеством ученого является его профессиональная ответственность. Профессиональная ответственность ученого – этообязанность ученого качественно проводить научное исследование, отвечать за полученные результаты, добросовестно выполнять свои профессиональные функции и отвечать за свои поступки перед научным сообществом. В настоящее время в социально-гуманитарных науках роль субъекта постоянно возрастает, у него формируется нелинейное мышление, появляются новые приоритеты, улучшается специальная подготовка. Сегодня обществовед-гуманитарий должен ориентироваться наклятву, предложенную К. Поппером: «Клянусь не служить истине, не предлагать критерии истины, быть самокритичным, не вести за собой и не прислуживать власти». РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА: 1. Вебер М. Смысл «свободы от оценки» в социологической и экономической науке. – В кн.: Избранные произведения. – М., 1990 2. Золотухина-Аболина Е. В. Рациональное и ценностное. – Ростов н/Д., 1988 3. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. – М., 1998
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|