Учебная деятельность и здоровье
Учебная деятельность достаточно трудна, поскольку накладывает большие нагрузки на человеческий организм. Они могут отрицательно сказываться на здоровье студента, если он не предпринимает профилактические меры по сохранению своего здоровья. Речь не идет о беспрестанных визитах к врачам, о постоянных осмотрах и анализах. Нужно следить за жизненными показателями своего здоровья, поддерживать их в норме и стараться их повысить (в молодом возрасте это вполне достижимо). Интегральным, обобщенным жизненным показателем здоровья человека является вес его тела. Рекомендации отечественных и зарубежных специалистов относительно оптимальной величины веса взрослого человека таковы: рост тела в сантиметрах минус 100. Полученная разница показывает оптимальный вес человека в килограммах. Более точным показателем, учитывающим конституцию тела, является определение так называемого росто-весового показателя. Он определяется путем деления веса в граммах на рост в сантиметрах. Оптимальная величина для мужчин составляет около 400 г, для женщин - около 390 г. Говоря просто, ориентация на оптимальный вес и, стало быть, на хорошее состояние здоровья это ориентация на худощавость при мускулистости. Первым показателем работоспособности организма считается жизненная емкость легких. Измерить ее можно в любом физкультурном кабинете на спирометре. В норме в Среднем она колеблется от 3,5 до 4,5 литров. У тренированных людей, физически крепких и работоспособных, она может достигать 6,7 и даже 8 литров. У людей нетренированных, физически недостаточно развитых, жизненная емкость легких часто не достигает и нижней границы нормы. Этот показатель, однако, можно значительно улучшить, занимаясь плаванием, ходьбой на лыжах, бегом на длинные дистанции.
Показателем выносливости организма является пульс и его колебания при физических нагрузках. Нормой считается 60-72 ударов в минуту. Однако у людей тренированных или крепких от природы он значительно ниже. Например, у марафонцев пульс обычно 40-45 ударов в минуту. Наполеон в молодые годы имел пульс 42 удара в минуту. Названный показатель также поддается улучшению, особенно в молодости. Средства для этого - лыжи, быстрая ходьба, плавание, бег на длинные дистанции, бег трусцой, аэробика, Очень серьезный жизненный показатель здоровья - состояние нервной системы. Его, однако, определяют доктора. Самооценка здесь ненадежна и даже опасна. Если врачи сочли неважным состояние нервной системы, то имеет смысл заняться аутогенной тренировкой. Ее методики разработаны достаточно подробно, имеют сложные и предельно простые модификации, и все это детально изложено в научной и популярной литературе. Особенным жизненным показателем здоровья студента объективно оказывается состояние зрения. Известно, что через зрительный анализатор человек получает около 80% информации. Процесс обучения в высшей школе по абсолютному большинству специальностей построен таким образом, что главная нагрузка и в аудиторной, и в самостоятельной работе студента приходится на зрение. Оно и страдает в первую очередь. Состояние зрения определяется объективно по отсутствию или наличию близорукости или дальнозоркости, по остроте зрения, по цветочувствительности глаза. Все эти параметры определяет только врач. Он же дает советы, как сохранить, как оберечь и как (иногда) улучшить зрение. Сам студент должен заботиться о гигиене зрения, хорошо известной ему еще со школьной скамьи. Внимательное отношение к своему здоровью - неизбежный элемент самоорганизации, поскольку здесь заложена основа продуктивной учебной деятельности. В то же время не следует, заботясь о здоровье, избегать интенсивной работы и высоких нагрузок. Пик физического расцвета и максимум выносливости и работоспособности у студента еще впереди, во второй половине третьего десятилетия его жизни (7).
Вопросы для обсуждения на семинаре: 1. Какой вид деятельности занимает у вас большую часть времени суток, не считая сна? 2. Ощущаете ли вы постоянную нехватку времени, почему перед экзаменом бывает «аврал»? 3. В чем видите причину нехватки времени? 4. Какой вид деятельности выпадает у вас на периоды оптимальной работоспособности? 5. Почему человек, имеющий меньше свободного времени, успевает сделать больше дел по сравнению с другими? 6. Как решить проблему ОВЖ в общежитии?
R Задания для самостоятельной работы Задание №1 1. Зафиксируйте графически основные затраты времени в течение первого месяца учебы по схеме: Табл. 1-4 Табл. 5-8 Табл. 9-12 Табл. 12-16
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|