Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1.2. Исторический опыт организации социальной поддержки безнадзорных детей в России




 

В России забота о беспризорных детях на протяжении веков являлась нормой общественной жизни и в зависимости от конкретных исторических личностей и периодов получала свое распространение как в государственных делах, так и в народных традициях.

Князь Ярослав Владимирович в ХI в. учредил сиротское училище, в котором на собственные средства обучал 300 юношей. В системе монастырей, созданных русской церковью, обучались, лечились и находили приют больные и обездоленные. При скудельницах (общих могилах) сооружались сторожки, в которых на средства простых людей содержались и воспитывались брошенные и оставшиеся без попечения дети.

В ХVI в. во время правления Ивана Грозного забота о нуждающихся включается в государственную деятельность, в городах строятся богадельни и больницы.

Указом царя Федора Алексеевича в 1682 г. признано необходимым обучение детей грамоте и ремеслам При Петре I детство и сиротство становятся объектом государственного попечения наряду с частной благотворительной деятельностью. В 1706 г. открываются приюты для «зазорных младенцев», т. е. незаконнорожденных детей, которые содержались за счет государства, а когда подрастали, их передавали в богадельни или приемным родителям. При Екатерине Великой в Москве, а затем в Петербурге открываются императорские воспитательные дома для «зазорных младенцев», создается государственно-филантропическое «Воспитательное общество».

Большой вклад в дело призрения сирот внесла жена Павла I Мария Федоровна. При ней было положено начало системе воспитания сирот в семьях, а в 1798 г. было основано Попечительство о глухонемых детях.

При Александре I получает свое развитие социальная политика призрения детей, нуждающихся в помощи, открываются школы для слепых детей, а в 1807 г. первый институт слепых.

Со второй половины ХIХ в. до начала ХХ в. происходит переход от государственных форм благотворительности и попечительства по отношению к детям к частным формам общественных организаций. В качестве примера можно привести «Императорское человеколюбивое общество». Общественные организации занимались организацией приютов для детей с различными социальными проблемами (бродяжничество, сиротство, беспризорность, проституция, алкоголизм, дефекты развития и т. п. ). В приютах детей образовывали и обучали различным ремеслам.

В 1882 г. открылось Общество попечения о бедных и больных детях «Синий крест», в котором в 1893 г. появилось отделение защиты детей от жестокого обращения с убежищем, общежитием и мастерскими.

В начале ХХ в. забота о неблагополучных детях становится объектом профессиональной деятельности, появляются специалисты, подготовленные на кафедре общественного призрения, созданной в 1911 г. на юридическом факультете Психоневрологического института. Проблемы организации системы воспитательно-исправительных учреждений для беспризорных детей и просветительская деятельность по отношению к несовершеннолетним преступникам становятся в этот период одним из важных направлений деятельности ученых, практиков и благотворительных обществ.

В 1917 г. пришедшие к власти большевики отменили частную собственность, что сделало частную благотворительность невозможной, а закрытие церквей и репрессии по отношении к священнослужителям фактически прекратило церковную деятельность по призрению детей-сирот.

По официальной статистике того времени количество школьников, получающих образование, составляло 4. 7% от 22% детей школьного возраста, т. е. около четырех пятых детей и подростков в России были лишены возможности учиться.

В 20-е годы ХХ в. проявились результаты первой мировой войны, революций и гражданской войны – это сиротство, беспризорность, всплеск правонарушений среди несовершеннолетних.

Государство было поставлено перед проблемой социальной защиты молодого поколения. Отделы социального воспитания (соцвосы), созданные при органах власти различных уровней занимались вопросами социальной защиты, образования и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей и совершающих правонарушения. Острая необходимость решения задач по воспитанию и социальной защите детей способствовала появлению целого ряда талантливых педагогов и психологов, внесших значительный вклад как в науку, так и в практическую деятельность – это А. С. Макаренко, П. П. Блонский, С. Т. Шацкий, Л. С. Выготский, В. С. Сорока-Росинский, Л. В. Занков и др.

В это время наряду с развитием педагогической мысли и деятельности происходит усиление юридической ответственности несовершеннолетних в связи с повышением уровня преступности. В 1922 году был принят УК РСФСР, который усиливал репрессивную уголовную политику в отношении несовершеннолетних, так согласно ст. 18 УК РСФСР к несовершеннолетним в возрасте от 16 до 17 лет могли применяться те же виды наказаний, что и к взрослым, вплоть до смертной казни. Вскоре в статью 33 УК РСФСР было внесено примечание, согласно которому смертная казнь к лицам в возрасте до 18 лет (на момент совершения преступления) не применяется.

В 30-е годы ХХ в. системе воспитания трудных подростков был нанесен сокрушительный удар постановлением 1936 г. «О педологических извращениях в системе Наркомпроса», под запрет были поставлены понятия социальной среды и социального воспитания, общечеловеческие ценности были подменены на классовые. Темы исследования социальных проблем детей и необходимости социальной помощи детям были провозглашены вредными и не соответствующими идее о строительстве самого совершенного и справедливого государства рабочих и крестьян.

В 30-40-е годы ХХ в. массовые политические репрессии и нарушения прав человека в нашей стране не обошли стороной и несовершеннолетних, усилились карательный функции по отношению к несовершеннолетним – постановлением ЦИК и СНК СССР от 7. 04. 1935 г. «О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних» был снижен возраст уголовной ответственности до 12 лет, по значительной части составов преступлений, восстанавливался принцип применения к несовершеннолетним всех видов наказаний, отменялась ст. 8 основных начал уголовного законодательства СССР об обязательном применении к малолетним правонарушителям мер медико-педагогического характера и о преимущественном их применении к несовершеннолетним.

События, связанные с Великой Отечественной войной (1941-1945 гг. ), значительно увеличили количество беспризорных детей в стране. Эта проблема решается на государственном уровне путем создания школ-интернатов и расширения сети детских домов для детей, оставшихся без попечения родителей.

Основы Уголовного законодательства СССР и Союзных республик 1958 г. установили уголовную ответственность несовершеннолетних с 16 лет, а за тяжкие преступления – с 14 лет. Это положение было закреплено сначала в ст. 10 УК РСФСР 1960 г., а затем в ст. 20 УК РФ 1996 г.

В 60 – 70 гг. педагогическая наука и практика возрождает исследования в области педагогики среды и воспитательного воздействия на несовершеннолетних с правонарушающим поведением, данному процессу мешают социальные потрясения 80 – 90 гг., связанные с развалом СССР, кризисным состоянием экономики и ухудшением на этом фоне условий жизни и воспитания детей.

В 1990 г. СССР ратифицирует Конвенцию ООН о правах ребенка, а на протяжении данного десятилетия принимаются многочисленные нормативные акты: Закон об образовании, Указ Президента о социальной поддержке многодетных семей, Закон об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации, Закон о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Разрабатываются и реализуются государственные социальные программы «Дети России», «Дети Чернобыля» и др.

Несмотря на правовое регулирование защиты детства в эти годы резко увеличивается количество безнадзорных и беспризорных детей, численность которых в настоящее время по самым скромным подсчетам составляет около 1 млн., растет преступность среди подростков, социальными проблемами становятся детский алкоголизм, детская наркомания, детская проституция, отклонения в физическом и психическом развитии детей. Количество детей погибающих в результате семейного насилия составляет около 3000 в год, а количество сексуальных насилий над детьми в семье только по официальным данным составляет около 50000.

Таким образом, детская беспризорность и безнадзорность и их решения – явления не новые в нашей стране. Накоплен опыт по формированию системы реабилитации безнадзорности и беспризорности детей. Важнейшей задачей современного российского государства является решение проблемы безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних детей. Это негативное социальное явление стало проблемой социальной и духовной жизни российского общества.

В настоящее время решение проблемы предупреждения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних не терпит отлагательств и нуждается в социальном, педагогическом и правовом обеспечении.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...