Рекомендуемая литература. В социокультурном контексте. Социально-гуманитарные науки как культурный феномен. Роль социально-гуманитарных наук в социальных трансформациях. Конвергенция естественно-научного и социально-гуманитарного знания. Социально-гуманит
⇐ ПредыдущаяСтр 12 из 12 РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. – М., 1999 2. Ильин В. В. Постклассическое обществознание. //Социс, 1996, № 10 3. Поппер К. Открытое общество и его враги. В 2 т. – М., 1992
Те ма №15. СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ КОНТЕКСТЕ Социально-гуманитарные науки как культурный феномен. Роль социально-гуманитарных наук в социальных трансформациях. Конвергенция естественно-научного и социально-гуманитарного знания. Социально-гуманитарные науки и власть. Социально-гуманитарные науки и мораль. Участие социально-гуманитарных наук в экспертизах социальных проектов и программ, перспективы их развития в современном обществе.
Социально-гуманитарные науки являются социально-культурным феноменом, изменяются вместе с обществом. Они являются культурным феноменом в силу следующих обстоятельств: обществоведение создано человеком, как и любой другой продукт; оно возникло из общественных потребностей; оно взаимодействует со всеми другими сферами общества; оно организовано на базе определенных принципов и моральных норм. Социально-гуманитарные науки необходимы для разработки стратегии развития общества, для понимания человеком своего места в социальной среде. Общество, прежде всего, власть заинтересована в их развитии для выработки программ действия. Социальная политика всегда нуждается в социальной науке, так как первая – лишь «излагает определенные идеалы», а вторая – «мысленно упорядочивает факты и предлагает варианты действий» (М. Вебер). Власть разрабатывает для науки социальный заказ, финансирует исследования, поддерживает ученых. В ряде случаев власть может противодействовать определенным исследованиям. В данной ситуацииважную роль играют этические нормы поведения ученого-гуманитария. Он должен, прежде всего, служить истине, а не интересам каких-то людей, находящихся у власти.
Социально-гуманитарные науки развиваютсяв настоящее время по следующим основным направлениям: – сближение с естественно-математическими науками; – сближение парадигм социально-гуманитарных наук; – появление новых методологий; – увеличение роли социально-гуманитарных наук в управлении обществом; – усиление значимости герменевтики; – внедрение в социально-гуманитарные науки синергетики; – формирование нелинейного мышления ученого-гуманитария; – увеличение роли субъекта в социально-гуманитарные науки; – теоретизация социально-гуманитарные науки; – математизация, компьютеризация социально-гуманитарных наук; – усиление практической функции социально-гуманитарных наук. В перспективе социально-гуманитарные науки ожидает воссоединение с естественно-математическими науками, разработка четкой классификации социально-гуманитарных наук, занятие центральной роли в системе наук. Это обусловлено тем, современное естествознание гуманизуетсяи гуманитаризуется (в него включается человек), а современное обществознание – математизитуется и компьютеризуется (в него проникают методы естественных наук). Социально-гуманитарные науки играют важную роль в процессе трансформаций общества. Они способствуют разработке программ реформирования современного общества. Каждая наука разрабатывают свою важнейшую теорию: – экономика – теорию социально-ориентированного рыночного общества, – социология – теорию постиндустриального, солидарного общества, – политология – теорию демократического общества – культурология – теорию конвергенции культур,
– история – теорию цивилизаций, – филология – теорию интеграции языков, – психология – теорию поведения человека, – педагогика – теорию личностно-ориентированного обучения. Социально-гуманитарные науки участвуют в проведении экспертиз социальных проектов. Они определяют насколько планы властей: соответствуют современной науке и этическим нормам, учитывают гуманистические аспекты развития общества. Главная черта современных социально-гуманитарных наук – стремление построить совместно с естественно-математическими науками общенаучную картину мира на основе принципов глобального эволюционизма, которые обуславливают рассмотрение неживой, живой и социально-организованной материи как единого универсального эволюционного процесса. Роль социально-гуманитарных наук в развитии современного общества постоянно возрастает, так как они становятся компонентом НТР, определяют основные направления развития общества и человека в будущем.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Курбатов В. И., Курбатова О. В. Социальное проектирование. – Ростов н/Д., 2001 2. Социальное знание и социальные изменения. – М., 2001 3. «Хорошее общество». Социальное конструирование приемлимого для жизни общества. – М., 2003 ЗАКЛЮЧЕНИЕ В завершении можно сформулировать следующие выводы: 1. Философия социально-гуманитарных наук – это составная часть философии науки, которая изучает закономерности возникновения, становления и развития социально-гуманитарных наук как социо-культурныхфеноменов. Предметом философии социально-гуманитарных наук являются общие закономерности и тенденции развития социально-гуманитарного, научного познания как особой деятельности по производству социально-гуманитарных, научных знаний, взятых в их развитии и рассмотренных в исторически изменяющемся социокультурном контексте. 2. Возникновение социально-гуманитарных наук означало завершение формирования науки вообще, охват научными исследованиями всех сфер мира: природы, общества идуха. Появление социально-гуманитарных наук было обусловлено необходимостью исследовать различные сферы общества, которые, во-первых, имели разные задачи, во-вторых, существовали относительно самостоятельно друг от друга. В соответствии с этим, экономика возникла с целью изучить экономическую сферу общества, социология – социальную сферу общества, политология – политическую сферу общества, культурология, педагогика, психология, филология– духовную сферу общества.
3. Объектом социально-гуманитарных наук являются: общество, т. е. форма совместной жизнедеятельности людей, основанная на определенных собственнических и управленческих отношениях; различные сферы общества, т. е. определенные области жизнедеятельности людей, созданные для решения конкретных задач; продукты духовной деятельности человека, т. е., прежде всего, тексты, которые представляют собой систему знаков, отражающую определенный смысл. 4. Субъект социально-гуманитарного познания – это специально подготовленный ученый (или группа ученых), которые изучают различные сферы общества, продукты духовной деятельности человека. В социально-гуманитарных науках субъект может быть индивидуальный (отдельный ученый) или коллективный (научная школа). Субъект в социально-гуманитарных науках играет огромную роль, так как он определяет: предмет и методы исследования, способы интерпретации полученного знания, объективность и истинность познания, сферу использования знания. 5. Важную роль в социально-гуманитарных науках играют категории: а) коммуникация, т. е. общение ученых, в процессе которого происходит передача информации; б) ценности, т. е. предметы или нормы поведения, которые характеризуютсязначимостью для человека, одобряются определенной группой людей и соотносятся с истиной, красотой и справедливостью, в) жизнь, т. е. форма бытия человека в социальной среде, которая осознается и переживается им, окружаетего и оказывает на него определенное воздействие, г) вера, т. е. принятие чего-либо за истину без полного подтверждения этой истинности рациональными доводами д) сомнение, т. е. определенное состояние человека, характеризующееся наличием неуверенности в истинности полученного знания, е)время, т. е. продолжительность существования определенных общностей людей, общественных явлений, отдельных личностей, а также социальных процессов ипространство, т. е. расположение социальных объектов или социальных общностей относительно друг друга.
6. Методы социально-гуманитарных наук имеют особенности. Они обусловлены предметом (общество как более сложная реальность мира, чем природа) и целями (познание уникального, особенного)социально-гуманитарных науках. Особенности методов социально-гуманитарных наук заключаются в следующем: общие методы познания применяются в модифицированном виде, например, наблюдение в социально-гуманитарных науках является включенным, эксперимент – социальным и т. д.; в социально-гуманитарных науках применяются свои особенные методы, например, анкетирование, беседа и т. д., в социально-гуманитарных науках применяется преимущественно идиографический метод. 7. Большую роль в социально-гуманитарных науках играет герменевтика, которая предполагает приизучении текста обеспечить проникновение в духовный мир автора текста («вживание» в жизнь автора); постижение контекста, в котором творит автор (изучение эпохи, в которой создан текст); анализ аудитории, на который рассчитан текст (исследование групп людей, на которых ориентировался автор); учет личностных характеристик интерпретатора текста (интерпретатор является активным субъектом и привносит в первоначальный текст – свое видение реальности). 8. Развитие социально-гуманитарных наукосуществляется благодаря научно-исследовательским программам, т. е., системам теорий, которые объясняют социальную реальность и являются общепринятыми на данном этапе развития науки. В их основе находятся или натуралистическая, или антинатуралистическая или диалектическая парадигмы. Социально-гуманитарные науки развиваютсяв настоящее время по следующим основным направлениям: сближение с естественно-математическими науками; сближение парадигм социально-гуманитарных наук; появление новых методологий; увеличение роли социально-гуманитарных наук в управлении обществом; усиление значимости герменевтики; внедрение в социально-гуманитарные науки синергетики; формирование нелинейного мышления ученого-гуманитария; увеличение роли субъекта в социально-гуманитарные науки; теоретизация социально-гуманитарные науки; математизация, компьютеризация социально-гуманитарных наук; усиление практической функции социально-гуманитарных наук.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|