Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Учебная деятельность и здоровье




Учебная деятельность достаточно трудна, поскольку на­кладывает большие нагрузки на человеческий организм. Они мо­гут отрицательно сказываться на здоровье студента, если он не предпринимает профилактические меры по сохранению своего здоровья.

Речь не идет о беспрестанных визитах к врачам, о посто­янных осмотрах и анализах. Нужно следить за жизненными по­казателями своего здоровья, поддерживать их в норме и старать­ся их повысить (в молодом возрасте это вполне достижимо).

Интегральным, обобщенным жизненным показателем здо­ровья человека является вес его тела. Рекомендации отечествен­ных и зарубежных специалистов относительно оптимальной вели­чины веса взрослого человека таковы: рост тела в сантиметрах минус 100. Полученная разница показывает оптимальный вес че­ловека в килограммах. Более точным показателем, учитывающим конституцию тела, является определение так называемого росто-весового показателя. Он определяется путем деления веса в граммах на рост в сантиметрах. Оптимальная величина для муж­чин составляет около 400 г, для женщин - около 390 г. Говоря просто, ориентация на оптимальный вес и, стало быть, на хоро­шее состояние здоровья это ориентация на худощавость при мускулистости.

Первым показателем работоспособности организма счита­ется жизненная емкость легких. Измерить ее можно в любом физкультурном кабинете на спирометре. В норме в Среднем она колеблется от 3,5 до 4,5 литров. У тренированных людей, физи­чески крепких и работоспособных, она может достигать 6,7 и даже 8 литров. У людей нетренированных, физически недоста­точно развитых, жизненная емкость легких часто не достигает и нижней границы нормы. Этот показатель, однако, можно значи­тельно улучшить, занимаясь плаванием, ходьбой на лыжах, бегом на длинные дистанции.

Показателем выносливости организма является пульс и его колебания при физических нагрузках. Нормой считается 60-72 ударов в минуту. Однако у людей тренированных или крепких от природы он значительно ниже. Например, у марафонцев пульс обычно 40-45 ударов в минуту. Наполеон в молодые годы имел пульс 42 удара в минуту.

Названный показатель также поддается улучшению, осо­бенно в молодости. Средства для этого - лыжи, быстрая ходьба, плавание, бег на длинные дистанции, бег трусцой, аэробика,

Очень серьезный жизненный показатель здоровья - со­стояние нервной системы. Его, однако, определяют доктора. Са­мооценка здесь ненадежна и даже опасна. Если врачи сочли не­важным состояние нервной системы, то имеет смысл заняться аутогенной тренировкой. Ее методики разработаны достаточно подробно, имеют сложные и предельно простые модификации, и все это детально изложено в научной и популярной литературе.

Особенным жизненным показателем здоровья студента объективно оказывается состояние зрения. Известно, что через зрительный анализатор человек получает около 80% информации. Процесс обучения в высшей школе по абсолютному большинству специальностей построен таким образом, что главная нагрузка и в аудиторной, и в самостоятельной работе студента приходится на зрение. Оно и страдает в первую очередь.

Состояние зрения определяется объективно по отсутствию или наличию близорукости или дальнозоркости, по остроте зре­ния, по цветочувствительности глаза. Все эти параметры опреде­ляет только врач. Он же дает советы, как сохранить, как оберечь и как (иногда) улучшить зрение. Сам студент должен заботиться о гигиене зрения, хорошо известной ему еще со школьной ска­мьи.

Внимательное отношение к своему здоровью - неизбежный элемент самоорганизации, поскольку здесь заложена основа про­дуктивной учебной деятельности. В то же время не следует, забо­тясь о здоровье, избегать интенсивной работы и высоких нагру­зок. Пик физического расцвета и максимум выносливости и рабо­тоспособности у студента еще впереди, во второй половине тре­тьего десятилетия его жизни (7).

Вопросы для обсуждения на семинаре:

1. Какой вид деятельности занимает у вас большую часть времени суток, не считая сна?

2. Ощущаете ли вы постоянную нехватку времени, почему перед экзаменом бывает «аврал»?

3. В чем видите причину нехватки времени?

4. Какой вид деятельности выпадает у вас на периоды оптимальной работоспособности?

5. Почему человек, имеющий меньше свободного времени, успевает сделать больше дел по сравнению с другими?

6. Как решить проблему ОВЖ в общежитии?

 

R Задания для самостоятельной работы

Задание №1

1. Зафиксируйте графически основные затраты времени в течение первого месяца учебы по схеме:

Табл. 1-4 Табл. 5-8 Табл. 9-12 Табл. 12-16

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...