Правила подбора литературы
1.Этап — составление первоначального списка источников. Основой поиска могут стать списки литературы, предложенные преподавателем на лекциях, в планах семинарских и практических занятий, а также в учебниках, где, как правило, указываются наиболее значительные источники по каждой теме. Для удобства работы рекомендуем вам составлять собственную картотеку отобранных источников. Для этого все необходимые сведения о произведении (фамилии авторов, заглавие, характеристики издания) записывайте на отдельный листочек небольшого размера (1/4 или 1/8 части стандартного листа) и сразу расставляйте карточки в алфавитном порядке. На обороте такой карточки в дальнейшем, при изучении работы, можно писать аннотацию произведения или делать какие-то другие пометки, касающиеся его содержания. Если в вашем распоряжении есть персональный компьютер, то такую «картотеку» можно завести в одном из файлов. Картотека имеет большие преимущества, так как она позволяет добавлять источники, заменять при необходимости одни на другие, убирать те, которые оказались не соответствующими тематике, и т. д. 2. Этап — работа с библиографическими источниками. Чтобы дополнить первоначальный список литературы, отправляйтесь в библиотеку, где есть библиографический отдел. Самостоятельно сориентироваться в большом количестве разнообразных библиографических пособий, конечно, трудно. Поэтому лучше обратиться за консультацией к работникам отдела, которые объяснят вам, как нужно пользоваться библиографическими указателями, окажут помощь в отборе тех из них, в которых легче всего найти интересующую вас литературу. Если в библиотеке имеется электронный каталог, вам расскажут, как пользоваться им. Не стесняйтесь обратиться за помощью — это обязанность работников библиографического отдела;
Просматривая библиографические указатели, будьте внимательны, вдумывайтесь в названия работ, обращайте внимание на фамилии авторов, сразу выделяя тех, кто занимается данной проблемой (чьи работы уже есть в вашем списке), учитывайте год издания и другие данные. Заинтересовавшие вас работы выписывайте на отдельные карточки со всеми необходимыми сведениями. Эти новые карточки сразу же поставьте в свою картотеку в соответствии с алфавитом. В дальнейшем при знакомстве с самими источниками обращайте особое внимание на списки литературы, которые приводятся в монографиях. Они помещаются обычно в самом конце книги и содержат достаточно полный перечень работ по проблеме, которой она посвящена. При этом надо только обязательно учитывать год издания книги: если она достаточно старая, то очевидно, что за годы, прошедшие со времени ее выхода в свет, появилось много других работ. Такие тематические списки литературы — очень важный библиографический источник, позволяющий с минимальными затратами усилий дополнить вашу картотеку нужными работами. Для поиска журнальных статей лучше всего использовать последние за каждый год номера тех научных журналов, где печатаются материалы из интересующей вас области знания. В этих номерах всегда помещается систематизированный по рубрикам журнала перечень всех материалов, опубликованных в течение года. 3. Этап — поиск самих источников. Начинать его, рекомендуем, с той библиотеки, пользоваться которой вам удобнее всего. В первую очередь, речь идет, конечно, о библиотеке вашего вуза, а может быть и факультета. Кроме того, на многих кафедрах есть свои кабинеты, где собрана узкоспециальная литература. Познакомьтесь с фондами этих библиотек и проверьте составленный вами список по алфавитному каталогу.
Если книга есть в библиотеке, сделайте на карточке своей картотеки отметку об этом и выпишете библиотечный шифр, чтобы можно было, когда понадобится брать книгу, заполнить формуляр, не обращаясь снова к каталогу. Журнальные издания обычно можно почитать в зале периодики; там же можно узнать, какие журналы имеются в фонде библиотеки. Те книги, которые вы не нашли в своей библиотеке, можно поискать в библиотеках других вузов, где есть родственные вашему факультеты, а также в центральной, самой крупной библиотеке города. При этом не забывайте делать соответствующие пометки на карточках обнаруженных там книг, чтобы знать, где какую книгу можно найти. Вам следует также знать, что в стране действует единая общегосударственная обменная система — Межбиблиотечный абонемент (МБА), которая позволяет получать те книги, которые отсутствуют в данной библиотеке, из других библиотек, где они есть. Поэтому, пользуясь системой МБА, отделы которой есть во всех крупных библиотеках, вы имеете возможность ознакомиться даже с некоторыми работами, отсутствующими в городе, где вы учитесь (2).
Чтение и правила работы с научными текстами
Чтение – это сложный вид речевой деятельности, в котором есть техническая сторона – выработка навыков чтения и скорочтения – и творческая – извлечение из текста необходимой информации. Чтение научной литературы включает: - мотивационную часть → получение научной информации; - аналитико-синтетическую часть → восприятие и понимание информации; - исполнительную часть → критическое осмысление (анализ, обобщение) полученной информации. 1. Чтение должно быть основательным и вдумчивым; 2. Необходимо анализировать прочитанное, выяснять значение неизвестных терминов и понятий, искать ответы на значимые для вас вопросы; 3. Важно делать выписки всего, что может вам пригодиться в вашей работе: интересные мысли, факты, цифры, различные точки зрения; 4. По прочтении необходимо оценить полученную информацию, подойдя к ней критически, а также с позиции значимости для ваших исследований. Основные способы чтения В зависимости от поставленной цели различают и используют различные способы чтения, среди которых основными являются следующие.
Углубленное — при котором обращается внимание на детали, производится их анализ и оценка. Обычно такое чтение называют аналитическим, критическим, творческим, и оно считается лучшим при изучении учебных дисциплин. Обучающиеся при этом читают текст, опираясь на свой макроконтекст и приобретенные ранее знания, и на этой основе творчески осмысливают прочитанное, находят в нем новое для себя, самостоятельно; формулируя выводы, что позволяет легче воспринять и запомнить прочитанный новый материал. Быстрое чтение — это сплошное чтение текста, обеспечивающее полное и качественное усвоение прочитанного и выполняемое нетрадиционными методами, значительно ускоряющими процесс чтения при достаточно полном понимании прочитанного текста. Быстрое чтение — не поверхностное чтение «по диагонали», как его иногда ошибочно трактуют те, кто не знаком с его сущностью и механизмом, а активный созидательный понятийный процесс, в ходе и в результате которого читатель анализирует факты, суждения, производит синтез отдельных понятий, закладывая фундамент нового знания. Профессиональные (научные, технические, экономические и др.) тексты строятся, как правило, по законам логики. Методы быстрого чтения потому и обеспечивают высококачественное усвоение прочитанного, что используют эти законы при извлечении смысловой информации из исходного текста. Быстрое чтение при высоком уровне его освоения частично переходит в углубленное чтение. Панорамное быстрое — это результат дальнейшего совершенствования техники быстрого чтения. Используя специальные тренировочные упражнения со стерео - таблицами (цифровыми, буквенными или графическими), обучающийся добивается значительного увеличения оперативного поля зрения. Возникает эффект так называемой фузионной дивергенции, т. е. разведения зрительных осей глаз, за счет чего значительно повышаются скорость чтения и качество усвоения прочитанного.
Выборочное чтение — это разновидность быстрого чтения, при котором читаются избирательно отдельные разделы текста. В этом случае читатель как бы видит все и ничего при этом не пропускает, но фиксирует внимание только на тех аспектах, которые ему необходимы. Этот метод часто используется при вторичном чтении информационного источника после его предварительного просмотра. При этом скорость такого чтения значительно выше скорости быстрого чтения, поскольку страницы листают до тех пор, пока не отыщется нужный раздел, который и читают углубленно. Чтение-просмотр используется для предварительного ознакомления с источником информации. При таком чтении этот источник берется в руки, бегло просматривается предисловие, по оглавлению отыскиваются наиболее важные положения автора, по которым можно предположительно судить об основном содержании источника, просматривается заключение, и на основании этих действий делается общий вывод о полезности и ценности для читателя этого источника информации и целесообразности более подробного ознакомления с ним. Чтение-сканирование — это быстрый просмотр источника информации с целью поиска фактографической информации (фактов, цифр, слов, фамилий и т. п.). Человек, умеющий читать быстро, выполняет этот поиск в 2-3 раза быстрее читающего традиционно. Этот способ требует тренировки зрительного аппарата и особенно периферического зрения, что позволяет при беглом взгляде на страницу текста быстро увидеть нужные сведения. Таким образом, рассмотренные способы чтения иллюстрируют их многообразие и необходимость не только свободного владения ими, но и возможность каждый раз выбирать соответствующий способ в зависимости от цели чтения, характера текста и бюджета времени.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|