Тема № 14. Основные исследовательские программы социально-гуманитарных наук
ТЕМА № 14. ОСНОВНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
Сущность исследовательских программ. Виды исследовательских программ. Парадигмы социально-гуманитарных наук. Натуралистическая и антинатуралистическая исследовательские программы, их возможности в социологии, исторической, экономической и юридической науках, психологии, филологии, культурологии. Научно-исследовательская программа социально-гуманитарных наук – это система теорий, которая объясняет социальную реальность и является общепринятой на данном этапе развития науки. В её основе находится парадигма. Спецификой социально-гуманитарных наук является их мультипарадигматичность, т. е. одновременное наличие в них многих парадигм. В них присутствуют: – натуралистическая парадигма общества (основные варианты: механицизм, физикализм, биологизм, географический детерминизм, демографический детерминизм, ) – общество понимается как жестко-детерминированная система, обусловленная влиянием определенных природных факторов (климата, полезных ископаемых, территории и т. п. ), оно рассматривается средукционистских позиций; – антинатуралистическая парадигма общества (основные варианты: социологизм, экономизм, психологизм, антипсихологизм)– обществопонимается как вероятностно-детерминированная система, которая обусловлена системой факторов (экономических, социально-политических, духовных и др. ), каждый из которых может играть определяющую роль; оно рассматривается с факторных позиций; – диалектическая парадигма общества – обществопонимается как бифуркационно-детерминированная система, которая обусловлена системой факторов (экономических, социально-политических, духовных и др. ), каждый из которых может играть свою роль в единой системе; оно рассматривается с синергетических позиций.
В социально-гуманитарных науках принципы подхода кизучению общества могут быть разными. Одни обществоведы считают, чтоизучать социум необходимо следующим образом: сначала изучитьобщество, а затем –человека (познав законы общества, мы познаем действия человека, К. Маркс). Другие считают, что надосначала изучитьчеловека, а уж затем – общество (познав действия человека, мы познаем законы общества, М. Вебер). Социальное познание также основывается на разных принципах: одни обществоведы ориентируются на принцип соотнесения знания с оценкой (М. Полани), другие –на принцип свободы знаний от оценок (Э. Дюркгейм). В социально-гуманитарных наукахсуществуют теории, противоположным образом объясняющие сущность общества: – материалистическая и идеалистическая; – конфликтная и солидаристкая. Материалистическая теория общества (К. Маркс)считает, что общественное бытие определяет сознание, решающую роль в обществе играют народные массы. Идеалистическая теория общества (О. Конт) утверждает, что духовная жизнь определяет развитие общества, решающую роль в нем играют выдающиеся личности. Конфликтная теория общества считает, что несправедливое распределение собственности ведет к классовой борьбе. Солидаристская теория общества утверждает, что разумное распределение власти ведет к взаимопониманию людей. В исследовательские программы также включаются частные теории общества. К ним относятся: – теория коммунистического общества К. Маркса (общество развивается посредством изменения форм собственности), – теория постиндустриального общества Д. Белла (общество развивается посредством изменения уровня личного дохода человека),
– теория коммунитарного общества К. Мангейма (общество развивается посредством изменения форм коммуникации), – теория культурно-исторических типов О. Шпенглера (общество представляет собой сумму отдельных культур, не связанных друг с другом). Исследовательские программы чаще всего базируютсяна позитивистской или антипозитивистской философии. Позитивизм (О. Конт, К. Поппер) сформулировал следующие принципы организации социально-гуманитарного познания: социальные явления подчиняются общим законам мира; его методы такие же, как в естественных науках; социальные теории должны быть верифицированы и свободны от идеологии; социальные факты должны быть количественно замерены. Антипозитивизм (В. Дильтей, М. Вебер) следует другим принципам: общество отличается от природы и обладает значительной спецификой; методы социального познания отличаются от методов естественнонаучного познания, целью социально-гуманитарного познания является понимание смысла социальных действий человека. В рамках антипозитивизма возникли феноменологические, герменевтические, психологические программы изучения общества. В социально-гуманитарных науках существует множество конкретных исследовательских программ. К ним относятся: – натуралистические (все в обществе объясняется влиянием природных факторов, представители: Г. Спенсер, Ж. Кетле); – технологические (все в обществе объясняется влиянием технических факторов, представители: Б. Веблен, Д. Белл); – психологические (все в обществе объясняется влиянием межличностных факторов, представители: Г. Лебон, З. Фрейд); – функционалистские (все в обществе объясняется влиянием структурных факторов, представители: Т. Парсонс, Р. Мертон); – эмпирические (все в обществе объясняется влияниемэмоциональных факторов, представители: Д. Морено, У. Мур); – гуманитарные (все в обществе объясняется уровнем взаимопонимания между людьми, представители: М. Вебер, Э. Мэйо). Научно-исследовательские программы имеют важное значение для развитиясоциально-гуманитарных наук, так как они определяют основные парадигмы, принципы, методы и цели данных наук. Они своеобразным образом преломляются в различных, социальных (например, в экономике, социологии и т. д. ) и гуманитарных (например, в истории, педагогике и т. д. ) науках.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|