Рекомендуемая литература. Тема № 12. Объяснение, интерпретация. В социально-гуманитарном познании. Объяснение и интерпретация в социально-гуманитарном познании. Герменевтика как учение об интерпретации текстов.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Вебер М. «Объективность» социально-научного и социально-политического познания. В кн.: Избранные произведения. - М., 1990, с. 345 – 416 2. Гадамер Г. Истина и метод. – М., 1988 3. Поппер К. Объективное знание. - М., 2002
ТЕМА № 12. ОБЪЯСНЕНИЕ, ИНТЕРПРЕТАЦИЯ В СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОМ ПОЗНАНИИ
Объяснение и интерпретация в социально-гуманитарном познании. Герменевтика как учение об интерпретации текстов. Всоциально-гуманитарных науках применяются две основные процедуры познания: объяснение и понимание (интерпретация). Объяснение – это процедура разъяснения сущности конкретного социального факта, подведение его под некоторое обобщение, закон (объяснение поступка человека осуществляется через приведение причин, мотивов, факторов, обусловивших такое поведение). Объяснение, как правило, имеет монологический характер, в нем участвует один человек. Оно отвечает на вопрос «Почему это так происходит». Объяснение чаще является функцией естественно-математических наук, реже – социальных наук. Интерпретация (понимание) – это процедура истолкования смысла какого-то знака или текста. Интерпретация, как правило, имеет диалоговый характер, в нем участвуют несколько человек. Она отвечает на вопрос «Что это такое». Интерпретация – это основнойметод социально-гуманитарных наук. Она необходима в социально-гуманитарных науках, так как тексты, как источники познания, имеют множество смыслов, которые раскрываются постепенно, в процессе исследования. Смысл – это значение, которое придано автором определенной системе знаков. Он бывает прямой и косвенный, раскрывается в коммуникации людей. Смысл текста может быть понят, если текст будет рассматриваться:
– в контексте жизни, – в соответствии со «здравым смыслом», – в соответствии с правилами языка, – с учетом наличия «языковой игры» между людьми, – в случае излечения языка от многозначности (Л. Витгенштейн). Существует три основных типа интерпретации: – понимание языка в диалоге; – понимание текста на иностранном языке; – понимание художественных образов, символов в искусстве, науке. Социально-гуманитарные науки изучают тексты, в которых отражена социальная реальность. Текст – это любая знаковая система, которая способна быть носителем смысловой информации и имеет языковую природу. Текст – это также система знаков, которая последовательно и связно описывает социальное действие человека. Тексты являются предметом изучения герменевтики. Герменевтика – это наука о правилах понимания и интерпретации знаковых систем, текстов. В. Дильтей и Г. Гадамер считали герменевтику «органоном наук о духе», так как только она способна помочь понять смысл текстов. Герменевтика предполагает постижение смысла при следующих обстоятельствах: а) переводе – сохранение смысла при переводе с одного языка на другой; б) реконструкции – воспроизведении смысла в контексте прошлой эпохи; в) диалоге – появлении нового смысла в процессе общения. Герменевтика приизучении текста предполагает следующее: – проникновение в духовный мир автора текста («вживание» в жизнь автора); – постижение контекста, в котором творит автор (изучение эпохи, в которой создан текст); – анализ аудитории, на который рассчитан текст (исследование групп людей, на которых ориентировался автор); – учет личностных характеристик интерпретатора текста (интерпретатор является активным субъектом и привносит в первоначальный текст – свое видение реальности).
Большую роль в интерпретации играет личностное переживание интерпретатором авторских текстов, которые могут быть постигнуты только при его сопереживании автору. Особое значение имеет в интерпретации и соблюдение «исторической дистанции», «временного отстояния» (по Г. Гадамеру) от социального явления, так как это позволяет уменьшить субъективность в социально-гуманитарных науках. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Гадамер Г. Истина и метод. – М., 1988. 2. Кохановский В. П. Герменевтика и диалектика. Ростов н/Д., 2002 3. Объяснение и понимание в социальном познании. - М., 1990
ТЕМА № 13. ВЕРА, СОМНЕНИЕ И ЗНАНИЕ В СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОМ ПОЗНАНИИ. Вера и знание, достоверность и сомнение, укорененность веры как «формы жизни» (Л. Витгенштейн) в допонятийных структурах. Диалектика веры и сомнения. Конструктивная роль веры как условия «бытия среди людей» (Л. Витгенштейн). Вера и понимание в контексте коммуникаций. Вера и истина. Разные типы обоснования веры и знания. Совместное рассмотрение веры и истины – традиция, укорененная в европейской философии. «Философская вера» как вера мыслящего человека (К. Ясперс). В социально-гуманитарных наукахзнание всегда сочетается с верой и сомнением, так как вера ориентирована на преувеличение роли абсолютного момента в знании, а сомнение – роли относительного – в нем. Вера – это принятие чего-либо за истину без полного подтверждения этой истинности рациональными доводами. Вера классифицируется по принадлежности к определенной сфере отражения человеком мира. Она бывает: – религиозная (принадлежит к сфере чувственного, непознаваемого (вера в Бога), – теоретическая (или философская) – принадлежит к сфере рационального, познаваемого (вера в правильность каких-то гипотез, предположений). Вера присутствует в социально-гуманитарных науках, прежде всего, в силу незавершенности познания социальных явлений, как допущение возможности соответствия социальной реальности и его отражения в знании. Она также может присутствовать в социально-гуманитарных науках: – как вера ученого-гуманитарияв Бога (ученый привносит в науку свою веру), – как его «форма жизни» в обыденном мире (Л. Витгенштейн),
– как его доверие к определенным ученым, теориям, этическим нормам («бытие среди людей невозможно без доверия друг к другу». Л. Витгенштейн), – как философская вера в возможность истинного отражения общества (К. Ясперс). Верав социально-гуманитарных науках обладает как достоинствами, так и недостатками Достоинства веры в социально-гуманитарных науках: она придает уверенность в возможности познания истины, объединяет людей в определенные школы, дает людям надежду на лучшее будущее. Недостатки веры в социально-гуманитарных науках: основанность веры преимущественно на чувствах, преувеличение в ней доли абсолютного в истине, ввод в социально-гуманитарные науки догм, мифологем, идеологем. Негативное воздействие веры на социальное познание нейтрализуется сомнением, которое также всегда присутствует в социально-гуманитарных науках. Сомнение – это определенное состояние человека, характеризующееся наличием неуверенности в истинности полученного знания. Оно всегда присутствует в социально-гуманитарных науках, так как познание социума всегда является незавершенным, а скептицизм часто является личностной чертой многих ученых-гуманитариев. Сомнение присутствует в социально-гуманитарных науках в связи с тем, что знания в них всегда связаны с оценками. Многие обществоведы считают, что освободиться от оценок невозможно. Это и порождает сомнение в достижении истины в социально-гуманитарных науках. Они также поддерживаются постоянными дискуссиями, которые ведутся в этих науках. Сомнение бывает трех видов: – теоретическое (сомнение в подлинности теории), – нравственное (сомнение в правильности норм, которым следует ученый), – религиозное (сомнение в возможности самоусовершенствоваться). Сомнение в социально-гуманитарных науках обладает как достоинствами, так и недостатками. Достоинства сомнения: оно является фактором побуждения интереса к социальному познанию, способствует наличию дискуссий в социально-гуманитарных науках, обуславливает безостановочный процесс познания. Недостатки сомнения: абсолютизация скептиками роли относительного в истине, скептицизм часто перерастает в нигилизм, цинизм, ограничивает веру в познавательные возможности человека.
Сомнение выполняет в социально-гуманитарных науках следующие функции: – обуславливает интерес к определенным социальным проблемам, – позволяет критически относиться к существующим теориям. Негативное воздействие сомнения на социальное познание нейтрализуетсяверой, которая также всегда присутствует в социально-гуманитарных науках. Главные цели социально-гуманитарных наук: минимизировать влияние веры и сомнения при постижении истины за счет разработки утонченных процедур и методик социально-гуманитарного познания и использовать их положительныестороны для совершенствования социального познания. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА: 1. Социальное знание и социальные изменения. – М., 2001 2. Червонная Л. Г. Плюрализм в социально-гуманитарном познании. //Общественные науки и современность, 2002, № 2 3. Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М., 1994
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|