Работа с органами государственной власти и местного самоуправления
В 1995 г. были приняты важные федеральные законы, регламентирующие статус общественных и некоммерческих организаций: «Об общественных объединениях» (14.04.95), «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (26.05.95), «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (07.07.95), «О некоммерческих организациях» (18.12.95). В перечисленных выше законах закреплена идея создания комплексной системы поддержки, оказываемой со стороны государства юридически зарегистрированным гражданским инициативам, направленным на решение социально значимых проблем. Российское государство опирается здесь на два дополняющих друг друга подхода: 1. Различные формы и способы прямого финансирования работ по выполнению общественно-значимых программ (государственные гранты, долговременные субсидии, оплата работ и услуг по контрактам и договорам, целевое финансирование по заявкам и т.д.). 2. Совокупность прямых и косвенных налоговых льгот, представляемых НКО и благотворительным организациям (льготы по уплате налогов на прибыль, на наследство, льготы спонсорам при уплате подоходного налога, налога на наследство, льготные кредиты, гарантии при предоставлении кредитов и т.п., для физических лиц совокупный доход при налогообложении уменьшается на суммы, переданные НКО). В результате в России начинает возникать совокупность механизмов взаимодействия государства и НКО при решении социально значимых задач. К числу таких механизмов относятся: Государственный социальный заказ - поручение государства на выполнение мероприятий и мер, направленных на решение социально значимых проблем межгосударственного, федерального и (или) регионального уровней.
Государственное социальное спонсорство, - включает льготы по уплате налогов, таможенных или иных сборов, отсутствие налогообложения грантов зарубежных благотворительных фондов и организаций, а также безвозмездных целевых пожертвований, предоставляемых НКО, общественным объединениям и благотворительным организациям, полное или частичное освобождение от платы за пользование государственным и муниципальным имуществом. Стимулирование социальной активности прямым финансированием (субсидии, гранты). Социальное побуждение негосударственных спонсоров. При работе с властями можно и нужно использовать те же подходы, что и при работе с бизнесом и благотворительными фондами – предложения с описанием проектов, подробные бюджеты. Взаимодействуя с органами государственной власти и местного самоуправления, необходимо учитывать несколько аспектов: 1. во властных структурах существуют определенные формальные процедуры, и работа с чиновниками требует времени и терпения. 2. существует недоверие к НКО. Для того, чтобы, скажем, получить бюджетное или внебюджетное финансирование необходимо до этого доказать свою надежность в нескольких совместных безбюджетных проектах. 3. во властных коридорах сложилось мнение, что НКО денег можно не давать. Здесь денежный вклад может и часто заменяет натуральный. В руках властей находится мощный ресурс – собственность, которую можно получить на льготных условиях. 4. очень важно, чтобы совместно реализуемый проект выполнялся точно в срок, выделенные средства расходовались строго по назначению и чтобы после окончания проекта был предоставлен программный и финансовый отчеты. Это поможет чиновнику обосновать перед руководством выделение средств, а некоммерческой организации – в дальнейшем получать поддержку властей.
В преддверии выборов со стороны различных политических сил растет интерес к деятельности НКО. Наблюдается все больше попыток «растащить общественные организации» по враждующим лагерям; общественные организации «прикармливают», выделяя бюджетные средства вне конкурса, а затем «просят» о предоставлении каких-либо услуг; предпринимаются попытки манипулировать общественным мнением, используя общественные организации, на непокорных давят; создаются организации-однодневки, единственная цель которых – поддержать на выборах «своих» кандидатов. Сейчас слова о независимости уже не пустой звук. Бытует мнение, что остаться независимыми теперь можно только в одном случае – если ты ничего не делаешь. Задача руководителей НКО – оставаться вне политики, стать над политической борьбой. Как это можно сделать: § Отказ от внеконкурсного финансирования; поддержка властей возможна исключительно через открытый, гласный конкурс грантов, социальный заказ. § Отказ от участия в политических собраниях, пресс-конференциях, встречах с политическими лидерами. § Отказ от участия в политических кампаниях. § Отказ ставить подписи на любых политических документах, воззваниях, петициях. § Отказ от участия в любых митингах, шествиях, демонстрациях. § Отказ от участия в коалиционных проектах с партиями, политическими движениями и организациями, исповедующими взгляды крайне радикального толка (коммунисты, националисты, фашисты, антисемиты). Но, не взирая на все сложности, сама жизнь заставляет искать оптимальные формы взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления. Без нормального цивилизованного диалога никакая серьезная работа невозможна. Вместе, объединив ресурсы, НКО и власти могут эффективно решать стоящие социальные проблемы, достигать поставленных целей и, в конечном итоге, способствовать развитию гражданского общества в России. Работа с бизнесом На Западе частные лица – основной источник пожертвований для НКО (в США на их долю приходится 81% собранных средств). Например, в 1991г. 72% американских семей жертвовали на нужды некоммерческих организаций. В среднем каждая семья за год передала $889 наличными и $424 в натуральном выражении.
В России с частными лицами традиционно работают религиозные организации, другие общественные организации пока не видят потенциала этого источника средств. Такая же ситуация наблюдалась в Америке и Европе до середины 50-х годов, когда разовые пожертвования прихожан церквям переросли в хорошо спланированные кампании по сбору средств для НКО (и не только религиозных). Типичная российская проблема – слабая нормативно-правовая база, регулирующая отношения между гражданами и некоммерческими организациями – тормозит развитие этого направления сбора средств. Формы сотрудничества с коммерческими организациями Благотворительность. Промоушн – любой вид коммуникации, цель которой убедить людей купить что-либо. Некоммерческие организации здесь выступают в роли рекламного агентства. Частные пожертвования нынешних и бывших сотрудников коммерческих организаций, членов их семей, их друзей, пенсионеров. Для общественной организации довольно опасно ориентироваться исключительно на внешние источники (гранты, государственные или муниципальные дотации, субсидии и т.д.), поскольку она рискует в одночасье оказаться без финансирования в случае изменения внутриполитической или международной обстановки, смене фондом приоритетов или в том случае, если НКО проявила активность, идущую вразрез интересам местных органов власти. Также опасна и зависимость организации от одного (любого) источника. Частные пожертвования могут являться одним из наиболее стабильных, хотя, может быть, и не очень эффективных, источников финансирования НКО. К тому же по большому счету миссия любой некоммерческой организации заключается в улучшении морально-нравственного облика как общества в целом, так и отдельных его представителей. И обращаясь к гражданам за помощью, некоммерческая организация дает шанс представителям данного социума проявить себя с позитивной стороны, открыть в себе положительные качества, задуматься о благотворительности как о реальной возможности сделать что-то хорошее для общества, помочь нуждающимся, в общем, совершить благое.
Осуществление кампании по сбору пожертвований, в первую очередь, нужно начать с анализа ситуации. Лучше всего провести социологическое исследование, которое поможет правильно определить целевую группу, выявить ее отношение к данной проблеме, ее материальные возможности и факторы, влияющие на поведение представителей данного сегмента. Очевидным является то, что это исследование должно быть проведено очень качественно. И не имея специальной подготовки, программу для него составить сложно. Поэтому мы рекомендуем в данном случае прибегать к помощи специалистов. Конечно, обращаться в профессиональные агентства не имеет смысла, поскольку подобные услуги стоят очень дорого. Проблему можно решить другим способом: в нашем городе в Удмуртском государственном университете уже 10 лет существует факультет социологии и философии. Занимаясь организацией кампании по сбору пожертвований среди населения необходимо помнить также о некоторых предубеждениях, имеющих место в общественном сознании: § пожертвования собирают шарлатаны, а собранные деньги никогда не доходят до адресата, не идут по назначению; § вклад одного человека – это достаточно незначительный взнос, который не может изменить ситуацию в целом, как не может изменить ситуацию и то, что взноса не будет вообще. На первый взгляд это может показаться не столь важным, но на практике оказывается, что такой аттитьюд (социальная установка) является основным препятствием в сборе частных пожертвований. Поэтому начинать кампанию по сбору частных пожертвований следует прежде всего с изменения общественного мнения, с попытки сформировать позитивный образ НКО, что позволит ликвидировать недоверие граждан к деятельности некоммерческой организации. Залогом успеха в этом начинании является плодотворное сотрудничество НКО со средствами массовой информации. Но, как показывает практика, не всегда это удается. Журналисты, мягко говоря, не считают проблемы третьего сектора приоритетными и не проявляют активности в размещении материалов о деятельности некоммерческих организаций. А сами НКО, загруженные проблемами собственного выживания, не уделяют должного внимания работе со СМИ, и поэтому в прессе и телерадиоэфире появляются иногда случайные разовые материалы, которые не могут дать полного представления об НКО, сформировать нужный образ, и, как следствие, найти отклик общественности, получить большой резонанс. Чтобы наладить контакт со СМИ нужно самим проявлять инициативу, создавать информационные поводы и делать все возможное, чтобы о вас писали. Главное подойти к решению этой проблемы комплексно. После создания информационной волны, целью которой является привлечение внимания к НКО, а также формирование позитивного образа НКО, можно приступать к достижению поставленной цели – сбору частных пожертвований.
Существует много различных способов сбора пожертвований, многие из них были апробированы в ходе благотворительной акции «Мир-Детство». Рассмотрим их с учетом рекомендаций организаторов акции. 1. Ящики-копилки. Эта форма сбора частных пожертвований является традиционной и чаще всего используемой в подобных акциях. Но для того, чтобы сборы были приличными, при установке ящиков нужно учитывать некоторые аспекты: а) Место установки. Критериями выбора места для установки ящика-копилки должны быть, 1. большая проходимость народа (например, в магазине, на вокзале, на рынке, в парке и т.д.), 2. высокая степень безопасности, что обеспечивается наличием охраны в том месте, где предполагается поставить ящик, 3. ящик должен стоять на видном месте, 4. если это магазин, вокзал или любое другое место, где люди расстаются с деньгами, то желательно, чтобы ящик стоял непосредственно около кассы. б) Внешний вид. Не всегда директора тех заведений, которые «облюбованы» некоммерческой организацией для установки ящика-копилки, с энтузиазмом смотрят на эту перспективу. Обоснованием отказа чаще всего является то, что данная конструкция не вписывается в интерьер. Поэтому прежде чем идти с перспективным предложением к хозяину помещения нужно, во-первых, заручиться поддержкой администрации (если это магазин, то разрешение торгового отдела администрации того района города, где он расположен – необходимое условие), во-вторых, обсудить с директором конструкцию, цвет и размер ящика-копилки. Кроме того, на самом ящике или рядом с ним должна содержаться информация о том, на что собираются средства, с указанием реквизитов организации, которая осуществляет сбор. в) Обращение внимания на ящик-копилку. Если ящик для сбора частных пожертвований расположен в том месте, мимо которого проходят в основном новые люди (рынок, вокзал), то главной его характеристикой должна быть внешняя привлекательность (яркий цвет, большой размер и т.п.). Но в том случае, когда люди являются постоянными посетителями (магазин, дом культуры и т.п.), каким бы красивым ни был ящик для сбора пожертвований, существует опасность, что он просто примелькается. Чтобы этого не произошло, на него искусственно нужно обращать внимание целевой группы. Чтобы этого не произошло, на него искусственно нужно обращать внимание целевой группы. С этой целью необходимо показать динамику сбора пожертвований в конкретный ящик. Например, повесить плакат со шкалой, наивысшая точка которой соответствует сумме, необходимой организации – сборщику для реализации поставленной задачи (лучше обозначать эту величину в процентном соотношении, чтобы не отпугивать потенциальных жертвователей), и после каждой выемки средств заштриховывать шкалу на одно деление. Одним из вариантов обращения внимания на ящик-копилку в культурно-массовых заведениях может быть прямой призыв сотрудников этого заведения к посетителям совершать акт жертвования. Очевидно, что очень сложно добиться сотрудничества с хозяевами помещений в этом направлении, но, тем не менее, возможно. Можно, к примеру, договорившись с властями, поощрять работников тех мест, где лучше всего идут сборы, благодарственными письмами за подписью государственных чиновников, а также публиковать рейтинги точек, в которых ведется сбор, в местных СМИ. Это может повысить азарт и желание собрать больше денег не только у сотрудников заведений, где установлены ящики-копилки, но и у потенциальных жертвователей. 2. Другим, достаточно популярным методом сбора частных пожертвований, является организация уличных акций. Чтобы обеспечить максимальный успех уличной акции, необходимо учитывать следующее: а) Понятно, что место, где предстоит развернуться такой акции, должно быть людным (рынок, вокзал и т.п.). Но, каким бы оно ни было, в первую очередь, нужно получить разрешение администрации города на проведение акции на этой территории. Во время благотворительной акции по сбору частных пожертвований «Мир-Детство» уличные акции устраивались на городском рынке (в этом случае помимо разрешения городских властей нужно было получить разрешение администрации рынка) и в подземном переходе на главной площади города. б) Необходимо также наличие у сборщиков пожертвований доверенности от организации, на нужды которой собираются средства. в) Очень важно использовать в уличных акциях наглядные средства. Это могут быть стенды и плакаты, содержащие графические образы объектов сбора пожертвований; и сами предметы, на которые собираются деньги (если, например, пожертвования собираются на покупку инвалидных колясок, то можно одну для наглядности поставить радом); и люди, для которых собираются пожертвования (как, например, в одной из кампаний по сбору пожертвований на лечение детей, болеющих раком, в уличных акциях принимали участие их родители); и прочее. г) Организуя уличную акцию, нельзя забывать о раздаточном материале. Каждый жертвователь должен получить хотя бы маленькую листовку или календарик, со словами благодарности за сочувствие и понимание. В раздаточном материале обязательно должны быть указаны реквизиты организации-сборщика, а также конкретно обозначена цель сбора. Причем попасть эти листовки должны в руки как можно большего числа граждан, а текст нужно продумать и составить так, чтобы он был эмоционально-окрашенным и побуждал к совершению акта жертвования. Практика проведения уличной акции в рамках благотворительной акции «Мир-Детство» показала, что очень убедительно на потенциальных жертвователей воздействует упоминание в листовках о том, что организация, на ремонт которой собираются деньги (приют «Мать и дитя») примет от граждан любую помощь: вещи, ненужную мебель, строительные материалы и непосредственно физическую помощь (рабочие руки). 3. Организация праздников. Принято считать, что в социальной рекламе эффективнее всего использовать шок. Это стандартный подход, и в нем есть логика: человек, увидев по телевизору жуткую картинку, получает заряд отрицательной энергии, а когда он, условно говоря, приходит в банк и перечисляет определенную сумму денег нуждающемуся, он тем самым избавляется от негатива. Но к этому вопросу можно подойти и с другой стороны. Решая социально значимую проблему совсем не обязательно ее обнажать, а можно попытаться решить через пропаганду ценностей с положительным коэффициентом. В этом могут оказать неоценимую услугу праздничные мероприятия. Например, целью благотворительной акции «Мир-Детство» был сбор средств на ремонт приюта «Мать и дитя», в чьих стенах привечают женщин и их детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. В данном случае было решено привлекать внимание общественности посредством пропаганды здоровой благополучной семьи. Для этого организовывались семейные праздники, на которых проводились контрастные параллели к требующей решения проблеме, что и обеспечивало необходимый для сбора пожертвований эффект. При организации таких мероприятий можно использовать следующие моменты: а) если принято решение собирать пожертвования на празднике в ящики-копилки, то лучше всего их установить около входа и (или) у входа на сцену. Хорошим ходом будет то, если приглашенные на праздник высокопоставленные персоны, выходя на сцену перед выступлением, будут делать свой вклад в копилку организации-сборщика. Это вызовет доверие к организации как у присутствующих в зале, так и у тех, кто будет смотреть, читать и слушать вышедшие после праздника журналистские материалы. После окончания мероприятия хорошо было бы предусмотреть то, чем можно заинтересовать посетителя задержаться на выходе около копилки, например, устроить выставку детских рисунков или символическое чаепитие. Чаще всего потенциальный жертвователь не делает свой вклад, потому что в быстром темпе проходит мимо сборщика, и даже если желание подать возникает, то для его осуществления нужно вернуться назад к сборщику, что чаще всего не делается. Предлагаемая мера позволяет задержать потенциального жертвователя около ящика-копилки, что дает ему время подумать. б) Во время представления по рядам можно пустить «гуляющий кошелек». Для этого ведущий кладет в «гуляющий кошелек» купюру, и со сцены передает его первому ряду. Кошелек переходит из рук в руки, постоянно наполняясь деньгами. Здесь включается механизм причастности: человек сам передает средство сбора денег (к нему не подходят и не просят), он становится частью одного целого, и у него невольно возникает желание сделать вклад в данном случае в общее дело. в) Аукцион. В ходе мероприятия можно прибегнуть и к такому методу сбора частных пожертвований. В принципе продавать можно все, что угодно, но есть определенная специфика. Если аукцион проходит на какой-нибудь клубной вечеринке, то там, разогретая горячительными напитками публика может купить, действительно, что угодно (на одной такой вечеринке за бешеные деньги была куплена, например, майка ди-джея). А вот на мероприятии, где зрители достаточно трезво смотрят на вещи, все значительно сложнее. Для проведения серьезного аукциона нужны солидные лоты, но, тем не менее, это не даст гарантии, что их кто-то купит. Мы предлагаем проведение шутливого аукциона, который не создаст неожиданной заминки, а даже наоборот разрядит ситуацию. В качестве лотов можно привлечь творческие работы детей, обыграв их в шутливой форме. Главной задачей является донести до зрителей важность вложения денег в этот предмет, потому как они пойдут на те цели, о которых будет не раз говориться на празднике. г) Приглашение на праздник. Если вы решили проводить платное мероприятие, то для привлечения большего числа зрителей, потребуется размещение рекламы в местных СМИ. Для этого нужно, как минимум за неделю, разослать пресс-релизы в средства массовой информации с анонсом предстоящего события, обязательно упомянув о его социальной значимости. Если мероприятие будет бесплатным, то все равно потребуются усилия для обеспечения посещаемости. В этом случае также можно использовать рекламу и объявления в СМИ, но можно прибегнуть и к более верному, на наш взгляд, средству. Для этого нужно тщательно просчитать целевую аудиторию, тех, кого вы хотите видеть в качестве зрителей, и распространить среди них небольшие пригласительные билетики. Это потребует минимальных затрат, зато когда человек получает непосредственное приглашение, а не просто видит объявление в газете, гораздо больше шансов, что он придет. д) Раздаточный материал. Побывав на вашем мероприятии, человек проникнется атмосферой праздника, узнает о ваших проблемах, вероятно, проявит желание помочь. Не дайте ему забыть об этих чувствах! Пусть он унесет с собой частичку праздника. Возможно, это будет листовка, плакат, буклет, календарь, благодарственная памятка и т.п. Но что бы это ни было, в тексте обязательно должны присутствовать координаты организации, в пользу которой собираются пожертвования. 4. Банковские бланки. В рамках кампании по сбору средств можно организовать перечисления частных пожертвований через отделения местных банков на счет НКО. Для этих целей необходимо изготовить специальные бланки, предусматривающие определенную форму. На обычных бланках для оплаты коммунальных платежей снизу нужно поместить информацию о некоммерческой организации и указать номер банковского счета этой организации, так, что плательщику останется только вписать сумму пожертвования в бланк и оплатить. В отделениях банка нужно разместить плакаты с информацией, разъясняющей цель сбора денег. То, как это было реализовано в проекте «Мир-Детство», подробно описывается во второй части пособия. Итак, в этой части пособия мы рассмотрели основные методы сбора частных пожертвований, которые можно смело применять, поскольку они были уже апробированы в ходе благотворительной акции «Мир-Детство». О том, как реализовывались эти методы, подробно рассказывается во второй части пособия. Помимо перечисленных выше методов привлечения благотворительной помощи достаточно популярными являются аукционы, лотереи, продажи сувениров, почтовая рассылка писем с просьбой о благотворительности и др. 3.2.1.4.Использование трудасотрудников коммерческих организаций в НКО. При этом заработную плату сотрудникам продолжают платить компании. Продажа билетов Коммерческая организация покупает билеты на мероприятия, провидимые НКО, а затем распространяет их среди сотрудников и контрагентов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|